г. Чита |
|
21 июля 2017 г. |
Дело N А19-14718/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июля 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Макарцева А.В.,
судей Капустиной Л.В., Скажутиной Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Татаркиной К.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транс-Сибирская лесная компания" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 января 2017 года по делу N А19-14718/2016
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, адрес: 107174, город Москва, улица Басманная Нов., дом 2) к обществу с ограниченной ответственностью "Транс-Сибирская лесная компания" (ОГРН 1053808031287, ИНН 3808119644, адрес: 664011, Иркутская область, город Иркутск, улица Рабочая, 2а, 411) о взыскании 256 121 руб. 36 коп., (суд первой инстанции: Гаврилов О.В.),
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Транс-Сибирская лесная компания" о взыскании платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования в размере 256 121 руб. 36 коп..
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 17 января 2017 года заявленные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм права. Из апелляционной жалобы следует, что суд первой инстанции не дал оценку инструкции о порядке обслуживания и организации движения на пути необщего пользования ООО "ТСЛК"; материалами дела не подтверждена вина ответчика в простое вагонов; акты общей формы составлены ОАО "РЖД" в одностороннем порядке; истцом не соблюден обязательный претензионный порядок.
От истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит в ее удовлетворении отказать.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени его проведения уведомлены надлежащим образом.
От истца поступило ходатайство об отложении судебного заседания в связи с болезнью представителя.
В соответствии с частью 3 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными.
Как следует из Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29 июня 2011 года N 624н, данный порядок разработан в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". В соответствии с пунктом 6, листок нетрудоспособности выдается гражданину медицинской организацией для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности. Из содержания представленного листка нетрудоспособности и анализа пунктов 11, 60 Порядка выдачи листков нетрудоспособности следует, что он выдан в связи с амбулаторным лечением заболевания и для освобождения от работы.
Таким образом, представленный истцом листок нетрудоспособности не подтверждает невозможность участия в судебном заседании, а необходим лишь в целях социального страхования на случай временной нетрудоспособности.
Кроме того, в судебных заседаниях участвовали представители истца Лузин и Глазбурдук, представитель Попушной, на которую выписан листок нетрудоспособности, в заседаниях апелляционной инстанции участия не принимала.
Соответственно, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание своего представителя истец не представил.
Решение пересматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Предметом иска по настоящему делу является требование открытого акционерного общества "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" к обществу с ограниченной ответственностью "ТРАНС-СИБИРСКАЯ ЛЕСНАЯ КОМПАНИЯ" о взыскании платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования.
Как установил суд первой инстанции и следует из материалов дела, между открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" (Перевозчик) и обществом с ограниченной ответственностью "Усть-Кут-Лесосервис" (Владелец) заключен Договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "Усть-Кут-Лесосервис", примыкающего к железнодорожной станции Лена-Восточная Восточно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" N СБ/162 от 22.12.2014 г., в соответствии с условиями которого осуществляется эксплуатация принадлежащего Владельцу железнодорожного пути необщего пользования и уборка вагонов с выставочного железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к пути N 15 железнодорожной станции Лена-Восточная ВСЖД через стрелочный перевод N 1/3 локомотивом Владельца. Пунктом 12 Договора сторонами установлено, что на железнодорожном пути необщего пользования устанавливается срок технологического оборота вагона - 4,5 часа.
Между открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" (Перевозчик), обществом с ограниченной ответственностью "Усть-Кут-Лесосервис" (Владелец) и обществом с ограниченной ответственностью "Транс-Сибирская лесная компания" (Контрагент) заключено Соглашение N СБ/162-01/181 от 22.12.2014 г., которое регулирует порядок внесения Контрагентом Перевозчику платы за пользование вагонами, а также иных причитающихся Перевозчику платежей, сборов и штрафов, возникающих при внесении Контрагента в перечень контрагентов в заключенный между Владельцем и Перевозчиком договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования от 1 января 2015 г. N СБ/162. Пунктом 2 Соглашения предусмотрено, что порядок эксплуатации принадлежащего Владельцу железнодорожного пути необщего пользования устанавливается Договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования от 1 января 2015 N СБ/162, инструкцией о порядке обслуживания и организации движения на путях необщего пользования ООО "Усть-Кут Лесосервис" и ООО "Транс-Сибирская лесная компания". Время нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования Контрагента исчисляется с момента передачи вагонов Контрагенту на приемоотправочных железнодорожных путях N4, N6, N12 железнодорожной станции Лена-Восточная на основании памятки приемосдатчика ГУ45 (ВЦ) (ГУ-45) до момента их возвращения на эти железнодорожные пути станции Лена-Восточная и сдачи их Перевозчику. Учет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования Контрагента ведется номерным способом по памяткам приемосдатчика ГУ45 (ВЦ) (ГУ-45) и актам общей формы, в случае их составления (п. 3 Соглашения). Абзацем 2 подпункта "в" пункта 5 Соглашения установлено, что Контрагент уплачивает Перевозчику с лицевого счета плату в том числе и за время задержки вагонов, не принадлежащих Перевозчику, в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от Контрагента, при условии, что данная задержка привела к нарушению сроков доставки грузов, Контрагент вносит Перевозчику плату за использование инфраструктуры ОАО "РЖД" при нахождении на путях общего пользования по причинам, не зависящим от Перевозчика, в соответствии с Протоколом N 1 согласования договорной цены, который является неотъемлемой частью настоящего Договора.
Под вагонами, не принадлежащими Перевозчику, понимаются вагоны, принадлежащие Контрагенту на праве собственности, аренды, субаренды, доверительного управления, оперативного управления, а также находящиеся у него на любых иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) договорами с собственниками, арендаторами, субарендаторами вагонов, или иными лицами.
В период с 20.08.2015 г. по 18.09.2015 г. на станцию Лена в адрес ООО "Транс-Сибирская лесная компания" прибывали вагоны, которые были отставлены от движения и простаивали по станциям, Киренга, Якурим по причине занятости фронта выгрузки вагонами ООО "ТСЛК", что подтверждается актами общей формы N N 9278/4464, 9278/465, 1/312156, 9278/4480, 9278/4481, 1/312157, 9278/4456, 9278/4457, 1/312158, 9278/2497, 9278/2498, 1/312159, 9278/4541, 9278/4542, 1/312160, 9278/4682, 9278/4683, 1/31261, 9278/4540, 9278/4541, 1/312162, 9278/4442, 9278/4443, 1/312163, 9278/4354, 1/312164, 9278/4464, 1/312165. Грузополучателем либо пунктом перевалки вагонов в соответствии с дорожными ведомостями являлось ООО "ТСЛК", не выполнявшее технологические сроки выгрузки вагонов, что повлекло занятость железнодорожных путей необщего пользования, на основании Приказов о задержке/отправлении вагонов.
Извещениями от 24.08.2015 г. N 905, 24.08.2015 г. N 906, 27.08.2015 г. N 912, 30.08.2015 г. N 914, 30.08.2015 г. N 915, 20.08.2015 г. N 901, 08.09.2015 г. N 921, 11.09.2015 г. N923, от 30.08.2015 г. N916 ООО "ТСЛК" было уведомлено о задержке вагонов в пути следования, представитель ООО "ТСЛК" от подписания извещения отказался, что подтверждается актами общей формы NN9278/4062, 9278/4063, 9278/4067, 9278/4135, 9278/4036, 9278/4036, 9278/4137, 9278/4151, 9278/4154.
По факту задержки вагонов по вине Грузополучателя на станции Киренга и Якурим были составлены акты общей формы N N 9276/2332, 9276/2323, 9276/2322, 9278/4541, N 9276/2459, 9276/2229, 9278/4353, N 9278/4540, 9278/4463, 4ТК/3874, 4ТК/3882.
21.08.2015 г., 27.08.2015 г., 03.09:2015 г., 15.09.2015 г., 17.09.2015 г., 18.09.2015 г. в адрес грузополучателя были направлены извещения N 903, 909, 911, 912, 918, 915, 908, 917, 929, 934 об отправлении вагонов, от подписания которых представитель ООО "ТСЛК" также отказался, что подтверждается актами общей формы. По факту окончания задержки вагонов на станции Якурим, Киренга 20.08.2015 г., 27.08.2015 г., 03.09.2015 г., 08.09.2015 г., 15.09.2015 г., 18.09.2015 г. были составлены акты общей формы NN9276/2333, 9278/4480, 9278/4456, 9276/2512, 9276/2302, 9276/2229, 9276/2378, 4ТК/3918 N4ТК/3874,-4ТК/3972. По прибытию поезда на станцию назначения Лена на основании попутных актов общей формы (на начало и окончание простоя по станции Якурим, Киренга) были составлены акты общей формы NN 9278/4464, 9278/4480, 9278/4456, 9278/4682, 9278/4442, 9278/4353, 9278/4540, 9278/4463, 9278/4768, 9278/5013, 9278/4998, 9278/5015, подтверждающие факт и время задержки поезда на промежуточной станции по вине грузополучателя.
На основании сведений, содержащихся в указанных актах, истец по накопительным ведомостям N 221201, 221207, 221206, 221203, 221202, 221211, 221212, 221210, 221213, 221214, 221215, 221216, 221217 начислил ответчику плату за задержку вагонов, не принадлежащих перевозчику в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, по причинам, зависящим от ООО "Транс-Сибирская лесная компания", в размере 256 121 руб. 36 коп.
Отказы представителя ООО "ТСЛК" от подписания накопительных ведомостей N 221201, 221207, 221206, 221203, 221202, 221211, 221212, 221210, 221213, 221214, 221215, 221216, 221217 и актов общей формы NN 9278/4464, 9278/4480, 9278/4456, 9278/4682, 9278/4442, 9278/4353, 9278/4540, 9278/4463, 9278/4768, 9278/5013, 9278/4998, 9278/5015 зафиксированы актами общей формы NN 9278/4465, 9278/4481, 9278/4457, 9278/4683, 9278/4443, 9278/4354, 9278/4541, 9278/4464, 9278/4769, 9278/5014, 9278/4999, 9278/5016.
Истцом в адрес ответчика направлена претензия N 32-09/216 от 19.05.2016 г. об уплате задолженности в добровольном порядке. Претензия ответчиком получена 06.06.2016 г., оставлена без удовлетворения. Поскольку ответчик плату за использование инфраструктуры ОАО "РЖД" при нахождении на путях общего пользования вагонов в размере 256 121 руб. 36 коп. по претензии не произвел, истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции исходил из обоснованности иска как по основаниям, так и по праву.
Данный вывод сделан при правильном применении норм материального и процессуального права, подлежащих применению, соответствует установленным обстоятельствам и содержанию имеющихся в деле доказательств, оценка которым дана по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что суд первой инстанции не дал оценку инструкции о порядке обслуживания и организации движения на пути необщего пользования ООО "ТСЛК".
Данный довод не влечет отказа в иске, поскольку между ОАО "Российские железные дороги" и ООО "Усть-Кут-Лесосервис" заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "Усть-Кут-Лесосервис", примыкающего к железнодорожной станции Лена-Восточная Восточно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" N СБ/162 от 22.12.2014 г., в соответствии с условиями которого осуществляется эксплуатация принадлежащего владельцу железнодорожного пути не общего пользования и уборка вагонов с выставочного железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к пути N 15 железнодорожной станции Лена-Восточная ВСЖД через стрелочный перевод N 1/3 локомотивом владельца. Пунктом 12 вышеуказанного договора сторонами установлено, что на железнодоржном пути необщего пользования устанавливается срок технологического оборота вагона - 4,5 часа. В период с 20 августа 2015 г. по 18 сентября 2015 года на станцию Лена в адрес ООО "ТСЛК" прибывали вагоны, которые были отставлены от движения и простаивали по станциям Якурим, Киренга по причине занятости фронта выгрузки вагонами ООО "ТСЛК", что подтверждается актами общей формы N N 9278/4464, 9278/4456, 9278/4480, 9278/4541, 9278/4682, 9278/4540, 9278/4442, 9278/4353, 9278/4463, 9278/4768, 9278/5013,9278/4998, 9278/5015. Грузополучателем в соответствии с дорожными ведомостями являлся ООО "ТСЛК". Вагоны были отставлены от движения в пути следования на промежуточных станциях Киренга, Якурим по причине, зависящей от грузополучателя ООО "ТСЛК", не выполнявшего технологические сроки выгрузки вагонов, что повлекло занятость путей необщего пользования.
Неподписание ответчиком извещений о задержке вагонов в пути следования не является основанием для освобождения от внесения платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования.
Ссылка на ненаправление претензии истцом по юридическому адресу ответчика отклоняется апелляционным судом.
Истцом в адрес ответчика направлена претензия N 32-09/216 от 19.05.2016 г. об уплате задолженности в добровольном порядке. Претензия ответчиком получена 06.06.2016 г., что указывает на соблюдение претензионного порядка. Претензия направлена и получена по юридическому адресу ответчика (т.1, л.д.15-18), в связи с чем досудебный порядок урегулирования спора является соблюденным истцом.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, с чем судебная коллегия согласиться не может, не содержат указания на обстоятельства, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса могут служить основанием для отмены решения суда.
Государственная пошлина за апелляционное обжалование в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на заявителя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 января 2017 года по делу N А19-14718/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты его принятия.
Председательствующий |
А.В. Макарцев |
Судьи |
Л.В. Капустина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-14718/2016
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ООО "Транс-Сибирская лесная компания"