г. Чита |
|
24 мая 2017 г. |
Дело N А58-6875/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 мая 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21 февраля 2017 года по делу N А58-6875/2016 по заявлению публичного акционерного общества "Газпром" (ОГРН 1027700070518, ИНН 7736050003) к Управлению Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) (ОГРН 1041402194646, ИНН 1435155080) о признании недействительным решения от 22 сентября 2016 года N14/011/003/2016-1940 об отказе в государственной регистрации права собственности,
(суд первой инстанции: судья Собардахова В.Э.),
в отсутствие в судебном заседании участвующих в деле лиц,
установил:
публичное акционерное общество "Газпром" (далее - заявитель, общество или ПАО "Газпром") обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) (далее - Управление) с требованием о признании недействительным решения от 22 сентября 2016 года N 14/011/003/2016-1940 об отказе в государственной регистрации права собственности в связи с отсутствием оснований для отказа в государственной регистрации.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21 февраля 2017 года признано недействительным решение Управления от 22 сентября 2016 года N 14/011/003/2016-1940 об отказе в государственной регистрации.
На Управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ПАО "Газпром".
При принятии решения суд первой инстанции руководствовался: статьями 218, 219 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 21.01.1991 N 122 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122).
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как незаконного, принятого с нарушением норм материального права, по мотивам, изложенным в жалобе.
Общество в представленном письменном отзыве считает обжалуемое решение законным и обоснованным. Просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
О месте и времени рассмотрения апелляционных жалоб лица, участвующие в деле извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что 11 мая 2016 общество обратилось в Управление с заявлением о регистрации права собственности на объект недвижимости: "Скважина оценочная N 2 ОЦ куста нефтяных скважин N 13 на нефтяной оторочке ботуобинской залежи Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения", кадастровый номер 14:14:100005:358, расположенный по адресу: Республика Саха (Якутия), муниципальное образование "Ленский район". Ленское лесничество, Таежное участковое лесничество, квартал N 216, выделы NN 13, 18, 19, Чаяндинское нефтегазоконденсатное месторождение; кадастровый номер земельного участка 14:14:100005:79 (далее - Объект недвижимости).
22 сентября 2016 года письмом N 14/011/003/2016-1940 Управление сообщило об отказе обществу в государственной регистрации права собственности на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Закона N 122.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим требованием.
Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции о недействительности оспариваемого решения, исходя из следующего.
Суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемых действий закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение прав и законных интересов заявителя этими действиями.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Право собственности на новую вещь согласно статьям 218, 219 Гражданского кодекса Российской Федерации приобретается лицом, если она изготовлена или создана с соблюдением закона и иных правовых актов; право собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Государственная регистрация в понимании статьи 2 Закона N 122 является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 16 Закона N 122 государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установленный статьей 17 Закона N 122, включает в себя, в частности, документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Особенности государственной регистрации прав на вновь созданные объекты недвижимого имущества установлены статьей 25 Закона N 122, в пункте 1 которой определено, что право собственности на такой объект регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если на основании данного документа ранее было зарегистрировано право заявителя (право лица, представителем которого является заявитель, если документы на государственную регистрацию представлены представителем) на указанный земельный участок в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Государственная регистрация прав на основании пункта 1 статьи 19 Закона N 122 приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам.
В пункте 1 статьи 18 Закона N 122 определено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение и переход прав на недвижимость, должны соответствовать требованиям законодательства и содержать информацию, необходимую для внесения в Единый государственный реестр прав.
В соответствии с абзацами 4, 10 пункта 1 статьи 20 Закона N 122 в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; а также не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Общество является арендатором находящегося в государственной собственности лесного участка в составе земель лесного фонда с видом использования лесов - выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых, площадью 14,12 га, номер учетной записи в государственном лесном реестре 2623-2012-12, со сроком аренды до 06.12.2017 на основании договора с Департаментом по лесным отношениям Республики Саха (Якутия) от 07 декабря 2012 года. Договор прошел государственную регистрацию 07.08.2013, ему присвоен N 14-14- 05/018/2013-805.
На момент заключения и регистрации договора постановка на кадастровый учет арендованного земельного участка осуществлена не была. Указанный земельный участок был поставлен на кадастровый учёт 20 августа 2015 года, ему присвоен кадастровый номер 14:14:100005:79.
В ноябре 2015 года на данном лесном участке обществом был построен Объект недвижимости.
При обращении 11.05.2016 в Управление с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости обществом были представлены следующие документы:
- разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 06.11.2015 г. N 14-501000-161- 2015-ЯКУ, выданное Управлением по недропользованию по Республике Саха (Якутия) Федерального агентства по недропользованию;
- кадастровый паспорт на объект недвижимости N 14/16-28832 от 10.02.2016.
В ходе правовой экспертизы Управлением было установлено, что обществом не предоставлены документы, подтверждающие право пользования земельным участком с кадастровым N 14:14:100005:79, на котором расположен объект недвижимости. В связи с этим Управлением было вынесено решение от 24.05.2016 N14/011/003/2016-1940 о приостановлении государственной регистрации с предложением обществу самостоятельно предоставить недостающие документы на земельный участок.
08.06.2016 общество дополнительно предоставило в Управление выписку N 23 из государственного лесного реестра, выданную 06.06.2016 Департаментом по лесным отношениям Республики Саха (Якутия).
В соответствии с указанными в выписке данными на лесной участок номер государственного учета в лесном реестре 2623-2012-12, кадастровый номер 14:14:100005:79, расположен по адресу: Республика Саха (Якутия), муниципальное образование "Ленский район", Ленское лесничество, Таежное участковое лесничество, квартал N 216, выделы NN 13, 18, 19; у общества имеется право пользования на основании договора аренды лесного участка от 07.12.2012 N 127.
Также Управлению от Департамента по лесным отношениям Республики Саха (Якутия) поступил ответ на межведомственный запрос - договор аренды лесного участка от 07.12.2012 N 127, дата государственной регистрации 07.08.2013 N 14-14-05/018/2013- 805.
Из предоставленных Управлению документов следует, что объект недвижимости расположен на лесном участке, номер государственного учета в лесном реестре 2623- 2012-12, кадастровый номер 14:14:100005:79, право пользования участком возникло у общества на основании договора аренды от 07.12.2012 N 127, договор прошёл государственную регистрацию 07.08.2013 N 14-14-05/018/2013-805.
Таким образом, как правильно отметил суд первой инстанции у Управления имелся полный комплект документов, предусмотренных статьей 25 Закона N 122, а именно правоустанавливающие документы на земельный участок и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Суд апелляционной инстанции равно как суд первой инстанции полагает, что у Управления отсутствовали законные основания для применения абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Закона N 122 и отказа в государственной регистрации права собственности общества на объект.
При изложенных фактических обстоятельствах дела и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21 февраля 2017 года по делу N А58-6875/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Басаев Д.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-6875/2016
Истец: ПАО "Газпром"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия)