Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14 сентября 2017 г. N Ф01-3952/17 настоящее постановление оставлено без изменения
20 июня 2017 г. |
А79-9642/2015 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Кириловой Е.А., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи секретарем судебного заседания Малашиной А.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 06.03.2017
по делу N А79-9642/2015,
принятое судьей Афанасьевым А.А.
по заявлению Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики о признании недействительным представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике от 05.10.2015 N 04-11/53/47/24/2209,
без участия лиц,
и установил:
Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики (далее - Минсельхоз Чувашии, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии с заявлением о признании недействительным представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике (далее - ТУ Росфиннадзора, надзорный орган) от 05.10.2015 N 04-11/53/47/24/2209.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов Чувашской Республики, Кабинет Министров Чувашской Республики, ОАО "Вурнарский мясокомбинат", глава крестьянского фермерского хозяйства Ямуков Геннадий Николаевич, сельскохозяйственный производственный кооператив "Мураты", ООО "Агрофирма "Кольцовка", администрация Юманайского сельского поселения Шумерлинского района Чувашской Республики, администрация Азимсирминского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики, администрация Калининского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики, администрация Вурманкасинского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики, администрация Малояушского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики, администрация Апнерского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики, администрация Алгазинского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики, администрация Шинерского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики, администрация Большеторханского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики, Ликвидационная комиссия Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике.
Определением от 11.08.2016 процессуальное положение Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике заменено с третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на соответчика, а также привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, ликвидационная комиссия Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике.
Согласно сведениям из ЕГЮРЛ Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике ликвидировано 30.11.2016.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 02.02.2016 N 41 Федеральная служба финансово-бюджетного надзора упразднена; ее функции переданы по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций- Федеральному казначейству, которое является правопреемником упраздняемой Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 06.03.2017 заявленные требования удовлетворены частично, признан недействительным пункт 2 представления ТУ Росфиннадзора от 05.10.2015 N 04-11/53/47/24/2209 в отношении ОАО "Вурнарский мясокомбинат" и крестьянского фермерского хозяйства Ямукова Г.Н. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Минсельхоз Чувашии обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым признать оспариваемое представление надзорного органа в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
Министерство настаивает на том, что размер субсидий рассчитывался исходя из фактически засеянных площадей, основания для возврата субсидии прописываются в правилах предоставления субсидий, а требования о возврате субсидий по основаниям, не предусмотренным правилами, являются незаконными.
Администрация Калининского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики и Управление Федерального казначейства по Чувашской Республике ходатайствуют о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направили, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что в период с 24.07.2015 по 21.08.2015 на основании приказа руководителя от 23.07.2015 N 151 уполномоченные лица ТУ Росфиннадзора провели в отношении Минсельхоза Чувашии плановую выездную проверку использования средств федерального бюджета, направленных в 2014 году в рамках Государственной программы Российской Федерации "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы", в части возмещения затрат сельхозтоваропроизводителей на 1 литр (килограмм) реализованного товарного молока (постановление Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 N 1370), а также средств, выделенных в рамках постановлений Правительства Российской Федерации от 03.08.2001 N 580, от 27.12.2012 N 1431, от 22.12.2012 N 1371, от 27.12.2012 N 1432, от 28.12.2012 N 1460.
В ходе проверки надзорный орган выявил нарушение статей 158, 160.2-1, 162, 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации; Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы; Государственной программы Чувашской Республики "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики на 2013 - 2020 годы"; пункта 2.2.10 Соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации от 11.02.2014 N 194/17; пунктов 3.3, 3.25 Положения о Министерстве сельского хозяйства Чувашской Республики; пункта 2.1.3 Соглашения от 25.09.2014 N 110, пункта 2.1.3 Соглашения от 09.09.2014 N 190, пункта 2.1.3 Соглашения от 15.09.2014 N 240, пункта 2.1.3 Соглашения от 25.09.2014 N 421,
Период совершения нарушения - 2014 год.
Результаты проверки отражены в акте выездной проверки от 11.09.2015.
По результатам проверочных мероприятий надзорный орган выдал Министерству представление от 05.10.2015 N 04-11/53/47/24/2209, в котором предложило рассмотреть информацию о выявленных нарушениях и принять меры по устранению причин и условий их совершения в целях недопущения их впредь. О результатах исполнения настоящего представления необходимо проинформировать надзорный орган в месячный срок со дня получения настоящего представления.
Не согласившись с представлением надзорного органа, Минсельхоз Чувашии обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 158, 160.2-1, 265, 269.2 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации от 04.02.2014 N 77, от 28.11.2013 N 1092, от 22.12.2012 N 1370, от 28.12.2012 N 1460, от 14.07.2012 N 717, приказами Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 N 89н, от 20.03.2014 N 18н и исходил из того, что надзорный орган в указанной части доказал законность и обоснованность оспариваемого ненормативного акта.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
В пункте 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснено, что при применении части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
Отсутствие в данном судебном заседании лиц, извещенных надлежащим образом о его проведении, не препятствует суду апелляционной инстанции в осуществлении проверки судебного акта в обжалуемой части.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 АПК РФ.
Вместе с тем следует принимать во внимание, что при наличии в пояснениях к жалобе либо в возражениях на нее доводов, касающихся обжалования судебного акта в иной части, чем та, которая указана в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции осуществляет проверку судебного акта в пределах, определяемых апелляционной жалобой и доводами, содержащимися в пояснениях и возражениях на жалобу.
Возражений относительно проверки только части судебного акта от сторон не поступило.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в обжалуемой части в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены данного судебного акта в обжалуемой части.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
Частью 3 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что внутренний государственный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.
Согласно статье 268 Бюджетного кодекса Российской Федерации Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов.
Согласно Положению о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 N 278 Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, которому в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности предоставлено право направлять в проверенные организации обязательные для рассмотрения представления или обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений.
Согласно статье 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.
Согласно части 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации под представлением понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2014 N 77 утверждено Положение о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора (далее - Положение N 77), согласно пунктам 1, 4 и 5 которого Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, функции органа валютного контроля, а также функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом "Об аудиторской деятельности", непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктами 5.14, 5.14.7 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 N 89н, предусмотрено, что территориальное управление в установленной сфере деятельности направляет в пределах своей компетенции в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений.
Правила осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092 (далее - Правила N 1092).
Согласно статье 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
В силу статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обязан обеспечить результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Согласно пункту 7 Правил N 1092 объектами контроля Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в финансово-бюджетной сфере являются, в том числе главные распорядители, распорядители, получатели средств федерального бюджета, главные администраторы (администраторы) доходов федерального бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита федерального бюджета; финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) в части соблюдения ими целей и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета; федеральные государственные учреждения, а также государственные бюджетные и автономные учреждения субъекта Российской Федерации (муниципальные бюджетные и автономные учреждения) в части соблюдения ими целей и условий предоставления средств, источником финансового обеспечения которых являются целевые межбюджетные трансферты, предоставленные из федерального бюджета; федеральные государственные унитарные предприятия, а также государственные унитарные предприятия субъекта Российской Федерации (муниципальные унитарные предприятия) в части соблюдения ими целей и условий предоставления средств, источником финансового обеспечения которых являются целевые межбюджетные трансферты, предоставленные из федерального бюджета; государственные корпорации и государственные компании.
В силу подпункта "а" пункта 68 Правил N 1092 при осуществлении полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений Росфиннадзор направляет представления, содержащие обязательную для рассмотрения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.
Приказом Минфина России от 20.03.2014 N 18н утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере (далее - Административный регламент), в соответствии с подпунктом "д" пункта 9 которого должностные лица Росфиннадзора (территориального органа), указанные в пункте 8 Административного регламента, в пределах установленных должностными регламентами полномочий при исполнении государственной функции имеют право в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, выдавать представления, предписания
Пунктами 2, 3 Административного регламента предусмотрено, что полномочия по контролю в финансово-бюджетной сфере осуществляются посредством плановых и внеплановых проверок в отношении главных распорядителей (распорядителей, получателей) средств федерального бюджета, главных администраторов (администраторов) доходов федерального бюджета, главных администраторов (администраторов) источников финансирования дефицита федерального бюджета; финансовых органов (главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) в части соблюдения ими целей и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета; федеральных государственных учреждений.
При этом предметом государственного контроля является соблюдение объектами контроля бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения (пункт 7 Административного регламента).
Из анализа вышеуказанных норм права следует, что Территориальным управлением Росфиннадзора в ЧР правомерно, в пределах полномочий установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2014 N 77, Положением о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 N 89н, и в порядке, определенном Правилами N 1092, Административным регламентом, проведена плановая выездная проверка использования средств федерального бюджета, направленных в 2014 году в рамках Государственной программы Российской Федерации "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы", в части возмещения затрат сельхозтоваропроизводителей на 1 литр (килограмм) реализованного товарного молока (постановление Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 N 1370), а также средств выделенных в рамках постановлений Правительства Российской Федерации от 03.08.2001 N 580, от 27.12.2012 N 1431, от 22.12.2012 N 1371, от 27.12.2012 N 1432, от 28.12.2012 N 1460 в 2014 году.
В пункте 23 постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств обладает бюджетными полномочиями, в том числе обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных БК РФ, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении и т.д.
Из положений статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств осуществляет внутренний финансовый контроль, направленный на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, включая расходы на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим главным распорядителем бюджетных средств и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств.
Получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований (статья 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ.
Предоставление и распределение субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах в 2014 году определялось постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 1460 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах" (далее - Правила N 1460).
В пункте 32 Правил N 1460 определено, что ответственность за достоверность представляемых в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации сведений и соблюдение условий, установленных настоящими Правилами и соглашением, возлагается на уполномоченные органы.
Согласно подпункту "г" пункта 5 Правил N 1460 субсидии предоставляются при соблюдении условий, в том числе при наличии обязательства субъекта Российской Федерации по обеспечению соответствия значений показателей, устанавливаемых региональной про1раммой (или) иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, значениям показателей результативности предоставления субсидий, установленным соглашением между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидий.
В целях развития агропромышленного комплекса Чувашской Республики и во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 18.12.2012 N 567 (в ред. постановлений КМ Чувашской Республики от 10.10.2013 N 418, от 22.01.2014 N 14, от 11.07.2014 N 241, от 12.03.2015 N 77) утверждена Государственная программа Чувашской Республики "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики" на 2013-2020 годы (далее - Государственная программа), которая определяет цели, задачи и направления развития сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий Государственной программы и показатели их результативности, включает в себя, в том числе подпрограммы "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства", "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства", "Поддержка малых форм хозяйствования".
По мероприятиям, предусмотренным Государственной программой, установлены показатели (индикаторы).
Согласно паспорту Государственной программы ответственным исполнителем его является Минсельхоз Чувашии.
Распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15.04.2013 N 246-р в целях реализации мероприятий Государственной программы Минсельхоз Чувашии определен органом исполнительной власти Чувашской Республики, уполномоченным на: реализацию мероприятий Государственной программы; заключение с Минсельхозом России соглашения о реализации мероприятий Государственной программы и дополнительных соглашений к нему; взаимодействие с Минсельхозом России по реализации мероприятий Государственной программы.
Из материалов дела следует, что во исполнение положений Федерального закона от 02.12.2013 N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" (далее - Федеральный закон N 349-ФЗ), 11.02.2014 Минсельхоз России (Министерство) и Кабинет Министров Чувашской Республики (Орган исполнительной власти) заключили Соглашение N 194/17 о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (далее - Соглашение) с Приложениями NN 1, 2, 3 к Соглашению и Дополнительными соглашениями от 25.03.2014 N 430/17; от 19.05.2014 N 693/17; от 20.06.2014 N 912/17; от 26.08.2014 N 1303/17; от 26.09.2014 N 1457/17; от 15.12.2014 N 2374/17; от 22.12.2014 N 2483/17 к Соглашению (л. д. 49 - 90 Том 2).
В соответствии с пунктом 1.1 Соглашения предметом Соглашения является предоставление субсидии на возмещение части затрат по мероприятиям в рамках подпрограммы "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства", подпрограммы "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства", подпрограммы "Поддержка малых форм хозяйствования" государственной программы Российской Федерации "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы" на территории Чувашской Республики.
Пунктом 1.2 Соглашения предусмотрено, что Министерство в соответствии с Федеральным законом N 349-ФЗ направляет Чувашской Республике денежные средства, выделяемые из федерального бюджета по коду главы 082 по разделу 04 "Национальная экономика" функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации на оказание финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, в форме субсидий по направлениям и в объемах, предусмотренных в приложении N 1 к Соглашению.
Орган исполнительной власти использует субсидии, указанные в пункте 1.2. Соглашения, в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации, в пределах годовых объемов субсидий, утвержденных Чувашской Республике (п. 1.3. Соглашения).
Согласно подпункту 2.2.1 пункта 2.2 Соглашения орган исполнительной власти осуществляет финансирование расходов по поддержке направлений, указанных в пункте 1.1 Соглашения, в объемах согласно приложениям N 1 и N 2 к Соглашению, за счет средств соответственно федерального бюджета и бюджета Чувашской Республики.
Орган исполнительной власти обеспечивает представление уполномоченным им органом отчетов о достижении значений показателей результативности предоставления субсидий, указанных в подпункте 2.2.7 пункта 2.2 Соглашения, в Министерство в установленные сроки и по установленным Министерством формам.
Согласно подпункту 2.2.10 пункта 2.2 Соглашения Орган исполнительной власти обеспечивает целевое и эффективное использование субсидии, перечисленной Министерством, в соответствии со значениями показателей результативности предоставления субсидии, определенных приложением N 3 к Соглашению.
Распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 01.07.2014 N 407-р заместителю Председателя Кабинета Министров Чувашской Республики - министру сельского хозяйства Чувашской Республики Павлову С.В. поручено заключать дополнительные соглашения к Соглашению.
Дополнительным соглашением N 7 от 22.12.2014 N 2483/17 к Соглашению Минсельхоз России и Орган исполнительной власти в лице заместителя Председателя Кабинета Министров Чувашской Республики - министра сельского хозяйства Чувашской Республики Павлова С.В. пришли к соглашению об изложении Приложений NN 1, 2, 3 к Соглашению в редакции согласно приложениям NN 1,2,3 к Дополнительному соглашению.
В Приложении N 3 к Дополнительному соглашению согласованы следующие целевые показатели результативности предоставления субсидий (в части проверенных мероприятий):
- по краткосрочным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и реализации продукции животноводства - объем субсидируемых кредитов (займов), предусмотренных по кредитным договорам (договорам займа), заключенным на срок до 1 года на цели развития животноводства - 260 900 ООО рублей;
- на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями - площадь закладки многолетних насаждений - 44 гектара;
- на возмещение части затрат сельхозтоваропроизводителей на 1 литр (килограмм) реализованного молока - объем производства молока - 540 ООО тонн, молочная продуктивность коров - 4 550 кг/голов в год, выход телят на 100 коров молочного направления продуктивности - 70 голов.
Финансирование расходов из бюджета Чувашской Республики по поддержке направлений, указанных в пункте 1.1 Соглашения от 11.02.2014 N 194/17, предусмотрено Законом Чувашской Республики от 28.11.2013 N 85 "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".
Сумма поступивших из федерального бюджета межбюджетных трансфертов в 2014 году по данным Отчета об использовании межбюджетных трансфертов из федерального бюджета субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и территориальным государственным внебюджетным фондом на 01.01.2015 (форма по ОКУД 050324) составила 1 604 342 400 руб., из них в части проверенных субсидий в сумме 763 787 400 руб. (в том числе: на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и реализации продукции животноводства - 36 035 000 руб.; на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока - 58 620 500 руб.; на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями в сумме 705 900 руб.).
Во исполнение условий Соглашения письмами от 26.01.2015 N 05/22-361, от 05.02.2015 N 05/22-624 Минсельхоз Чувашии предоставило в Минсельхоз России отчеты о достижении значений показателей результативности предоставления субсидий формы N ГП-43 по состоянию на 01.01.2015. Сведения о закладке многолетних насаждений (без учета виноградников) формы N ГП -13 за 2014 год, из которых следует, что Минсельхоз Чувашии не достиг значения показателей результативности предоставления субсидий, предусмотренных в Приложении N 3 к Соглашению, а именно:
- по субсидии на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и реализации продукции животноводства - не достигнут объем субсидируемых кредитов (займов), предусмотренных по кредитным договорам (договорам займа), заключенным на срок до 1 года, на цели развития животноводства на 74,09 % или на 193 300 000 руб., что составляет 26 698 220 руб. полученной субсидии из федерального бюджета (при предусмотренном показателе результативности -260 900 000 руб., фактический показатель составил 67 600 000 руб.);
- по субсидии на 1 литр (килограмм) молока сельскохозяйственным товаропроизводителям - не достигнут объем производства молока на 21,6 % или на 116 900 тонн, что составляет 12 662 000 руб. полученной субсидии из федерального бюджета (при предусмотренном показателе результативности - 540 000 тонн, фактический показатель составил 423 100 тонн);
- по субсидии на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями - не достигнута площадь закладки многолетних плодовых и ягодных насаждений на территории субъекта Российской Федерации на 29,5% или на 13 гектаров, что составляет 208 560 руб. полученной субсидии из федерального бюджета (при предусмотренном показателе результативности - 44 га, фактический показатель составил 31 га).
Письмом Минсельхоза Чувашии от 27.08.2015 N 05/24-5039 подтверждается факт недостижения показателей результативности предоставления субсидий, полученных из федерального бюджета. Из него следует, что невыполнение Минсельхозом Чувашии показателя объема субсидируемых кредитов на 74,9 % объясняется тем, что большая часть краткосрочных кредитов на цели развития животноводства, субсидируемых в 2014 году была погашена в текущем году. При этом общий объем субсидируемых в 2014 году краткосрочных кредитов на развитие подотрасли животноводства составил 1060,4 млн. руб.
Лимиты бюджетных обязательств 2014 года в размере 24 892 486 рублей (или 69,08% от общего объема лимитов бюджетных обязательств) направлены на выплату субсидий начисленных, но не выплаченных в 2013 году в связи с нехваткой лимитов бюджетных обязательств 2013 года. Федеральные средства в размере 11 142 514 руб. (оставшаяся часть лимитов бюджетных обязательств 2014 года) позволили профинансировать сельхозтоваропроизводителям расчетный период по сентябрь 2014 года.
Недостаточность средств федерального бюджета, выделенных Чувашской Республике в 2014 году на выплату субсидий на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие животноводства, не позволила принять к субсидированию кредиты, полученные в 2014 году и, соответственно, погашаемые в 2015 году.
На выполнение показателя результативности предоставления субсидии по объему производства молока повлияло снижение поголовья коров в указанной категории хозяйств населения. Показатель площади закладки многолетних плодовых и ягодных насаждений выполнен на 70,5 % (31 га), при установленном Соглашением показателе в 44 га.
Снижение площади закладки многолетних плодовых и ягодных насаждений связано с отсутствием в регионе проектных организаций, разрабатывающих документацию на закладку садов, необходимую при получении субсидии, а также с тяжелым финансовым положением хозяйств, выращивающих хмель, отсутствием рынка сбыта произведенной продукции, массовым завозом импортного хмеля пивоваренными заводами.
Проанализировав вышеизложенное, суд первой инстанции сделал верное заключение о том, что условие предоставления межбюджетных трансфертов (субсидий) наличие обязательства субъекта Российской Федерации по обеспечению соответствия значений показателей, устанавливаемых региональной программой (или) иными нормативными правовыми актами субъекта РФ, значениям показателей результативности предоставления субсидий, установленным Соглашением не выполнено.
Следовательно, являясь главным распорядителем бюджетных средств, Минсельхоз Чувашии в нарушение статей 158, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта 2.2.10 пункта 2.2 Соглашения не обеспечило соблюдение условий предоставления межбюджетных трансфертов, выразившееся в невыполнении показателей результативности предоставления субсидий, полученных из федерального бюджета в общей сумме 39 568 780 руб.
На территории Чувашской Республики предоставление субсидий на возмещение части затрат в связи с оказанием несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям осуществляется в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1431 (далее - Правила N 1431), Правилами предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение части затрат в связи с оказанием несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) в области растениеводства, утвержденными постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 18.03.2013 N 97 (далее - Правила от 18.03.2013 N 97), Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 N 1371 (далее - Правила от 22.12.2012 N 1371), Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах утвержденными постановлением Правительства РФ от 28.12.2012 N 1460 (далее - Правила от 28.12.2012 N 1460).
В ходе проверки выполнения порядка и условий предоставления субсидий, предусмотренных Соглашением от 09.09.2014 N 190, заключенным между Минсельхозом Чувашии и СХПК "Мураты", надзорный орган выявил, что согласно отчету о средствах целевого финансирования за 2014 год (форма N 10-АПК) размер субсидий полученных СХПК "Мураты" на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 литр (кг.) реализованного товарного молока в 2014 году составил в общей сумме 289 623 руб., в том числе за счет: федерального бюджета - 244 146 руб.; республиканского бюджета Чувашской Республики - 45 477 руб.
Во исполнение Соглашения от 09.09.2014 N 190 Минсельхоз Чувашии перечислило СХПК "Мураты" платежными поручениями от 0.07.2014 N 880 на сумму 27 340 руб., от 11.07.2014 N 470 на сумму 143 534 руб., от 24.07.2014 N 136 на сумму 9 405 руб., от 24.07.2014 N 512 на сумму 55 087 руб., от 24.10.2014 N 664 на сумму 45 525 руб., от 27.10.2014 N 807 субсидию в сумме 8 732 руб.
В приложении N 1 к Соглашению от 09.09.2014 N 190 предусмотрены показатели результативности предоставления субсидии, которые должны быть не ниже уровня 2013 года:
- объем производства молока - 430,464 тыс.кг.,
- молочная продуктивность коров - 5740 кг/гол. в год,
- выход телят, на 100 коров молочного направления продуктивности 111 голов.
В то же время согласно данным отчета о достижении значений показателей результативности предоставления субсидий за 2014 год, представленного в Минсельхоз Чувашии, СХПК "Мураты" достигнуты следующие показатели:
- объем производства молока составил 519,81 тыс.кг., при предусмотренном показателе значения - 430,464 тыс.кг., процент выполнения 120,8;
- молочная продуктивность коров составила 6115 кг/гол в год, при предусмотренном показателе значения - 5740 кг/гол в год, процент выполнения 106,5;
- выход телят, на 100 коров молочного направления продуктивности составил 101 голову, при предусмотренном показателе значения - 111 голов, процент выполнения 91.
Таким образом, в нарушение пункта 2.1.1 Соглашения от 09.09.2014 N 190, СХПК "Мураты" не достигнут показатель результативности выхода телят на 100 голов коров молочного направления продуктивности, установленный приложением N 1 Соглашения от 27.12.2012 N190, на 9% (на 10 голов) Следовательно, при предусмотренном показателе результативности 111 фактический показатель составил 101.
В ходе проверки надзорный орган установил, что 15.09.2014 Минсельхоз Чувашии и ООО Агрофирма "Кольцовка" заключили Соглашение N 240 о предоставлении субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока с Приложениями NN 1, 2 к Соглашению.
В пунктах 2.1.1., 2.1.2 пункта 2.1 Соглашения предусмотрено, что Министерство определяет показатели результативности предоставления субсидии согласно Приложению N 1 к Соглашению, которые должны быть на уровне предыдущего года, обеспечивает перечисление субсидий получателю субсидий в порядке и в срок, установленный п. 2.11 Правил, в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете Чувашской Республики на указанные цели.
Из пункта 2.2 Соглашения следует, что получатель субсидии предоставляет в Министерство, в том числе отчет о достижении значений показателей результативности предоставления субсидий, по форме и в сроки согласно приложению N 2 к Соглашению.
В Приложении N 1 к Соглашению установлены следующие показатели результативности предоставления субсидии на 2014 год:
- объем производства молока - 652,175 тыс. кг;
- молочная продуктивность коров - 3836 кг/гол. в год;
- выход телят, на 100 коров молочного направления продуктивности -109 голов.
Приказом Минсельхоза Чувашии от 17 октября 2014 N 119 утверждены ставки субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока за 3 квартал 2014 года за счет средств федерального бюджета на 1 килограмм молока высшего сорта -1,29; на 1 килограмм молока первого сорта - 0,43: за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики на 1 килограмм молока высшего сорта - 0,27 и на 1 килограмм молока первого сорта - 0,09.
Во исполнение Соглашения Минсельхозом Чувашии 29.10.2014 перечислена субсидия в общей сумме 208 423 руб., в том числе за счет средств федерального бюджета-174 878 руб., за счет средств республиканского бюджета - 33 545 руб., что подтверждается платежными поручениями от 29.10.2014 N 652, от 31.10.2014 N 715.
ООО "Агрофирма "Кольцовка" в соответствии с условиями Соглашения Минсельхозу Чувашии предоставлен отчет о достижении значений показателей результативности предоставления субсидии за 2014 год, из которого следует, что Общество не достигло значения показателей результативности предоставления субсидии за 2014 год, предусмотренных в Приложении N 1 к Соглашению, а именно:
- молочная продуктивность коров составила 3816 кг/гол в год (против показателя результативности - 3836 кг/гол), процент выполнения 99,47.
Факт не достижения в 2014 году показателя результативности молочной продуктивности коров подтвержден также пояснениями генерального директора ООО Агрофирма "Кольцовка" Кошкина О.М. от 02.09.2015 N 63, согласно которым в 2013 году корма на зимовку с 2013 на 2014 года заготавливали не в полном объеме и некачественно. В 2014 году до выгона КРС на зеленое пастбище вскармливали большинство грубыми кормами (соломой), концкормами вскармливали в недостаточном количестве. В связи с увеличением поголовья дойных коров значение молочной продуктивности коров на 1 голову в 2014 году ниже, чем в 2013 году на 20 кг. В январе-ноябре 2013 года поголовье дойных коров составляло 170 голов, в декабре увеличено до 175 голов, годовой валовый надой молока составляет 652 175 л., а надой молока на 1 фуражную корову составляет 3836 л., с января месяца 2014 года поголовье дойных коров составляло 175 голов годовой валовый надой молока составил 667 865 л., надой молока на 1 фуражную корову составил 3816 л.
На основании изложенного следует, что ООО Агрофирма "Кольцовка" нарушило условие предоставления субсидии в сумме 927 руб., вследствие не достижения показателя результативности молочной продуктивности коров, определенного приложением N 1 к Соглашению, на 0,53% или на 20 литров с коровы в год (при показателе - 3836 л фактически надой молока составил 3816 л).
При этих обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Минсельхоз Чувашии в нарушение статей 158, 160.2-1, 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации не обеспечило надлежащий контроль и не осуществило проверку соблюдения получателями субсидий - СХПК "Мураты" и ООО Агрофирма "Кольцовка" условий их получения, а также результативность использования средств федерального бюджета на реализацию Государственной программы Российской Федерации "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717, Государственной программы Чувашской Республики "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики на 2013-2020 годы", утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 18.12.2012 N 567.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии обоснованно признал пункты 1 и 2 оспариваемого представления ТУ Росфиннадзора (в отношении ООО "Агрофирма "Кольцовка" и СХПК "Мураты") соответствующими действующему законодательству и не нарушающими права и законные интересы Министерства.
В нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Министерство не доказало обратное.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному итоговому выводу о том, что оспариваемое представление от 05.10.2015 N 04-11/53/47/24/2209 выдано уполномоченным органом, соответствует Бюджетному кодексу Российской федерации и не нарушает права и законные интересы Министерства в сфере экономической деятельности.
Рассмотрев заявленные Министерством требования в отношении ОАО "Вурнарский мясокомбинат" и крестьянского фермерского хозяйства Ямукова Г.Н., суд первой инстанции счел необходимым их удовлетворить.
У суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания подвергать сомнению выводы Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, арбитражный апелляционный суд приходит к аналогичному выводу о том, что оспариваемое представление выдано уполномоченным органом, однако в части пункта 2 не соответствует Бюджетному кодексу Российской Федерации и нарушает права и законные интересы Министерства в сфере экономической деятельности, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение требований.
Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии законно и обоснованно удовлетворил заявление Министерства в части пункта 2 оспариваемого представления.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Министерства признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
В данном случае доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 06.03.2017 по делу N А79-9642/2015 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.03.2017 по делу N А79-9642/2015 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
Е.А. Кирилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-9642/2015
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14 сентября 2017 г. N Ф01-3952/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике, Управление федерального казначейства по ЧР
Третье лицо: Азимсирминское сельское поселение Вурнарского района, Алгазинское сельское поселение Вурнарского района ЧР, Апнерское сельское поселение Вурнарского района ЧР, Большеторханское сельское поселение Вурнарского района ЧР, Вурманкасинское сельское поселение Вурнарского района ЧР, Глава крестьянского фермерского хозяйства Ямуков Г.Н., Кабинет Министров ЧР, Калининское сельское поселение Вурнарского района ЧР, Малояушское сельское поселение Вурнарского района, Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство Финансов РФ, Министерство финансов ЧР, ОАО "Вурнарский мясокомбинат", ООО "Агрофирма "Кольцовка", Производственный кооператив С/х "Мураты", Шинерское сельское поселение Вурнарского района ЧР, Юманайское сельское поселение Шумерлинского района ЧР, Алгазинское сельское поселение Вурнарского района Чувашской Республики, Вурнарский районный суд Чувашской Республики, Управление Федерального казначейства по Чувашской Республике