г. Красноярск |
|
19 мая 2017 г. |
Дело N А74-605/2017 |
Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Морозова Н.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири"
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "23" марта 2017 года по делу N А74-605/2017, рассмотренному в порядке упрощённого производства судьёй Бова Л.В.,
установил:
публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327) (далее - заявитель, общество, ПАО "МРСК Сибири") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее - управление, административный орган) о признании незаконным постановления от 09.01.2017 о назначении административного наказания по делу N 37-Т-16-АП об административном правонарушении, о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Определением арбитражного суда от 26.01.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Баранова С.А.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что к заявлению приложено постановление от 10.01.2017 о назначении административного наказания по делу N 37-Т-16-АП об административном правонарушении, которое фактически оспаривается заявителем, поэтому дата оспариваемого постановления, указанная обществом в заявлении и судом в определении о принятии заявления к производству, расценена судом как опечатка, заявление ПАО "МРСК Сибири" рассмотрено с учетом данного обстоятельства.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от "23" марта 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на следующие обстоятельства.
- Согласно пункту 3 Правил технологического присоединения (утверждены Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N861) сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
- Согласно пункту 7 Правил N 861 установленная процедура технологического присоединения включает, в том числе, выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором.
- Пунктом 18 Правил N 861 установлена строгая последовательность исполнения сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, которые включают в себя, в том числе, проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил, а также допуск к эксплуатации установленного в процессе технологического присоединения прибора учета электрической энергии, включающий составление акта допуска прибора учетак эксплуатации в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии (пункт "д").
- Барановой С.А. в адрес сетевой организации не направлены копии сертификатов соответствия на электрооборудование и сопроводительной технической документации, содержащей сведения о сертификации в соответствии с требованием подпункта "а" пункта 85 Правил N 861, не направлено уведомление о выполнении со стороны Барановой С.А. мероприятий согласно техническим условиям.
- В качестве доказательства отсутствия исполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны Барановой С.А. в Арбитражный суд Республики Хакасия был представлен акт осмотра (обследования) электроустановки от 10.01.2017 года (приложение N 3 к заявлению о признании постановления незаконным), согласно которого у потребителя отсутствует прибор учета потребленной электрической энергии, в то время как в силу действующего законодательства обязанность по обеспечению оснащения энергопринимающих устройств потребителей приборами учета, а также по обеспечению допуска установленных приборов учета в эксплуатацию возлагается на собственника энергопринимающих устройств.
- Учитывая документально зафиксированный факт отсутствия по состоянию 10.01.2017 года установленного прибора учета, заявитель Баранова С.А. не выполнила мероприятия по технологическому присоединению, энергопринимающее устройство не может быть присоединено к электрическим сетям.
Административный орган в отзыве на апелляционную жалобу не согласился с изложенными в ней доводами, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте его проведения судебного заседания извещены надлежащим образом путем размещения информации в Картотеке арбитражных дел на общедоступном сайте в сети интернет: http://kad.arbitr.ru.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
Суд апелляционной инстанции не усматривает необходимости для вызова сторон в судебное заседание.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для дела, обстоятельства.
В адрес управления 14.07.2016 поступило заявление Барановой С.А. (вх. N 3759), направленное в адрес Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Хакасия, на действия (бездействие)
ПАО "МРСК Сибири" в части неисполнения обязательств, предусмотренных договором N 20.1900.2078.15 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 02.07.2015.
Уведомлением от 05.10.2016 N 05-6774/СМ общество извещено о дате и времени составления в отношении него протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), которое получено обществом 10.10.2016 (отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором N65501704812168).
Руководителем управления 14.10.2016 в отсутствие надлежащим образом извещенного о месте и времени составления протокола об административном правонарушении представителя общества составлен протокол N 37-Т-16-АП по признакам административного правонарушения, предусмотренного в части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Определением управления от 14.10.2016 рассмотрение дела об административном правонарушении N 37-Т-16-АП в отношении общества назначено на 03.11.2016 в 09 час. 00 мин.
Копии протокола и определения о назначении времени и места рассмотрения дела N 37-Т-16-АП об административном правонарушении направлены по юридическому адресу общества и получены им 19.10.2016 (почтовое уведомление N65501704814315).
Определением от 08.11.2016 срок рассмотрения дела N 37-Т-16-АП продлён, рассмотрение дела об административном правонарушении N 37-Т-16-АП отложено на 09.01.2017 в 10 час. 00 мин. (определение получено обществом 14.11.2016, почтовое отправление N65500505298430).
Определением от 09.01.2017 срок рассмотрения дела N 37-Т-16-АП продлён, рассмотрение дела об административном правонарушении N 37-Т-16-АП отложено на 10.01.2017 в 16 час. 30 мин. (определение вручено представителю общества по доверенности, а также направлено в электронном виде).
Постановлением антимонопольного органа от 10.01.2017 о назначении административного наказания по делу N 37-Т-16-АП об административном правонарушении, вынесенным в присутствии представителя общества по доверенности, общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. (копия постановления получена обществом 16.01.2017).
Общество, не согласившись с вынесенным постановлением, оспорило данное постановление в арбитражном суде в срок, установленный частью 2 статьи 208 АПК РФ.
Оценив обстоятельства дела и исследованные по делу доказательства в их совокупности, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
С учетом положений части 1 статьи 28.3, статьи 23.48 КоАП РФ, пункта 1 приказа Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2004 N 180 "О перечне должностных лиц территориальных органов Федеральной антимонопольной службы, управомоченных составлять протокол об административном правонарушении", арбитражный суд пришел к выводу о том, что протокол об административном правонарушении составлен и оспариваемое постановление вынесено должностным лицом антимонопольного органа в пределах предоставленных полномочий.
Содержание протокола, порядок и срок его составления соответствуют положениям статьи 28.2 КоАП РФ. Оспариваемое постановление отвечает требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.
Апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о том, что процедура привлечения общества к административной ответственности, административным органом соблюдена, права лица, привлекаемого к административной ответственности, антимонопольным органом обеспечены. Данные обстоятельства общество не оспаривает.
Как следует из материалов дела, общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение правил технологического присоединения к электрическим сетям, правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения либо правил подключения (технологического присоединения) к системам водоснабжения и водоотведения, выразившееся в несоответствии предлагаемых потребителю для заключения проекта договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства или о подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения или системам водоснабжения и водоотведения и (или) технических условий (если получение технических условий требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации) правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении соответствующих договоров, и (или) правилам определения и предоставления технических условий в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьями 14.31, 14.31.1, 14.32 настоящего Кодекса, либо нарушении установленных законодательством сроков представления потребителю проекта договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства или о подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения или системам водоснабжения и водоотведения и (или) технических условий (если получение технических условий требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации), за исключением случаев, предусмотренных статьями 14.31, 14.31.1, 14.32 настоящего Кодекса, либо необоснованном отказе в заключении договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства или о подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения или системам водоснабжения и водоотведения, за исключением случаев, предусмотренных статьями 14.31, 14.31.1, 14.32 настоящего Кодекса.
В соответствии с названной нормой (в редакции Федерального закона от 13 июля 2015 года N 250-ФЗ, действующей с 10 января 2016 года) административная ответственность наступает за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.
Объективную сторону данного правонарушения образует, в том числе, и нарушение правил технологического присоединения к электрическим сетям, выразившееся в нарушении установленных законодательством сроков представления потребителю технических условий, за исключением случаев, предусмотренных статьями 14.31, 14.31.1, 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Субъектом данного правонарушения выступают субъекты естественной монополии.
Пунктом 1 приказа ФСТ России от 28.05.2008 N 179-э (под регистрационным N 24.1.58) заявитель включен в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел I "услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии", в отношении него введено государственное регулирование и контроль.
Обществу вменено нарушение правил технологического присоединения в части нарушения срока технологического присоединения к электрическим сетям объекта, принадлежащего Барановой С.А.
Статьей 3 названного Закона предусмотрено, что субъектами электроэнергетики являются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе оказание услуг по передаче электрической энергии; потребители электрической энергии - это лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд; услуги по передаче электрической энергии - комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями; территориальная сетевая организация - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение указанного Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила N 861) (здесь и далее в редакции, действующей на момент обращения Барановой С.А. с заявлением в адрес общества).
Данные Правила определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок и объектов электросетевого хозяйства) юридических и физических лиц к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Абзацем 1 пункта 3 Правил N 861 установлена обязанность сетевой организации выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
В соответствии с пунктом 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами.
Пунктом 7 Правил N 861 установлено, что под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства исполнителя и объектов заявителя (энергопринимающих устройств, энергетических установок и электрических сетей).
Существенные условия договора о технологическом присоединении установлены в пункте 16 Правил N 861 и включают в себя, в том числе: перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в Технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению; срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать 6 месяцев для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил N 861, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ.
В соответствии с пунктом 18 Правил N 861 мероприятия по технологическому присоединению включают в себя: проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, допуск к эксплуатации установленного в процессе технологического присоединения прибора учета электрической энергии, а также составление акта допуска прибора учета к эксплуатации; осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено").
Согласно пункту 19 Правил N 861 по окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению стороны составляют акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон и акт об осуществлении технологического присоединения.
При этом, исходя из положений Правил N 861 (в частности пункты 15, 18, 25(1)), именно сетевая организация разрабатывает технические условия и определяет мероприятия, которые необходимо выполнить заявителю (подавшему заявку на технологическое присоединение) и сетевой организации для осуществления такого технологического присоединения, именно сетевой организацией определяется схема присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям.
Пунктом 16 Правил технологического присоединения определен срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению для различных категорий заявителей.
Как следует из материалов дела, Баранова С.А. относится к категории заявителей, указанных в пункте 14 Правил технологического присоединения - физические лица, направившие заявки в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.
Согласно подпункту "б" пункта 16 Правил технологического присоединения срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Как следует из материалов дела, Баранова С.А. (собственник земельного участка, расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, дачный район Подсинее, массив Березка), относящаяся к категории заявителей, указанных в пункте 14 Правил N 861, обратилась в общество с заявкой на технологическое присоединение ее энергопринимающих устройств мощностью до 15 кВт.
02.07.2015 между ПАО "МРСК Сибири" и Барановой С.А. заключён договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N 20.1900.2078.15 (далее - договор N 20.1900.2078.15).
По условиям договора сетевая организация принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя (электроустановки на земельном участке), в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики) с учётом следующих характеристик:
* максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств 8 кВт;
* категория надёжности третья;
- класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение, 0,23 кВ.
Сетевая организация обязуется в течение трех рабочих дней со дня уведомления заявителем сетевой организации о выполнении им технических условий осуществить проверку выполнения технических условий заявителем, провести с участием заявителя осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя; не позднее пяти рабочих дней с даты проведения осмотра (обследования), с соблюдением срока, установленного пунктом 5 договора, осуществить фактическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям, фактический приём (подачу) напряжения и мощности, составить при участии заявителя акт о разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности, акт об осуществлении технологического присоединения и направить их заявителю (пункт 6 договора).
Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора (пункт 5 договора N 20.1900.2078.15).
Технологическое присоединение необходимо для электроснабжения электроустановки на земельном участке по указанному адресу (пункт 2 договора N 20.1900.2078.15).
Приложением N 1 к договору N 20.1900.2078.15 являются Технические условия для присоединения к электрическим сетям (далее - Технические условия), согласно которым год ввода в эксплуатацию энергопринимающих устройств заявителя - 2015, точка присоединения - ближайшая опора новой ВЛ - 0,4 кВ, расположенная на расстоянии не далее 25 м от границ земельного участка (пункты 6 и 7 Технических условий).
Основным источником питания является ПСN 32 110/10кВ "Подсинее" ф.32-18 яч.N 18 (пункт 8 Технических условий).
В пункте 10 Технических условий предусмотрены следующие мероприятия, которые должна выполнить сетевая организация: подготовить и выдать технические условия, проверить выполнение технических условий; осуществить допуск в эксплуатацию расчетного прибора учета электроэнергии; осуществить фактические действия по присоединению и обеспечению работы энергопринимающих устройств; осуществить строительство ВЛИ-0,4 от опоры N 3-4 Л1 ТП 32-18-20 до границ участка заявителя ориентировочной протяженностью 0,28 км.
В соответствии с пунктом 11 Технических условий Барановой С.А. необходимо выполнить следующие мероприятия: выполнить самонесущим изолированным проводом или кабелем в атмосферостойкой изоляции расчетного сечения, открыто минуя чердаки, подвальные помещения и иные хозяйственные постройки в границах своего земельного участка ввод от точки присоединения по п. 7 Технических условий до вводного коммутационного аппарата; осуществить установку низковольтного щита 0,23 кВ с автоматическим выключателем на номинальный ток 40А; направить в сетевую организацию письменную заявку на осуществление допуска в эксплуатацию прибора учета; получить от ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" акт о выполнении технических условий.
С учётом даты заключения сторонами договора N 20.1900.2078.15 (02.07.2015) технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителя должно быть осуществлено, а соответствующий акт подписан сетевой организацией не позднее 11.01.2016, 6-месячный срок исполнения мероприятий по технологическому присоединению, указанный в пункте 5 договора, истёк 11.01.2016.
Из имеющихся в материалах дела документов следует, что общество в установленный договором и законодательством срок свои обязательства по выполнению мероприятий по технологическому присоединению объекта заявителя не исполнило.
ПАО "МРСК Сибири" в материалы дела представлен приказ от 15.11.2016 N 1.7/840-пр. (вх. N 19/1 от 09.01.2017) о вводе в эксплуатацию объектов, в том числе ВЛ-0,4КВ ф.5, ТП N 32-18-20 от оп. 4.7 - оп. 4-9, расположенной по адресу физического лица, что является подтверждением выполнения сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению земельного участка Барановой С.А. за пределами срока, установленного Правилами N 861 и условиями договора N 20.1900.2078.15.
Таким образом, апелляционный суд вслед за судом первой инстанции приходит к выводу о том, что выполнение мероприятий по технологическому присоединению в отношении энергопринимающих устройств Барановой С.А. после указанной даты свидетельствует о нарушении обществом сроков, установленных Правилами N 861. Мероприятия, обеспечивающие возможность осуществления технологического присоединения объектов потребителя в установленный договором N 20.1900.2078.15 и законодательством срок, не были выполнены, что подтверждается представленными в материалы дела документами.
Из материалов дела следует, что только 15.11.2016, то есть по истечении установленного договором и законом срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению, в рамках исполнения обязательств по рассматриваемому договору общество фактически обеспечило технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств объекта потребителя. При таких условиях суд полагает доказанным, что общество в нарушение части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике не исполнило обязанность по технологическому присоединению в срок, установленный пунктами 3 и 16 Правил N 861 и договором N 20.1900.2078.15.
Довод общества о том, что Бондаренко С.В. нарушен пункт 85 Правил N 861, в соответствии с которым для проведения проверки выполнения технических условий заявитель представляет в сетевую организацию уведомление об их выполнении с приложением копии сертификатов соответствия на электрооборудование (если оборудование подлежит обязательной сертификации) и (или) сопроводительной технической документации (технические паспорта оборудования), содержащей сведения о сертификации (пункт "а"); копии разделов проектной документации, предусматривающих технические решения, обеспечивающие выполнение технических условий (пункт "б"); документы, содержащие информацию о результатах проведения пусконаладочных работ, приемосдаточных и иных испытаний (пункт "в"); нормальные (временные нормальные) схемы электрических соединений объекта электроэнергетики (пункт "г"), обоснованно отклонен судом первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 86 Правил N 861 документы, указанные в подпунктах "в" и "г" пункта 85 настоящих Правил, не требуются для представления заявителями, электрохозяйство которых включает в себя только вводное устройство напряжением до 1000 В, осветительные установки, переносное электрооборудование и энергопринимающие устройства номинальным напряжением не выше 380 В.
Согласно абзаца 2 пункта 83 Правил N 861 мероприятия по проверке выполнения технических условий заявителями с энергопринимающими устройствами мощностью до 150 кВт включительно (по одному источнику электроснабжения), а также заявителями, для которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной, проводятся непосредственно в процессе проведения осмотра электроустановок заявителей.
Пунктом 8 договора установлены обязанности заявителя, к котором относятся: выполнение возложенных на заявителя мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; после выполнения мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ участка заявителя, предусмотренных техническими условиями, уведомить сетевую организацию о выполнении технических условий; принять участие в осмотре (обследовании) присоединяемых энергопринимающих устройств сетевой организацией.
Таким образом, ни договором, ни Правилами N 861 не установлена обязанность заявителя по предоставлению документации, на которую ссылается общество, обосновывая отсутствие возможности для исполнения в своей части обязательств по технологическому присоединению.
На основании изложенного апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что невозможность завершения процедуры технологического присоединения и осуществления фактического приёма (подачи) напряжения и мощности на объект потребителя является следствием действий (бездействия) сетевой организации и в рассматриваемых обстоятельствах не может быть поставлена в зависимость от действий, совершаемых потребителем. Из материалов дела не следует, что невыполнение обязательств со стороны общества обусловлено именно действиями (бездействием) потребителя.
В материалах дела имеется заявление Барановой С.А., направленное в адрес общества 14.10.2016, из содержания которого следует, что потребитель не может выполнить мероприятия по технологическому присоединению в границах своего участка, в связи с отсутствием опоры новой ВЛ-0,4кВ, которая согласно пункту 7 технических условий договора N 20.1900.2078.15 должна быть расположена не далее 25 метров от границ участка заявителя.
Таким образом, апелляционный суд считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что неисполнение сетевой организацией возложенной на нее части технических условий повлекло за собой невозможность исполнения Барановой С.А. мероприятий в границах принадлежащего ей участка, при этом копии сертификатов соответствия на электрооборудование были направлены Барановой С.А. в адрес ПАО "МРСК Сибири" вместе с вышеназванным письмом.
В материалах дела имеется ответ ПАО "МРСК Сибири" (исх. N 1.7/20.3/1116 от 20.10.2016) на заявление Барановой С.А. от 14.10.2016, согласно которому выполнение мероприятий по технологическому присоединению земельного участка заявителя запланировано до конца 2016 года, при этом о необходимости представления документов, предусмотренных положениями пункта 85 Правил N 861, в данном письме обществом не указано.
ПАО "МРСК Сибири" в материалы дела также представлен Акт осмотра (обследования) электроустановки N 2 от 10.01.2017, в соответствии с заключением которого объект потребителя не готов к подключению.
Таким образом, общество фактически произвело проверку выполнения заявителем технических условий договора N 20.1900.2078.15 в отсутствие уведомления, направление которого, согласно доводам общества, предусмотрено пунктом 85 Правил N 861, а его ненаправление подтверждает довод общества об отсутствии его вины в несоблюдении сроков технологического присоединения.
Довод общества о том, что электроустановка Бондаренко С.В. к технологическому присоединению не была готова, поскольку у потребителя отсутствует прибор учета потребленной электрической энергии, в то время как в силу действующего законодательства обязанность по обеспечению оснащения энергопринимающих устройств потребителей приборами учета, а также по обеспечению допуска установленных приборов учета в эксплуатацию возлагается на собственника энергопринимающих устройств также отклоняется апелляционным судом.
Кроме того, согласно пункту 25.1 Правил технологического присоединения в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 Правил, в том числе должны быть указаны: точки присоединения, которые не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя (подпункт "а"); требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности; распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий: в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, - для заявителя; до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, - для сетевой организации (подпункт "г").
Приведенный в пункте 25.1 Правил N 861 перечень требований к техническим условиям является закрытым и не дает возможность его дополнения со стороны сетевой организации иными, не предусмотренными в перечне требованиями, в том числе, не предусмотрена возможность включения в технические условия требований к конкретному месту установки прибора учета.
Согласно пункту 147 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 места установки, схемы подключения и метрологические характеристики приборов учета должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании; сетевые организации обязаны размещать требования к местам установки приборов учета, схемы подключения и метрологические характеристики приборов учета, определенные в соответствии с требованиями настоящего раздела и законодательства Российской Федерации
Как указывалось ранее, в материалы дела представлено письмо сетевой организации от 20.10.2016 N 1.7/20.3/11116-исх., направленное в ответ на обращение гр. Барановой С.А. от 14.10.2016, исходя из содержания которого, апелляционный суд приходит к выводу о том, что соответствующие мероприятия Баранова С.А. выполнить не имела возможности, так как точка присоединения энергопринимающего устройства заявителя к электрическим сетям не была определена (пункт 3 договора).
Апелляционный суд указывает, что нормами действующего законодательства не предусмотрены обстоятельства, освобождающие сетевую организацию от необходимости исполнения мероприятий по технологическому присоединению до границ земельного участка заявителя, в том числе в случае бездействия потребителей по уведомлению сетевой организации о выполнении мероприятий по технологическому присоединению в границах принадлежащего ему земельного участка, в сроки, установленные пунктом 16 Правил N 861.
Таким образом, апелляционный суд считает, что нарушение обществом порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям объекта Барановой С.А. в части нарушения срока исполнения мероприятий по технологическому присоединению подтверждается материалами дела.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии в действиях общества признаков объективной стороны правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Довод ПАО "МРСК Сибири" о том, что сетевая организация исполнила принятые на себя обязательства по технологическому присоединению, не требующие финансовых вложений, а затратную часть не исполнила в связи с отсутствием соответствующего финансирования, в том числе в связи с установлением обществу экономически необоснованных тарифов на услуги по передаче электрической энергии, а также неисполнением ОАО "Хакасэнергосбыт" обязанности по своевременной оплате оказанных услуг по передаче электрической энергии, обоснованно отклонен судом первой инстанции в связи с тем, что данные обстоятельства не освобождают сетевую организацию от своевременного (до 02.01.2016) и в полном объеме выполнения принятых на себя обязательств по договору N 20.1900.2078.15. Кроме того, в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие выполнение обществом мероприятий, не требующих финансовых вложений (рабочая документация, составленная ПАО "МРСК Сибири" для энергоснабжения земельного участка Барановой С.А., не содержит даты ее утверждения).
Доказательства наличия тяжелого финансового положения и отсутствия необходимого финансирования обществом в материалы дела не представлено.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пунктом 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса.
Таким образом, отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих. Административный орган доказал, что отсутствуют объективные обстоятельства, препятствующие соблюдению обществом требований антимонопольного законодательства, а заявителем не приняты необходимые меры для их исполнения.
Суд первой инстанции верно отметил, что общество привлечено к административной ответственности за нарушение 6-месячного срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных техническими условиями к договору N 20.1900.2078.15. Довод заявителя о том, что потребитель нарушил принятые на себя обязательства, не нашел подтверждения материалами дела. Кроме того, суд принял во внимание, что в полном объёме вопрос о выполнении технологического присоединения был разрешён обществом в ноябре 2016 года, то есть после обращения потребителя в антимонопольный орган и извещения общества о дате и времени составления в отношении него протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
С учётом изложенного, оценив все представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статей 71, 162 и 168 АПК РФ, суд пришёл к выводу о том, что факт совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, и вина общества в его совершении управлением доказаны.
Следовательно, вина заявителя в совершении административного правонарушения и состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, установлены и доказаны.
Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии по настоящему делу предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ признаков малозначительности совершенного административного правонарушения, судом первой инстанции и апелляционным судом не установлены, об их наличии обществом не заявлено.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно частям 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера штрафа, предусмотренного соответствующей нормой КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
При рассмотрении административного дела управлением не установлено исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения, такие доказательства обществом представлены не были, в связи с чем административный орган не нашел оснований для снижения суммы штрафа менее минимального размера.
В ходе рассмотрения настоящего дела обществом не заявлено о наличии исключительных обстоятельств, в материалы дела доказательств наличия таковых не представлено.
Отягчающих, смягчающих либо исключающих привлечение к ответственности обстоятельств административным органом и судами двух инстанций не установлено, об их наличии обществом не заявлено.
Как следует из материалов дела, в целях установления наличия исключительных и смягчающих ответственность обстоятельств суд первой инстанции в определении от 26.01.2017 предлагал заявителю представить соответствующие письменные пояснения и документы, однако такие пояснения и доказательства заявителем в материалы дела не представлены.
Основания для замены административного штрафа на предупреждение, предусмотренные в статье 4.1.1 КоАП РФ, судом не установлены, соответствующие доказательства заявителем не представлены.
Сведения, позволяющие суду отнести заявителя к субъектам малого и среднего предпринимательства, в материалах дела отсутствуют, в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, размещённый на официальном интернет-сайте Федеральной налоговой службы, общество не включено.
Размер административного штрафа определен антимонопольным органом в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела. Апелляционный суд считает, что избранная мера наказания соответствует тяжести совершенного правонарушения и обусловлена достижением целей, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
С учетом изложенного, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции оспариваемое постановление законным и обоснованным, в связи с чем, в силу части 3 статьи 211 АПК РФ в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
В данном случае судебные расходы по уплате государственной пошлины не подлежат распределению, поскольку в силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. Следовательно, по данной категории спора государственная пошлина не уплачивается в целом по делу, в том числе при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "23" марта 2017 года по делу N А74-605/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.А. Морозова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-605/2017
Истец: МРСК Сибири Хакасэнерго, ПАО "МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ СИБИРИ"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия
Третье лицо: Баранова Светлана Александровна, ПАО Филиал "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго"