г. Красноярск |
|
29 мая 2017 г. |
Дело N А33-1649/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 мая 2017 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Петровской О.В.,
судей: Бутиной И.Н., Парфентьевой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Каверзиной Т.П.,
при участии:
от ответчика - муниципального унитарного предприятия "Городское жилищно-коммунальное управление" г. Зеленогорска- Кириченко О.С., представителя по доверенности от 08.08.2016,
от истца - муниципального унитарного предприятия тепловых сетей г. Зеленогорска - Хаятова С.М., представителя по доверенности от 09.01.2017,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Городское жилищно-коммунальное управление" г. Зеленогорска на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 14 марта 2017 года по делу N А33-1649/2017, принятое судьёй Шевцовой Т.В.,
установил:
муниципальное унитарное предприятие тепловых сетей г. Зеленогорска (ИНН 2453000242, ОГРН 1022401486623, далее- МУП тепловых сетей г. Зеленогорска, истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к муниципальному унитарному предприятию "Городское жилищно-коммунальное управление" г. Зеленогорска (ИНН 2453000010, ОГРН 1022401484434, далее- МУП "ГЖКУ" г. Зеленогорска, ответчик) о взыскании 7 232 687 рублей 83 копеек пени за период с 15.12.2015 по 08.08.2016.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 14 марта 2017 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, указал, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным по следующим основаниям:
-в силу норм действующего жилищного законодательства обязательство по оплате коммунальных услуг возникает на стороне потребителей на последнее число календарного месяца, при этом право требовать исполнения данного обязательства возникает у управляющей компании после 10 числа месяца, следующего за месяцем возникновения обязательств. При этом методика начисления штрафных санкций для потребителей (собственников и нанимателей помещений в многоквартирном жилом доме) отличается от методики начисления штрафных санкций для управляющих компаний;
-оплата потреблённых коммунальных ресурсов осуществлялась по мере поступления платежей от собственников и нанимателей помещений в многоквартирных жилых домах, находящихся в управлении ответчика. При этом собственники и наниматели оплачивают потреблённую тепловую энергию равномерно в течение года из расчёта 1/12 норматива, в то время как ресурсоснабжающая организация предъявляет к оплате задолженность за фактически потреблённую тепловую энергию, объёмы которой определяются на основании показаний приборов учёта;
-ответчик предпринимал все возможные меры для погашения образовавшейся задолженности, в том числе по взысканию задолженности с потребителей в судебном порядке, однако полученных денежных средств было недостаточно для своевременной оплаты потреблённых коммунальных ресурсов;
- судом не удовлетворено ходатайство ответчика о снижении пени в соответствии со статьёй 333 Гражданского кодекса Российской Федерации. Ответчик принимал все возможные меры для скорейшего погашения задолженности, а также в связи с особенностями выставления счетов гражданам, проживающим в многоквартирных жилых домах (с учётом 1/12 норматива);
-пени подлежат уменьшению до 2 000 000 рублей в порядке статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 24 апреля 2017 года апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 22.05.2017.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
Представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Истец указал в отзыве, что доводы жалобы дублируют возражения ответчика, заявленные им в суде первой инстанции, просит решение Арбитражного суда Красноярского края от 14 марта 2017 года по делу N А33-1649/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Между истцом (энергоснабжающей организацией) и ответчиком (абонентом) заключен договор теплоснабжения от 17.08.2005 N 6/Т (в редакции дополнительных соглашений и решения Арбитражного суда Красноярского края от 14.03.2006 по делу N А33-28898/2005), в соответствии с пунктами 1.1, 1.2 которого энергоснабжающая организация обязалась подавать абоненту через присоединённые сети тепловую энергию в горячей воде (тепловую энергию) и химически очищенную воду для нужд горячего водоснабжения (горячую воду) в параметрах согласно режимной карте, утверждённой администрацией города Зеленогорска; абонент обязался оплачивать принятую тепловую энергию и горячую воду, а также соблюдать предусмотренный договором режим её потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии.
Порядок расчётов по договору согласован в разделе 3, в котором указано, что расчётным периодом по договору является календарный месяц, окончательный расчёт производится до 15 числа месяца, следующего за расчётным месяцем (включительно).
В пункте 5.4 договора указано, что при нарушении сроков оплаты, установленных пунктом 3.5 договора, абонент уплачивает пеню в размере и порядке, определённых действующим законодательством Российской Федерации. Проценты согласно пункту 1 статьи 317.1 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору не начисляются.
В соответствии с пунктом 6.1 договора он вступает в силу с 01.10.2005 (в случае спора, разрешаемого в арбитражном суде - со дня вступления в законную силу решения суда), действует по 31.12.2006 и считается продлённым на каждый следующий календарный год на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни от одной из сторон не поступил предложения об его расторжении или изменении.
В приложении N 1 к договору согласован перечень многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении ответчика, в отношении которых осуществляется поставка тепловой энергии и теплоносителя.
В ноябре 2015 года и январе 2016 года истцом в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ответчика, поставлена тепловая энергия в количестве 90 972 Гкал и теплоноситель в объёме 144 782 м3 на общую сумму 92 406 417 рублей 88 копеек.
Потребление коммунальных ресурсов в указанных объёмах подтверждается актами приёма-передачи от 30.11.2015 N 5542, от 31.01.2016 N 99, подписанным уполномоченными представителями истца и ответчика и содержащим оттиски печатей организаций. Ответчиком потребление коммунальных ресурсов в указанных объёмах не оспорено, доказательств в подтверждение иных объёмов потребления коммунальных ресурсов ответчик в материалы дела не представил.
Стоимость потреблённых коммунальных ресурсов определена по тарифам, утверждённым приказами Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2014 N 366-п, от 20.11.2014 N 169-п, от 25.11.2015 N 238-п, от 25.11.2015 N 237-п.
На оплату потреблённых коммунальных ресурсов истцом ответчику выставлены соответствующие счет-фактуры, полученные ответчиком 04.12.2015 и 04.02.2016, что подтверждается реестрами выдачи счетов-фактура за коммунальные услуги за ноябрь 2015 года и январь 2016 года.
Из уточнённого расчёта истца следует, что потреблённые коммунальные ресурсы оплачены ответчиком платёжными поручениями от 19.02.2016, от 15.03.2016, от 16.03.2016, от 17.03.2016, от 18.03.2016, от 21.03.2016, от 22.03.2016, от 23.03.2016, от 24.03.2016, от 25.03.2016, от 28.03.2016, от 29.03.2016, от 30.03.2016, от 31.03.2016, от 01.04.2016, от 04.04.2016, от 05.04.2016, от 06.04.2016, от 07.04.2016, от 08.04.2016, от 11.04.2016, от 12.04.2016, от 13.04.2016, от 14.04.2016, от 15.06.2016, от 16.06.2016, от 17.06.2016, от 20.06.2016, от 21.06.2016, от 22.06.2016, от 23.06.2016, от 24.06.2016, от 27.06.2016, от 28.06.2016, от 30.06.2016, от 01.07.2016, от 04.07.2016, от 05.07.2016, от 06.07.2016, от 07.07.2016, от 11.07.2016, от 12.07.2016, от 13.07.2016, от 14.07.2016, от 15.07.2016, от 18.07.2016, от 19.07.2016, от 20.07.2016, от 21.07.2016, от 22.07.2016, от 25.07.2016, от 27.07.2016, от 05.08.2016, от 08.08.2016, а также путём взаимозачётов по заявлением от 07.12.2015 N 40- 01/2615, от 04.02.2016 N 40-01/312.
В связи с несвоевременной оплатой потреблённых коммунальных ресурсов, на основании части 9.3 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" истцом ответчику начислена пеня в размере 7 232 687 рублей 83 копеек за период с 15.12.2015 по 08.08.2016 с учётом 1/300, 1/170 и 1/130 ключевой ставки Банка России 10 %. Подробный расчёт пени представлен в материалы дела.
Письмом от 13.09.2016 N 2368 истцом ответчику направлена претензия с требованием об уплате пени. Получение претензии 15.09.2016 подтверждается почтовым уведомлением о вручении.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из доказанности факта наличия задолженности по договору теплоснабжения от 17.08.2005 N 6/Т, отсутствия доказательств оплаты долга, а также наличия правовых оснований для начисления пени за просрочку платежей.
Как следует из материалов дела, сторонами заключен договор теплоснабжения от 17.08.2005 N 6/Т, который по своей правовой природе является договором энергоснабжения.
В силу части 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчётов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Оплата за фактически потребленную в истекшем месяце тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель с учетом средств, ранее внесенных потребителем в качестве оплаты за тепловую энергию в расчетном периоде, осуществляется до 10 числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата (пункт 33 постановления Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации").
В пункте 25 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, указано, что при определении в договоре ресурсоснабжения порядка оплаты коммунального ресурса предусматривается осуществление оплаты в случае отсутствия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или общего собрания членов товарищества или кооператива о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям - путём перечисления исполнителем до 15 -го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (расчетным месяцем), если договором ресурсоснабжения не предусмотрен более поздний срок оплаты коммунального ресурса, платы за коммунальный ресурс в адрес ресурсоснабжающей организации любыми способами, которые допускаются законодательством Российской Федерации.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.10.2012 N 8714/12 в рамках дела N А58-1592/2011 изложена правовая позиция, в соответствии с которой параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса урегулировано элементарное правоотношение по энергоснабжению, в котором участвуют только два лица: продавец - энергоснабжающая (ресурсоснабжающая) организация и покупатель - абонент, приобретающий холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию и, следовательно, обязанный оплатить эту энергию ресурсоснабжающей организации. Жилищное законодательство в это элементарное правоотношение вводит дополнительного субъекта - исполнителя коммунальных услуг, который, с одной стороны, приобретает у ресурсоснабжающей организации перечисленные коммунальные ресурсы, а с другой стороны, оказывает проживающим в многоквартирных жилых домах гражданам коммунальные услуги - холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и отопление.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1)непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3)управление управляющей организацией.
В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно пункту 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, плату за коммунальные услуги (плата за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление).
Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307) было введено понятие исполнителя коммунальных услуг, как юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. При этом исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объёмах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Согласно пункту 42(1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учёта тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с формулой 3 приложения N 2 к Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учёта тепловой энергии. При отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой 2 приложения N 2 к Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
Пунктом 38 Правил N 354 установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Из материалов дела следует, что истцом во исполнении обязательств по договору в ноябре 2015 года и январе 2016 года в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ответчика, поставлена тепловая энергия в количестве 90 972 Гкал и теплоноситель в объёме 144 782 м3 на общую сумму 92 406 417 рублей 88 копеек, потреблённая тепловая энергия оплачена ответчиком несвоевременно.
Объёмы и стоимость потреблённой тепловой энергии и теплоносителя ответчиком не оспорены, доказательств в подтверждение иных объёмов потреблённой тепловой энергии ответчик в материалы дела не представил. Факт несвоевременной оплаты потреблённых коммунальных ресурсов ответчиком не оспаривается.
В связи с несвоевременной оплатой потреблённых коммунальных ресурсов, на основании части 9.3 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" истцом ответчику начислена пеня в размере 7 232 687 рублей 83 копеек за период с 15.12.2015 по 08.08.2016 с учётом 1/300, 1/170 и 1/130 ключевой ставки Банка России 10 %. Подробный расчёт пени представлен в материалы дела.
Согласно части 9.3 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" в редакции, действующей с 01.01.2016, управляющие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Из пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 03.11.2015 N 307-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов" следует, что действие положений Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на отношения, возникшие из заключенных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона договоров теплоснабжения, договоров теплоснабжения и поставки горячей воды, договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2015 N 1340 и указания Банка России от 11.12.2015 N 3984-у к отношениям, регулируемым актами Правительства Российской Федерации, в которых используется ставка рефинансирования Банка России, с 01.01.2016 вместо указанной ставки применяется ключевая ставка Банка России, если иное не предусмотрено федеральным законом. С 01.01.2016 самостоятельное значение ставки рефинансирования не устанавливается.
Согласно информации Центрального банка Российской Федерации от 31.07.2015 (опубликованной в источнике "Вестник Банка России" от 04.08.2015 N 65) с 03.08.2015 ключевая ставка Банка России составляет 11 % годовых.
Из информации Центрального банка Российской Федерации от 10.06.2016 (опубликованной в источнике "Вестник Банка России" от 16.06.2016 N 56) следует, что с 14.06.2016 ключевая ставка Банка России составляет 10,5 % годовых.
Исходя из информации Центрального банка Российской Федерации от 16.09.2016 (опубликованной в источнике "Вестник Банка России" от 21.09.2016 N 85), с 19.09.2016 ключевая ставка Банка России составляет 10 % годовых.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 за 2016 год, утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 19.10.2016, в рамках ответа на третий вопрос указано, что размер ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации для расчета подлежащей взысканию на основании судебного решения законной неустойки за просрочку исполнения обязательств по оплате потребления энергетических ресурсов определяется на дату вынесения решения.
Таким образом, начисление пени за весь период с учётом ключевой ставки Банка России 10 %, действующей с 19.09.2016 по день вынесения решения, является обоснованным.
Довод ответчика о том, что истцом использована неверная методика начисления пени (размер обязательств исполнителя коммунальных услуг перед ресурсоснабжающей организацией не должен превышать размер обязательств населения перед исполнителем коммунальных услуг) противоречит вышеуказанным нормам материального права. Расчёт пени повторно проверен судом апелляционной инстанции, является верным.
Судом апелляционной инстанции установлено, что при рассмотрении дела в суде первой инстанции ответчик заявил ходатайство о снижении пени в соответствии со статьёй 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как ответчик принимал все возможные меры для скорейшего погашения задолженности, а также в связи с особенностями выставления счетов гражданам, проживающим в многоквартирных жилых домах (с учётом 1/12 норматива), в удовлетворении которого было отказано.
Суд первой инстанции исследовал доводы ответчика, дал им верную правовую оценку и правомерно отказал в снижении пени.
Пунктом 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить размер неустойки.
Согласно пункту 73 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика. Несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки (часть 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы ответчика о невозможности исполнения обязательства вследствие тяжелого финансового положения, наличия задолженности перед другими кредиторами, наложения ареста на денежные средства или иное имущество ответчика, отсутствия бюджетного финансирования, неисполнения обязательств контрагентами, добровольного погашения долга полностью или в части на день рассмотрения спора, выполнения ответчиком социально значимых функций, наличия у должника обязанности по уплате процентов за пользование денежными средствами сами по себе не могут служить основанием для снижения неустойки.
Довод заявителя жалобы о том, что он выставляет гражданам к оплате сумму из расчёта 1/12 норматива, то есть равными долями в течение всего года, в связи с чем у ответчика нет возможности оплачивать объёмы ресурса, определённые на основании показаний приборов учёта, отклонен, поскольку договором с ресурсоснабжающей организацией предусмотрен иной порядок расчета.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за отчетным, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Плата вносится на основании платежных поручений, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим, если иной срок не установлен договором.
В пункте 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Требований к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 253, устанавливаются обязательные требования, предъявляемые к исполнителю коммунальных услуг при осуществлении им расчетов с ресурсоснабжающими организациями за ресурсы, необходимые для предоставления потребителям коммунальной услуги соответствующего вида. По смыслу и содержанию указанные требования направлены на немедленное и своевременное перечисление исполнителем коммунальных услуг денежных средств, собираемых им с потребителей соответствующей коммунальной услуги.
Пункт 5 Требований регулирует движение от исполнителя к ресурсоснабжающей организации денежных средств, фактически полученных от потребителей коммунальных услуг, устанавливая для исполнителя обязанности в отношении поступивших ему от потребителей в счет оплаты коммунальных услуг денежных средств по их перечислению ресурсоснабжающей организации в определенном размере и порядке. Наличие данных требований не влияет на объем обязательств по оплате исполнителя (ответчика) перед истцом, не меняет срок исполнения такого обязательства, меры ответственности за его ненадлежащее исполнение и не регулируют случаи, когда потребители коммунальных услуг нарушают обязательства по своевременной оплате перед исполнителем коммунальных услуг.
Из положений части 1 статьи 539 и статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что абонент (потребитель) оплачивает фактически принятое количество энергии и обязан произвести оплату за потреблённую энергию в установленный срок.
В пункте 33 постановления Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" указано, что оплата за фактически потребленную в истекшем месяце тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель с учетом средств, ранее внесенных потребителем в качестве оплаты за тепловую энергию в расчетном периоде, осуществляется до 10 числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
В соответствии с пунктом 25 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, указано, что при определении в договоре ресурсоснабжения порядка оплаты коммунального ресурса предусматривается осуществление оплаты в случае отсутствия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или общего собрания членов товарищества или кооператива о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям - путём перечисления исполнителем до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (расчетным месяцем), если договором ресурсоснабжения не предусмотрен более поздний срок оплаты коммунального ресурса, платы за коммунальный ресурс в адрес ресурсоснабжающей организации любыми способами, которые допускаются законодательством Российской Федерации.
По условиям заключённого сторонами договора теплоснабжения от 17.08.2005 N 6/Т также предусмотрено внесение окончательного платежа до 15 числа месяца, следующего за расчётным месяцем (включительно)
Таким образом, на ответчика как исполнителя коммунальных услуг возлагается обязанность по оплате ресурсоснабжающей организации стоимости фактически поставленных энергоресурсов в установленный срок. То обстоятельство, что собственники жилых помещений оплачивают коммунальные услуги, в том числе за тепловую энергию на отопление, не в полном объёме, не освобождает его от обязанности оплачивать ресурсоснабжающей организации потреблённый ресурс в установленный законом и договором срок.
При этом правоотношения истца с иными контрагентами не имеют правового значения для разрешения указанного вопроса и не могут служить основанием для применения к ответчику штрафных санкций.
Кроме того в пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2011 N 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации" (в неотменённой части) указано, что разрешая вопрос о соразмерности неустойки последствиям нарушения денежного обязательства и с этой целью определяя величину, достаточную для компенсации потерь кредитора, суды могут исходить из двукратной учётной ставки (ставок) Банка России, существовавшей в период такого нарушения. Снижение судом неустойки ниже определенного таким образом размера допускается в исключительных случаях, при этом присужденная денежная сумма не может быть меньше той, которая была бы начислена на сумму долга исходя из однократной учётной ставки Банка России.
Расчёт пени произведён истцом исходя из однократной ключевой ставки Банка России, действующей на дату вынесения решения.
При таких обстоятельствах подлежит отклонению довод о наличии необоснованной выгоды у истца, а у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для уменьшения неустойки.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, исковые требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции в полном объеме.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу дублируют доводы, заявленные в ходе рассмотрения дела, при этом не опровергают выводов суда первой инстанции. Не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
В целом доводы апелляционной жалобе направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, основания для отмены отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 14 марта 2017 года по делу N А33-1649/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Петровская |
Судьи |
И.Н. Бутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-1649/2017
Истец: МУП тепловых сетей г.Зеленогорска
Ответчик: МУП "Городское жилищно-коммунальное управление" г.Зеленогорска