г. Томск |
|
16 мая 2017 г. |
Дело N А45-27184/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 мая 2017 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Н.Н. Фроловой,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Копаневой В.А.,
от истца: не явился (извещен),
от ответчика: не яивлся (извещен),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ФКУ "Военный комиссариат Новосибирской области" (рег. N 07АП-2694/17) на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 10.03.2017 года (судья Булахова Е.И.) по делу N А45-27184/2016, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по иску государственного автономного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Стоматологическая поликлиника N 8", г. Новосибирск к ответчику федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Новосибирской области", г. Новосибирск
о взыскании 52560 рублей 37 копеек,
УСТАНОВИЛ:
Государственное автономное учреждение здравоохранения Новосибирской области "Стоматологическая поликлиника N 8" (далее - истец, поликлиника) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к ответчику федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Новосибирской области" (далее - комиссариат) о взыскании 52 560 рублей 37 копеек, составляющих сумму расходов истца на оплату начислений на фонд оплаты труда (страховые взносы) за период с января 2014 года по май 2015 года.
Определением от 12.01.2017 года исковое заявление принято к производству в порядке упрощенного производства на основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 10.03.2017 года суд взыскал с ФКУ "Военный комиссариат Новосибирской области" (ИНН 5406012609) в пользу государственного автономного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Стоматологическая поликлиника N 8" (ИНН 5408141617) сумму расходов на оплату начислений на фонд оплаты труда (страховые взносы) за период с января 2014 года по май 2015 года в размере 52 560 рублей 37 копеек, расходы по госпошлине в сумме 2102 рублей.
ФКУ "Военный комиссариат Новосибирской области" с решением суда от 10.03.2017 года не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении иска, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Указав, что обязанности по внесению страховых взносов на начисленную среднюю заработную плату у комиссариата не возникло, так как между ним и привлеченными медицинскими работниками не возникло трудовых и гражданско-правовых отношений; работники получили компенсационные выплаты, которые страховыми взносами не облагаются.
Стороны, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает возможным на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения Арбитражного суда Новосибирской области от 10.03.2017 года, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период с января 2014 года по май 2015 года работники (медицинские сестры) поликлиники были командированы в военный комиссариат Новосибирской области, для участия в проведении медицинских освидетельствований граждан подлежащих призыву на военную службу, а также граждан, поступающих на военную службу по контракту.
За указанный период медицинским работникам поликлиники был начислен средний заработок в размере 174041 рубль, в том числе: средний заработок в размере 119445 рублей 99 копеек, исчисленный в 2014 году, средний заработок в размере 54595 рублей 01 копейка, исчисленный за январь - май месяцы 2015 года.
Оправдательные документы были переданы в комиссариат.
Расходы по выплате за- работной платы были полностью возмещены комиссариатом, споров о размере исчисленной средней заработной платы работников между сторонами не было.
Ответчик отказался компенсировать расходы истца на оплату соответствующих начислений на фонд оплаты труда (страховых взносов) в размере 52560 рублей 37 копеек.
Расходы в указанной сумме истцом произведены, денежные средства уплачены во внебюджетные фонды.
Истцом приняты меры по досудебному урегулированию.
Поликлиника обратилась в комиссариат с заявлением о выплате соответствующих начислений на фонд оплаты труда.
Письмом от 16.11.2016 года N 7687/юо комиссариат отказал в удовлетворении заявления о возмещении расходов на уплату страховых взносов.
Истец, полагая, что ответчик обязан компенсировать и страховые взносы, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя иск, исходил из того, что расходы истца по уплате страховых взносов подлежат компенсации государством, поскольку это прямо предусмотрено Законом N 53-ФЗ.
Выводы суда первой инстанции, соответствуют действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 28.03.1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ), гражданам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности или поступления на военную службу по контракту, за время участия в указанных мероприятиях по месту их постоянной работы выплачивается средний заработок, им возмещаются расходы, связанные с наймом жилья и оплатой проезда в другую местность и обратно, а также командировочные расходы.
Исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации) и их должностные лица (пункт 6 статьи 1 Закона N 53-ФЗ).
Компенсация расходов, понесенных организациями в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (пункт 7 статьи 1 Закона N 53-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 года N 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" утверждены Правила компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Правила N 704).
В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 указанных Правил компенсации подлежат расходы организаций, связанные с проездом граждан к месту исполнения воинской обязанности от места жительства (работы, учебы) и обратно, наймом (поднаймом) жилья (за исключением времени прохождения военных сборов), выплатой командировочных (суточных), в том числе, при доставке (проезде) граждан от военного комиссариата (пункта сбора), органа федеральной службы безопасности к месту проведения военных сборов и обратно, а для работающих граждан, учащихся, а также граждан, состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения, - с выплатой среднего заработка (стипендии, пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учебы, учета в государственном учреждении службы занятости населения), в случае: прохождения медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о воинском учете, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, о призыве на военные сборы.
Из приведенных выше положений Закона N 53-ФЗ и Правил N 704, следует, что работающим гражданам за время их участия в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности выплачивается (по месту постоянной работы) средний заработок с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда.
В связи с тем, что в самом Федеральном законе и принятом в соответствии с ним уполномоченным органом - Правительством Российской Федерации - нормативном правовом акте выплаты прямо определены как "средний заработок", следует исходить из этих императивных норм, и квалифицировать эти выплаты иначе, чем средний заработок (с соответствующими начислениями на фонд оплаты труда), суд не вправе.
В связи с чем, отпадает сама возможность правоприменителю изменять правовую природу названных выплат.
Обязанность выплатить работникам (в рассматриваемом деле - за время участия в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности) средний заработок с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда является обязанностью работодателя по месту постоянной работы, о чем прямо указано в Законе N 53-ФЗ и Правилах N 704.
Эти выплаты производятся за счет работодателя (часть вторая статьи 165 Трудового кодекса Российской Федерации.
Выплата работодателем по месту постоянной работы своему работнику за время его участия в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности среднего заработка с учетом начисленных на фонд оплаты труда страховых взносов имеет характер гарантии и исключает возможность толковать эти выплаты в качестве "компенсации".
В соответствии с частью второй статьи 164 Трудового кодекса Российской Федерации компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Сам средний заработок не может пониматься под предусмотренными в статье 164 ТК РФ и не входящими в систему оплаты труда компенсационными выплатами, относительно которых даны разъяснения в пункте 4 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2006 года N 106 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с взысканием единого социального налога" (далее - Информационное письмо N 106).
Средний заработок как таковой не может пониматься и в качестве второго вида компенсационных выплат, определенных в статье 129 ТК РФ, относительно которых даны разъяснения в пункте 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ N 106.
Выплата работодателем по месту постоянной работы среднего заработка своему работнику производится за счет работодателя, и на этой стадии ответчик в отношениях по выплатам не участвует и не должен участвовать.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, в частности организаций, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров (часть 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования").
Из материалов дела следует, что работники поликлиники выполняли обязанность, установленную Законом N 53-ФЗ, непосредственно в рамках трудовых отношений.
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Перечень выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не подлежащих обложению страховыми взносами, установлен в статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ. Средний заработок, сохраняемый на время привлечения работающего гражданина к исполнению государственных обязанностей, в указанном перечне не поименован. В силу приведенных выше положений Закона N 53-ФЗ и Правил N 704, работающим гражданам за время их участия в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности выплачивается (по месту основной работы) средний заработок, с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда.
Суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами и разъяснениями, установив, что ответчик не является участником отношений по начислению на фонд оплаты труда страховых взносов и их уплате в бюджеты фондов, правомерно, несмотря на данное обстоятельство, пришел к обоснованному выводу относительно того, что отсутствие у него обязанности уплатить страховые взносы не освобождает его от обязанности возместить расходы истца (плательщика таких взносов) на соответствующие цели, поскольку эти отношения возникли между соответствующими фондами и истцом как плательщиком среднего заработка и страховых взносов (организацией, осуществляющей выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым договорам).
Существующая в силу закона обязанность ответчика заключается не в уплате страховых взносов, а в возмещении организации - истцу понесенных расходов, связанных с выплатой среднего заработка с учетом начислений на фонд оплаты труда, в размере выплаченного специалистам среднего заработка с учетом сумм начисленных и уплаченных страховых взносов.
Обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной плательщиком страховых взносов со дня предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства (с указанием соответствующего кода бюджетной классификации) денежных средств со счета плательщика страховых взносов в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа (пункт 1 части 5 статьи 18 Закона N 212-ФЗ).
В соответствии с абзацем вторым пункта 4 Правил N 704 выплата компенсации расходов, указанных в пункте 2 настоящих Правил (то есть, включая расходы организаций, связанные с выплатой работающим гражданам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда) осуществляется путем перечисления на счета получателей компенсации средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства соответствующему военному комиссариату.
Выплата компенсации в соответствии с абзацем вторым пункта 4 настоящих Правил осуществляется на основании представленных получателями компенсации сведений о размере фактических расходов с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации (пункт 5 Правил).
Приведенные положения Правил о возмещении (компенсации) организациям понесенных расходов в связи с реализацией Закона N 53-ФЗ дополнительно к ранее изложенному свидетельствуют, что военный комиссариат обязан компенсировать понесенные расходы организаций, то есть, после завершения последними соответствующих выплат среднего заработка и начисленных страховых взносов, что заведомо исключает как участие комиссариата в отношениях по таким выплатам, так и возможность уменьшать подлежащую возмещению комиссариатом сумму в сравнении с той суммой расходов, что фактически понесены организацией.
При толковании правовых норм подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ как влекущих освобождение комиссариата от возмещения организации работодателю расходов в части сумм, составляющих начисленные на фонд оплаты труда страховые взносы, нарушаются вытекающие из Конституции Российской Федерации универсальные принципы справедливости и равенства обложения страхователей страховыми взносами, а также принципы равенства граждан на социальное обеспечение и экономического обоснования страховых взносов.
В иной ситуации у истца возникают обязательные для него расходы, источник покрытия которых отсутствует, что повлечет не основанное на законе возложение бремени этих убытков на истца или - в скрытой неправовой форме - на работников истца.
На основании изложенного, вывод суда первой инстанции о том, что расходы истца по уплате страховых взносов подлежат компенсации государством, поскольку это прямо предусмотрено Законом N 53-ФЗ, является обоснованным.
Поскольку доказательств возмещения истцу страховых взносов ответчиком не представлено, суд первой инстанции правильно взыскал с ФКУ "Военный комиссариат Новосибирской области" (ИНН 5406012609) в пользу государственного автономного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Стоматологическая поликлиника N 8" (ИНН 5408141617) сумму расходов на оплату начислений на фонд оплаты труда (страховые взносы) за период с января 2014 года по май 2015 года в размере 52 560 рублей 37 копеек.
Расходы по госпошлине распределены судом первой инстанции в соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы, содержащиеся в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для его отмены, в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная инстанция не усматривает.
По правилам, установленным в абзаце 2 части 3 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое в порядке упрощенного производства, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным части 4 статьи 288 настоящего Кодекса.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 10.03.2017 года по делу N А45-27184/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФКУ "Военный комиссариат Новосибирской области" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, установленным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.Н. Фролова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-27184/2016
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ "СТОМАТОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА N 8"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ВОЕННЫЙ КОМИССАРИАТ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ"