г. Томск |
|
15 мая 2017 г. |
Дело N А03-14631/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2017 года.
текст постановления изготовлен в полном объеме 15 мая 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 15 мая 2017 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С. Н. Хайкиной,
судей: С.В. Кривошеиной, Т.В. Павлюк
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мавлюкеевой А.М.
при участии:
от истца: без участия, извещен
от ответчика: без участия, извещен
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Бийска на решение Арбитражного суда Алтайского края от 01 марта 2017 года по делу N А03-14631/2016 (07АП-3067/17)
по иску Администрации города Бийска (659306, город Бийск, улица Владимира Ленина, 250, ИНН 2204001327, ОГРН 1022200567212)
к обществу с ограниченной ответственностью "Седьмое небо" (659305, город Бийск, ул. Ильи Махачева, ИНН 2204068924, ОГРН 1142204000795)
о взыскании 300 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Бийска (далее - истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Седьмое небо" (далее - ответчик, ООО "Седьмое небо", общество) о взыскании 300 000 руб. субсидии, выплаченной в виде целевого гранта.
Решением суда от 01.03.2017 исковые требования удовлетворены: с ответчика в пользу истца взыскана субсидия в размере 129 202 руб. 66 коп., а также с ответчика в доход федерального бюджета Российской Федерации взыскано 4 876 руб. 07 коп. государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой ссылаясь на неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит его отменить и вынести новое решение о взыскании 300 000 рублей субсидии.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что условиями предоставления гранта и заключенного договора (пункты 2.3, 4.1) предусматривается обязанность грантополучателя возвратить в бюджет всю сумму субсидии в случае несоблюдения принятых на себя обязательств, ответчиком не представлены доказательства уважительности причин неполного использования средств предоставленной субсидии, ответчиком допущено неэффективное использование субсидии.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание апелляционной инстанции представителей не направили. На основании части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционный суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей неявившихся сторон.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в рамках реализации краевой целевой программы "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательств в Алтайском крае" на 2014-2020 годы", утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 24.01.2014 N 20, постановления Администрации Алтайского края от 22.09.2014 N 430 "О предоставлении субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов в целях поддержки мероприятий муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства", постановления Администрации города Бийска от 28.12.2010 N 3323 "Об утверждении городской целевой программы "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства" и постановления Администрации города Бийска от 04.10.2013 N 3118 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Бийске" на 2011-2017 годы между Администрацией и ООО "Седьмое небо" (далее - СМСП, получатель субсидии) был заключен договор о реализации мероприятий, в соответствии с которым Администрация безвозмездно передает денежные средства для целевого использования обществом, а СМСП (общество) обязуется принять субсидию и распорядиться ею исключительно в соответствии с целями, условиями и в порядке, закрепленными в договоре.
В силу пункта 3.1 договора субсидия предоставляется получателю субсидии в размере 300 000 руб.
Права и обязанности Получателя субсидии определены в разделе 2 договора, согласно которому общество обязано использовать грант по целевому назначению и выполнять условия договора.
В приложении 1 к договору согласована смета расходов на реализацию мероприятий бизнес-плана на общую сумму 398 960 рублей, в том числе предусматривающая приобретение оборудования и мебели в общей сумме 373 960 рублей, за счет средств гранта в сумме 300 000 рублей, а также оплата за аренду помещения в сумме 15000 рублей, приобретение продукции в сумме 10 000 рублей за счет собственных средств (л.д. 11 т. 1).
Согласно приложению 2 к договору "Итоговый отчет о выполнении календарного плана реализации бизнес-проекта" оборудование и мебель должны быть приобретены 1-2 квартал 2015 года.
В соответствии пунктом 2.2 договора получатель субсидий на выплату грантов обязуется: выполнять условия получения поддержки в соответствии с порядком; направить на реализацию бизнес-проекта собственные финансовые средства в размере не менее 15 % от суммы полученного гранта, обеспечить использование гранта исключительно на цели, определенные договором, и в соответствии с календарным планом реализации бизнес-проекта; сохранять общее количество рабочих мест, имеющееся на момент получения возмещения; принять меры к увеличению средней заработной платы в организации; не допускать наличия задолженности по налогам и иным обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации; в течение последующих двух календарных лет, следующих за годом оказания поддержки, предоставлять в администрацию города: ежегодно в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным, заполненную форму анкеты получателя поддержки за соответствующий отчетный период (январь - декабрь); ежеквартально в срок до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом: справку об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций; справку территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам; справку территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам; справку об общей численности работников и размере их заработной платы и отсутствии просроченной задолженности по ее выплате за отчетный период текущего года, предшествующий дате подаче заявки (с приложением формы - 4 ФСС при наличии наемных работников); пояснительную записку о ходе и результатах реализации проекта с предоставлением копий платежных документов о расходовании средств гранта в соответствии со сметой расходов на осуществление бизнес-проекта.
В соответствии пункта 2.3 договора при выявлении фактов неисполнения получателем субсидии условий договора и требований Порядка предоставления субсидий, выплаченные ему бюджетные средства подлежат возврату в бюджет города не позднее 30 календарных дней с даты установления нарушения в соответствии с бюджетным законодательством РФ.
Пунктом 4.1 договора также предусмотрено, что при непредставлении документов, указанных в пункте 2.2 договора, и (или) выявления нарушения условий, установленных при предоставлении субсидии, полученная субъектом субсидия подлежит возврату в бюджет города в соответствии с бюджетным законодательством РФ в безналичном порядке в течение 5 рабочих дней на счет, указанный Администрацией города.
Решение о возврате принимается в соответствии с Порядком.
Согласно пункту 4.2 договора не использованные по состоянию на 31 декабря отчетного финансового года остатки предоставленных субсидий подлежат возврату получателем бюджет города в текущем финансовом году в безналичном порядке в течение 5 рабочих дней на счет, указанный Администрацией города.
По платежным поручениям N 129891 от 26.12.2014 на сумму 31 842 руб., N 160082 от 29.12.2014 на сумму 214 527 руб., N 160106 от 29.12.2014 на сумму 53 631 руб. субсидия на создание собственного бизнеса в размере 300 000 руб. перечислена Администрацией на счет общества в полном объеме.
01.06.2016 конкурсная комиссия по результатам изучения эффективности реализации бизнес-проектов решила ООО "Седьмое небо" выставить требование о возврате средств субсидии в бюджет города Бийска в связи с неисполнением договора о реализации мероприятий, осуществляемых в рамках предоставления субсидий на выплату грантов начинающим субъектам малого предпринимательства (п. 1.14 протокола заседания конкурсной комиссии от 01.06.2016).
09.06.2016 Администрацией обществу вручено требование N 9 о возврате в бюджет города Бийска 300 000 рублей в связи с неисполнением пунктов 2.3, 4.1, 4.2 договора и Порядка предоставления субсидии, утверждённого постановлением Администрации города Бийска от 13.10.2014 N 3367 (далее - Порядок N 3367).
Указывая на неисполнение обществом претензионных требований и уклонение от возврата средств субсидии в областной бюджет, Администрации обратилась в арбитражный суд с иском о взыскании с ответчика всей суммы субсидии.
Суд первой инстанции, принимая решение по делу, пришел к выводу об обоснованности исковых требований в сумме 129 202 руб. 66 коп., выплаченные в виде целевого гранта.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ NО развитии малого и среднего предпринимательства в Российской ФедерацииN (далее - Закон ; 209-ФЗ) оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) в редакции, действовавшей на момент заключения договора, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 2 названной статьи БК РФ в указанной редакции предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В пункте 3 статьи 78 БК РФ определено, какие положения должны содержаться в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
В целях осуществления контроля и возврата в бюджет города субсидий (грантов) в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении и (или) возврата остатков субсидии, не использованных в отчетном финансовом году Администрацией принято Постановление Администрации города Бийска от 05.06.2015 N 1040 "Об утверждении порядка осуществления контроля и возврата бюджетных средств при предоставлении субсидий (грантов)", в приложении утвержден соответствующий Порядок.
Согласно пункту 1.8 Порядка N 3367 гранты предоставляются при условии софинансирования субъектами расходов на реализацию проекта в размере не менее 15% от суммы полученного гранта, создания не менее трех рабочих мест, имеющим за отчетный период либо предусмотренную грантовым проектом среднюю заработную плату одного работника не менее установленной величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в Алтайском крае.
Пунктом 7.4 Порядка N 3367 предусмотрено, что в случае непредставления документов, указанных в п. 7.3 настоящего порядка (отчеты, справки) и (или) выявления фактов нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий, полученные субъектом субсидии подлежат возврату в бюджет города в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в безналичном порядке в течение 5 рабочих дней на счет, указанный в требовании Администрации города.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны предусматривать в том числе порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса" пункт 3 статьи 78 БК РФ дополнен подпунктом 4, в соответствии с которым нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны также предусматривать порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий.
Пунктом 3.1 статьи 78 БК РФ, введенным Федеральным законом от 15.02.2016 N 23-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации", установлено, что в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что субсидии подлежат возврату в соответствующий бюджет при нарушении получателями условий их предоставления, и нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, в том числе нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, должны определять именно порядок возврата субсидий при нарушении получателем данных условий.
Следует отметить, что условия предоставления субсидии отличны по правовому содержанию и правовым последствиям их несоблюдения от условий использования субсидии.
Нарушение условий предоставления субсидии образуется не при любом нарушении нормативного акта, регулирующего предоставление субсидий, а именно при нарушении тех его положений, которые устанавливают критерии предоставления уполномоченными органами субсидий.
Недостижение планируемых результатов хозяйственной деятельности получателем субсидии, нарушение требований, непосредственно связанных с контролем за использованием предоставленных денежных средств, в том числе непредставление отчетности, не является нарушением условий предоставления субсидии, а относится к нарушениям, связанным с использованием средств субсидии.
В качестве основания для возврата субсидии истец с учетом заявления об уточнении требований указывает на нарушение ответчиком пунктов 2.2, 2.3, 4.1, 4.2 договора, выразившееся в непредставлении: документов по расходованию грантовых средств на сумму 129 202,66 руб., подтверждающих из целевое использование, платежных документов по расходованию грантовых средств на сумму 170 797, 34 руб., документов по расходованию собственных средств на сумму 98960 руб., анкеты получателя поддержки за 2014 год, итогового отчета на 01.01.2015, 01.04.2015, 01.10.2016, 01.01.2016, 01.04.2016, справки об исполнении обязанности по уплате налогов, страховых взносов, общей численности работников, копии формы 4-ФСС за 1 квартал 2016 года, а также не выполнение условий получения поддержки в соответствии с Правилами, в том числе по эффективному и целевому субсидии, с учетом требований пункта 1.21 Порядка N 3367 и условий договора.
Вместе с тем из положений пунктом 7.3, 7.4 Порядка N 3367 и условий пунктов 2.2, 2.3, 4.1, 4.2 договора следует, что требование о представлении в Администрацию указанных документов непосредственно связано с контролем за использованием уже выделенных денежных средств и не является условием для предоставления субсидии.
Неисполнение данной обязанности в установленный срок может служить основанием для проведения контрольных мероприятий и для привлечения получателя к ответственности за ненадлежащее исполнение договора.
Апелляционный суд считает, что нормы подпункта 3 пункта 3, пункта 3.1 статьи 78 БК РФ не подлежат расширительному толкованию и не содержат указания на возможность установления нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или по соглашению сторон каких-либо иных нарушений в качестве оснований для возврата бюджетных средств.
В настоящем споре следует принять во внимание правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.07.2010 N 3393/10, согласно которой основания для возврата средств бюджета, предоставленных в виде субсидий, определяются законом, а установление в договоре иных, чем в законе, оснований для возврата в соответствующий бюджет субсидий недопустимо.
Условия предоставления субсидии определены пунктами 7.3,7.4 Порядком N 3367 и пункта 2 договора следует, что требование о представлении в Администрацию отчетности непосредственно связано с контролем за использованием уже выделенных денежных средств и не является условием для предоставления субсидии. Неисполнение данной обязанности в установленный срок может служить основанием для проведения контрольных мероприятий и для привлечения Получателя к ответственности за ненадлежащее исполнение договора.
Кроме этого, Администрацией города Бийска в целях осуществления контроля и возврата в бюджет города субсидий (грантов) в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, и (или) возврата остатков субсидии, не использованных в отчетном финансовом году, принято Постановление от 05.06.2015 N 1040 "Об утверждении порядка осуществления контроля и возврата бюджетных средств при предоставлении субсидии (грантов), в 4.1 которого определено, что если по результатам проведенных проверок уполномоченным органом выявлены нарушения условий, установленных при предоставлении субсидии, целей и порядка из предоставления и (или) наличие неиспользованных в отчетном финансовом году остатков субсидии, то уполномоченных орган не позднее 60 дней после выявления указанных обстоятельств, в том числе направляет получателю субсидии требование.
В рассматриваемом случае Администрация в обоснование исковых требований не ссылается на нарушение ответчиком условий, установленных при предоставлении субсидии.
Доказательств, указывающих на отсутствие у общества права на получение субсидии, в деле не имеется.
Доводы Администрации о непредставлении обществом отчетных документов и документов, подтверждающих расходование грантовых средств, были рассмотрены судом первой инстанции и не приняты во внимание, поскольку опровергнуты представленными ответчиком в материалы дела доказательствами, а именно: трудовыми договорами (контрактами), расчетами по начисленным и уплаченным страховым взносам, сведениями о застрахованных лицах, банковской выпиской со счета ответчика с 01.10.14 на 01.01.15 в подтверждение расходования грантовых средств по целевому назначению на сумму 170 797 руб. 34 коп., счетами-фактурами, товарными накладными, счетами на оплату, что не оспаривается представителем истца в судебном заседании.
Суд первой инстанции, проанализировав условия договора от 24.12.2014 и Порядка N 3367, пришел к правильному выводу, что из пункта 4.2 договора и пункта 7.5 Правил N 3367 не следует, что в случае не освоения получателем средств гранта в полном объеме, возврату подлежит вся сумма выделенного гранта, включая фактически потраченные по целевому назначению денежные средства, поскольку указанные пункты договора и порядка предусматривают возврат субъектом малого предпринимательства только неиспользованные средства гранта.
Какие либо проверочные мероприятия Администрацией, в том числе в части оценки эффективности использование Обществом бюджетных средств, Администрацией не проводились, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Суд первой инстанции обоснованно не принял в качестве доказательства, подтверждающего уведомление о необходимости соблюдения условий заключенного договора и предоставлении документов в рамках его исполнения, направленное истцом в адрес общества по электронной почте 11.03.2016 (л.д. 36 т.1), поскольку письмо главного специалиста отдела по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры Администрации г. Бийска Лукиной О.П. содержит сведения о необходимости представления документов по ИП Усачеву, а не обществу.
Указание в Акте обследование N 13 от 11.03.2016 на оборудование 2 рабочих мест, перечисление приобретенных предметов оборудования и мебели о неэффективном использовании обществом бюджетных средств не свидетельствует.
При этом, неэффективное использование обществом бюджетных средств не может служить основанием для возврата субсидии, поскольку, как указывалось ранее, данное обстоятельство не относится к условиям предоставления субсидии, а характеризует использование получателем бюджетных средств. Более того, неэффективность использования предоставленной субсидии в качестве основания для возврата денежных средств в бюджет бюджетным законодательством не предусмотрена.
Доказательства нецелевого расходования обществом средств субсидии отсутствуют, на данное обстоятельство Администрация в обоснование иска не указывает.
Таким образом, поскольку нарушение ООО "Седьмое небо" сроков представления отчетности по использованию денежных средств не связано с нарушением условий предоставления субсидии, при наличии которого бюджетные средства подлежат возврату, и факт нецелевого использования субсидии не установлен, оснований для взыскания с общества всей суммы субсидирования, предоставленной на создание собственного бизнеса, не имеется.
Вместе с тем в материалах дела усматривается, что перечисленная субсидия обществом в полном объеме в установленный договором срок и на момент рассмотрения настоящего спора не израсходована. Остаток не использованных на цели предоставления субсидии денежных средств составляет 129 202 руб. 66 коп.
С учетом данных обстоятельств и на основании подпункта 4 пункта 3 статьи 78 БК РФ, пункта 4.2 договора указанные бюджетные средства подлежат возврату ответчиком.
Вывод суда первой инстанции в части взыскания с общества в пользу Администрации 129 202 руб. 66 коп. субсидии следует признать верным.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу и не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у апелляционного суда не имеется.
Судебные расходы по апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 156, 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 01 марта 2017 года по делу N А03-14631/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Бийска - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
С. Н. Хайкина |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-14631/2016
Истец: Администрация г. Бийска.
Ответчик: ООО "Седьмое небо"
Третье лицо: МИФНС России N 1 по Алтайскому краю., МКУ "Финансовое управление Администрации города Бийска"