г. Хабаровск |
|
21 июля 2017 г. |
А04-10309/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июля 2017 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тихоненко А.А.
судей Дроздовой В.Г., Иноземцева И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коковенко Д.С.
при участии в заседании: в отсутствии представителей участвующих в деле лиц
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Теплокомфорт"
на решение от 14.02.2017
по делу N А04-10309/2016
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Варламовым Е.А.
по иску Администрации Малиновского сельсовета (ОГРН 1022800873292, ИНН 2813001283)
к Обществу с ограниченной ответственностью "Теплокомфорт" (ОГРН 11328130000540, ИНН 2813009613)
о расторжении концессионного соглашения от 30.06.2014 N 03, взыскании 400 000 руб. 10 коп.
и по иску Общества с ограниченной ответственностью "Теплокомфорт" (ОГРН 11328130000540, ИНН 2813009613)
к Администрации Малиновского сельсовета (ОГРН 1022800873292, ИНН 2813001283)
о признании концессионного соглашения от 30.06.2014 N 03 незаключенным, обязании принять имущество
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области; Муниципальное казенное учреждение Комитет по управлению муниципальным имуществом Бурейского района
УСТАНОВИЛ:
Администрация Малиновского сельсовета (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Амурской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Теплокомфорт" (далее - ООО "Теплокомфорт", общество) о расторжении концессионного соглашения от 30.06.2014 N 03, взыскании основного долга в размере 350 000 руб. и пени в размере 60 139 руб. 82 коп., а всего 410 139 руб. 91 коп.
ООО "Теплокомфорт" обратилось в арбитражный суд с иском к Администрации Малиновского сельсовета о признании концессионного соглашения от 30.06.2014 N 03 незаключенным и обязании принять от общества имущество (котельную), ранее переданное по спорному концессионному соглашению.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области (далее - Управление Росреестра по Амурской области) и Муниципальное казенное учреждение Комитет по управлению муниципальным имуществом Бурейского района (далее - КУМИ Бурейского района).
Определением Арбитражного суда Амурской области от 09.12.2016 дело N А04-10309/2016 и дело N А04-10362/2016 объединены в одно производство, делу присвоен номер N А04-10309/2016.
До принятия судебного акта по существу спора Администрация в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), уточнила исковые требования, просила взыскать с ООО "Теплокомфорт" основной долг по концессионному соглашению от 30.06.2014 N 03 в размере 400 000 руб. 10 коп. за период с 01.07.2014 по 30.12.2016.
Судом указанные уточнения приняты к рассмотрению.
Решением от 14.02.2017 в удовлетворении исковых требований ООО "Теплокомфорт" отказано.
Исковое требование Администрации, с учетом принятого судом уточнения иска, удовлетворено: с ООО "Теплокомфорт" взыскан основной долг по концессионному соглашению от 30.06.2014 N 03 за период с 01.07.2014 по 30.12.2016 в размере 400 000 руб. 10 коп. Кроме того, с ООО "Теплокомфорт" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина по иску в размере 17 000 руб.
В апелляционной жалобе ООО "Теплокомфорт", ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Со ссылкой на положения части 1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", пункта 4 части 39.6 Земельного кодекса РФ, считает, что судом первой инстанции не учтено предоставление в концессию объекта, являющегося недвижимым имуществом, в связи с чем невозможно использование данного объекта без использования занятого им земельного участка. Указывает на ничтожность пункта 28 концессионного соглашения в силу его несоответствия пункту 1.1 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", и, как следствие, отсутствие необходимости признания такой сделки недействительной в судебном порядке.
Определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2017 апелляционная жалоба принята к производству; определениями суда от 23.05.2017, от 20.06.2017 судебное разбирательство откладывалось в порядке статьи 158 АПК РФ, информация об этом размещена на официальном сайте суда в сети интернет.
Лица, участвующие в деле, извещенные в соответствии с требованиями статей 121 - 123 АПК РФ, с учетом постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", в судебное заседание своих представителей не направили, каких-либо ходатайств не заявили, отзывы на жалобу в материалы дела не представили.
Апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей сторон и третьих лиц в соответствии со статьей 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Материалами дела установлено, что 30.06.2014 между Администрацией Малиновского сельсовета (концедент), действующей от имени муниципального образования - Малиновский сельсовет, и ООО "Теплокомфорт" (концессионер) заключено концессионное соглашение N 03 (далее - соглашение), по условиям которого концессионер обязан за счет собственных средств в порядке и на условиях, установленных настоящим соглашением, реконструировать объект концессионного соглашения - здание котельной общей площадью 266,7 кв.м с теплотехническим оборудованием, расположенное по адресу: Амурская область, Бурейский район, с. Малиновка, ул. Октябрьская, и осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта, кадастровый номер 28:11:011229:13:10:215:002:007219690, инв. N 10: 215:002:007219690.
Концедент обязался предоставить концессионеру на срок, установленный соглашением, права владения и пользования котельной, являющейся объектом соглашения.
Технические характеристики объекта: одноэтажное нежилое здание с отоплением и электроосвещением, 1979 года ввода в эксплуатацию, целевое назначение - производство тепловой энергии для жилых зданий, детского сада ФАПа, администрации Малиновского сельсовета, Дома культуры, школы, бани.
Пунктом 28 соглашения установлена концессионная плата в размере 200 000 руб. в год. Концессионер обязан ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за отчетным, перечислять в бюджет муниципального образования Малиновский сельсовет концессионную плату в размере 16 666 руб. 67 коп.
В соответствии с пунктом 26 соглашения оно вступает в силу с момента подписания и действует в течение 7 (семи) лет.
Указанное соглашение заключено сторонами по итогам проведенного 11.06.2014 открытого конкурса; зарегистрировано в установленном порядке Управлением Росреестра по Амурской области.
Объект концессионного соглашения передан обществу "Теплокомфорт" по акту приема-передачи от 30.06.2014.
За период с 01.07.2014 по 30.12.2016 ООО "Теплокомфорт" начислена плата за пользование имуществом в размере 500 000 руб. 10 коп., обществом уплачено 100 000 руб.
Претензия от 07.10.2016 N 655 с требованием оплаты задолженности оставлена обществом без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили Администрации основанием предъявления в суд иска (с учетом его уточнения) с требованием о взыскании с общества задолженности в размере 400 000 руб. 10 коп.
ООО "Теплокомфорт", в свою очередь, обратилось с иском к Администрации о признании соглашения незаключенным, ссылаясь на отсутствие в соглашении условия о предоставлении концессионеру земельного участка, необходимого для осуществления предусмотренной соглашением деятельности.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства и доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения.
На основании статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 указанного Федерального закона концессионным соглашением предусматривается плата, вносимая концессионером концеденту в период использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения (концессионная плата). Внесение концессионной платы может предусматриваться как в течение всего срока использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения, так и в течение отдельных периодов такого использования (эксплуатации). Размер концессионной платы, форма, порядок и сроки ее внесения устанавливаются концессионным соглашением в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения.
В силу пункта 2 статьи 7 Закона о концессионных соглашениях концессионная плата может быть установлена в форме:
1) определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно в бюджет соответствующего уровня;
2) установленной доли продукции или доходов, полученных концессионером в результате осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;
3) передачи концеденту в собственность имущества, находящегося в собственности концессионера.
В соответствии с положениями статей 65, 67, 68 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылаются участники арбитражного процесса, подлежат доказыванию надлежащими с точки зрения закона и относимыми к спорным правоотношениям доказательствами.
Принимая во внимание условия концессионного соглашения, заключенного сторонами, оценив представленные в материалы дела доказательства, учитывая указанные нормы права, суд первой инстанции пришел к верному выводу о правомерности требования о взыскании задолженности по концессионному соглашению в заявленном размере - 400 000 руб. 10 коп. (16 666,67 руб. х 30 мес. = 500 000,10 руб. - 100 000,00 руб.).
В отношении искового требования ООО "Теплокомфорт" о признании незаключенным концессионного соглашения от 30.06.2014 N 03, суд апелляционной инстанции также соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для его удовлетворения в силу следующего.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ концессионное соглашение должно включать в себя существенные условия, в том числе, порядок предоставления концессионеру земельных участков, предназначенных для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, и срок заключения с концессионером договоров аренды (субаренды) этих земельных участков (в случае, если заключение договоров аренды (субаренды) земельных участков необходимо для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением).
Как следует из условий концессионного соглашения от 30.06.2014 N 03, концессионер обязан за счет собственных средств в порядке и на условиях, установленных настоящим соглашением, реконструировать объект концессионного соглашения - здание котельной общей площадью 266,7 кв.м с теплотехническим оборудованием, расположенное по адресу: Амурская область, Бурейский район, с. Малиновка, ул. Октябрьская, и осуществлять деятельность с использованием объекта.
Концедент, в свою очередь, обязался предоставить концессионеру (обществу) на срок, установленный соглашением, права владения и пользования котельной, являющейся объектом соглашения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. К отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из настоящего Федерального закона или существа концессионного соглашения.
Передача концедентом концессионеру объекта концессионного соглашения осуществляется по подписываемому сторонами концессионного соглашения акту приема-передачи (пункт 4.1 статьи 3).
В концессионном соглашении стороны не отразили необходимость заключения договора аренды земельного участка для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением.
При этом, в материалы дела не представлено доказательств того, что не передача земельного участка препятствует обществу осуществлять права и нести обязанности, предусмотренные соглашением от 30.06.2014 N 03.
Поскольку соглашение исполнялось, коммунальные услуги населению муниципального образования оказывались (передача тепловой энергии), в отсутствие своевременного внесения платы за пользование переданным имуществом, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для признания соглашения незаключенным.
По указанным основаниям довод апелляционной жалобы о невозможности использования объекта концессионного соглашения без предоставления земельного участка отклоняется судом апелляционной инстанции.
Кроме того, концессионное соглашение N 03 заключено в порядке части 1 статьи 21 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ по результатам открытого конкурса, информация о котором и вся конкурсная документация размещены в открытом доступе.
В соответствии с частью 7 статьи 23 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ, действующей на дату заключения соглашения и в спорный период, в случае, если объектом концессионного соглашения является объект теплоснабжения, при поступлении предложений об изменении конкурсной документации, в том числе об изменении проекта концессионного соглашения, к концеденту или в конкурсную комиссию они размещают на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" либо направляют всем лицам, которым направлены приглашения принять участие в закрытом конкурсе, в течение трех рабочих дней со дня поступления указанных предложений информацию о принятии или об отклонении представленных предложений об изменении конкурсной документации с указанием причин их принятия или отклонения. В случае принятия концедентом представленных предложений он вносит в конкурсную документацию соответствующие изменения. В течение трех рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений сообщение об их внесении опубликовывается конкурсной комиссией в определенном концедентом официальном издании и размещается на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или направляется лицам, которым направлены приглашения принять участие в закрытом конкурсе. При этом срок представления заявок на участие в конкурсе или конкурсных предложений продлевается не менее чем на тридцать рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений.
Между тем, соглашение от 30.06.2014 N 03 заключено сторонами в редакции, предусмотренной конкурсной документацией, при отсутствии доказательств того, что при проведении конкурса от общества поступали какие-либо предложения о внесении изменений в конкурсную документацию.
В силу пункта 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Свобода договора, в том числе, включает в себя свободу сторон в определении условий договора, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (пункт 4 статьи 421 ГК РФ).
При этом акт приема-передачи от 30.06.2014, по которому передано здание котельной с. Малиновка, подписан сторонами без возражений.
Довод апелляционной жалобы о несоответствии пункта 28 соглашения пункту 1.1 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ также отклоняется апелляционным судом в силу следующего.
Согласно пункту 1.1 статьи 7 Закона, действовавшему до 01.01.2017, в случае, если концессионным соглашением в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем предусматривается концессионная плата, размер такой платы не может превышать уровень, рассчитанный исходя из принципа возмещения концеденту расходов на уплату им в период срока действия концессионного соглашения установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с правом владения объектом концессионного соглашения.
Между тем, каких-либо доказательств, позволяющих сделать вывод о превышении платы за пользование имуществом, установленной пунктом 28 соглашения, требованиям пункта 1.1 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ, в материалы дела не представлено.
Довод о ничтожности соглашения подлежит отклонению, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Принимая во внимание дату заключения соглашения (30.06.2014), положения статьи 168 ГК РФ в редакции Федерального закона от 07.05.2013 N 100-ФЗ, довод апелляционной жалобы о ничтожности сделки, в отсутствие доказательств признания в судебном порядке недействительности спорного договора, отклоняется, как основанный на неверном толковании норм права.
Учитывая факт государственной регистрации концессионного соглашения, а также факт его исполнения сторонами, положения пункта 1 статьи 170 ГК РФ о мнимой сделке, относящейся к категории ничтожных сделок, к спорному соглашению также не могут быть применены.
С учетом установленного, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Согласно статье 110 АПК РФ при отклонении заявленных требований расходы по оплате государственной пошлины относятся на сторону, обратившуюся в суд.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Амурской области от 14.02.2017 по делу N А04-10309/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.А. Тихоненко |
Судьи |
В.Г. Дроздова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-10309/2016
Истец: Администрация Малиновского сельсовета
Ответчик: ООО "Теплокомфорт"
Третье лицо: Комитет по управлению муниципальным имуществом Бурейского района, МКУ КУМИ Бурейского р-на, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области, УФРС по Амурской обл