г. Красноярск |
|
19 июня 2017 г. |
Дело N А74-15734/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена "13" июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен "19" июня 2017 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Севастьяновой Е.В.,
судей: Иванцовой О.А., Морозовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Елистратовой О.М.,
при участии, находясь в Арбитражном суде Республики Хакасия:
от административного органа (Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Хакасия): Рипского Г.Д., представителя по доверенности от 09.08.2016 N ОК-2930; Уваровой О.В., представителя по доверенности от 20.12.2016 N ОК- 5107;
при участии, находясь в Третьем арбитражном апелляционном суде:
от заявителя (общества с ограниченной ответственностью "Химтех-геология"): Веселкова А.Ю. - генерального директора на основании приказа от 11.07.2016 N 1; Ошарова М.В., представителя по доверенности от 10.12.2016,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Химтех-геология"
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "28" марта 2017 года по делу N А74-15734/2016, принятое судьёй Бова Л.В.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Химтех-геология" (ИНН 2460063719, ОГРН 1042401791794; далее - заявитель, общество, ООО "Химтех-геология") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Хакасия (ИНН 1901064467, ОГРН 1041901013110; далее - управление, административный орган) о признании незаконным постановления от 5 декабря 2016 года N Н-260-309-16 о назначении административного наказания.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от "28" марта 2017 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в обоснование которой, с учетом дополнения, ссылается на следующие обстоятельства:
- в действиях общества отсутствует объективная сторона вменяемого правонарушения, т.к. отсутствует пользование недрами (добыча баритовой руды обществом не ведется); общество по настоящее время осуществляет разведочные работы, что не требует от общества получения и согласования горноотводного акта, для проведения разведочных работ федеральным законодательством допускается получение геологического отвода; все работы ведутся согласно выданной лицензии и в соответствии с нормами Закона о недрах;
- горный отвод для добычи полезного ископаемого утверждается только после оценки запасов полезного ископаемого и получения положительного заключения государственной экспертизы; согласно письму от 02.12.2016 Ростехнадзора по РХ оформление документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, возможно после постановки запасов баритовых руд на государственный баланс и получения решения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых;
- оформить горный отвод в настоящее время невозможно, так как согласно представленной в материалы дела справке N 5 от 25.01.2017 Хакасского филиала ФБУ "ТФГИ по Сибирскому федеральному округу" до настоящего времени на государственном балансе запасов залежи баритовых руд Кутень-Булукского проявления не стоят;
- общество было лишено возможности ознакомиться с материалами дела; заявление на ознакомление с делом было подано обществом 04.04.2017, на момент подачи апелляционной жалобы общество не было ознакомлено с делом;
- вменяемое обществу нарушение условий пользования недрами при добыче полезного ископаемого (отбор крупноваловой пробы без горноотводного акта) в отсутствие доказательств осуществления фактической добычи полезного ископаемого, не является нарушением, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Административный орган письменный мотивированный отзыв по доводам апелляционной жалобы, дополнений к ней в материалы дела не представил.
Представители заявителя в судебном заседании поддержали требования апелляционной жалобы, сослались на доводы, изложенные в апелляционной жалобе, дополнениях к ней; просили отменить решение суда первой инстанции.
Представители административного органа доводы апелляционной жалобы не признали, просили суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с применением системы видеоконференц-связи в соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
ООО "Химтех-геология" выдана лицензия АБН N 00359 ТР сроком действия до 16.12.2029 с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение, добыча баритов на Кутень-Булукском месторождении, расположенном на территории Усть-Абаканского района Республики Хакасия в 23 км к востоку от ст. Ербинская; участок недр имеет статус геологического отвода. Неотъемлемой составной частью выданной обществу лицензии является соглашение об условиях недропользования, содержащееся в приложении 1.
В период с 11.10.2016 по 08.11.2016 должностным лицом управления на основании приказа от 06.10.2016 N 260-н проведена внеплановая выездная проверка общества с целью проверки фактов, изложенных в журналистском запросе (вх. от 20.09.2016 N 4167), о нарушениях обществом федерального законодательства при разработке Кутень-Булукского месторождения баритовых руд в Усть-Абаканском районе.
Проведение проверки согласовано с прокуратурой Республики Хакасия (решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки от 06.10.2016).
Административным органом 08.11.2016 при участии законного представителя общества составлен акт проверки N Н-260-в.
Уведомлением от 08.11.2016 законный представитель общества извещён о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении по признакам нарушения части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Названное уведомление получено директором общества 15.11.2016 (уведомление о вручении почтового отправления N 70553).
21.11.2016 должностным лицом управления в отсутствие законного представителя общества, надлежащим образом извещённого о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N Н-260-309-16 по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ, в котором зафиксированы следующие нарушения.
На стадии геологического изучения общество, согласно проекту "Оценочные и разведочные работы на стратиформных залежах баритовых руд Кутень-Булукского проявления", для определения промышленных типов и сортов руд и проектирования рациональной технологии их переработки производит отбор крупнообъёмной технологической пробы на участке "Подгорный" Кутень-Булукского проявления баритов. Всего указанным проектом предусмотрен отбор четырёх крупнообъёмных технологических проб общим весом 100 000 тонн.
На момент проверки на участке "Подгорный" траншеей субмеридианального простирания и протяжённостью 90 метров вскрыто пластовое тело баритовых руд мощностью до 4 метров. Высота врезки уступа доходит до 5 метров. Отбор валовой пробы производится механизированным способом без применения буровзрывных работ.
Работы по отбору крупнообъёмной технологической пробы на участке "Подгорный" Кутень-Булукского проявления баритов ведутся недропользователем в отсутствие горного отвода.
Административным органом указано на нарушение требований пункта 4.1 соглашения об условиях недропользования к лицензии на право пользования недрами АБН N 00359 ТР; пункта 1 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах); пунктов 4, 5, 13 Инструкции по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых, утверждённой Минприроды России 07.02.1998 N 56, Госгортехнадзором России 31.12.1997 N 58 (далее - Инструкция по оформлению горных отводов).
Событие административного правонарушения зафиксировано в акте натурного обследования от 03.11.2016 N 260-н лицензионного участка работ ООО "Химтех-геология" и отражено в акте проверки от 08.11.2016 N Н-260-в.
21.11.2016 должностным лицом управления вынесено определение N Н-260-309-16 о назначении времени и места рассмотрения административного дела на 28.11.2016.
Протокол об административном правонарушении и определение 21.11.2016 N Н-260-309-16 направлены обществу сопроводительным письмом от 21.11.2016 N ГР-4553.
Определением от 28.11.2016 рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении общества отложено на 02.12.2016 (законный представитель общества уведомлен об отложении рассмотрения дела телеграммой от 28.11.2016, которая ему вручена 29.11.2016). Определение от 28.11.2016 направлено обществу и получено им 06.12.2016 (уведомление о вручении N 90618).
Постановлением управления от 05.12.2016 N Н-260-309-16 о назначении административного наказания (резолютивная часть объявлена 02.12.2016) общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 300 000 рублей. Копия постановления вручена директору общества 06.12.2016 (подпись директора в документе).
Общество, не согласившись с вынесенным постановлением, оспорило данное постановление в арбитражном суде.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции установил основания для отмены судебного акта.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истек ли срок давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Соблюдение процедуры привлечения к административной ответственности и наличие полномочий административного органа на составление протокола об административном правонарушении и принятие постановления о привлечении к административной ответственности, а также срока привлечения к административной ответственности установлены судом первой инстанции и обществом не оспариваются.
В части доказанности совершения обществом вменяемого правонарушения суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Как следует из материалов дела, оспариваемым постановлением общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ за нарушение требований пункта 4.1 соглашения об условиях недропользования к лицензии на право пользования недрами АБН N 00359 ТР; пункта 1 части 2 статьи 22 Закона о недрах; пунктов 4, 5, 13 Инструкции оформлению горных отводов, выразившееся в том, что работы по отбору крупнообъёмной технологической пробы на участке "Подгорный" Кутень-Булукского проявления баритов ведутся недропользователем в отсутствие горного отвода.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого правонарушения.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции на основании следующего.
Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд регулируются Законом о недрах. Указанный Закон содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.
Согласно статье 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
На основании пункта 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.
Следовательно, суд первой инстанции верно указал, что для квалификации правонарушения в соответствии с частью 2 статьи 7.3 КоАП необходимо установить непосредственное пользование недрами (осуществление какого-либо или каких-либо видов пользования, предусмотренных статьей 6 Закона о недрах) и совершение при этом действий или бездействия, повлекших нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Из положений статьи 6 Закона о недрах следует, что геологическое изучение месторождения и добыча полезных ископаемых являются самостоятельными видами пользования недрами.
Согласно части 2 статьи 6 Закона о недрах недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых. При этом разведка и добыча полезных ископаемых могут осуществляться как в процессе геологического изучения недр, так и после его завершения.
Судом апелляционной инстанции установлено, что общество имеет лицензию серии АБН N 00359 ТР с целевым назначением и видами работ - геологическое изучение и добыча баритов на Кутень-Булукском месторождении, расположенном на территории Усть-Абаканского района Республики Хакасия в 23 км к востоку от ст. Ербинская.
Соглашением об условиях недропользования (приложение N 1 к лицензии) закреплены объемы, основные виды и сроки проведения работ: подготовка и согласование проекта геологоразведочных работ; геологическое изучение; завершение геологического изучения участка недр и предоставление геологического отчета с подсчетом запасов баритов на государственную экспертизу (в процессе геологического изучения допускается отработка отдельных блоков при условии государственной экспертизы оперативного подсчета запасов по ним и постановки их на учет); подготовка, согласование и экспертиза технического проекта разработки лицензионного участка; начало добычных работ; выдача товарной продукции; уровень годовой добычи; подготовка и согласование проекта на ликвидацию предприятия (п.1).
Пунктом 2 соглашения предусмотрено предоставление документов, удостоверяющих границы горного отвода, в соответствии с действующим законодательством в Хакаснедра для внесения их в лицензию в качестве неотъемлемой составной части до начала ведения горных работ.
Таким образом, общество имеет лицензию на геологическое изучение недр, на разведку и на добычу полезных ископаемых.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона о недрах участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья.
Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 данного Закона орган государственного горного надзора или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (относительно участков недр местного значения) оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части (часть 2 статьи 7 Закона о недрах).
Частью 3 статьи 7 Закона о недрах закреплено, что пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
Согласно части 5 статьи 7 Закона о недрах статус геологического отвода придается участку недр, предоставляемому в соответствии с лицензией для геологического изучения без существенного нарушения целостности недр (без проходки тяжелых горных выработок и бурения скважин для добычи полезных ископаемых или строительства подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых), по решению федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа придается. В границах геологического отвода могут одновременно проводить работы несколько пользователей недр. Их взаимоотношения определяются при предоставлении недр в пользование.
Пунктом 3.4 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1, предусмотрено, что участок недр в виде горного отвода предоставляется при выдаче лицензий на право добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, организацию особо охраняемых участков недр. Участок недр в виде горного отвода также предоставляется для проведения геологического изучения недр с одновременной или непосредственно следующей за ним добычей полезных ископаемых.
Порядок предоставления горных отводов и определения их границ при предоставлении лицензий на пользование недрами для добычи полезных ископаемых на территории Российской Федерации установлен Инструкцией по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых (РД 07-192-98), утверждённой постановлением МПР России от 07.02.1998 N 56, Госгортехнадзора России от 31.12.1997 N 58 (далее - Инструкция).
Согласно пункту 3 Инструкции горным отводом называется геометризованный блок недр. В соответствии с настоящей Инструкцией горный отвод предоставляется пользователю недр для добычи полезных ископаемых. Документы, удостоверяющие горный отвод, определяют его пространственное положение в плане, по глубине и являются неотъемлемой составной частью лицензии на пользование недрами.
В соответствии с пунктом 4 Инструкции при предоставлении в установленном порядке лицензии на пользование недрами устанавливаются предварительные границы горного отвода по согласованию с территориальными органами Ростехнадзора. В предварительные границы горного отвода могут включаться конкретные участки недр для проведения разведки и геологического изучения недр с попутной добычей полезных ископаемых.
Уточненные границы горного отвода устанавливаются после рассмотрения технического проекта разработки месторождения полезных ископаемых (проекта проведения опытно-промышленных или геолого-разведочных работ), прошедшего в установленном порядке согласование, экспертизу и утверждение. Документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода, включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.
Границы горного отвода устанавливаются в целях обеспечения рационального использования и охраны недр при разработке месторождений полезных ископаемых, охраны окружающей среды от вредного влияния горных работ при добыче полезных ископаемых, обеспечения безопасности при ведении горных работ, защиты интересов недропользователя и государства (пункт 13 Инструкции).
Таким образом, положениями действующего законодательства предусмотрено, что пользование недрами для добычи полезных ископаемых осуществляется на основании соответствующей лицензии при предоставлении участка недр в виде горного отвода.
Общество осуществляет недропользование на основании проекта "Оценочные и разведочные работы на стратиформных залежах баритовых руд Кутень-Булукского проявления", согласованного начальником управления 17.03.2010. Участок недр, предоставленный обществу согласно лицензии, имеет статус геологического отвода.
В соответствии со статьей 7 Закона о недрах обществу ООО "Химтех-геология" территориальным органом республики Хакасия-Хакаснедра 04.02.2005 был согласован геологический отвод. Площадь геологического отвода составляет 20,2 км2, контур геологического отвода определен угловыми точками географических координат, глубина 100 м от поверхности. Утвержден План геологического отвода.
Согласно пункту 4.6.2 проекта "Оценочные и разведочные работы на стратиформных залежах баритовых руд Кутень-Булукского проявления" для определения промышленных типов и сортов руд и отработки заводской технологической цепочки получения конечного продукта (баритового концентрата) общество производит отбор крупнообъёмной технологической пробы на участке "Подгорный" Кутень-Булукского проявления баритов. Всего проектом предусмотрен отбор четырёх крупнообъёмных технологических проб общим весом 100 000 тонн механизированным способом (опытно-промышленная карьерная выемка по наиболее изученным разведочным блокам и горным выработкам).
В соответствии с пунктом 3.2.2 Положения о порядке проведения геологоразведочных работ по этапам и стадиям (твёрдые полезные ископаемые), утверждённого распоряжением МПР РФ от 05.07.1999 N 83-р, на оценочной стадии геологоразведочных работ технологические свойства полезного ископаемого определяются по лабораторным, а в необходимых случаях - по малым или большим технологическим пробам.
Проведение работ по отбору крупнообъёмных технологических проб для промышленных испытаний должно осуществляться на завершающих стадиях поисково-оценочных работ по самостоятельной проектной документации на выполнение данных работ, связанных с пользованием недрами, утверждённой пользователем недр в установленном порядке.
Из технического (геологического) задания на выполнение работ по объекту "Оценочные и разведочные работы на стратиформных залежах баритовых руд Кутень-Булукского проявления" следует, что работы, осуществляемые заявителем, производятся в несколько этапов:
- первым этапом предусмотрены геологоразведочные работы, во время которых подсчитываются запасы полезного ископаемого, составляются временные разведочные кондиции;
- вторым этапом установлена разведка залежей, получивших положительную геолого-экономическую оценку. Вскрытие и прослеживание тел полезных ископаемых с поверхности на глубину до горизонтов, разработка которых экономически целесообразна, по сети разведочных выработок, обеспечивающий подсчёт запасов полезных ископаемых, изучение вещественного состава и технологических свойств промышленных типов и сортов полезного ископаемого на материалы крупнообъёмных технологических проб. Составление отчёта по материалам разведочных работ с разработкой ТЭО освоения месторождения и постоянных разведочных кондиций, подсчётом запасов, представление отчёта ТЭО кондиций на государственную экспертизу.
В акте от 03.11.2016 N 260-Н натурного обследования участка работ залежи "Подгорная" Кутень-Булукского проявления и приложенной к нему фототаблицы отражено, что на обследованном участке склон горы вскрыт траншеей механизированной проходки, без применения буро-взрывных работ. Простирание траншеи с севера на юг, протяжённость 90 метров, высота врезки уступа доходит до 5 метров. Траншеей вскрыто пластовое тело баритов мощностью около 4 м. В настоящее время ведётся отбор валовой пробы механизированных способов.
Согласно положительному экспертному заключению Красноярского территориального отделения ФБУ "Росгеолэкспертиза" от 28.07.2016 N 066-02-09/2016 на участке "Подгорный" недропользователь приступил к отбору крупнообъёмной валовой технологической пробы, предполагается извлечение 25 000 тонн руды. Как было указано выше, всего проектом предусмотрен отбор четырёх крупнообъёмных технологических проб общим весом 100 000 тонн механизированным способом.
Довод заявителя о том, что в настоящее время на основании пунктов 1.2, 1.4, 3.2 Положения о порядке проведения геологоразведочных работ им ведётся разведывательная деятельность на втором этапе (стадия 2 "Поисковые работы" и стадия 3 "Оценочные работы") является обоснованным и подтверждается также представленными в материалы дела доказательствами:
1. Протоколом N 1219 заседания территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых (ТКЗ) Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу от 27.08.2015 - из данного документа следует, что "комиссия рекомендовала воздержаться от утверждения запасов баритовых руд Кутень-Булукского месторождения в связи с отсутствием обоснованных кондиций".
2. Выпиской из Проекта "Оценочные и разведочные работы на стратиформных залежах баритовых руд Кутень-Булукского проявления".
Указанный Проект был согласован начальником управления по недропользованию по РХ 17.03.2010 В.В.Кяргиным. Согласно указанному документу целевое назначение работ - изучение геологического строения залежей баритовых руд, подсчет запасов баритовых руд, оценка промышленного значения месторождения. Согласно пункту 1.2 технического (геологического) задания площадь геологического отвода составляет 20.2 квадратных километра, глубина изучения определяется глубиной распространения полезного ископаемого.
3. Положительным экспертным заключением N 066-02-09/2016 от 28.07.2016 ФБУ "Росгеолэкспертиза" к проекту "Оценочные и разведочные работы на стратиформных залежах баритовых руд Кутень-Булукского проявления" - "Отбор крупноваловой технологической пробы на участке Подгорный", которым предусмотрены основные виды работ в том числе "отбор крупнообъемной технологической пробы 25 тыс. тонн". Работы по проекту выполняются силами ООО "Химтех-геология", ФГУП ЦНИИгеолнеруд г.Казань, ООО "Лео"; предусмотрено опробование в виде отбора крупнообъемной технологической пробы в объеме 25 тыс. тонн и технологические исследования объеме 25 000 метров кубических.
4. Договором на выполнение аналитических исследований N 250/16 между ООО "Химтех-геология" и ФГУП ЦНИИгеолнеруд г.Казань от 20.10.2016.
5. Дополнительным соглашением N 1 к договору от 02.03.3016 N 848/16 между ООО "Химтех-геология" и ФГУП ЦНИИгеолнеруд г.Казань.
6. Техническим (геологическим) заданием от 20.09.2016 на "Изучение технологических свойств баритовых руд Кутень-Булукского месторождения с оценкой возможностей применения различных видов обогащения" между ООО "Химтех-геология" и ФГУП ЦНИИгеолнеруд г.Казань.
7. Протоколом количественного химического анализа N 582-х-16 от 29.12.2016 ФГУП "ЦНИИгеолнеруд" г.Казань (785 проб).
Как пояснил заявитель, приведенные документы свидетельствуют о том, что общество в настоящее время работы по разведке полезного ископаемого с целью определения концентрации баритов в руде для дальнейшего подсчета и проведения государственной экспертизы и постановке на государственный баланс запасов полезного ископаемого.
На основании изложенного, учитывая приведенное правовое регулирование, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что при ведении обществом геологоразведочной деятельности получения и согласования горноотводного акта не требуется.
Кроме того, техническое (геологическое) задание, выданное обществу и согласованное Управлением по недропользованию по Республике Хакасия от 30.12.2009, не содержит требований получения горноотводного акта для проведения разведочных работ на месторождении. Отсутствует данное требование и в выданной обществу лицензии.
Более того, пунктом 2 соглашения об условиях недропользования предусмотрено предоставление документов, удостоверяющих границы горного отвода, в соответствии с действующим законодательством в Хакаснедра для внесения их в лицензию в качестве неотъемлемой составной части до начала ведения горных работ.
В соответствии с выданной обществу лицензией, условиями пользования недрами, являющимися приложением к лицензии, проектом "Оценочные и разведочные работы на стратиформных залежах баритовых руд Кутень-Булукского проявления", согласованным уполномоченным органом, предусмотрена добыча полезных ископаемых при осуществлении поисковых, оценочных и разведочных работ в пределах геологического отвода (отбор четырех крупнообъёмных технологических проб на участке "Подгорный" Кутень-Булукского проявления баритов, общим весом 100 000 тонн, механизированным способом).
Следовательно, добыча обществом полезных ископаемых в отсутствие горного отвода не противоречит условиям лицензии, проектной документации на осуществление оценочных и разведочных работ, поэтому в действиях общества отсутствует объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП.
Суд апелляционной инстанции соглашается с доводом управления о том, что добыча полезного ископаемого в отсутствие горного отвода противоречит законодательству о недрах, но учитывает, что данное нарушение не является нарушением условий лицензии, выданной обществу на пользование недрами, проекта на осуществление оценочных и разведочных работ.
Таким образом, ошибочным является вывод суда первой инстанции о наличии в действиях общества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП.
Суд апелляционной инстанции поддерживает также довод апелляционной жалобы заявителя о том, что оформить горный отвод в настоящее время невозможно.
Согласно пункту 5 и пункту 12 Инструкции по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых (в ред. Приказа Ростехнадзора N 685, МНР РФ N 159 от 13.07.2006) добыча полезных ископаемых осуществляется после получения документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода и в пределах этих границ. Самовольное пользование недрами и самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых прекращаются без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования недрами. Уточненные границы горного отвода устанавливаются только на ту часть предоставленного в пользование участка недр, запасы полезного ископаемого которого прошли государственную экспертизу.
На основании изложенного апеллянт верно указал, что горный отвод для добычи полезного ископаемого утверждается только после оценки запасов полезного ископаемого и получения положительного заключения государственной экспертизы.
Согласно письму Ростехнадзора по РХ от 02.12.2016 (на запрос общества N 13 от 25.11.2016) оформление документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, возможно после постановки запасов баритовых руд на государственный баланс и получения решения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых.
Вместе с тем, исходя из представленной в материалы дела справки N 5 от 25.01.2017 Хакасского филиала ФБУ "ТФГИ по Сибирскому федеральному округу" до настоящего времени на государственном балансе запасов залежи баритовых руд Кутень-Булукского проявления не стоят.
При этом апелляционная коллегия принимает во внимание пояснения общества о том, что оперативный подсчет запасов баритовых руд возможно получить только после "получения обоснованных кондиций", которые в настоящее время берутся на участке "Подгорный" путем крупновалового отбора, а также то, что на заседании территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых (ТКЗ) Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу от 27.08.2015 N 1219 комиссия рекомендовала воздержаться от утверждения запасов баритовых руд кутень-Булукского месторождения в связи с отсутствием обоснованных кондиций.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что Управлением Росприроднадзора не доказано совершение обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьей 7.3 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что общество было лишено возможности ознакомиться с материалами дела; заявление на ознакомление с делом было подано обществом 04.04.2017, на момент подачи апелляционной жалобы общество не было ознакомлено с делом, подлежат отклонению, поскольку материалами дела подтверждается (том л.д. 93) факт ознакомления представителя общества Ошарова М.В. 11.04.2017 с материалами дела N А74-15734/2017.
Таким образом, решение суда первой инстанции в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неправильным применением норм материального права подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Хакасия от 05.12.2016 N Н-260-309-16.
Согласно части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предусмотрена уплата государственной пошлины по данной категории дел.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "28" марта 2017 года по делу N А74-15734/2016 отменить, принять новый судебный акт.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Хакасия от 05.12.2016 N Н-260-309-16 о назначении административного наказания.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Е.В. Севастьянова |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-15734/2016
Истец: ООО "Химтех-геология"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ (РОСПРИРОДНАДЗОРА) ПО РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ
Третье лицо: ООО "Химтех-геология"
Хронология рассмотрения дела:
10.04.2018 Решение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-15734/16
11.10.2017 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5114/17
19.06.2017 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-2281/17
13.06.2017 Определение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-15734/16
28.03.2017 Решение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-15734/16