г. Челябинск |
|
20 июля 2017 г. |
Дело N А07-29777/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июля 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецова Ю.А.,
судей Арямова А.А. и Малышевой И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Садреевой С.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Башкиравтодор" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.05.2017 по делу N А07-29777/2016 (судья Насыров М.М.).
В судебном заседании приняли участие представители:
акционерного общества "Башкиравтодор" - Горшкова О.П. (доверенность N 09юр/1521 от 26.12.2016).
28.12.2016 акционерное общество "Башкиравтодор" (далее - истец, общество, АО "Башкиравтодор", подрядчик) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан (далее - ответчик, Управление, заказчик) о внесении изменений в муниципальный контракт в части срока исполнения.
Между Управлением (заказчик) и обществом (подрядчик) 20.02.2014 заключен муниципальный контракт N 0101300094213000040-0506250-01 на выполнение работ по ремонту улиц Советского района г. Уфы (ул. Бабушкина, ул. Бессонова, ул. Н. Дмитриева, ул. Районная, бульвар Хадии Давлетшиной, ул. Айская, ул. Революционная) в срок до 10.11.2016.
Заказчик производил оплату работ по мере поступления бюджетных средств и не обеспечил финансирование в полном объеме до окончания срока, указанного в контракте - 10.11.2016 года.
Стороны заключили дополнительные соглашения о корректировке объемов работ на 2017-2019 годы исходя из лимитов финансирования. Общество в связи с этим обратилось в Управление с заявлением о внесении изменений в муниципальный контракт и переносе сроков окончания работ до 25.12.2017, в чем было неосновательно отказано (т.1 л.д. 5-8, 127, т.2 л.д.3-7).
Управление возражало против удовлетворения требований, указывало на законодательный запрет изменения существенных условий контракта (сроков) (т.1 л.д. 122-124, т.2 л.д.19).
Определением суда от 27.03.2017 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Правительство Республики Башкортостан (т.1 л.д. 150-151), которое поддержало заявленные требования (т.2 л.д. 21-23).
Решением суда первой инстанции от 12.05.2017 в удовлетворении требований отказано.
По ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается, они должны исполняться в установленные договором сроки. Общество свои обязательства в срок, установленный контрактом, не выполнило, и требования об изменении срока выполнения работ не имеют под собой правовой основы, противоречат п.1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее -Закон N 44-ФЗ).
Условиями конкурсной документации и контрактом изменения срока выполнения работ не предусмотрено (т.1 л.д. 40-49).
08.06.2017 от АО "Башкиравтодор" поступила апелляционная жалоба об отмене судебного решения и удовлетворении исковых требований.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела не оценил фактические обстоятельства дела, неверно применил нормы материального права.
Пунктом 3.2. стороны установили календарные сроки выполнения работ до 10.11.2016, но в п. 2.2 предусмотрели возможность корректировки объемов работ на текущий год исходя из лимитов финансирования.
По причине невозможности предоставления в 2016 году бюджетного финансирования в полном размере заключены соглашения о предоставлении финансирования в 2017-2019 годах.
Поскольку исполнение работ связано с получением финансирования истец предложил заказчику внести в муниципальный контракт изменения в части переноса сроков выполнения работ.
Отказ является необоснованным, т.к. в силу ч.6 ст.161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) уменьшение финансирования является основанием для изменения контракта, т.к. приводит к невозможности выполнения работ. Изменение бюджетного финансирования является для подрядчика непредвиденным обстоятельством, и в силу ст.451,767,768 ГК РФ стороны должны в этом случае согласовать новые сроки.
Позиция общества находит подтверждение в судебной практике (А07-15461/2015, А07-20439/2016, А07-25875/2016) (т.2 л.д. 54-57).
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Ответчик и третье лицо в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены, суд определил рассмотреть дело без не явившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного - процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) - в пределах оснований указанных в апелляционной жалобе.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав истца, установил следующее.
АО "Башкиравтодор" зарегистрировано в качестве юридического лица свидетельством от 14.01.2010 (т.1, л.д. 118).
Между Управлением (заказчик) и обществом (подрядчик) 20.02.2014 заключен муниципальный контракт N 0101300094213000040-0506250-01 на выполнение работ по ремонту улиц Советского района г. Уфы (ул. Бабушкина, ул. Бессонова, ул. Н. Дмитриева, ул. Районная, бульвар Хадии Давлетшиной, ул. Айская, ул. Революционная).
Цена контракта составляет 392 081 621,45 руб. (п.2.1). Оплата работ производится в безналичном расчете, по факту приема выполненных объемов работ, по мере поступления бюджетных средств, после подписания форм КС-2, КС-3, в пределах лимитов бюджетных обязательств не позднее 25.12.2016 (п.2.5). Контракт действует до полного исполнения сторонами своих обязательств (п.3.1.). Сроки выполнения работ с 01.03.2014-10.11.2016 (т.1 л.д. 10-16).
Сторонами 30.05.2014 заключено дополнительное соглашение N 1 о внесении изменений в пункт 2.2 контракта, указано, что финансирование осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств на 2014 - 2017 годы, установлены лимиты на каждый год (том.1 л.д.18-19).
Сторонами также подписаны дополнительные соглашения N N 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 к муниципальному контракту N 0101300094213000040-0506250-01
от 20.02.2014 касающиеся финансирования работ по муниципальному контракту на каждый год (т.1 л.д.21-38).
Письмом N 67 - 03/6722 от 15.12.2016 АО "Башкиравтодор" обратилось к
ответчику с заявлением об изменении муниципального контракта в части переноса сроков выполнения работ (т.1, л.д.42). В ответе N 224 от 20.12.2016 Управление отказалось от внесения изменений в контракт по причине того, что изменение существенных условий контракта в виде продления сроков выполнения работ не допускается (т.1, л.д. 44).
По мнению подателя жалобы - общества суд первой инстанции пришел к неверному выводу об отсутствии оснований для внесения изменений в контракт.
Суд первой инстанции отказал в требованиях общества.
Суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно ст. 708 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы.
Согласно ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В силу ст. 767 Гражданского кодекса Российской Федерации при уменьшении соответствующими государственными органами или органами местного самоуправления в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия выполнения работ. Изменения условий государственного или муниципального контракта, не связанные с этими обстоятельствами, в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются в случаях, предусмотренных законом.
Вышеуказанные положения ГК РФ согласуются с положениями ст. 161 БК РФ, согласно которой заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств. В случае уменьшения бюджетному учреждению главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения бюджетным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, бюджетное учреждение должно обеспечить согласование новых сроков, а если необходимо, и других условий государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров. Данные положения распространяются и на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее -Закон N 44-ФЗ) изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 БК РФ, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом.
Изменение размеров бюджетного финансирования подтверждено представленными в дело дополнительными соглашениями, которыми внесены изменения в п.2.2 муниципального контракта и определены порядок и суммы финансирования по годам. Эти же обстоятельства подтверждены в отзыве Правительства Республики Башкортостан. Суд апелляционной инстанции считает, что обстоятельства указанные в ст. 767 ГК РФ, обязывающие орган местного самоуправления изменить сроки выполнения работ в контракте, установлены.
Суд апелляционной инстанции учитывает невозможность исполнения работ в установленный контрактом срок при отсутствии полного финансирования.
По ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции является неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. В связи с этим судебное решение следует отменить, а заявленные обществом требования удовлетворить.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.05.2017 по делу N А07-29777/2016 отменить.
Требования акционерного общества "Башкиравтодор" удовлетворить, изменить условия пункта 3.2 муниципального контракта N 0101300094213000040-0506250-01 от 20.02.2014 в части сроков окончания работ, сроком окончания работ считать 25 декабря 2017 года.
Взыскать с Управления по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан в пользу акционерного общества "Башкиравтодор" в возмещение расходов по госпошлине 9 000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.А. Кузнецов |
Судьи |
А.А.Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-29777/2016
Истец: АО "БАШКИРАВТОДОР"
Ответчик: Управление по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Третье лицо: Правительство РБ