г. Москва |
|
12 июля 2017 г. |
Дело N А40-12238/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 июля 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Мухина С.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Бахтияровым Р.Р., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "НОВАДО"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.04.2017 по делу N А40-12238/17,
принятое судьей Девицкой Н.Е.
по заявлению ООО "НОВАДО"
к Управлению Росреестра по Москве
о признании незаконным отказа
при участии:
от заявителя : |
Эртуев М.Х. по доверенности от 01.12.2016; |
от заинтересованного лица: |
Велиев М.Н. по доверенности от 30.12.2016; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "НОВАДО" (Заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве в лице Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве о признании незаконным отказа от 10.01.2017 года N 51-98/2017 в приеме к рассмотрению заявления ООО "НОВАДО" о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:04:0003012:1008.
Решением суда от 11.04.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, указав на наличие оснований для отмены обжалуемого судебного акта, а также изложив свою правовую позицию по делу, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель Управлению Росреестра по г. Москве поддержал решение суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы, а также содержащиеся в ней требования считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению, изложил свою правовую позицию, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении заявленных требований - отказать.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необходимости отмены обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как усматривается из материалов дела, ООО "НОВАДО" (Заявитель) владеет на праве аренды земельным участком площадью 6 045 кв. м. с кадастровым номером 77:04:0003012:1008, расположенным по адресу: г. Москва, ул. Шоссейная, вл. 100 (объект) на основании договора аренды земельного участка N М-04-037889 от 10.08.2012 г.
26 декабря 2016 г. Заявитель обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве с заявлением (вх. N 132809/2016 от 26.12.2016) о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:04:0003012:1008 с приложением следующих документов: Нотариально удостоверенная копия Договора аренды земельного участка N М-04-037889 от 10.08.2012 г.; Подлинная справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости; подлинный Отчет N 3080-0816 "Об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости- земельного участка категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: участки смешанного размещения производственных объектов различного вида (1.2.9/1.2.7), кадастровой номер 77:04:0003012:1008, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Шоссейная, вл. 100."; Оптически диск с цифровой копией приложения N3 к заявлению; Подлинное экспертное заключение N 3782/2016 Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков Экспертный совет" от 05.12.2016 г.; Копия доверенности на представителя.
Уведомлением от 10.01.2017 N 51-98/2017 Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве отказало в принятии к рассмотрению заявления. В обосновании отказа в принятии к рассмотрению заявления, Управление Росреестра по Москве сослалось на ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в соответствии с которой заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано с нарушением срока.
Не согласившись с указанным отказом, общество обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы, необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в Комиссию об оспаривании кадастровой стоимости общество обратилось 26.12.2016, очередная государственная кадастровая оценка утверждена 09.12.2016, внесена в государственный кадастр недвижимости 19.12.2016, следовательно, на момент указанных обращений кадастровая стоимость являлась архивной, и за Заявителем не было сохранено право на применение результатов пересмотра архивной кадастровой стоимости.
Вместе с тем, апелляционный суд не может согласиться с выводами суда первой инстанции ввиду следующего.
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с данным Законом.
Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 названного Закона).
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Законом (часть 5 статьи 4 названного Закона).
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Закона о кадастре установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно Приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.05.2012 N 263 "Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России N 69 от 22.02.2011 "Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости", комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости создается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, при его территориальном органе в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Комиссии создаются органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Порядок создания и работы комиссии, в том числе, формы принимаемых ею документов, устанавливается уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере оценочной деятельности.
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, таким органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
На основании приказа Росреестра от 26.10.2012 N П/481 была создана Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении.
Согласно пункту 13 Порядка комиссия рассматривает споры о результатах определения кадастровой стоимости различных категорий земель и иных объектов недвижимости на территории субъекта Российской Федерации, в котором она создана, и (или) территории муниципального образования, находящегося на территории этого субъекта Российской Федерации, на основании поступившего в комиссию заявления о пересмотре кадастровой стоимости, содержащего сведения о правообладателе объекта недвижимости, в отношении которого подается заявление о пересмотре кадастровой стоимости (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства (в случае, если правообладателем объекта недвижимости является физическое лицо), наименование юридического лица, почтовый адрес и место нахождения (в случае, если правообладателем объекта недвижимости является юридическое лицо), с приложением следующих документов: кадастровый паспорт объекта недвижимости; нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости; документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию ошибочности указанных сведений; отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; положительное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков (далее - положительное экспертное заключение) в случаях, установленных настоящим Порядком.
Пунктом 14 Порядка предусмотрено, что при поступлении заявления о пересмотре кадастровой стоимости секретарь комиссии проверяет наличие прилагаемых документов и срок подачи заявления, при этом датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считается дата представления его в территориальный орган уполномоченного федерального органа либо день сдачи его в организацию почтовой связи для направления в комиссию по месту нахождения территориального органа уполномоченного федерального органа.
Перечень оснований для отказа в принятии заявления, указанный в Порядке создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденном Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 мая 2012 года N 263, является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
Полномочия Комиссии по приему либо возврату заявления являются четко регламентированными; на указанной стадии секретарь обязан проверить наличие необходимых документов, обращение с заявлением в установленный законом срок и отсутствие ранее установленной кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Порядок не наделяет секретаря комиссии правом на стадии принятия заявления к рассмотрению давать оценку приложенным к заявлению документам, кроме той, которая указана в пункте 15 Порядка, поскольку указанные полномочия являются полномочиями Комиссии при рассмотрении заявления по существу (пункты 19, 20 Порядка); несоответствие представленных документов по их содержанию заявленным требованиям может являться основанием для принятия Комиссией отказа (отклонения) заявления, а не основанием для отказа в принятии заявления на рассмотрение Комиссии.
Абзацем 10 ст.24.18 Федерального закона Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" определено, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со ст.24.19 этого же Федерального закона, но не позднее, чем в течение 5 лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
В соответствии с ч.7 ст.4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются.
Учитывая изложенное, общество вправе оспаривать результаты определения кадастровой стоимости объекта по состоянию на 1 января 2016 г., ставшей архивной, в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности общества, и если не истек пятилетний срок, с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
Постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016 N 791-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земель города Москвы по состоянию на 1 января 2016 г." утверждены результаты определения кадастровой стоимости и удельные показатели кадастровой стоимости земель города Москвы по состоянию на 01.01.2016.
Поскольку заявление было подано в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве в течение 2016 г., то в случае удовлетворения требования в Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве, или суде, установленная кадастровая стоимость будет применяться в целях законодательства РФ в 2016 г., что, в повлияет на налоговую базу налога на имущество организаций.
Согласно абз.3 и 4 п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" ".. о соблюдении досудебного порядка свидетельствует решение Комиссии об отказе в удовлетворении заявления о пересмотре кадастровой стоимости либо документы, подтверждающие факт обращения в Комиссию и не рассмотрение ею заявления в установленный законом срок.
Таким образом, отказ ответчика в принятии документов не позволяет заявителю обратиться с исковым заявлением в Московский городской суд.
Таким образом, поданное ООО "НОВАДО" в Комиссию заявление соответствует действующему законодательству, таким образом, оспариваемое уведомление является незаконным и необоснованным, нарушает права и законные интересы заявителя.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При указанных обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд считает необходимым удовлетворенить заявленные требования.
Принимая во внимание изложенное, решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 11.04.2017 по делу N А40-12238/17 отменить.
Признать незаконным отказ Управления Росреестра по Москве в приеме к рассмотрению заявления оформленного уведомлением от 10.01.2017 N 51-98/2017.
Обязать принять заявление ООО "НОВАДО" от 26.12.2016 вх. N 132809/2016 о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N 77:04:0003012:1008 и передать его в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости по Московской области, созданную при Управлении Росреестра по Москве для рассмотрения по существу.
Взыскать с Управления Росреестра по Москве в пользу ООО "НОВАДО" расходы по уплате государственной пошлины по заявлению 3 000 (три тысячи) рублей, и по апелляционной жалобе в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Возвратить ООО "НОВАДО" из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-12238/2017
Истец: ООО НОВАДО
Ответчик: Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве, Управления Росреестра по Москве, в лице Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве