Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 10 октября 2017 г. N Ф03-3633/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владивосток |
|
16 июня 2017 г. |
Дело N А59-4356/2016 |
Резолютивная часть постановления оглашена 08 июня 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 июня 2017 года 15 июня 2017 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей Н.Н. Анисимовой, А.В. Гончаровой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания С.Г. Расторгуевым,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы индивидуального предпринимателя Рогачевой Людмилы Николаевны, Администрации г. Южно-Сахалинска,
апелляционные производства N 05АП-3321/2017, N 05АП-3322/2017
на решение от 13.03.2017
судьи Е.С. Логиновой
по делу N А59-4356/2016 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению индивидуального предпринимателя Рогачевой Людмилы Николаевны (ИНН 650100151160, ОГРНИП 304650136300220)
к администрации города Южно-Сахалинска (ИНН 6501026762, ОГРН 1026500538129)
третье лицо: Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Сахалинской области,
о признании незаконным бездействия, выразившегося в невключении мест для размещения мест некапитального магазина "Продукты" и некапитального магазина "Автозапчасти", место расположения: г. Южно- Сахалинск, ул. Пуркаева, 63в, в раздел 1 схемы размещения нестационарных торговых объектов N 1535-па от 25.05.2016 "Существующие места размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск", не подлежащие переносу", и о возложении обязанности в течение одного месяца со дня вступления в силу решения суда вынести постановление о включении мест под некапитальные магазины "Автозапчасти" и "Продукты" в раздел 1 схемы "Существующие места размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск", не подлежащие переносу",
при участии:
Рогачева Людмилы Николаевны, паспорт; представитель Рогачевой Людмилы Николаевны - Раков И.А. по доверенности от 21.07.2016 сроком действия три года, паспорт.
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Рогачева Людмила Николаевна (далее - заявитель, предприниматель, Рогачева Л.Н.) обратилась в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к Администрации города Южно- Сахалинска (далее - администрация) о признании незаконным бездействия, выразившегося в невключении мест для размещения мест некапитального магазина "Продукты" и некапитального магазина "Автозапчасти", место расположения: г. Южно-Сахалинск, ул. Пуркаева, 63в, в раздел 1 схемы размещения нестационарных торговых объектов N 1535-па от 25.05.2016 "Существующие места размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск", не подлежащие переносу", и о возложении обязанности в течение одного месяца со дня вступления в силу решения суда вынести постановление о включении мест под некапитальные магазины "Автозапчасти" и "Продукты" в раздел 1 схемы "Существующие места размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск", не подлежащие переносу".
Определением от 07.11.2016 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя - Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Сахалинской области.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 19.01.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным судебным актом индивидуальный предприниматель Рогачева Людмила Николаевна, Администрация г. Южно-Сахалинска, обратились с апелляционными жалобами.
В обоснование свой жалобы предприниматель указывает, что вывод суда о том, что павильон "Продукты" размещен в нарушение требований части 12 статьи 1 Положения о размещении нестационарных торговых объектов (далее - НТО) на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск", утвержденного решением Городского Собрания города Южно-Сахалинск от 28.11.2012 N 702/42-12-4 (далее - Положение N 702/42-12-4), сделан без учета обстоятельств дела. Указывает, что ширина свободного прохода по тротуару в установленном размере сложилась не в результате размещения павильона предпринимателя, а в результате неправомерных действий самой администрации, которая после проведения реконструкции улицы Пуркаева приняла объект с отклонениями от проектной документации.
Считает, что вывод суда о незаконности размещения павильона "Продукты" в пределах посадочных площадок не обоснован в связи с применением нормы, не подлежащей применению, ссылаясь на то, что НТО "Продукты" является именно торговым павильоном, а не киоском.
В связи с изложенным, просит отменить решение в части отказа в удовлетворении требований предпринимателя.
Администрация в обоснование доводов своей апелляционной жалобы указывает на правомерность невключения НТО предпринимателя в схему размещения НТО, поскольку их размещение (как НТО "Продукты", так и НТО "Автозапчасти") на предоставленных ранее земельных участках в значительной части сужают свободную ширину прохода по тротуару и такое их расположение не соответствует части 12 статьи 1 Положению N 702/42-12-4.
Определениями Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2017 апелляционные жалобы приняты к производству, дело назначено к судебному разбирательству.
Через канцелярию от Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Сахалинской области, предпринимателя поступили письменные возражения на апелляционную жалобу Администрации, от Администрации поступил письменный отзыв на жалобу предпринимателя, от Рогачевой Л.Н. поступили дополнения к жалобе. Указанные документы приобщены судом к материалам дела в порядке статей 81, 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Администрация г. Южно-Сахалинска, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Сахалинской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в том числе с учетом положений пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", явку своих представителей в судебное заседание суда не обеспечили, в связи с чем дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в их отсутствие в соответствии со статьей 156 АПК РФ.
В судебном заседании представитель Рогачевой Людмилы Николаевны поддержал доводы апелляционной жалобы. Решение суда первой инстанции просит отменить в обжалуемой части по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе. На доводы апелляционной жалобы Администрации г. Южно-Сахалинска возражал.
Рогачевой Людмилой Николаевной выражена готовность за счет собственных средств расширить тротуарную часть остановочного кармана в районе места расположения НТО "Продукты" и заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов. Суд, руководствуясь ст. 159, 184,185 АПК РФ, определил приобщить к материалам дела договор подряда N 45 от 07.06.2017, письмо о согласовании остановочного кармана от 07.06.2017, а также приложенную к письму схему.
Из материалов дела коллегией установлено, что на основании постановления мэра города Южно-Сахалинска N 117 от 26.01.1998 между предпринимателем и администрацией заключен договор аренды N 919/1888 земельного участка с кадастровым номером 65-1-У1 (в дальнейшем изменен на номер 65:01:0602005:0085), площадью 52 кв.м., расположенного по адресу южная сторона ул. Пуркаева под существующий торговый павильон в комплексе с остановочным павильоном, сроком на пять лет. Договор согласно отметки на нем зарегистрирован 16.02.1998 N 919 (т. 1 л.д. 31-37).
Согласно кадастровому плану земельного участка от 24.06.2003 N И01/03-1290 земельный участок с кадастровым номером 65:01:0602005:0085 имеет местоположение: Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, о южной стороне ул. Пуркаева, в районе станции технического обслуживания, имеет разрешенное использование - под существующий временный торговый павильон, построенный в комплексе с остановочным павильоном, площадью 52 кв.м. (т. 1 л.д. 38-39).
Соглашением к договору аренды N 0919/1888 от 28.05.2005 в указанный договор внесены изменения в части целевого назначения земельного участка - участок предоставлен под существующий временный неспециализированный магазин, не относящийся к недвижимому имуществу, построенный в комплексе с остановочным павильоном. Соглашение зарегистрировано 28.07.2005 (т. 1 л.д. 41).
Письмами от 07.12.2012 N 11032-014/07, от 11.12.2012 N 11147- 014/07 ДАГИЗ города Южно-Сахалинска сообщил предпринимателю, что договор аренды от 16.02.1998 N 0919/1888 с 26.01.2012 считается продленным на неопределенный срок (т. 1 л.д. 49, 50).
На основании постановления мэра города Южно-Сахалинска N 1243 от 24.07.1998 между предпринимателем и администрацией заключен договор аренды N 1249/2072 земельного участка с кадастровым номером 65-1-У1 (в дальнейшем изменен на номер 65:01:0602005:0086), площадью 97 кв.м., расположенный по адресу южная сторона ул. Пуркаева западнее существующего торгового павильона для строительства остановочного павильона с торговой точкой, сроком на 1 год.
Постановлением мэра города Южно-Сахалинска от 08.10.1999 N 2711 утвержден акт приемочной комиссии от 04.10.1999 о приемке в эксплуатацию объекта: "Остановочный павильон с торговой точкой" по южной стороне ул. Пуркаева в г. Южно-Сахалинске, заказчик - предприниматель (т. 2 л.д. 40-44).
Письмом от 07.12.2012 N 11031-014/07 ДАГИЗ города Южно- Сахалинска сообщил предпринимателю, что договор аренды от 28.10.1998 N 1249/2072, заключенный на земельный участок, расположенный по адресу: г. Южно-Сахалинск, южная сторона ул. Пуркаева, западнее существующего некапитального магазина "Автозапчасти", под некапитальный магазин с 01.09.2011 считается продленным на неопределенный срок (т. 1 л.д. 90).
Уведомлением от 12.09.2016 N 4584-014/07 ДАГИЗ города Южно- Сахалинска сообщил предпринимателю о прекращении арендных отношений по договорам аренды земельных участков от 16.02.1998 N 0919/1888 и от 28.10.1998 N 1249/2072 с кадастровыми номерами 65:01:0602005:85 и 65:01:0602005:86.
В этой связи предпринимателю указано на необходимость освобождения указанных земельных участков.
Постановлением Администрации города Южно-Сахалинска от 01.03.2013 N 311 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" (далее - Схема НТО 2013), согласно которой НТО предпринимателя, именуемые павильон "Автозапчасти" и павильон "Продукты" и расположенные по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Пуркаева, 63в, виды объектов по специализации (площадь земельного участка под ними) - автозапчасти (52 кв.м.) и продукты питания (97 кв.м.) соответственно, включены в раздел 3 схемы, именуемый "Существующие нестационарные торговые объекты, подлежащие сносу" за NN 504 и 505.
Указанное постановление со схемой опубликовано в газете "Южно-Сахалинск сегодня", четверг, N 16 (962) от 21.03.2013.
Постановлением Администрации города Южно-Сахалинска от 16.11.2015 N 3146-па утверждены итоги инвентаризации нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Южно- Сахалинск" вместе с реестром существующих НТО, размещенных на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск". Указанное постановление с реестром опубликовано в газете "Южно-Сахалинск сегодня", N 75 (1147), 10.12.2015.
Согласно пунктам 259 и 260 в реестр включены: павильон, именуемый "Автозапчасти", расположенный по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Пуркаева, 63в, владелец и правообладатель предприниматель, срок действия договора с 16.02.1998, заключен на неопределенный срок, договор N 0919/1888 от 16.02.1998 (пункт 259); павильон, именуемый "Продукты", расположенный по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Пуркаева, 63в, владелец и правообладатель предприниматель, срок действия договора с 28.10.1998, заключен на неопределенный срок, договор N 1249/2072 от 28.10.1998 (пункт 260) (т. 2 л.д. 24-25).
31.12.2015 за N 45548 в администрации зарегистрировано заявление предпринимателя от 31.12.2015 на заключение договора на размещение НТО - магазина "Автозапчасти", площадь участка 52 кв.м. (т. 2 л.д. 51).
31.12.2015 за N 45549 в администрации зарегистрировано заявление предпринимателя от 24.12.2015 на заключение договора на размещение НТО - некапитального магазина (продукты питания с табачными изделиями) (т. 2 л.д. 52).
Письмом от 12.01.2016 N 09-06 администрация в лице Департамента продовольственных ресурсов и потребительского рынка в ответ на обращение от 12.01.2016 сообщила предпринимателю, что оснований для заключения договоров на размещение НТО предпринимателя посредством реализации преимущественного права отсутствуют, поскольку договоры аренды земли расторгнуты, а НТО предпринимателя включены в раздел 3 Схемы НТО, утвержденной постановлением администрации от 01.03.2013 N 311 (т. 2 л.д. 102).
18.01.2016 в администрацию поступило обращение предпринимателя, входящий номер 00403, в котором она просила оказать содействие в сохранении двух действующих НТО предпринимателя (т. 2 л.д. 53-57).
В ответ на данное обращение администрация письмом от 17.02.2016 N 06-00403 сообщила предпринимателю, что согласно информации от ДАГИЗ города Южно-Сахалинска договоры аренды земельных участков, предоставленные под размещение данных павильонов, расторгнуты.
Администрацией принято решение оставить НТО предпринимателя до окончания срока действия схемы - до 29.02.2016. В этой связи у администрации отсутствуют основания для включения НТО предпринимателя в раздел 1 Схемы и последующего заключения договоров на размещение. Также администрацией указано, что снос павильонов, не включенных в проект новой схемы, будет осуществляться поэтапно. При этом будут рассмотрены компенсационные варианты (т. 2 л.д. 58-59).
Письмом от 11.05.2016 N 679-06 администрация в лице Департамента продовольственных ресурсов и потребительского рынка предложила предпринимателю рассмотреть вопрос о размещении принадлежащих ей НТО, включенных в Схему НТО, утвержденную постановлением администрации от 01.03.2013 N 311, за номерами 311, 312 на следующих компенсационных местах: г. Южно-Сахалинск, западнее дома N 81 по ул. Железнодорожная и г. Южно-Сахалинск, п/р Ново-Александровск, юго- восточнее пересечения ул. 2-я Красносельская и 2-я Хабаровская (т. 2 л.д. 86).
14.06.2016 за N 481 в администрации зарегистрировано заявление предпринимателя от 14.06.2016 на заключение договора на размещение НТО - магазина "Автозапчасти", площадь участка 52 кв.м. (т. 2 л.д. 85).
В ответ на данное обращение администрация в лице Департамента продовольственных ресурсов и потребительского рынка в письме от 21.06.2016 N 972-06 сообщила предпринимателю, что схемой НТО, утвержденной постановлением администрации от 25.05.2016 N 1535-па размещение НТО по указанному адресу не предусмотрено, в этой связи отсутствуют основания для заключения договора. Также в данном письме указано, что под размещения данного НТО предусмотрено компенсационное место по адресу: г. Южно-Сахалинск, западнее дома 81 по ул. Железнодорожная (т. 2 л.д. 84).
22.07.2016 в администрацию поступило обращение предпринимателя о включении двух принадлежащих ей НТО в схему НТО, обращение зарегистрировано за входящим N 10066 (т. 2 л.д. 68-72).
В ответ на данное обращение администрация в лице Департамента продовольственных ресурсов и потребительского рынка в письме от 19.08.2016 N 06-10066 сообщила, что по результатам совместной встречи мэра и уполномоченного по защите прав предпринимателей в Сахалинской области с представителями бизнеса города рассматривается возможность о включении двух НТО предпринимателя в схему сроком до 01.03.2018. Рассмотрение вопроса требует углубленной проработки, в связи с чем информация о результатах рассмотрения вопроса будет направлена до 22.09.2016 (т. 2 л.д. 73).
25.07.2016 в администрацию поступило обращение предпринимателя по вопросу представленных предпринимателю компенсационных мест (т. 2 л.д. 60-65).
Письмом от 24.08.2016 N 1215-06 Администрация города Южно- Сахалинска в лице Департамента продовольственных ресурсов и потребительского рынка сообщила предпринимателю, что НТО предпринимателя - павильон "Продукты" "Автозапчасти", расположенные по адресу: город Южно-Сахалинск, по южной стороне ул. Пуркаева (ул. Пуркаева, 63 В, в районе станции технического обслуживания) будут включены в схему размещения НТО на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" со сроком действия на размещение НТО до 01.03.2018 (т. 2 л.д. 66).
Письмом от 19.09.2016 N 1331-06 Администрация города Южно- Сахалинска в лице Департамента продовольственных ресурсов и потребительского рынка сообщила предпринимателю, что ввиду того, что договоры аренды земельных участков Арбитражным судом Сахалинской области признаны действующими, департаментом подготовлен проект постановления администрации "О внесении изменений в схему размещения НТО на территории городского округа "Город Южно- Сахалинск", утвержденную постановлением администрации города Южно- Сахалинска от 25.05.2016 N 1535-па", которым предусмотрены внесение принадлежащих предпринимателю НТО "Продукты" и "Автозапчасти", расположенные по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Пуркаева, 63В, в раздел 3 Схемы в срок до 28.02.2018. Схема находится на согласовании в структурных подразделениях администрации (т. 2 л.д. 67).
Письмом от 05.12.2016 N 06-1104 Администрация города Южно- Сахалинска в лице Департамента продовольственных ресурсов и потребительского рынка сообщила Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Сахалинской области о том, что на момент составления данного письма в структурных подразделениях администрации проходит согласование проект постановления о внесении изменений в схему, в разделе 3 которого предусмотрено размещение НТО предпринимателя на срок до 28.02.2018 (т. 2 л.д. 166).
Не согласившись с бездействиями администрации по не включению НТО предпринимателя в схему размещения НТО, предприниматель обратилась в суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
По правилам части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица наделены правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания решения (действия, бездействия) органа государственной власти незаконными необходимо в совокупности два условия: несоответствие данного решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, нарушение оспариваемым актом (действием, бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 6 и 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о регулировании торговой деятельности, Закон N 381) федеральный законодатель, возлагая на органы местного самоуправления полномочия по созданию условий для обеспечения жителей услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания и наделяя в связи с этим органы местного самоуправления полномочиями по утверждению Схемы размещения нестационарных торговых объектов, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, одновременно устанавливает следующее правило, а именно: утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Аналогичная норма содержится в пункте 5 Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований в Сахалинской области, утвержденного Приказом Министерства торговли и продовольствия Сахалинской области от 31.03.2016 N 3.37-19-п (далее - Порядок N 3.37-19-п), действовавшего при разработке и утверждения Схемы НТО 2016 и в пункте 5 Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований в Сахалинской области, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства, торговли и продовольствия Сахалинской области от 13.04.2011 N 22-пр (далее - Порядок N 22-пр), действовавшего при разработке и утверждении Схемы НТО 2013.
Поскольку эксплуатация спорных НТО началась до утверждения схемы, предприниматель имела право на включение указанных НТО в схему размещения нестационарных торговых объектов.
Между тем согласно пункту 1 Порядка N 3.37-19-п указанная норма права содержит требования к разработке и утверждению органами местного самоуправления муниципальных образований в Сахалинской области схем размещения нестационарных торговых объектов на территории соответствующих муниципальных образований. Аналогичная норма содержалась и в Порядке N 22-пр.
В соответствии с пунктами 6-11 Порядка N 3.37-19-п, пунктов 7-12 Порядка N 22-пр размещение нестационарных торговых объектов осуществляется на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, в соответствии со схемами размещения нестационарных торговых объектов, с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Разработка схем размещения нестационарных торговых объектов (далее - схема) осуществляется на основании результатов инвентаризации существующих нестационарных торговых объектов и мест их размещения. Инвентаризация существующих нестационарных торговых объектов и мест их размещения проводится в границах территорий, применительно к которым принято решение о разработке схемы.
При этом к существующим объектам относятся также нестационарные торговые объекты, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты или разрешены (согласованы, иным образом санкционированы) до принятия решения о разработке схем размещения нестационарных торговых объектов.
Для этих целей, помимо инвентаризации объектов на местности, проводится инвентаризация выданных разрешений (согласований, договоров, иных разрешительных документов).
Инвентаризация проводится не реже 1 раза в 5 лет.
Результаты инвентаризации существующих нестационарных торговых объектов и мест их размещения (далее - результаты инвентаризации) включают в себя: 1) реестр существующих нестационарных торговых объектов с указанием сведений о: наименовании объекта; месте расположения (адрес); собственнике, арендаторе, субарендаторе; правообладателе земельного участка; сроке действия и номера договора аренды земельного участка или площади в стационарном объекте торговли. 2) ситуационную схему размещения существующих нестационарных торговых объектов в границах территории, применительно к которой разрабатываются схемы (далее - ситуационная схема размещения).
Результаты инвентаризации подлежат утверждению органом местного самоуправления (пункты 8-10 Порядка N 3.37-19-п, 8-10 Порядка N 22-пр). При разработке схемы следует учитывать: 1) особенности развития торговой сети муниципального образования; 2) достижение норматива минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов с учетом действующей стационарной торговой сети; 3) соблюдение требований технических регламентов, в том числе о безопасности зданий и сооружений, о требованиях пожарной безопасности, а также требований, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, в том числе по организации территорий и безопасности дорожного движения (пункт 12 Порядка N 3-37-19-п, пункт 12 Порядка N 22-пр).
Из изложенного следует, что первым этапом разработки схемы является этап инвентаризации существующих НТО, вторым - исследование полученных результатов на предмет приведенных в пункте 12 указанного порядка оснований. В случае установления наличия одного из указанных оснований объект может быть не включен в схему НТО.
Согласно пункту 13 Порядка N 3.37-1-п в схеме размещения указываются: 1) место нахождения нестационарного торгового объекта; 2) вид нестационарного торгового объекта (универсальный, специализированный, неспециализированный); 3) тип нестационарного торгового объекта (павильон, киоск, палатка, а также передвижные средства развозной и разносной торговли); 4) общая площадь нестационарного торгового объекта, земельного участка для размещения нестационарного торгового объекта; 5) срок договора аренды земельного участка или площади в стационарном объекте торговли; 6) проектные (новые) места размещения нестационарных торговых объектов и существующие места размещения нестационарных торговых объектов, не подлежащие переносу, а также существующие нестационарные торговые объекты, подлежащие сносу; 7) элементы благоустройства, которые необходимо выполнить в местах размещения нестационарных торговых объектов: карманы для остановок общественного транспорта, тротуары, газоны, цветники.
Аналогичные положения содержались и в подпункте 6 пункта 13 Порядка N 22-пр, действовавших в период утверждения Схемы НТО 2013.
Из приведенного положения суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что в схеме размещения НТО могут быть указаны существующие нестационарные торговые объекты, подлежащие сносу. То есть при разработке схемы орган местного самоуправления вправе выделить НТО, подлежащие сносу, включив указанные НТО в соответствующий раздел Схемы.
Согласно пунктам 2, 3 постановления Администрации города Южно- Сахалинска от 01.03.2013 N 311, которым утверждена схема НТО 2013, Департаменту архитектуры, градостроительства и землепользования было указано расторгнуть договоры аренды земельных участков с собственниками нестационарных торговых объектов, указанных в разделе 3 "Существующие нестационарные торговые объекты, подлежащие сносу" схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск", утвержденной пунктом 1 данного постановления. Департамент продовольственных ресурсов и потребительского рынка, до истечения срока действия схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск", утвержденной пунктом 1 настоящего постановления, был обязан обеспечить внесение в нее изменений, путем исключения нестационарных торговых объектов, указанных в разделе 3 "Существующие нестационарные торговые объекты, подлежащие сносу", договорные отношения с которыми прекращены.
Из изложенного следует, что последствием включения НТО в раздел N 3 - НТО, подлежащие сносу, является последующее исключение из Схемы.
Как было указано выше, принадлежащие предпринимателю НТО в 2013 году были включены в схему НТО 2013 в раздел N 3, именуемый "Существующие нестационарные торговые объекты, подлежащие сносу".
Исследовав основания для включения спорных НТО в раздел N 3 НТО, подлежащие сносу, суд установил следующее.
Согласно части 12 статьи 1 указанного Положения в случаях размещения нестационарных торговых объектов в пределах красных линий улиц и дорог, их размещение возможно только на замощенной (асфальтированной) площадке в границах тротуара и при условии свободной ширины прохода по тротуару (в том числе при наличии опор освещения и других опор, стволов деревьев) по основному ходу движения пешеходов не менее 3 метров, а в поперечном направлении и от крайнего элемента объекта до края проезжей части не менее 1,5 метров.
Таким образом, из указанного пункта следует, что свободная ширина прохода по тротуару определяется двумя показателями: один устанавливается по основному ходу движения и должен быть равен не менее 3 метров; другой - в поперечном направлении и от крайнего элемента объекта до края проезжей части и должен составлять не менее 1,5 метров.
Из технического паспорта объектов, именуемого "Генеральный план участка, находящегося в г. Южно-Сахалинске по ул. Пуркаева N 63 в" следует, что по основному ходу движения одного НТО расстояние равно 10,54 м., другого - 9,16 м.
Таким образом, коллегия соглашается с выводом суда о том, что оба НТО предпринимателя по показателю, который устанавливается по основному ходу движения, соответствуют требованиям части 12 статьи 1 Положения N 702/42-12-4.
При этом из акта осмотра земельного участка, составленного 16.01.2017 совместно предпринимателем, представителем администрации и Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Сахалинской области следует, что в поперечном направлении от крайнего элемента объекта до края проезжей части расстояние в отношении НТО, именуемого "Продукты", расположенного на земельном участке с кадастровым номером 65:01:0602005:86, составляет в четырех точках - 261 см, 330 см., 153 см., 146 см, а в отношении НТО, именуемого "Автозапчасти", расположенного на земельном участке с кадастровым номером 65:01:0602005:85, составляет 264 см.Предпринимателем данные замеры не оспариваются.
При этом расстояние от объекта НТО, именуемого "Продукты", до края проезжей части в размере 153 см., 146 см. обеспечивается за счет расширения тротуарной части бетонными плитами, соединенными между собой бетонным раствором, установленными на проезжей части дороги вдоль бордюрного камня остановочного пункта вне объема подрядных работ по капитальному ремонту дороги в 2010 году, о чем свидетельствует акт обследования от 24.01.2017 (л.д. 3 т.4).
В силу чего апелляционный суд приходит к выводу, что НТО, именуемое "Продукты", не соответствует установленным требованиям в части расстояния в поперечном направлении от крайнего элемента объекта до края проезжей части, поскольку согласно замеров в одной из четырех точек указанное расстояние менее допустимого в соответствии с частью 12 статьи 1 Положения N 702/42-12-4.
Следовательно, оспариваемое бездействие администрации не нарушает прав и законных интересов предпринимателя.
Вместе с тем НТО предпринимателя, а именно Автозапчасти", расположен в соответствии с требованиями части 12 статьи 1 Положения N 702/42-12-4.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал не соответствующим фактическим обстоятельствам довод администрации о том, что принадлежащий предпринимателю НТО, именуемый "Автозапчасти", не соответствует части 12 статьи 1 Положения N 702/42-12-4.
Следовательно, у администрации не было правовых оснований не включать указанный НТО в Схему НТО 2016, исходя из его не соответствия положениям приведенной нормы.
В этой связи, бездействие администрации, выразившееся в невключении места для размещения некапитального магазина "Автозапчасти", расположенного на земельном участке с кадастровым номером 65:01:0602005:85, площадью 52 кв.м., по адресу г. Южно- Сахалинск, ул. Пуркаева, 63в, в Схему НТО 2016 не соответствует положениям Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Невключение администрацией нестационарного объекта "Продукты" в Схему НТО 2016 признается апелляционным судом законным, поскольку как было указано, данный НТО размещен с нарушениями требований части 12 статьи 1 Положения N 702/42-12-4 в части расстояния в поперечном направлении от крайнего элемента объекта до края проезжей части.
Довод предпринимателя о готовности расширить тротуарную часть за счет собственных средств не имеет правового значения с учетом предмета настоящего спора.
Помимо прочего коллегия признает обоснованными вывод суда первой инстанции о том, что указанное НТО "Продукты" расположено в пределах посадочной и остановочной площадки автобусной остановки.
Согласно акту осмотра земельных участков от 16.01.2017, составленному, в том числе, с участием предпринимателя, следует, что расстояние от западной стороны торгового объекта до остановочного пункта составляет 970 см.
Вместе с тем, распоряжением Минтранса РФ от 23.05.2003 N ИС-460- р утвержден стандарт, именуемый "Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования. ОСТ 218.1.002- 2003" (далее - ОСТ 218.1.002-2003).
В разделе 3 указанного стандарта, именуемого "Технические требования к автобусным установкам", установлены виды элементов автобусных остановок, а также требования к ним.
Так, в соответствии с пунктом 3.1.1 ОСТ 218.1.002-2003 в состав автобусной остановки на автомобильных дорогах всех категорий входят в том числе такие элементы, как остановочная и посадочные площадки, а также заездной карман (при размещении остановки в зоне пересечения или примыкания автомобильных дорог).
Согласно пунктам 3.2.1 и 3.2.2 ОСТ 218.1.002-2003 остановочные площадки предназначены для остановки автобусов, движущихся по установленным маршрутам, с целью высадки и посадки пассажиров.
Ширину остановочных площадок следует принимать равной ширине основных полос проезжей части, а длину - в зависимости от числа одновременно останавливающихся автобусов и их габаритов по длине, но не менее 13 м.
В соответствии с пунктами 3.3.1 и 3.3.2 ОСТ 218.1.002-2003 посадочная площадка предназначена для высадки и посадки пассажиров в автобус. Ширину посадочной площадки принимают не менее 3 м, а длину - не менее длины остановочной площадки. Таким образом остановочные и посадочные площадки по длине должны быть не менее 13 м.
При этом согласно пункту 3.16.1 ОСТ 218.1.002-2003 торговые киоски допускается размещать лишь за пределами посадочных площадок и площадок ожидания.
Из приведенных норм в совокупности следует, что не допускается размещать торговые киоски в 13 метровой зоне, как зоне, которая должна быть минимально установленной при размещении автобусных остановок и в связи с этим размещением посадочных и остановочных площадок.
Вместе с тем, НТО предпринимателя, именуемый "Продукты", находится на расстоянии 970 см. до остановочного пункта (0,97 м.).
То есть указанное НТО расположено в пределах посадочной и остановочной площадки автобусной остановки. Подобное размещение торгового объекта в силу приведенных положений стандарта ОСТ 218.1.002-2003 является недопустимым.
Аналогичные нормы установлены и в разделе 3 ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденному постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 N 221, согласно которому проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству.
Из изложенного следует, что размещение НТО предпринимателя, именуемого "Продукты", не соответствует приведенным выше требованиям, установленным с целью обеспечения безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения.
Согласно подпункту 3 пункта 12 Порядка N 3-37-19-п при разработке схемы следует учитывать соблюдение требований технических регламентов, в том числе о безопасности зданий и сооружений, о требованиях пожарной безопасности, а также требований, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, в том числе по организации территорий и безопасности дорожного движения.
При таких обстоятельствах суд правомерно пришел к выводу, что у администрации имелись правовые основания для невключения НТО предпринимателя, именуемого "Продукты" и расположенного по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Пуркаева, 63в, на земельном участке с кадастровым номером 65:01:0602005:86, в Схему НТО 2016.
Доводы предпринимателя в апелляционной жалобе о том, что нарушение приведенных норм явились следствием действий самой администрации по реконструкции дороги, коллегия отклоняет, поскольку законность осуществления данных действий предметом настоящего спора не является, а потому не подлежит оценки судом в рамках настоящего дела.
Доводы апелляционных жалоб сводятся к несогласию с выводами суда, что, по мнению апеллянтов, привело к принятию незаконного решения.
При таких обстоятельствах бездействие администрации города Южно-Сахалинска, выразившееся в невключении места для размещения некапитального магазина "Автозапчасти", расположенного на земельном участке с кадастровым номером 65:01:0602005:85, площадью 52 кв.м., по адресу г. Южно-Сахалинск, ул. Пуркаева, 63в, в раздел N 1 "Существующие места размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск", не подлежащие переносу" Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск", утвержденной постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 25.05.2016 N 1535-па, не соответствует положениям Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Вместе с тем основания для удовлетворения требований заявителя в части признания незаконным бездействия администрации, выразившихся в невключении в раздел 1 схемы НТО 2016 НТО предпринимателя, именуемого "Продукты" и расположенного на земельном участке с кадастровым номером 65:01:0602005:86, и о возложении обязанности включить данный объект в раздел 1 указанной схемы, отсутствуют.
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Следовательно, в данном случае, отсутствуют основания, предусмотренные статьей 198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для удовлетворения требований заявителя в полном объеме.
При таких обстоятельствах судебная коллегия признает, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Приведенные в апелляционных жалобах доводы являлись предметом проверки суда первой инстанции и правомерно им отклонены, поэтому не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие с выводами суда, основанными на исследовании имеющихся в деле доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка, и направлены на переоценку исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционным жалобам остаются на заявителях, излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 13.03.2017 по делу N А59-4356/2016 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Рогачевой Людмиле Николаевне из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 850 (две тысячи восемьсот пятьдесят) рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по чеку-ордеру от 12.04.2017 (номер операции 9818901).
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-4356/2016
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 10 октября 2017 г. N Ф03-3633/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ИП Рогачева Людмила Николаевна, Рогачева Людмила Николаевна
Ответчик: Администрация г.Южно-Сахалинска
Третье лицо: Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей в Сахалинской области, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Сахалинской области