г. Чита |
|
6 июля 2017 г. |
Дело N А19-5832/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 6 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 6 июля 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Ячменёва Г.Г.,
судей Желтоухова Е.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зайцевой А.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 апреля 2015 года по делу N А19-5832/2014 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Братская электрическая компания" (ОГРН 1033800917270, ИНН 3805112760; место нахождения: Иркутская область, г. Братск, ж.р. Падун, ул. Хабарова, д. 19) к Министерству жилищной политики и энергетики Иркутской области (ОГРН 1083808000671; ИНН 3808171820; место нахождения: г. Иркутск, ул. Горького, д. 31) о признании решения от 26 марта 2014 года N 050 об отказе в предоставлении субсидий за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере теплоснабжения несоответствующим Положению о предоставлении субсидий за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло-, и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утвержденному постановлением Правительства Иркутской области от 31.01.2011 N 20-пп, незаконным; об обязании принять решение о предоставлении субсидии за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов, в связи с оказанием услуг в сфере теплоснабжения в размере 43 939 211,60 рублей,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства финансов Иркутской области (ОГРН 1083808000154; ИНН 3808171299; место нахождения: г. Иркутск, ул. Ленина, д. 1а) и Службы по тарифам Иркутской области (ОГРН 1033801025092, ИНН 3808023928; место нахождения: г. Иркутск, ул. Ленина, д. 1а)
(суд первой инстанции: Мусихина Т.Ю.)
и установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Братская электрическая компания" (далее - ООО "БЭК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК Российской Федерации), к Министерству жилищной политики и энергетики Иркутской области (далее - Министерство жилищной политики) о признании решения от 26 марта 2014 года N 050 об отказе в предоставлении субсидий за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере теплоснабжения на основании заявки, поданной 17 февраля 2014 года несоответствующим Положению о предоставлении субсидий за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утвержденному постановлением Правительства Иркутской области от 31.01.2011 N 20-пп, незаконным; об обязании Министерства жилищной политики немедленно после принятия Арбитражным судом Иркутской области решения о признании незаконным решения от 26 марта 2014 года N 50 принять решение о предоставлении ООО "БЭК" субсидии за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов, в связи с оказанием услуг в сфере теплоснабжения на основании заявки, поданной 17 февраля 2014 года, в размере 43 939 211,60 рублей.
Определением суда первой инстанции от 16 апреля 2014 года (т. 1, л.д. 1-3) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Иркутской области (далее - Министерство финансов) и Служба по тарифам Иркутской области (далее - Служба по тарифам).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 4 августа 2014 года (т. 1, л.д. 234-242), оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 6 ноября 2014 года (т. 2, л.д. 83-94), заявленное Обществом требование удовлетворено, решение Министерства жилищной политики от 26 марта 2014 года N 050 признано несоответствующим Положению о предоставлении субсидий за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утвержденному постановлением Правительства Иркутской области от 31.01.2011 N 20-пп (далее - Положение N 20-пп).
Одновременно суд обязал Министерство жилищной политики устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем принятия решения о предоставлении ООО "БЭК" субсидии за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере теплоснабжения на основании заявки, поданной 17 февраля 2014 года.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11 марта 2015 года (т. 2, л.д. 158-164) решение Арбитражного суда Иркутской области от 4 августа 2014 года по делу N А19-5832/2014 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 6 ноября 2014 года по тому же делу отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
На основании постановления Правительства Иркутской области от 25.11.2014 N 590-пп "О министерстве жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области" Министерство жилищной политики и энергетики Иркутской области реорганизовано в форме присоединения к нему Министерства транспорта Иркутской области, в связи с чем Министерство жилищной политики и энергетики Иркутской области переименовано в Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области.
По результатам повторного рассмотрения решением Арбитражного суда Иркутской области от 27 апреля 2015 года заявленное Обществом требование удовлетворено. Суд первой инстанции признал решение от 26 марта 2014 года N 050 незаконным и обязал Министерство жилищной политики устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "БЭК" путем принятия решения о предоставлении Обществу субсидии за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере теплоснабжения на основании заявки, поданной 17 февраля 2014 года.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство жилищной политики обжаловало его в апелляционном порядке.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 5 июня 2015 года апелляционная жалоба Министерства жилищной политики принята к производству и назначена к рассмотрению на 09 часов 30 минут 2 июля 2015 года.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 31 июля 2015 производство по делу N А19-5832/2014 приостановлено до рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации кассационной жалобы Общества с ограниченной ответственностью "Братская электрическая компания" на постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10 июня 2015 года по делу N А19-13329/2013.
Согласно информации с официального сайта Федеральных арбитражных судов Российской Федерации (www.arbitr.ru, раздел "Картотека арбитражных дел") http://kad.arbitr.ru/Card/4f6217dc-ab7b-4e5c-9855-237b49df509c определением Верховного суда Российской Федерации от 21 сентября 2016 года N 302-ЭС15-11241 Обществу с ограниченной ответственностью "Братская электрическая компания" в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказано.
Судом апелляционной инстанции также установлено, что решением Арбитражного суда Иркутской области от 15 февраля 2017 года по делу N А19-13329/2013 в удовлетворении иска Общества с ограниченной ответственностью "Братская электрическая компания" к Иркутской области в лице Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области о взыскании убытков в сумме 32 457 809,62 рублей отказано.
Названное решение в апелляционном порядке обжаловано не было и по правилам статьи 180 АПК Российской Федерации 27 марта 2017 года вступило в законную силу.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 мая 2017 года производство по делу N А19-5832/2014 по заявлению ООО "БЭК" к Министерству жилищной политики о признании решения от 26 марта 2014 года N 050 недействительным, об обязании принять решение о предоставлении субсидии за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов, в связи с оказанием услуг в сфере теплоснабжения в размере 43 939 211,60 рублей - возобновлено; судебное разбирательство отложено до 9 часов 00 минут 6 июля 2017 года.
О времени и месте судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, установленном главой 12 АПК Российской Федерации, что подтверждается, в том числе, почтовыми уведомлениями, отчетами об отслеживании почтовых отправлений с официального сайта Почты России (http://www.pochta.ru/tracking), а также отчетом о публикации 6 и 16 июня, 3 июля, 1 августа 2015 года, 18 апреля и 13 мая 2017 года на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определений о принятии апелляционной жалобы к производству, об удовлетворении ходатайства об участии в судебном заседании путем использования видеоконференц-связи, об отложении судебного разбирательства, о приостановлении производства по делу, о назначении судебного заседания, об отложении судебного разбирательства, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
3 июля 2017 года, то есть до начала судебного заседания, в Четвертый арбитражный апелляционный суд от ООО "БЭК" поступило поданное в порядке части 2 статьи 49 АПК Российской Федерации письменное заявление об отказе от заявленного к Министерству жилищной политики требования о признании решения от 26 марта 2014 года N 050 об отказе в предоставлении субсидий за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере теплоснабжения несоответствующим Положению о предоставлении субсидий за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утвержденному постановлением Правительства Иркутской области от 31 января 2011 года N 20-пп, незаконным и об обязании принять решение о предоставлении субсидии за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов, в связи с оказанием услуг в сфере теплоснабжения в размере 43 939 211,60 рублей. Одновременно Общество просило суд апелляционной инстанции прекратить производство по настоящему делу.
В письменных пояснениях от 4 июля 2017 года Министерство жилищной политики выразило согласие с заявлением ООО "БЭК" об отказе от заявленных требований.
От иных лиц, участвующих в деле (Министерства финансов и Службы по тарифам), возражений относительно заявления ООО "БЭК" об отказе от заявленных требований и прекращении производства по делу не поступило.
Рассмотрев указанное заявление, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 197 АПК Российской Федерации дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, в том числе судебных приставов - исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.
На основании части 2 статьи 49 АПК Российской Федерации истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Глава 24 АПК Российской Федерации не содержит исключений из данного правила.
При этом согласно части 5 статьи 49 АПК Российской Федерации арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. В этих случаях суд рассматривает дело по существу.
Суд апелляционной инстанции не установил обстоятельств (противоречие закону и нарушение прав третьих лиц), при наличии которых заявленный Обществом отказ от иска (заявления) не может быть принят.
В частности, заявление об отказе от заявленных требований от 3 июля 2017 года подписано внешним управляющим ООО "БЭК" Бирюковым А.И.
Судом апелляционной инстанции установлено, что согласно сведениям из информационной системы Картотека арбитражных дел (https://kad.arbitr.ru/Card/625f973e-0209-4d55-b797-96c3e7855d9e) определением Арбитражного суда Иркутской области от 16 мая 2016 года по делу N А19-15592/2015 в отношении ООО "БЭК" введена процедура внешнего управления. Внешним управляющим утвержден Бирюков Андрей Иванович.
В соответствии с пунктом 1 статьи 94 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) с даты введения внешнего управления прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 4 июля 2017 года внешний управляющий Бирюков А.И. является лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени ООО "БЭК".
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что отказ ООО "БЭК" от заявленных требований подписан уполномоченным лицом.
Предусмотренные процессуальным законом правовые последствия отказа от заявленных требований Обществу известны и понятны, на что прямо указано в заявлении об отказе от иска от 3 июля 2017 года.
С учетом изложенного суд апелляционной полагает, что заявление ООО "БЭК" об отказе от заявленных требований не противоречит закону, подписано уполномоченным лицом, не нарушает прав и законных интересов других лиц, в связи с чем считает возможным принять отказ Общества от заявленных требований.
Принимая во внимание положения статей 9, 41 и 49 АПК Российской Федерации, позицию Министерства жилищной политики, выразившего согласие на прекращение производства по делу и не настаивавшего на рассмотрении дела по существу, а также отсутствие возражений Министерства финансов и Службы по тарифам относительно заявления ООО "БЭК" об отказе от заявленных требований и прекращении производства по делу, суд апелляционной инстанции, не найдя противоречий закону и нарушений прав других лиц отказом от иска, считает возможным принять отказ Общества от заявленных требований.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 150 АПК Российской Федерации в случае, если истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом, арбитражный суд прекращает производство по делу.
В пункте 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 мая 2009 года N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" указано, что при наличии оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных статьей 150 АПК Российской Федерации, суд апелляционной инстанции со ссылкой на пункт 3 статьи 269 Кодекса прекращает производство по делу.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене по основаниям, предусмотренным пунктом 4 части 1 статьи 150 и пунктом 3 статьи 269 АПК Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 151 АПК Российской Федерации при прекращении производства по делу суд апелляционной инстанции разрешает вопрос о возврате государственной пошлины из федерального бюджета.
Согласно подпункту 3) пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в случае прекращения производства по делу (административному делу) или оставления заявления (административного искового заявления) без рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции или арбитражными судами.
В пункте 32 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 мая 2009 года N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" указано, что, прекращая производство по делу, суд апелляционной инстанции со ссылкой на часть 1 статьи 151 АПК Российской Федерации и подпункт 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации решает вопрос о возврате суммы государственной пошлины, уплаченной как при подаче апелляционной жалобы, так и при рассмотрении дела судом первой инстанции.
Учитывая изложенное, уплаченная ООО "БЭК" по платежному поручению от 13 июня 2013 года N 1205 за рассмотрение дела в суде первой инстанции государственная пошлина в сумме 2000 рублей, подлежит возврату Обществу из федерального бюджета.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 апреля 2015 года по делу N А19-5832/2014, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 49, 150, 151, 197, 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Принять отказ Общества с ограниченной ответственностью "Братская электрическая компания" от заявленного к Министерству жилищной политики и энергетики Иркутской области требования о признании решения от 26 марта 2014 года N 050 об отказе в предоставлении субсидий за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере теплоснабжения на основании заявки, поданной 17 февраля 2014 года, несоответствующим Положению о предоставлении субсидий за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утвержденному постановлением Правительства Иркутской области от 31 января 2011 года N 20-пп, незаконным; об обязании Министерства жилищной политики немедленно после принятия Арбитражным судом Иркутской области решения о признании незаконным решения от 26 марта 2014 года N 50 принять решение о предоставлении ООО "БЭК" субсидии за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов, в связи с оказанием услуг в сфере теплоснабжения на основании заявки, поданной 17 февраля 2014 года, в размере 43 939 211,60 рублей.
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 апреля 2015 года по делу N А19-5832/2014 отменить.
Производство по делу прекратить.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Братская электрическая компания" (ОГРН 1033800917270, ИНН 3805112760) из федерального бюджета государственную пошлину, уплаченную по платежному поручению от 13 июня 2013 года N 1205 в сумме 2000 рублей, выдав справку.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Иркутской области.
Председательствующий судья |
Г.Г. Ячменёв |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-5832/2014
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11 марта 2015 г. N Ф02-6500/14 настоящее постановление отменено
Истец: Общество с ограниченной отвественностью "Братская электрическая компания"
Ответчик: Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области
Третье лицо: министерство финансов Иркутской области, Служба по тарифам Иркутской области
Хронология рассмотрения дела:
06.07.2017 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4931/14
27.04.2015 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-5832/14
11.03.2015 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6500/14
06.11.2014 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4931/14
04.08.2014 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-5832/14