г. Киров |
|
22 июня 2017 г. |
Дело N А28-15561/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июня 2017 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хоровой Т.В.,
судей Великоредчанина О.Б., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гущиной В.В.,
при участии в судебном заседании:
представителя истца: Коваленко А.В., действующей на основании доверенности от 21.042017 N 36,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства финансов Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 10.04.2017 по делу N А28-15561/2016, принятое судом в составе судьи Горева Л.Н.,
по иску государственного унитарного предприятия Оренбургской области "Международный аэропорт "Оренбург"
(ИНН: 5638057261, ОГРН: 1105658017255)
к субъекту Российской Федерации "Кировская область" в лице Министерства транспорта Кировской области (ИНН: 4345110989, ОГРН: 1054316677601),
третьи лица: Министерство финансов Кировской области
(ИНН: 4347015963, ОГРН: 1034316505497),
Правительство Кировской области (ИНН: 4347005027, ОГРН: 1034316519820)
о взыскании 1 949 257 руб.,
установил:
государственное унитарное предприятие Оренбургской области "Международный аэропорт "Оренбург" (далее - Истец, ГУП "Аэропорт Оренбург", Аэропорт) обратилось с иском в Арбитражный суд Кировской области к субъекту Российской Федерации "Кировская область" в лице Министерства транспорта Кировской области (далее - Ответчик, Минтранс) о взыскании не предоставленных субсидий по договору от 04.04.2016 N 2016/ПФО/0 за август 2016 - сентябрь 2016 в размере 1 949 257 руб.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 10.04.2017 иск удовлетворен.
Министерство финансов Кировской области (далее - третье лицо, Минфин) с принятым решением суда не согласилось и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, настаивая, что Минтранс должен был перечислить Истцу субсидии в пределах лимитов бюджетных обязательств, а не возмещать выпадающие доходы от перевозки воздушным транспортом.
Бюджетные средства, выделенные в адрес Аэропорта, были перечислены полностью (6 505 400 руб.).
Доказательств противоправности действий (бездействия) Минтранса, а также их причинной связи с убытками, заявленными Истцом к взысканию, Аэропорт не представил. При этом на публично-правовое образование не могут быть переложены те затраты, которые не связаны с тарифным регулированием и обусловлены действиями самого Истца.
Таким образом, Минфин считает, что решение от 10.04.2017 подлежит отмене, так как при его принятии суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права и неверно оценил фактические обстоятельства дела.
Минтранс представил отзыв на жалобу, в котором позицию третьего лица поддерживает, просит решение суда отменить.
Истец также представил отзыв на жалобу, в котором против доводов Минфина возражает, просит решение суда оставить без изменения.
Также Министерство финансов Кировской области представило дополнение к апелляционной жалобе, в котором сообщил, что все денежные средства по решению суда первой инстанции на основании постановления Правительства Кировской области от 28.04.2017 N 63/227 Министерством транспорта Кировской области выплачены Истцу в рамках договора от 04.04.2016 N 2016/ПФО/0 и приложило в подтверждение этого платежные поручения NN 2442-2446 от 09.06.2017 на сумму 1 949 257 рублей.
Ответчик и третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, Минфин просит рассмотреть жалобу в отсутствие своих представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей Ответчика и третьих лиц.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Аэропорта изложила свою позицию по отзыву на жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Кроме того от Аэропорта поступило ходатайство о приобщении к материалам дела копий платежных поручений N N 2442 и 2443 от 09.06.2017, подтверждающих факт оплаты взыскиваемой по настоящему делу задолженности. Указанные документы приобщены к материалам дела.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области от 10.04.2017 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, непредоставление Аэропорту субсидии в сумме 1 949 257 руб. за август - сентябрь 2016 по договору от 04.04.2016 N 2016/ПФО/0 послужило основанием для обращения с иском в суд.
Арбитражный суд Кировской области, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2013 N 1168, Постановлениями Правительства Кировской области от 24.12.2013 N 241/889, от 24.06.2015 N44/138 и от 29.03.2015 N 29/150, Указом Губернатора Кировской области от 10.03.2015 N 44, статьями 6, 69, 78, 158, 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), Законом Кировской области "Об областном бюджете на 2016 год", требования Истца признал обоснованными.
Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, отзывов на жалобу, выслушав представителя Истца, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Статьей 310 ГК РФ предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации (пункт 1 статьи 1 БК РФ).
Согласно статье 69 БК РФ к бюджетным ассигнованиям относятся также ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам.
В силу пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии из местного бюджета предоставляются юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в случаях и порядке, установленных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.
Субсидии юридическим лицам предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 78 БК РФ).
В соответствии со статьей 6 БК РФ бюджетные ассигнования представляют собой предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств; бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.
Исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом (пункт 1 статьи 219 БК РФ).
При этом получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств (пункт 3 статьи 219 БК РФ).
Согласно пункту 16 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности внутренних региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом в Приволжском федеральном округе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 1168 от 17.12.2013, для получения субсидии авиаперевозчик представляет ежемесячно, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, в Федеральное агентство воздушного транспорта расчет субсидии и отчет о количестве выполненных в отчетном месяце рейсов с приложением реестра перевозочных документов, подтверждающих выполнение воздушных перевозок по специальному тарифу.
По условиям статьи 86 БК РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам.
Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации N 1168 от 17.12.2013 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности внутренних региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом в Приволжском федеральном округе" установлено, что субъекты Российской Федерации, расположенные на территории Приволжского федерального округа, вправе принимать в установленном порядке нормативные правовые акты о предоставлении из бюджета субъекта Российской Федерации субсидии авиаперевозчику на воздушные перевозки, осуществляемые с их территории.
Постановлением Правительства Кировской области от 24.06.2015 N 44/138 "Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Кировской области" органом исполнительной власти Кировской области отраслевой компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере транспорта и развития транспортной системы Кировской области определено министерство транспорта Кировской области.
Согласно Указу Губернатора Кировской области от 10.03.2015 N 44 "О структуре органов исполнительной власти Кировской области" и Постановлению Правительства Кировской области от 29.03.2015 N 29/150 "О мерах по реализации Указа Губернатора Кировской области от 10.03.2015 N 44" Минтранс является правопреемником Департамента Дорожного хозяйства и транспорта Кировской области.
Минтранс в соответствии с пунктом 3.1.1.9 Положения о Министерстве и пунктом 1.2 Постановления Правительства Кировской области от 24.12.2013 N 241/889 "О предоставлении субсидий российским организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности внутренних региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом с территории Кировской области в пределах Приволжского федерального округа" предоставляет субсидии российским организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности внутренних региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом с территории Кировской области в границах Приволжского федерального округа.
На основании части 3 статьи 158 БК РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
Согласно приложению 11 "Ведомственная структура расходов областного бюджета на 2016 год" к Закону Кировской области "Об областном бюджете на 2016 год", главным распорядителем средств областного бюджета по государственной поддержке воздушного транспорта является министерство транспорта, размер субсидий по данной категории на 2016 составляет 17 760 800 руб.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в целях реализации Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности внутренних региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом в Приволжском федеральном округе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2013 N 1168 и Постановления Правительства Кировской области от 24.12.2013 N 241/889 "О предоставлении субсидий российским организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности внутренних региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом с территории Кировской области в пределах Приволжского федерального округа", между Аэропортом (авиаперевозчик) и Минтрансом заключен договор от 04.04.2016 N 2016/ПФО/О о предоставлении субсидий из областного бюджета российским организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности внутренних региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом с территории Кировской области в пределах Приволжского федерального округа.
Предметом договора является предоставление субсидий для организации и выполнения Авиаперевозчиком воздушных перевозок пассажиров в Приволжском федеральном округе по маршрутам с расчетной частотой выполнения рейсов в неделю и по специальному тарифу (пункт 1.1).
В силу пункта 2.1.1 договора Минтранс обязано при исполнении авиаперевозчиком условий настоящего договора, осуществлять предоставление субсидии на цели, установленные пунктом 1.1 договора в порядке, установленном Постановлением и настоящим договором.
Согласно пункту 3.1 договора Минтранс предоставляет в 2016 году авиаперевозчику субсидию из областного бюджета в целях возмещения ему части затрат, связанных с обеспечением перевозки пассажиров исключительно по маршрутам, установленным в пункте 1.1 настоящего договора, на основании документов, предоставляемых авиаперевозчиком в Минтранс в соответствии с пунктом 3.3.1 договора.
По условиям пункта 3.2 договора субсидии предоставляются ежемесячно и рассчитываются как произведение количества выполненных за месяц рейсов в одном направлении по субсидируемым маршрутам и предусмотренного приложением к Постановлению размера субсидии, предоставляемой на один рейс в одном направлении.
Субсидии за декабрь 2016 предоставляются авиаперевозчику не позднее 20 декабря 2016 в пределах остатка неиспользованных лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год и рассчитывается как произведение планового количества рейсов за декабрь по каждому маршруту, и размера субсидии, предусмотренного приложением к Постановлению. В случае если размер субсидии, предоставляемой за декабрь 2016 года, превышает размер, указанный и отчете, содержащем расчет размера субсидии за указанный период, сумма превышения по итогам отчетного года подлежит возврату в доход областного бюджета до 31 января 2017 года.
Общий размер субсидии уменьшается в случае сокращения авиаперевозчиком расчетной частоты и количества выполняемых рейсов.
Для получения субсидии авиаперевозчик не позднее 15-ю числа месяца, следующего за календарным месяцем, в котором совершены подлежащие субсидированию перевозки (далее - отчетный месяц), предоставляют в Министерство следующие документы: расчёт размера причитающейся за отчетный месяц субсидии по форме, установленной в приложении 1 к настоящему Договору, отчет о количестве выполненных рейсов с приложением реестра перевозочных документов согласно приложению 2 и 3 к настоящему Договору, подписанные генеральным директором и главным бухгалтером либо иными надлежаще уполномоченными лица (пункты 3.3 и 3.3.1 договора).
В соответствии с пунктом 3.8 договора предоставление субсидии осуществляется Минтрансом в соответствии с представленными авиаперевозчиком документами посредством перечисления в установленном порядке средств областного бюджета на расчетный счет авиаперевозчика в пределах суммы, установленной Постановлением и доведенных Минтрансу лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов областного бюджета на эти цели, не позднее 10 банковских дней от даты предоставления документов с учетом сроков, установленных пунктами 3.6 и 3.7 договора.
Во исполнение условий договора Ответчик за 2016 предоставил Истцу субсидии частично на сумму 6 505 403 руб., что подтверждается платежными поручениями от 28.04.2016 N 467, от 28.04.2016 N 466, от 28.04.2016 N 465, от 01.06.2016 N 544, от 29.07.2016 N 649, от 29.07.2016 N 807, от 29.08.2016 N3964.
Поскольку Ответчик обязательство по предоставлению субсидий за август - сентябрь 2016 не исполнил, Истец направил в адрес Ответчика претензию от 07.11.2016 N 09/01-8238 о погашении образовавшейся задолженности в размере 1 949 257 руб.
В ответе на претензию от 07.11.2016 N 2007-48-06-04 Ответчик указал, что Законом Кировской области от 27.10.2016 N 4-ЗО " О внесении изменений в Закон Кировской области "Об областном бюджете на 2016 год" снижены расходы на государственную поддержку воздушного транспорта с 29 759,4 тыс. руб. до 17 760,8 тыс. руб.
Материалами дела подтверждается, что расчет размера субсидии, отчет о количестве фактически выполненных рейсов, численности перевезенных пассажиров, фактическом пассажирообороте, применяемых тарифах и причитающейся авиаперевозчику субсидии и реестр перевозочных документов, подтверждающий выполнение в отчетном месяце перевозок по специальному тарифу, был предоставлен Истцом в адрес Ответчика за август 2016 - 09.09.2016, за сентябрь 2016 - 11.10.2016.
То есть Истец совершил все необходимые действия для получения в установленном законом порядке субсидии в целях компенсации выпадающих доходов, соответствующие документы на получение субсидии за август - сентябрь 2016 были предоставлены регулирующему органу в установленный срок.
Факт оказания Истцом услуг по перевозке пассажиров воздушным транспортом, объем оказанных услуг по перевозке, наличие подтвержденной документально задолженности в размере 1 949 257 руб. Ответчиком не оспорены.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для взыскания с Минтранса в пользу Истца суммы не предоставленных субсидий за август - сентябрь 2016 в размере 1 949 257 руб.
Довод Минфина о том, что, перечислив Истцу субсидии в пределах лимитов бюджетных обязательств в размере 6 505 400 руб., Ответчик выполнил свои обязательства, апелляционный суд отклоняет в силу его противоречия условиям договора от 04.04.2016 N 2016/ПФО/0.
Довод Минфина об отсутствии у Минтранса обязанности возмещать выпадающие доходы от перевозки воздушным транспортом, апелляционный суд также отклоняет, поскольку Истец заявил к взысканию не выпадающие доходы, а сумму, являющуюся частью не предоставленной Аэропорту субсидии.
Отклоняется также довод Минфина об отсутствии у Истца доказательств противоправности действий (бездействия) Минтранса, а также их причинной связи с убытками, заявленными Истцом к взысканию, поскольку в своем иске о взыскании убытков в порядке статей 15, 16 ГК РФ Аэропорт не заявлял.
Последующее погашение имеющейся задолженности не свидетельствует о незаконности решения от 10.04.2017, поскольку Арбитражный суд Кировской области рассматривал спор по представленным в материалы дела сторонами доказательствам, которые свидетельствовали на момент принятия обжалуемого решения о ненадлежащем исполнении Минтрансом своих обязательств по договору от 04.04.2016.
На основании изложенного Второй арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Кировской области от 10.04.2017 законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также с учетом фактических обстоятельств дела. Оснований для удовлетворения жалобы Минфина по изложенным в них доводам у апелляционного суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Минфин освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 10.04.2017 по делу N А28-15561/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства финансов Кировской области (ИНН: 4347015963, ОГРН:1034316505497) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Хорова |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-15561/2016
Истец: ГУП Оренбургской области "Аэропорт Оренбург"
Ответчик: Министерство транспорта Кировской области
Третье лицо: Министерство финансов Кировской области, Правительство Кировской области