20 июля 2017 г. |
Дело N А83-1651/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 20 июля 2017 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карева А.Ю.,
судей Приваловой А.В.,
Градовой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Голубенко В.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Службы финансового надзора Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 24 апреля 2017 года по делу N А83-1651/2016 (судья Авдеев М.П.), принятое по заявлению Службы финансового надзора Республики Крым (бульвар Ленина, 5/7, г. Симферополь, Республика Крым, 295006) к обществу с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие ВАГ" (ул. Первомайская, 1А кв. 27, г. Симферополь, Республика Крым, 295007) о взыскании задолженности по налогам, сборам, обязательным платежам, при участии третьих лиц - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым (ул. Александра Невского, 29, г. Симферополь, Республика Крым, 295006), Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Симферополю (ул. Мате Залки, 1/9, г. Симферополь, Республика Крым, 295053),
установил:
Служба финансового надзора Республики Крым (бул. Ленина, д. 5/7, г. Симферополь, Республика Крым, 295006) (далее - Служба, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие ВАГ" (ул. Первомайская, 1А кв. 27, г. Симферополь, Республика Крым, 295007) (далее - ООО "НПП "ВАГ", Общество) о взыскании задолженности по уплате налогов, сборов и обязательных платежей.
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 10.01.2017 решение суда первой инстанции от 11.07.2016 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2016 были отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Крым.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 24 апреля 2017 года в удовлетворении требований Службы финансового надзора Республики Крым было отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Служба финансового надзора Республики Крым, обратилась в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 24.04.2017 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении ее требований. В обоснование апелляционной жалобы, заявитель указывает на то, что из переданного реестра налогоплательщиков следует, что за налогоплательщиком ООО "НПП "ВАГ", по состоянию на 01.01.2015, числится задолженность в размере 177 575,02 рублей. Также, указывает на то, что доказательством, подтверждающим обоснование заявленных требований Службы, является переданный ей от УФНС России по Республике Крым реестр, что в полной мере соответствует требованиям пункта 9 Порядка N 254.
Служба финансового надзора Республики Крым, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечила, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлена надлежащим образом.
ООО "Научно-производственное предприятие ВАГ", явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлено в соответствии с нормами АПК РФ.
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Крым представило в дело заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, в котором указывает на то, что поддерживает доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Симферополю, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечила, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, уведомлена надлежащим образом; представила в дело отзыв на апелляционную жалобу, в котором указывает на то, что у Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Симферополю, отсутствуют полномочия и возможность представить суду информацию, касающуюся того, в какой период времени у Общества образовалась налоговая задолженность.
Апелляционный суд, принимая во внимание надлежащее уведомление Службы финансового надзора Республики Крым, Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Симферополю, ООО "Научно-производственное предприятие ВАГ", наличия ходатайства Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым, необязательность явки их представителей в судебное заседание, достаточность доказательств для рассмотрения дела, счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие в судебном заседании представителей указанных лиц.
Законность и обоснованность решения от 24 апреля 2017 года проверены арбитражным судом апелляционной инстанции, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что Законом Республики Крым от 29.12.2014 N 56-ЗРК/2014 "Об урегулировании задолженности (переплаты), числящейся за налогоплательщиками, зарегистрированными на территории Республики Крым" регламентированы особенности урегулирования задолженности по налогам и сборам, а также излишне уплаченных сумм налогов и сборов (переплата), образовавшихся по состоянию на 01.01.2015 года у налогоплательщиков, зарегистрированных на территории Республики Крым.
Статьей 3 указанного Закона определено, что излишне уплаченные суммы налогов и сборов (переплата), образованные по состоянию на 18 марта 2014 года и не использованные для погашения начислений по налогу и сбору в переходном периоде, не учитываются для определения суммы задолженности (излишне уплаченной суммы) по налогам и сборам на конец переходного периода. Такие суммы считаются списанными и возврату из бюджета не подлежат.
Задолженность по налогам (сборам), образованная по состоянию на 18 марта 2014 года и не погашенная и/или не уплаченная в переходном периоде, не учитывается для определения суммы задолженности (излишне уплаченной суммы) по налогам и сборам на конец переходного периода. Такая задолженность считается списанной и взысканию не подлежит.
Налоговая служба Республики Крым до 31 декабря 2014 года, формировало учетные данные о налогоплательщиках, прошедших процедуру перерегистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, но имеющих задолженность по платежам в бюджет, образовавшуюся в переходный период на дату перерегистрации и не погашенную по состоянию на 1 января 2015 года; до 1 января 2015 года формировало реестр налогоплательщиков с указанием общей суммы задолженности и общей суммы переплат по всем налогам, сборам и обязательным платежам и обеспечивало передачу этих данных, а также учетных и отчетных данных о начислениях и уплате налогоплательщиками налогов, сборов и обязательных платежей в бюджет Республики Крым и местные бюджеты, состоянии расчетов и обязательств по состоянию на 1 января 2015 года, Службе финансового надзора Республики Крым.
При этом Служба финансового надзора Республики Крым, до 1 января 2015 года обеспечивало прием от Налоговой службы Республики Крым, реестра налогоплательщиков, с данными о задолженности и переплате, а также учетных и отчетных данных о начислениях и уплате налогоплательщиками налогов, сборов и обязательных платежей в бюджет Республики Крым и местные бюджеты, состоянии расчетов и обязательств по состоянию на 1 января 2015 года; осуществляло мероприятия по возмещению в бюджет Республики Крым и местные бюджеты задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам, образовавшейся в переходный период, в соответствии с реестром, принятым от Налоговой службы Республики Крым (статья 4 Закона Республики Крым от 24.12.2014).
Постановлением Совета Министров Республики Крым от 12.05.2015 N 254, был утвержден Порядок зачета переплаты или уплаты задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам, которые образовались по состоянию на 01 января 2015 года (далее - Порядок).
Пунктами 9, 10 Порядка установлено, что Служба финансового надзора Республики Крым на основании реестров, полученных от Налоговой службы Республики Крым и Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым (как держателя информации) в соответствии с Законом Республики Крым от 29.12.2014 N 56-ЗРК/2014 "Об урегулировании задолженности (переплаты), числящейся за налогоплательщиками, зарегистрированными на территории Республики Крым" по каждому отдельному налогоплательщику определяет единое сальдо расчетов с бюджетом Республики Крым путем суммирования общей суммы задолженности и общей суммы переплаты, а также сумм перечисленных налогоплательщиком самостоятельно в период с 01 января 2015 года до даты определения сальдо.
В случае, если единое сальдо расчетов с бюджетом по налогоплательщику имеет отрицательное значение, такое сальдо является задолженностью перед бюджетом и подлежит взысканию.
Не позднее четырнадцати рабочих дней со дня определения единого сальдо расчетов с бюджетом Служба финансового надзора Республики Крым направляет налогоплательщику предписание по форме согласно приложению к настоящему Порядку о возмещении в бюджет Республики Крым задолженности, образовавшейся в переходный период, с указанием срока возмещения в течение двадцати рабочих дней и реквизитов платежа.
В случае неисполнения налогоплательщиком предписания в указанные сроки Служба финансового надзора Республики Крым обращается в суд с исковым заявлением о взыскании налоговой задолженности (пункт 11 Порядка).
Ссылаясь на реестр, сформированный Налоговой службой Республики Крым, о наличии у Общества задолженности по налогам и сборам по состоянию на 01.01.2015, в размере 177 575,02 руб., Служба финнадзора обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Службой финнадзора не доказан факт наличия у Общества по состоянию на 01.01.2015 задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам, образовавшейся после 18.03.2014.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Главой 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определен порядок рассмотрения дел о взыскании обязательных платежей и санкций.
Так, статья 212 АПК РФ определяет, что дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе. Производство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций возбуждается в арбитражном суде на основании заявлений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих контрольные функции, с требованием о взыскании с лиц, имеющих задолженность по обязательным платежам, денежных сумм в счет их уплаты и санкций.
Государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания. Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты (статья 213 АПК РФ).
Как определено статьей 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя. При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие ВАГ" является юридическим лицом, зарегистрированным в Едином государственном реестре юридических лиц.
В выписке из ЕГРЮЛ имеются сведения о регистрации ООО "НПП "ВАГ" на территории Республики Крым или города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, регистрационный номер 20665865, дата регистрации 27.04.1993, также указаны сведения о дате внесения в ЕГРЮЛ записи, содержащей сведения - 13.01.2015, ОГРН 1159102023850.
Согласно статье 15 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" законодательство Российской Федерации о налогах и сборах применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года.
До 1 января 2015 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, в том числе по установлению налоговых льгот, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, регулируются нормативными правовыми актами соответственно Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя, Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
В соответствии с пунктом 21 Положения об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории республики Крым в переходный период, утвержденного Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11.04.2014 N 2010-6/14, законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, за исключением положений, регулирующих отношения по установлению, введению и взиманию земельного налога и взиманию государственной пошлины, применяется на территории Республики Крым в отношении: юридических лиц, местом нахождения которых является территория Республики Крым, и индивидуальных предпринимателей, проживающих на территории Республики Крым, сведения о которых внесены соответственно в Единый государственный реестр юридических лиц и Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - со дня внесения сведений в указанные государственные реестры.
Согласно пункту 18 вышеуказанного Постановления, пересчет сумм налогов, подлежащих уплате, и их уплата в бюджет производятся в российских рублях по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на день представления декларации в налоговый орган, начиная с деклараций (расчетов) за март 2014 года.
Из материалов дела следует, что Обществом в суд первой инстанции была представлена налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за ноябрь 2014 года (л.д. 68-72, том 1), из пункта 9 которой, следует, что Общество за отчётный период, имело налоговых обязательств на сумму 15 535 руб. Одновременно, согласно сведений, отраженных в пункте 17 налоговой декларации, Общество имело налоговый кредит на сумму 23 505 руб.
Соответственно, согласно сведений пункта 19 налоговой декларации, Общество указало разницу в суммовом выражении между суммой налогового обязательства и суммой налогового кредита, составляющую 7 970 руб.
Суд первой инстанции, из пояснений представителя Общество установил, что сумма отрицательного значения рассчитывается согласно требованиям декларации, а именно, из суммы строчки 17 (23 505 руб.) вычитается сумма строчки 9 (15 535 руб.), в итоге, в арифметическом исчислении получается сумма 7 970 руб. Кроме того, по результатом указанных исчислений, Общество, в строчке 20.1 налоговой декларации, указало сумму налогового кредита на следующий отчётный налоговый период в размере 7 970 руб.
Таким образом, следует признать факт того, что изложенное, свидетельствует о наличии у Общества, суммы налогового кредита на следующий период, который подлежал учёту при исчислении налоговых обязательств, путём уменьшения суммы налоговых обязательств на сумму 7 970 руб. в следующем периоде.
В соответствии со статьей 215 АПК РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя (часть 4); в случае непредставления заявителем доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать их по своей инициативе (часть 5); при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Между тем, в нарушение требований статьи 215 АПК РФ, Службой финансового надзора Республики Крым, ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции, не было предоставлено надлежащих доказательств, подтверждающих задолженность у Общества в сумме 177 575,02 рублей, с которой оно было включено в Реестр. Кроме того, Службой финансового надзора, а также третьими лицами, не были представлены первичные документы, свидетельствующие о наличии задолженности Общества перед бюджетом.
Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в п.22 Постановления Пленума ВАС РФ "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" от 22.06.2006 N 25 разъяснено, что при проверке обоснованности и размера требований по налогам судам необходимо учитывать, что представляемая уполномоченным органом в обоснование указанных требований справка налогового органа, содержащая данные лицевого счета о размере недоимки на определенную дату, в случае несогласия должника с этими сведениями не может рассматриваться как достаточное доказательство для признания заявленных требований доказанными. В этом случае уполномоченным органом в обоснование предъявленных требований могут быть представлены документы, содержащие данные об основаниях, моменте возникновения и размере недоимки (например налоговые декларации налогоплательщика, акты налоговых проверок, решения налогового органа по результатам рассмотрения материалов проверок).
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, и соответственно, не могут служить основанием для отмены вынесенного судебного решения.
На основании установленных обстоятельств и названных норм материального права Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, учитывая, что судом первой инстанции решение принято без нарушений норм материального права и при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, иных оснований для его отмены (изменения) не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 24 апреля 2017 года по делу N А83-1651/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Службы финансового надзора Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Ю. Карев |
Судьи |
А.В. Привалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-1651/2016
Истец: СЛУЖБА ФИНАНСОВОГО НАДЗОРА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: ИФНС по г. Симферополю, ООО "НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ВАГ", УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ
Хронология рассмотрения дела:
03.10.2017 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5069/16
20.07.2017 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1574/16
24.04.2017 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-1651/16
10.01.2017 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5069/16
14.09.2016 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1574/16
11.07.2016 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-1651/16