Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 7 августа 2017 г. N Ф03-2866/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
30 мая 2017 г. |
А04-11676/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 мая 2017 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Балинской И.И., Швец Е.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.
при участии в заседании:
от ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Амурской области": Вовк М.В. ;
от Амурского УФАС России: Горячевой Н.В.;
от ООО "СтройДорСервис": Рязанцевой Н.А.;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области
на решение от 15.02.2017 по делу N А04-11676/2016
Арбитражного суда Амурской области,
принятое судьей Пожарской В.Д.
по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Амурской области"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Амурской области
о признании недействительным решения и предписания
третье лицо Общество с ограниченной ответственностью "СтройДорСервис"
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Амурской области" (ОГРН 1022800511799, ИНН 2801001730; далее - учреждение, заказчик) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - управление, антимонопольный орган) от 08.12.2016 и предписания от 08.12.2016 по делу N ЖФ-154/2016.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Общество с ограниченной ответственностью "СтройДорСервис" (далее - общество).
Решением суда от 15.02.2017 заявленные требования удовлетворены, и оспариваемые ненормативные акты признаны недействительными, не соответствующими Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Не согласившись с названным судебным актом, антимонопольный орган подал апелляционную жалобу, в которой просил его отменить и принять по делу новое решение.
Заявитель жалобы указывает на необоснованность выводов суда о том, что в документации об аукционе имеется требование к банковской гарантии, а также об отсутствии противоречий в спорной документации об аукционе.
Представитель управления в судебном заседании арбитражного суда, поддержала доводы жалобы.
Представитель учреждения в заседании суда не признала позицию заявителя жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, считая судебное решение законным.
Представитель третьего лица, поддержав доводы управления, просила решение суда отменить.
В порядке статьи 158 АПК РФ судебное разбирательство откладывалось.
Изучив материалы дела, обсудив обоснованность доводов жалобы с учетом отзыва, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, 10.10.2016 учреждением опубликовано извещение N 032310000101600000S и документация об аукционе в электронной форме на выполнение работ по объекту "Ключевская осушительно-оросительная система (реконструкция), Ивановский район, Амурская область" в рамках Федеральной целевой программы "Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель России на 2014 - 2020 годы". Соответствующая информация размещена также на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 220 915 440 руб.
Согласно протоколу от 15.11.2016 победителем электронного аукциона признано общество "СтройДорСервис" с предложением цены контракта 191 091 855,60 руб.
В соответствии с частью 2 статьи 70 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) учреждение разместило в Единой информационной системе проект контракта для его подписания победителем закупки.
21.11.2016 обществом представлены разногласия по проекту контракта в части реквизитов победителя закупки и 21.11.2016 учреждением внесены соответствующие изменения в проект.
Далее, победитель электронного аукциона разместил в Единой информационной системе проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, - банковскую гарантию от 23.11.2016 N 5124/2016/ДГБ, выданную ООО Коммерческий банк "Юниаструм Банк".
Рассмотрев в соответствии с частью 5 статьи 45 Закона N 44-ФЗ, поступившую в качестве обеспечения исполнения контракта банковскую гарантию, учреждение приняло решение от 28.11.2016 об отказе в принятии этой банковской гарантии с указанием в качестве основания на несоответствие срока действия банковской гарантии требованиям документации об электронном аукционе: срок действия банковской гарантии должен включать срок действия контракта, а также гарантийный срок на выполненные работы (пункт 24 информационной карты ИУЗ).
Не согласившись с действиями заказчика, ООО "СтройДорСервис" обратилось в антимонопольный орган, который пришел к выводу об обоснованности жалобы и о нарушении государственным заказчиком и аукционной комиссией частей 5 и 6 статьи 45, части 5 статьи 96 Закона N 44-ФЗ в части принятия решения о признании банковской гарантии общества ненадлежащим обеспечением исполнения контракта, отказа в заключении государственного контакта с победителем торгов, а также признания победителя аукциона - общества "СтройДорСервис" уклонившимся от заключения контракта.
По результатам проверки управлением принято решение от 08.12.2016 и учреждению выдано предписание от 08.12.2016 о необходимости совершения в срок до 19.12.2016 следующие действия:
1. Отменить решение об отказе обществу "СтройДорСервис" в принятии банковской гарантии от 23.11.2016 N 5124/2016/ДГБ, выданной ООО Коммерческий банк "Юниаструм Банк";
2. Отменить протокол N 0323100001016000008-4 от 28.11.2016 о признании победителя электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта на выполнение работ по объекту;
3. Повторно рассмотреть банковскую гарантию общества "СтройДорСервис" на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе и требованиям, установленным к ней аукционной документацией и проектом контракта с учетом принятого антимонопольным органом решения по делу ЖФ-154/2016, продолжить осуществление закупки в части заключения контракта с победителем аукциона в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
Посчитав данные решение и предписание незаконными, учреждение обратилось в арбитражный суд.
Особенности проведения аукциона в электронной форме (электронного аукциона), в том числе в части содержания документации об электронном аукционе, урегулированы статьями 59 - 71 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 59 этого Закона под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. При этом в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено названным Законом, следующая информация: размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона о контрактной системе), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 Закона о контрактной системе (пункт 8 статьи 42).
Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Таким образом, банковская гарантия, которая выдается в обеспечение исполнения обязательств по контракту, должна соответствовать требованиям, предусмотренным в статье 45 Закона N 44-ФЗ.
Дополнительные требования к банковской гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 8.2 статьи 45 Закона).
В настоящее время они утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и не содержат каких-либо дополнительных ограниченной срока действия банковской гарантии.
Согласно пункту 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Статья 368 ГК РФ установила, что в силу банковской гарантии банк, иное кредитное учреждение (гарант) выдают по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить третьему лицу (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования об уплате.
Таким образом, Законом N 44-ФЗ предусмотрен институт банковской гарантии как один из видов обеспечения обязательств по государственным контрактам.
При этом данный Закон устанавливает обязательное условие банковской гарантии - превышение срока действия банковской гарантии над сроком контракта минимум на один месяц. Вместе с тем, максимального предела действия банковской гарантии законодателем не установлено.
По материалам дела установлено, что заказчиком 24.10.2016 утверждена и размещена в Единой информационной системе документация об электронном аукционе (в редакции N 2), предусматривающая наличие обеспечения исполнения контракта и требования к нему.
Пунктом 24 раздела III документации об электронном аукционе "Информационная карта ИУЗ" предусмотрены требования к обеспечению исполнения контракта, предоставляемого в форме банковской гарантии, подпунктом 5 которого закреплено, что срок действия банковской гарантии устанавливается с учетом требований статьи 24 настоящей документации об электронном аукционе.
Подпунктом 7 пункта 24 раздела III документации об электронном аукционе "Информационная карта ИУЗ" закреплено, что срок действия банковской гарантии должен включать срок действия контракта, а также гарантийный срок на выполненные работы.
Также в преамбуле к раздела III документации об электронном аукционе "Информационная карта ИУЗ" указано, что приведенные ниже конкретные данные об условиях проведения электронного аукциона дополняют собой положения "Инструкции участникам закупки (ИУЗ)". В случае противоречий раздела III "Информационная карта ИУЗ" и раздела II "Инструкция участникам закупки (ИУЗ)", Информационная карта ИУЗ имеет преобладающую силу.
Разделом IV документации об электронном аукционе, пунктом 6.2 проекта контракта (раздел VI документации об электронном аукционе) предусмотрен срок гарантии на выполненные работы - 5 лет.
Пунктом 16.1 проекта контракта (раздел VI документации об электронном аукционе) срок действия контракта установлен с момента его подписания и до 01.09.2020.
С учетом приведенных выше положений норм права и фактически определенных условий документации об электронном аукционе арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заказчиком установлен срок действия банковской гарантии, и он определен до 01.09.2025.
Поскольку ООО "СтройДорСервис" представлена банковская гарантия сроком действия до 01.10.2020 включительно, то есть на срок меньший, чем предусмотрено документацией об электронном аукционе, то учреждение правильно отказало в принятии данной гарантии.
Доводы антимонопольного органа со ссылкой на судебную практику и письма Минэкономразвития России не принимаются во внимание второй инстанции, поскольку право госзаказчика предъявлять повышенные требования к сроку банковской гарантии поддержано Определением ВС РФ от 02.05.2017 N 305-ЭС16-20341.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 15.02.2017 по делу N А04-11676/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
И.И. Балинская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-11676/2016
Истец: ФГБУ "Управление "Амурмелиоводхоз"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Амурской области, Управление Федеральной антимонопольной службы по Амурской оласти
Третье лицо: ООО "СтройДорСервис"
Хронология рассмотрения дела:
07.08.2017 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2866/17
30.05.2017 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-1738/17
15.02.2017 Решение Арбитражного суда Амурской области N А04-11676/16
23.01.2017 Определение Арбитражного суда Амурской области N А04-11676/16