г. Владимир |
|
02 августа 2018 г. |
Дело N А38-1935/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.07.2018.
В полном объеме постановление изготовлено 02.08.2018.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б.,
судей Гущиной А.М., Захаровой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой С.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы муниципального унитарного предприятия "Оршанский жилкомсервис" и Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на решение Арбитражного суда Республики Марий - Эл от 18.05.2018 по делу N А38-1935/2018, принятое судьей Коноваловым И.М. по заявлению публичного акционерного общества "ТНС энерго Марий Эл" о признании незаконным и отмене определения Марийского территориального отдела Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.02.2018,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - муниципального унитарного предприятия "Оршанский жилкомсервис".
В судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Марий Эл приняли участие представители муниципального унитарного предприятия "Оршанский жилкомсервис" - Смирнов С.Л. по доверенности от 30.01.2017 сроком действия 5 лет, публичного акционерного общества "ТНС энерго Марий Эл" - Обитоцкая А.В. по доверенности от 25.12.2017 сроком действия по 31.12.2018.
Приволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, надлежащим образом извещенное о дате, времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Между публичным акционерным обществом "ТНС энерго Марий Эл" (далее - ПАО "ТНС энерго Марий Эл", гарантирующий поставщик) и муниципальным унитарным предприятием "Оршанский жилкомсервис" (далее - МУП "Оршанский жилкомсервис", Предприятие, потребитель) заключен договор энергоснабжения от 29.12.2012 N 7096.
У Предприятия по состоянию на 21.06.2017 образовалась задолженность по оплате электрической энергии в размере 679 497 руб. 62 коп., что превышает двойной размер среднемесячной величины его обязательств по оплате.
Наличие задолженности предприятия подтверждается актом сверки взаиморасчетов с 01.10.2016 по 22.05.2017.
ПАО "ТНС энерго Марий Эл" направило в адрес МУП "Оршанский жилкомсервис" уведомление об обязанности в срок до 30.08.2017 предоставить обеспечение обязательств по оплате электрической энергии (мощности), которое получено потребителем 13.06.2017.
Непредставление в указанный срок обеспечения послужило основанием для обращения гарантирующего поставщика в Приволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление, административный орган) с заявлением о привлечении МУП "Оршанский жилкомсервис" к административной ответственности по статье 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс).
По результатам рассмотрения указанного обращения Управлением вынесено определение от 05.02.2018 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
ПАО "ТНС энерго Марий Эл" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене указанного определения административного органа.
Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 18.05.2018 определение Управления от 05.02.2018 признано незаконным.
При этом, руководствуясь частью 2 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), КоАП РФ, Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Основные положения), Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ), принимая во внимание разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в деянии Предприятия события административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.61 КоАП РФ.
Предприятие и Управление, обратились в суд с апелляционными жалобами, в которых просили решение суда первой инстанции отменить и отказать ПАО "ТНС энерго Марий Эл" в удовлетворении заявленного требования.
По мнению Предприятия, оно не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.61 КоАП РФ. МУП "Оршанский жилкомсервис" отмечает, что основным видом его деятельности является теплоснабжение в Оршанском районе, а именно отопление без предоставления услуг горячего водоснабжения; предприятие не относится к числу организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения населенных пунктов. Следовательно, как утверждает заявитель, оснований для признания незаконным и отмены определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении у суда не имелось.
Подробно доводы МУП "Оршанский жилкомсервис" приведены в апелляционной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
Управление в апелляционной жалобе также настаивает на том, что МУП "Оршанский жилкомсервис" не является организацией, осуществляющей эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов. Следовательно, по мнению заявителя, Предприятие не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.61 КоАП РФ, и его действия не образуют состав данного административного правонарушения.
Подробно доводы Управления приведены в апелляционной жалобе.
В судебное заседание представитель административного органа не явился, в силу части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
ПАО "ТНС энерго Марий Эл" в отзыве на апелляционные жалобы и его представитель в судебном заседании возразили против доводов апелляционных жалоб, считают решение суда законным и обоснованным.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционных жалобах, заслушав в судебном заедании представителей МУП "Оршанский жилкомсервис" и ПАО "ТНС энерго Марий Эл", Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения с учетом следующего.
Статьей 14.61 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, потребителем газа, потребителем тепловой энергии либо теплоснабжающей организацией установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), газа, тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате в соответствии с установленными договорами о предоставлении указанных энергетических ресурсов сроками платежей.
В соответствии с пунктом 255 Основных положений потребители, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям и категории которых предусмотрены приложением к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, обязаны предоставить гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), поставляемой по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), если соответствующий потребитель не исполнил или ненадлежащим образом исполнил обязательства по оплате электрической энергии (мощности) гарантирующему поставщику и это привело к образованию задолженности перед гарантирующим поставщиком по оплате электрической энергии (мощности) в размере, равном двойному размеру среднемесячной величины обязательств потребителя по оплате электрической энергии (мощности) или превышающем такой двойной размер.
Пунктом 264 Основных положений установлено, что в случае неисполнения потребителем, соответствующим предусмотренному абзацем первым пункта 255 настоящего документа критерию, обязанности по предоставлению обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) до истечения срока предоставления обеспечения, предусмотренного указанным в пункте 256 уведомлением, и при наличии у указанного потребителя задолженности перед гарантирующим поставщиком, послужившей основанием для предъявления к нему требования о предоставлении обеспечения исполнения обязательств, гарантирующий поставщик направляет в федеральный орган исполнительной власти, к компетенции которого отнесено рассмотрение дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, сведения, указанные в пункте 262, а также документы, поименованные в данной статье.
Обращаясь к административному органу, гарантирующий поставщик указывал на нарушение МУП "Оршанский жилкомсервис" установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по оплате в соответствии с установленными договорами о предоставлении электрической энергии (мощности) сроками платежей.
Статьей 38 Федерального закона N 35-ФЗ установлено, что Правительство Российской Федерации устанавливает критерии, при соответствии которым у потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), поставляемой по договорам энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключенным с гарантирующим поставщиком. При установлении данных критериев Правительство Российской Федерации исходит из случаев неисполнения или ненадлежащего исполнения данными потребителями электрической энергии обязательств по оплате электрической энергии (мощности). При этом не возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) у потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям и которые не имеют неисполненных обязательств по оплате электрической энергии (мощности).
Гарантирующие поставщики обязаны в предусмотренном Правительством Российской Федерации порядке определить потребителей электрической энергии, соответствующих установленным Правительством Российской Федерации критериям, и уведомить их в сроки и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, о необходимости предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности).
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в установленном Правительством Российской Федерации порядке в информационных целях обеспечивает формирование и ведение перечня потребителей электрической энергии в субъекте Российской Федерации, в отношении которых гарантирующими поставщиками установлена обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности).
Информация об устранении потребителем электрической энергии допущенных нарушений обязательств по оплате электрической энергии (мощности) учитывается при ведении предусмотренного настоящим пунктом перечня потребителей электрической энергии, обязанных предоставлять обеспечение, в соответствии с устанавливаемым Правительством Российской Федерации порядком формирования и ведения данного перечня (часть 6 статьи 38 Федерального закона N 35-ФЗ).
Таким образом, указанный перечень не является определяющим для отнесения того или иного потребителя электрической энергии к потребителям электрической энергии в отношении которых гарантирующими поставщиками установлена обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности).
Из указанного следует, что потребителями электрической энергии, в отношении которых гарантирующими поставщиками установлена обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), являются те потребители электрической энергии, которые соответствуют установленным критериям таких лиц, а не те, которые включены в перечень высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Невключение потребителя электрической энергии, МУП "Оршанский жилкомсервис" в Перечень, утвержденный распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 15.01.2013 N 8-р, не свидетельствует о том, что предприятие не относится к таким субъектам.
При этом суд правильно отметил, что иное, принимая во внимание заявительный порядок формирования такого перечня, означало бы фактическое освобождение потребителей особой категории от предусмотренных законом обязанностей, что создает реальную угрозу наступления экономических, экологических, социальных последствий при ограничении режима потребления электрической энергии.
Доводу Управления о том, что МУП "Оршанский жилкомсервис" не является организацией, осуществляющей эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов судом также дана надлежащая правовая оценка.
Приложением к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии установлены категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям.
К ним, среди прочих, относятся организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, - в отношении этих объектов.
В соответствии с уставом Предприятие создано для осуществления деятельности в целях решения социальных задач по оказанию бытовых и жилищно-коммунальных услуг всех групп потребителей.
Источником забора воды, используемой предприятием для выработки тепловой энергии, являются системы централизованного водоснабжения МУП "Оршанский водоканал".
По сведениям из ЕГРЮЛ основным видом деятельности Предприятия является в том числе производство, передача и распределение пара и горячей воды.
Согласно приложению N 2 к договору энергоснабжения от 29.12.2012 N 7096 в перечень точек поставки входят котельные. Эксплуатируемые Предприятием котельные связаны с объектами централизованного водоснабжения.
Материалами дела подтверждается, что Предприятие обеспечивает тепловой энергией жилые дома, муниципальные образовательные учреждения, сельский клуб в Оршанском районе.
Предприятие в целях осуществления уставной и социально значимой деятельности осуществляет отбор воды, ее нагрев для отопления и доставку теплоносителя до потребителей.
При введении режима полного ограничения потребления электрической энергии котельными предприятия теплоснабжение обслуживаемых им объектов (в том числе жилых домов и школ) будет прекращено. Предприятие не оспаривает, что ограничение режима потребления электроэнергии приведет к невозможности выполнения им своих обязательств перед конечными потребителями теплоэнергии.
Следовательно, МУП "Оршанский жилкомсервис" относится к категории потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим и социальным последствиям. Ограничение режима потребления котельными электрической энергии несет в себе угрозу нарушения прав граждан, в частности воспитанников школ, на охрану жизни и здоровья.
При таких обстоятельствах МУП "Оршанский жилкомсервис" является субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.61 КоАП РФ, в его деянии усматривается наличие события административного правонарушения.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно признал незаконным оспариваемое определение Управления от 05.02.2018 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Арбитражный суд Республики Марий Эл полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Апелляционные жалобы Предприятия и Управления удовлетворению не подлежат.
Уплата государственной пошлины при рассмотрении апелляционных жалоб по делам данной категории законом не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий - Эл от 18.05.2018 по делу N А38-1935/2018 оставить без изменения, апелляционные жалобы муниципального унитарного предприятия "Оршанский жилкомсервис" и Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А38-1935/2018
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23 ноября 2018 г. N Ф01-5354/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ПАО ТНС энерго Марий Эл
Ответчик: Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору в лице Приволжского управления
Третье лицо: МУП Оршанский жилкомсервис