г. Хабаровск |
|
12 июля 2017 г. |
А73-518/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 июля 2017 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Вертопраховой Е.В., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.
при участии в заседании:
от федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование восточного военного округа": Гержан В.А. представитель по доверенности 10.08.2016;
от управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края: представитель не явился;
от межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю: Акопашвили В.О. представитель по доверенности от 09.01.2017;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю
на решение от 10.05.2017
по делу N А73-518/2017
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Леоновым Д.В.
по заявлению федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование восточного военного округа"
к управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края, межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю
об обязании возвратить излишне уплаченные страховые взносы в сумме 28 318 910,89 руб.
УСТАНОВИЛ:
федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" (ОГРН 1112722003316, ИНН 2722103016, далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края (далее - управление) об обязании возвратить учреждению излишне уплаченные страховые взносы в сумме 28 318 910,89 руб.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора к участию в деле привлечена межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю (далее - инспекция).
Протокольным определением от 02.05.2017 суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве второго ответчика межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю, исключив данное лицо из состава третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 10.05.2017 по делу N А73-518/2017 заявленные учреждением требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, инспекция обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 10.05.2017 по делу N А73-518/2017 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы инспекция ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель инспекции доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель учреждения против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Просил решение Арбитражного суда Хабаровского края от 10.05.2017 по делу N А73-518/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края в судебное заседание апелляционной инстанции явку своего представителя не обеспечило. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). С учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителя в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
Статьей 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), действовавшим в период обращения учреждения в управление ПФР, было предусмотрено, что плательщики страховых взносов имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов.
Согласно статье 29 Закона N 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов обязаны осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 3 статьи 60 Закона N 212-ФЗ суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 31.12.2009 включительно подлежат зачету (возврату) в порядке, предусмотренном статьями 26 и 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Статья 26 Закона N 212-ФЗ предусматривает, что сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по письменному заявлению плательщика страховых взносов в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого заявления. При этом заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Возврат плательщику страховых взносов производится только после зачета суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности.
В силу статьи 15 Закона N 212-ФЗ в случае реорганизации плательщика страховых взносов - организации уплата страховых взносов, а также представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются его правопреемником независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом обязательств по уплате страховых взносов.
Статьей 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" установлен порядок возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017.
Как следует из материалов дела, ФКУ "ОСК ВВО" на основании приказа Минобороны России от 03.04.2012 N 786 (л.д.85-90) является правопреемником войсковых частей 96138, 10103, 61304, 36144, 92088, 13023, 39255, 07001, 24776, 44980, 15140, 40159, 40859, 62250, 74058, 71289, 42796, 16788, 75040, 16871, 15118, 36411, 51286, 75362, 07059, 30632, 60211, 51460, 26869, 63916, 58147, 01879, 05252, 46108, 57367, 30926, 26856, 69262, 45816, 25151, 62429.
Управление ПФ письмом от 13.04.2016 N 30.2-28/8592 направило ФКУ "ОСК ВВО", как правопреемнику войсковых частей, сведения о передаваемых суммах начисленных и уплаченных войсковыми частями страховых взносов, из которых учреждением установлено наличие переплаты по страховым взносам в общей сумме 77 708 220,45 руб.
В целях возврата излишне уплаченных 20 042 403, 58 руб. учреждение обратилось в управление с заявлением 05.08.2016. Решением от 10.08.20016 N 555 управление оставило заявление без исполнения по мотиву того, что переплата по страховым взносам образовалась за пределами срока, предусмотренного для обращения с заявлением о возврате.
05.09.2016 учреждение обратилось в управление ПФР с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов в сумме 8 649 023, 31 руб. Решением от 08.09.2016 N 634 управление отказало в возврате, указав, что переплата по страховым взносам образовалась за пределами срока, предусмотренного для обращения с заявлением о возврате.
23.09.2016 учреждение обратилось в управление с заявлением о зачете излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов сумме 19 669 887, 58 руб. в счет уплаты текущих обязательств по уплате страховых взносов. Решением от 26.09.2016 N 675 управление отказало в проведении зачета в связи с тем, что переплата в заявленной сумме образовалась за пределами срока, предусмотренного для обращения с заявлением о зачете.
Поскольку излишне уплаченные страховые взносы не возвращены органом Пенсионного фонда, ФКУ "ОСК ВВО" обратилось в арбитражный суд об обязании управления возвратить излишне уплаченные страховые взносы в сумме 28 318 910,89 руб., в том числе: 7 727 342 руб. 30 коп. - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на страховую часть; 13 907 824 руб. 80 коп. - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть; 6 683 743 руб. 79 коп. - страховые взносы на обязательное медицинское страхование, ранее зачислявшиеся в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования.
Арбитражный суд правомерно удовлетворил требование учреждения, руководствуясь правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О, о том, что пропуск срока на обращение с требованием к компетентному органу о возврате суммы переплаты обязательных платежей не препятствует организации обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления сроков исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Суд верно определил, что срок давности для обращения ФКУ "ОСК ВВО" в арбитражный суд не пропущен, поскольку о наличии переплаты узнал из информации о начисленных и уплаченных войсковыми частями - правопредшественниками ФКУ "ОСК ВВО" сумм страховых взносов, представленной ему управлением письмом от 13.04.2016 N 30.2-28/8592.
По акту совместной сверки от 03.04.2017 (л.д.124), представленному в материалы дела, учреждение имеет переплату по страховым взносам, возникшую до 01.01.2017, в сумме 45 197 064, 48 руб. Отсутствует недоимка по страховым взносам, возникшая до 01.01.2017.
Пунктом 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при реорганизации в форме присоединения вся совокупность прав и обязанностей реорганизованного лица переходит к правопреемнику. В силу пункта 1 статьи 129 ГК РФ правопреемство, имеющее место при реорганизации юридического лица, носит универсальный характер. Верховный Суд Российской Федерации в п.26 постановления Пленума от 23.06.2015 N 25 разъяснил, что при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят все права и обязанности присоединяемого юридического лица в порядке универсального правопреемства вне зависимости от составления передаточного акта.
Отклоняется довод жалобы инспекции о исчислении срока исковой давности с даты подписания передаточного акта или разделительного баланса (с 04.10.2012 по 04.06.2013), который должен быть в соответствии со статьями 58, 59 ГК РФ. При этом наличие акта предполагается инспекцией, подтверждение не представлено. Учреждение отрицает составление передаточного акта или разделительного баланса. ЕГРЮЛ содержит сведения о реорганизации общества, к которому осуществлено присоединение, в отношении прав и обязанностей юридических лиц, прекративших деятельность в результате присоединения, и документами юридических лиц, прекративших деятельность в результате присоединения, определяющими соответствующие права и обязанности, в отношении которых наступило правопреемство.
На основании изложенного, апелляционный суд считает верным вывод суда о проведении зачета (возврата) учреждению излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Соответствующая обязанность по возврату излишне уплаченных страховых взносов должна быть исполнена инспекцией, как органа, уполномоченного осуществлять с 01.01.2017 фактический возврат излишне уплаченных страховых взносов, в том числе и на основании судебного решения.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 10.05.2017 по делу N А73-518/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-518/2017
Истец: Федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа"
Ответчик: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. ХАБАРОВСКЕ И ХАБАРОВСКОМ РАЙОНЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ, ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю