г. Владимир |
|
22 мая 2017 г. |
Дело N А79-11943/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.05.2017.
Полный текст постановления изготовлен 22.05.2017.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Захаровой Т.А., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Третьяковой К.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вертикаль" (ИНН 2129070015, ОГРН 1052128169356) на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 17.02.2017 по делу А79-11943/2016,
принятое судьей Красновым А.М.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вертикаль" о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики от 25.11.2016 N 14/56.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Вертикаль" - Тихонов В.И. по доверенности от 07.10.2016 сроком действия один год.
Государственная жилищная инспекция Чувашской Республики, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя для участия в судебном заседании не направила.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Вертикаль", Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Государственной жилищной инспекцией Чувашской Республики (далее - Инспекция, административный орган) в отношении общества с ограниченной ответственностью "Вертикаль" (далее - ООО "Вертикаль", Общество) с 24.11.2016 по 25.11.2016 проведена внеплановая документарная проверка.
В ходе проверки выявлен факт выставления Обществом размера платы за содержание общего имущества и за текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, начисляемой собственникам жилого помещения по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Гражданская, д. 62, корп. 1, без учета тарифов, утвержденных протоколом внеочередного собрания собственников помещений указанного многоквартирного дома от 20.04.2016.
По результатам проверки 25.11.2016 составлен акт N 14/69 и Обществу выдано предписание N 14/56 об устранении выявленных нарушений, согласно которому ООО "Вертикаль" необходимо в срок до 15.12.2016:
1) определить и произвести перерасчет (возврат) платы за содержание жилого помещения дома N 62/1 по ул. Гражданская г. Чебоксары с июля 2016 года исходя из размера платы за содержание жилого помещения, утвержденного решением собственников помещений в многоквартирном доме N 62/1 по ул. Гражданская г. Чебоксары от 20.04.2016 в размере 12 руб. 51 коп. за 1 кв. м общей площади помещений в месяц и текущий ремонт общего имущества дома в размере 3 руб. 00 коп. за 1 кв.м общей площади помещений;
2) сумму перерасчета (возврата) отразить в платежном документе за ноябрь 2016 года;
3) представить в адрес Инспекцию платежный документ на оплату жилищно-коммунальных услуг по квартирам N 204, N 244 дома N 62/1 по ул. Гражданская г. Чебоксары за ноябрь 2016 года и ведомость перерасчета размера платы за содержание жилых помещений дома N 62/1 по ул. Гражданская г. Чебоксары за ноябрь 2016 года.
Не согласившись с выданным предписанием, Общество обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии с заявлением о признании его недействительным.
Решением от 17.02.2017 суд отказал в удовлетворении заявленного требования.
Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы настаивает на том, что сведения о проведении собрания собственников помещений, итогах голосования в форме очного и заочного голосования не были доведены до собственников помещений в соответствии со статьями 45-46 Жилищного кодекса Российской Федерации.
ООО "Вертикаль" обращает внимание суда на то, что муниципальное бюджетное учреждение "Управление жилфондом г. Чебоксары" не было уведомлено о проведении голосования в форме очного и заочного голосования надлежащим образом и не принимало участия в таком голосовании.
В обоснование апелляционной жалобы Общество ссылается на то, что в его адрес поступил лишь протокол общего собрания собственников об утверждении тарифов по содержанию и текущему ремонту жилого помещения без приложения бюллетеней и принятых по итогам собрания решений.
По мнению заявителя жалобы, размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества должен определяться с учетом пункта 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Представитель Общества в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу по доводам, в ней изложенным, указал на то, что предписанием установлен неразумный срок для его исполнения.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ходатайствовала о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя административного органа.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении лицензионного контроля.
В силу пункта 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
Согласно части 1 статьи 19 Закона N 99-ФЗ к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 2 - 10 настоящей статьи, а также федеральными законами, регулирующими осуществление видов деятельности в соответствии с частью 4 статьи 1 настоящего Федерального закона.
Порядок лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами установлен в главе 19 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации утверждает положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение N 1110).
В соответствии с пунктом 3 Положения N 1110 лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 99-ФЗ, являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При этом частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В пункте 13 Положения N 1110 указано, что при проведении лицензионного контроля должностные лица лицензирующего органа имеют право в том числе выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований к осуществлению предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно пункту 1 статьи 196 Жилищного кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Закона N 294-ФЗ и положения Закона N 99-ФЗ с учетом особенности проведения внеплановой проверки, установленной частью 3 настоящей статьи.
Частью 3 статьи 196 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что внеплановая проверка по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4, 5 части 10 статьи 19 Закона N 99-ФЗ, а также в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки.
В силу части 1 статьи 7 Закона N 99-ФЗ должностные лица лицензирующих органов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при осуществлении лицензирования имеют право в том числе выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
С учетом изложенного предписание от 25.11.2016 N 14/56 выдано административным органом в пределах предоставленных ему законодательством полномочий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
Согласно подпункту 4 пункта 2 данной статьи к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится в том числе выбор способа управления многоквартирным домом.
В силу пункта 3 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 - 3.1, 4.2, 4.3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание.
Согласно пункт 5 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
В силу части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу часть 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Исходя из части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Частью 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В соответствии с пунктом 31 Правил N 491 при определении размера платы за содержание жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации.
В части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Из приведенных норм следует, что основным способом установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников (всех ее составных частей) на законодательном уровне определен способ в виде волеизъявления собственников помещений в многоквартирном доме посредством принятия решения об этом на общем собрании.
Как установлено судом первой инстанции по материалам дела, на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 12.12.2007 ООО "Вертикаль" осуществляет управление общим имуществом многоквартирного дома N 62 корп. 1 ул. Гражданская г. Чебоксары.
Протоколом внеочередного собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по указанному адресу, от 20.04.2016 с 01.07.2016 утвержден размер платы за содержание общего имущества в размере 12 руб. 51 коп. с 1 кв.м общей площади помещений в месяц, за текущий ремонт общего имущества - в размере 3 руб. 00 коп. с 1 кв. м общей площади помещений в месяц.
Указанный протокол не признан в установленном законом порядке недействительным. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
Следовательно, выставляя собственникам жилых помещений квитанции на оплату содержания и ремонта общего имущества, Общество должно было руководствоваться тарифами, утвержденными решением внеочередного собрания собственников помещений многоквартирного дома от 20.04.2016.
Доказательств недоведения до сведения собственников помещений итогов голосования в форме очного и заочного голосования в материалы дела не представлено.
Довод Общества о том, что предписание с учетом внесения изменений в дату его вынесения и получения информации об этом 01.12.2016 не могло быть до 15.12.2016, признан судом апелляционной инстанции несостоятельным, поскольку из материалов дела не усматривается отсутствие у Общества возможности исполнить рассматриваемое предписание в установленный срок. Кроме того этот довод подлежит оценке при рассмотрении вопроса о привлечении Общества к ответственности за неисполнение предписания.
Сами по себе изложенные Обществом аргументы не являются основанием для признания срока исполнения предписания недостаточным, а предписания неисполнимым.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что предписание от 25.11.2016 N 14/56 соответствует требованиям закона и не нарушает права и законные интересы Общества.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Расходы по государственной пошлине в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на Общество.
ООО "Вертикаль" при подаче апелляционной жалобы была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины, в связи с чем государственная пошлина в размере 1500 руб. подлежит взысканию с Общества в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 17.02.2017 по делу N А79-11943/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вертикаль" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Вертикаль" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-11943/2016
Истец: ООО "Вертикаль"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Чувашской Республики
Третье лицо: Кочеткова Галина Ивановна, Натахина Нина Михайловна