Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25 сентября 2017 г. N Ф02-4562/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
29 мая 2017 г. |
Дело N А19-21367/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 мая 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Никифорюк Е.О., судей Ткаченко Э. В., Сидоренко В.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Аксененко Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу УПРАВЛЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ) В ПРАВОБЕРЕЖНОМ И ОКТЯБРЬСКОМ ОКРУГАХ ГОРОДА ИРКУТСКА на решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 марта 2017 года по делу N А19-21367/2016 по заявлению ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ВЕЗЕРФОРД" (ОГРН 5077746870460; ИНН 7708639661; Г. МОСКВА, ПЕРЕУЛОК ЛЕСНОЙ, 4-Й, 4, ЭТ. 12, 13, 14) к УПРАВЛЕНИЮ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ) В ПРАВОБЕРЕЖНОМ И ОКТЯБРЬСКОМ ОКРУГАХ ГОРОДА ИРКУТСКА (ОГРН 11038500184250, ИНН 3808214697; место нахождения: 664007, Иркутская обл., Иркутск г., ул. Декабрьских Событий, 92) о признании незаконным и отмене решения N 30-01-48/176 от 16.09.2016 г., (суд первой инстанции - А.А. Пугачёв),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Везерфорд" (далее - заявитель, ООО "Везерфорд", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска (далее - заинтересованное лицо, Пенсионный фонд, фонд) о признании незаконным и отмене решения N 30-01-48/176 от 16.09.2016.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 13 марта 2017 года по делу N А19-21367/2016 заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение УПРАВЛЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ) В ПРАВОБЕРЕЖНОМ И ОКТЯБРЬСКОМ ОКРУГАХ ГОРОДА ИРКУТСКА N 30-01-48/176 от 16.09.2016 в части привлечения ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ВЕЗЕРФОРД" к ответственности на основании пункта 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в виде штрафа в размере 203921 руб. 55 коп. (подпункт 3 пункта 1 решения N 30-01-48/176 от 16.09.2016), начисления пени в сумме 36285 руб. 18 коп. на недоимку по страховым взносам по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пп. 2-18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (с 2015 года - пп. 1 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ) (пункт 2 решения N 30-01-48/176 от 16.09.2016), недоимки в сумме 1019607 руб. 77 коп. по страховым взносам на обязательное пенсионной страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пп. 2-18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (с 2015 года - пп. 1 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ) (пункт 3.1 решения N 30-01-48/176 от 16.09.2016). Суд обязал УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ) В ПРАВОБЕРЕЖНОМ И ОКТЯБРЬСКОМ ОКРУГАХ ГОРОДА ИРКУТСКА устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В обосновании суд первой инстанции указал, что поскольку обязанность по уплате страховых взносов по дополнительному тарифу в 2014, 2015 исполнена обществом в установленные сроки, у органа Пенсионного фонда отсутствовали основания для начисления недоимки, пени за неуплату страховых взносов по дополнительному тарифу и наложения на заявителя штрафа за неуплату сумм страховых взносов по дополнительному тарифу.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 13.03.2017 г. по делу А19-21367/2016 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Везерфорд" к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе удовлетворении заявленных требований.
Полагает, что судом не учтено, что суммы страховых взносов по дополнительному тарифу, отраженные в карточках индивидуального учета сумм начисленных выплат (иных вознаграждений) и страховых взносов, страхователь не исчислил и не отразил в представленных на дату начала выездной проверки расчетах по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2014 год и не в полной мере отразил в расчетах по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2015 год. Судом не учтено, что расчет по страховым взносам по форме РСВ-1 ПФР был направлен страхователем единожды 27.08.2016, других отчетов по форме РСВ-1 до периода проверки и после, с устранением ошибок, страхователем не представлено.
На апелляционную жалобу поступил отзыв общества, в котором оно соглашается с выводами суда первой инстанции и просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями вручении. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 26.04.2017.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска проведена выездная проверка Иркутского филиала Общества с ограниченной ответственностью "Везерфорд" за 2013-2015 гг. по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, своевременности и правильности представления индивидуальных сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования, в результате которой установлено, что заявителем занижена база для начисления страховых взносов за 2014 - 2015 гг. в сумме 5902530,10 руб. по выплатам работникам, занятым на работах с вредными, опасными и тяжелыми условиями. Результаты проверки отражены в акте от 02.08.2016 г. N 30-01-47/156.
На основании акта выездной проверки Управлением вынесено решение N 30-01-48/176 от 16.09.2016 г. о привлечении заявителя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, согласно которому:
- обществу начислена недоимка по страховым взносам на обязательные пенсионное страхование: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии - 144,88 руб., по дополнительному тарифу в общем размере 1019607,77 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС - 73,94 руб.;
* начислены пени по состоянию на 31.12.2015 на недоимку: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии - 3,07 руб., по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ - 36285,18 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС - 1,57 руб.;
* начислены штрафы на основании статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ: за неуплату сумм страховых взносов на страховую часть пенсии (на страховую часть) в результате занижения базы для начисления страховых взносов - 29,00 руб., за неуплату сумм страховых взносов по дополнительному тарифу в результате занижения базы для начисления страховых взносов - 203 921,55 руб., за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов (ФФОМС) -14,79 руб.
Заявитель, полагая данное решение незаконным и нарушающим его права и законные интересы обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным указанного решения в части начисления недоимки по оплате страховых взносов на обязательные пенсионное по дополнительному тарифу в общем размере 1019607,77 руб., пени на недоимку по страховым взносам по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ - 36285,18 руб. и в части привлечения к ответственности на основании статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ за неуплату сумм страховых взносов по дополнительному тарифу в результате занижения базы для начисления страховых взносов - 203 921,55 руб.
Решением Арбитражного суда Иркутской области требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, фонд обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующих положений.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе - организации.
Статьей 2 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ установлено, что организациями являются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лиц, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
На основании части 4 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей.
Частью 3 статьи 25 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, начисляются пени.
В силу части 1 статьи 25 Федерального закона N 212-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Согласно части 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
Как правильно установлено судом первой инстанции, основанием для принятия оспариваемого решения послужил вывод фонда о неправомерном невключении в базу для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу выплат работникам, занятым на работах с вредными, опасными и тяжелыми условиями труда (по выборочной проверке размер за 2014 г. - 5 902 530,10 руб., за 2015 г. - 45 077 858,31 руб.) и наличие неуплаченных страховых взносов по дополнительному тарифу (за 2014 г. в размере 118 050,60 руб., за 2015 г. - 901 577,17 руб.).
Частью 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлены случаи назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона.
С 2015 года такие случаи установлены Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В свою очередь частью 2 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, действовавшего в спорный период, установлено, что для плательщиков страховых взносов, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с 1 января 2015 года - в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"), применяются с 1 января 2013 года дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частью 2.1 настоящей статьи.
В 2014, 2015 гг. ООО "Везерфорд" осуществлялись выплаты работникам, занятым на работах с вредными, опасными и тяжелыми условиями труда в отношении которых подлежали уплате страховые взносы по дополнительному тарифу.
Перечень данных лиц приведен в расчетах по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2014, 2015 года (разделы 2.3, 2.4).
Судом первой инстанции правильно установлено, что в спорные периоды ООО "Везерфорд" страховые взносы по дополнительному тарифу были уплачены своевременно и в полном объеме, что признано представителем фонда в суде первой инстанции (аудиопротокол судебного заседания от 24.01.2017 с 11 по 13 минуты).
Правовая позиция пенсионного фонда, изложенная, в том числе в апелляционной жалобе, сводится к тому, что в формах расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование плательщик страховых взносов в расчете РСВ-1 обязан был отражать в том числе выплаты и суммы начисленных страховых взносов по дополнительному тарифу, однако суммы страховых взносов по дополнительному тарифу, отраженные филиалом общества в документах бухгалтерского учета, а именно в карточках индивидуального учета сумм начисленных выплат (иных вознаграждений) и страховых взносов, страхователь не отразил в представленных расчетах по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2014 год и не в полной мере отразил в расчетах по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2015 год.
Суд первой инстанции, признавая позицию фонда необоснованной, правильно исходил из следующего.
В соответствии с пунктами 2 части 5 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной плательщиком страховых взносов, если иное не предусмотрено частью 6 данной статьи, со дня предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства (с указанием соответствующего кода бюджетной классификации) денежных средств со счета плательщика страховых взносов в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа; со дня отражения на лицевом счете организации, которой открыт лицевой счет, операции по перечислению соответствующих денежных средств в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда.
Исходя из части 8 статьи 15 указанного Закона, уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на соответствующие счета Федерального казначейства.
Согласно положениям пункта 4 части 6 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ обязанность по уплате страховых взносов не признается исполненной в случае неправильного указания плательщиком страховых взносов в поручении на перечисление суммы страховых взносов номера счета Федерального казначейства, кода бюджетной классификации и (или) наименования банка получателя, повлекшего неперечисление данной суммы в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства.
Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции, страховые взносы в ПФ РФ по дополнительным тарифам заявителем начислялись и уплачивались в общеустановленном порядке на все выплаты и вознаграждения в пользу работников, признаваемых объектом обложения в соответствии с законодательством РФ, что подтверждается расшифровкой начисленных дополнительных взносов за 2014 год и расшифровкой начисленных дополнительных взносов за 2015 год.
Суд апелляционной инстанции поддерживает позицию суда первой инстанции в том, что страховые взносы по дополнительному тарифу были уплачены заявителем в установленные законодательством сроки на соответствующий код КБК, что подтверждается платежными поручениями N 1166 от 10.12.2014 г., N 1467 от 26.12.2014 г., N145 от 15.01.2015 г., N 518 от 12.02.2015 г., N 736 от 12.03.2015 г., N 938 от 13.04.2015 г, N 1137 от 14.05.2015 г., N 1332 от 11.06.2015 г., N 1530 от 13.07.2015 г., N 1720 от 12.08.2015 г., N 937 от 14.09.2015 г., N 2058 от 14.10.2015 г.
В указанных платежных поручениях номер счета Федерального казначейства, код бюджетной классификации и (или) наименование банка получателя, назначение платежа указаны надлежащим образом, следовательно, в силу положений пункта 2 части 5 и пункта 4 части 6 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ, обязанность по уплате спорных сумм страховых взносов Обществом признается исполненной.
Перечисление указанными выше платежными поручениями в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов соответствующих сумм страховых взносов Управлением Пенсионного фонда признана в суде первой инстанции.
Суд первой инстанции правильно указал, что тот факт, что суммы взносов не были отражены в отчетах по форме РСВ-1 ПФР и в формах индивидуального (персонифицированного) учета, не является подтверждением неоплаты страховых взносов по дополнительному тарифу и не может являться основанием для взыскания данных взносов фактически повторно.
Следовательно, материалами дела подтверждается, что суммы страховых взносов по дополнительному тарифу зачислены в соответствующие бюджеты, в связи с чем оснований для начисления пеней, штрафов и взысканию страховых взносов на момент вынесения решения у пенсионного фонда не имелось.
Апелляционный суд также исходит из того, что установленный ст.47 закона N 212-ФЗ состав правонарушения в качестве объективной стороны указывает именно на неуплату взносов в результате занижения базы, а не на недостоверное указание сведений об уплаченных взносах в представляемой отчетности.
Апелляционный суд соглашается с судом первой инстанции в том, что не отражение плательщиком страховых взносов выплат и суммы начисленных страховых взносов по дополнительному тарифу в отчетности не свидетельствует о том, что страховые взносы заявителем не оплачивались. Данное обстоятельство, как верно указывает суд, может являться основанием для привлечения плательщика ответственности (при наличии предусмотренных законом оснований) или принятия иных мер предусмотренных действующим законодательством, однако не может являться основанием для повторного взыскания страховых взносов при том, что страховые взносы по дополнительному тарифу фактически были оплачены плательщиком.
Таким образом, учитывая, что обязанность по уплате стразовых взносов по дополнительному тарифу в 2014, 2015 была исполнена обществом в установленные сроки, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что у органа Пенсионного фонда РФ отсутствовали основания для начисления недоимки, пени за неуплату страховых взносов по дополнительному тарифу и наложения на заявителя штрафа за неуплату сумм страховых взносов по дополнительному тарифу.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции имелись основания для удовлетворения требований заявителя.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 марта 2017 года по делу N А19-21367/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Судьи |
В.А.Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-21367/2016
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25 сентября 2017 г. N Ф02-4562/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Везерфорд"
Ответчик: ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска