г. Чита |
|
28 июня 2017 г. |
Дело N А19-2672/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июня 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,
судей Басаева Д.В., Каминского В.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Савиной Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Шелеховском районе Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 апреля 2017 года по делу N А19-2672/2017 по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Шелеховском районе Иркутской области (ОГРН 1023802254673, ИНН 3821010406; место нахождения: 666034, Иркутская обл., Шелехов г., 4-й кв-л, 23) к Шелеховскому лесничеству Министерства обороны Российской Федерации - филиалу Федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1107746633521, ИНН 7704761773, место нахождения: 666026, Иркутская обл., Шелеховский р-н, Чистые Ключи н.п., 7, 2) о взыскании 22 000 рублей 00 копеек,
(суд первой инстанции: Дмитриенко Е.В.)
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Шелеховском районе Иркутской области (далее - Управление Пенсионного фонда, заявитель, пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о взыскании с Шелеховского лесничества Министерства обороны Российской Федерации - филиала Федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации (далее - заинтересованное лицо, учреждение) штрафных санкций в сумме 22 000 рублей 00 копеек, начисленных на основании статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 указанного Федерального закона.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 24 апреля 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебный акт принят со ссылками на статьи 2, 11, 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", статьи 2, 6, 11, 12, 22 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 2, 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", статьи 48, 55 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 5, 15, 41 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации" и мотивирован отсутствием оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку Шелеховское лесничество Министерства обороны Российской Федерации не может быть субъектом ответственности в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Управление Пенсионного фонда, не согласившись с решением суда первой инстанции, обжаловало его в апелляционном порядке, просит отменить решение суда в полном объеме, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что заинтересованное лицо нарушило установленный законом срок для представления формы СЗВ-М за апрель 2016 г., по результатам проверки сведений, был составлен Акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Акт направлен по почте страхователю, на который были представлены письменные возражения. По представленным документам 7 сентября 2016 было вынесено решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства N 048S19160000172, должнику начислен штраф за непредставление в установленный срок сведений на 44 застрахованных лиц, в сумме 22000 рублей.
Кроме того, Пенсионный фонд ссылается на необоснованный отказ в удовлетворении требований, поскольку Шелеховское лесничество Министерства обороны Российской Федерации - филиал Федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны зарегистрировано в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию, требование об уплате недоимки в соответствии с действующим законодательством направлялось плательщику страховых взносов. На основании части 5 статьи 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его филиала, представительства, расположенных вне места нахождения юридического лица может быть предъявлен в суд по месту нахождения юридического лица, филиала, представительства. Решение суда принято с нарушением норм материального права.
От Шелеховского лесничества Министерства обороны Российской Федерации - филиала Федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 27.05.2017.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, ходатайствовали о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своих представителей.
В соответствии с частью 3 статьи 156, частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции в результате проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета должностным лицом Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Шелеховском районе Иркутской области обнаружен факт нарушения Шелеховским лесничеством Министерства обороны Российской Федерации - филиалом Федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации требований пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", что выразилось в нарушении срока представления сведений по форме СЗВ-М за апрель 2016 года в отношении сорока четырех застрахованных лиц.
В связи с чем, решением заместителя начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Шелеховском районе Иркутской области от 07.09.2016 г. N 048S19160000172 Шелеховское лесничество Министерства обороны Российской Федерации - филиал Федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации привлечено к ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в виде штрафа в размере 22 000 рублей 00 копеек.
28.09.2016 г. заявителем в адрес заинтересованного лица направлено требование N 048S01160252820 об уплате вышеуказанной финансовой санкции.
Неисполнение требования послужило основанием для обращения Управления Пенсионного фонда за взысканием финансовой санкции в судебном порядке.
Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты.
В силу части 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Частью 4 указанной статьи предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства по делу, верно применены нормы материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" правовую основу индивидуального (персонифицированного) учета составляют Конституция Российской Федерации, названный Федеральный закон, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, регулирующие правоотношения в данной сфере.
Исходя из положений статей 2, 6, 11, 12 и 22 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", к правоотношениям, возникающим при уплате сборов, взыскании штрафов в государственные внебюджетные фонды, в том числе, связанным с индивидуальным (персонифицированным) учетом в системе обязательного пенсионного страхования, также подлежат применению нормы налогового законодательства Российской Федерации.
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 9 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" с 01.01.1999 филиалы и представительства российских юридических лиц не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц. Ответственность за неисполнение всех обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов несет юридическое лицо, в состав которого входит соответствующий филиал (представительство).
Пунктом 1 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Способность юридического лица иметь гражданские права и нести соответствующие обязанности возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц (пункт 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из положений статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации, филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации.
Обособленные подразделения юридических лиц законодателем к числу страхователей не отнесены.
В силу статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ является составной частью законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Как следствие, нормативно-правовые положения Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ не могут применяться без учета правового регулирования, содержащегося в Федеральном законе от 15.12.2001 N 167-ФЗ.
Действовавший в спорном периоде Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" также предусматривал, что плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым, в частности, относятся организации (подпункт "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
В силу подпункта "а" части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ ответчик является плательщиком страховых взносов, как организация, производящая выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, обязанная правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, а также вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений и перечислений страховых взносов.
В целях проведения контроля за уплатой страховых взносов органы контроля за уплатой страховых взносов осуществляют учет плательщиков страховых взносов на основании данных об их учете (регистрации) в качестве страхователей (часть 1 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, на основании части 11 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ могли исполнять лишь отдельные обязанности организации, а именно: обязанность по уплате страховых взносов (ежемесячных обязательных платежей); обязанность по представлению расчетов по страховым взносам по месту своего нахождения.
Вместе с тем, в соответствии с положениями статьи 41 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ ответственность за совершение правонарушений в любом случае несли организации.
Из указанного следует, что обособленные подразделения, исполняющие обязанности организаций в сфере обязательного пенсионного страхования, в том числе по представлению сведений о застрахованных лицах, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", не рассматриваются в качестве самостоятельных участников правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.
Ответственность за неисполнение указанных обязанностей несет организация, в состав которой входит обособленное подразделение, а не само это подразделение.
Согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц Шелеховское лесничество Министерства обороны Российской Федерации является филиалом Федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1107746633521, ИНН 7704761773) и статуса юридического лица не имеет.
В пункте 1.9 Положения, утвержденного приказом исполняющего обязанности начальника Федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации от 28.04.2015 г. N 30, также указано, что Шелеховское лесничество Министерства обороны Российской Федерации не имеет статуса юридического лица; ответственность за деятельность филиала несет Учреждение.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Шелеховское лесничество Министерства обороны Российской Федерации не может быть субъектом ответственности в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Взыскание штрафных санкций, связанных с деятельностью вышеуказанного обособленного подразделения, должно производиться территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, на учете в котором состоит Федеральное государственное казенное учреждение "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации.
По данным Единого государственного реестра юридических лиц Федеральное государственное казенное учреждение "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации состоит на учете в Государственном учреждении - Главное Управление Пенсионного фонда РФ N 10 Управление N 3 по г. Москве и Московской области муниципальный район Хамовники г. Москвы. Следовательно, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Шелеховском районе Иркутской области полномочиями по взысканию спорных штрафных санкций не обладает.
Как видно из решения суда, в удовлетворении требований пенсионного фонда отказано, в том числе, по тем, основаниям, что решение Управлением Пенсионного фонда вынесено в отношении ненадлежащего субъекта правоотношений по страхованию, следовательно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ответственность за неисполнение указанных обязанностей несет организация, в состав которой входит обособленное подразделение.
Таким образом, суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований пенсионного фонда, правомерно исходил из того, что решение вынесено в отношении ненадлежащего субъекта - обособленного подразделения юридического лица, не являющегося самостоятельным участником отношений (страхователем), и, соответственно, самостоятельным субъектом ответственности.
Из материалов дела следует и установлено судом, что решением от 07.09.2016 N 048S19160000172 Шелеховское лесничество Министерства обороны Российской Федерации - филиал Федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации привлечено к ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в виде штрафа в размере 22 000 рублей.
В соответствии со статьей 55 Гражданского кодекса РФ представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.
Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.
В соответствии с приведенной нормой обособленные подразделения исполняют обязанности организации по уплате страховых взносов (ежемесячных обязательных платежей), а также обязанности по представлению расчетов по страховым взносам по месту своего нахождения.
Между тем, из вышеназванных положений законов не следует, что обособленные подразделения, исполняющие обязанности организации в сфере отношений по обязательному пенсионному страхованию, рассматриваются в качестве самостоятельных участников указанных отношений (страхователей) и, соответственно, в качестве самостоятельного субъекта ответственности.
Следовательно, как правильно указал суд первой инстанции, решение Управления Пенсионного фонда от 07.09.2016 N N 048S19160000172 о привлечении к ответственности Шелеховского лесничества Министерства обороны Российской Федерации - филиала Федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации, в нарушение вышеуказанных норм, вынесено в отношении ненадлежащего субъекта данных правоотношений.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о нарушении судом первой инстанции процессуальных норм подлежат отклонению. Из возражения на заявление пенсионного фонда следует, что Шелеховским лесничеством в качестве основания для признания незаконным данного решения, в том числе, приведены доводы о его вынесении не в отношении страхователя (юридического лица), а обособленного подразделения юридического лица. На орган, принявший решение, возлагается обязанность доказывания соответствия решения закону, что предполагает представление пенсионным фондом соответствующих доказательств и мотивированных возражений на доводы заинтересованного лица.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что решение пенсионного фонда от 07.09.2016 N 048S19160000172 о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании не соответствует действующему законодательству.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что отсутствуют правовые основания для взыскания спорных штрафных санкций на основании решения пенсионного фонда от 07.09.2016 N 048S19160000172 о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании с Шелеховского лесничества Министерства обороны Российской Федерации и исходя из недоказанности наличия у Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Шелеховском районе Иркутской области полномочий по взысканию указанного штрафа с Федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации, в связи с чем арбитражный суд пришел к обоснованному выводу, что требования заявителя следует оставить без удовлетворения.
При установленных по делу обстоятельствах и действующем правовом регулировании у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения требований заявителя.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 апреля 2017 года по делу N А19-2672/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Иркутской области.
Председательствующий |
Э.В. Ткаченко |
Судьи |
В.Л. Каминский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-2672/2017
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Шелеховском районе Иркутской области
Ответчик: Федеральное государственное казенное учреждение "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации