Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 сентября 2017 г. N Ф01-4267/17 настоящее постановление оставлено без изменения
12 июля 2017 г. |
А43-3005/2017 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Кириловой Е.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Шатовка" (ОГРН 1045206601483, ИНН 5202009534, Нижегородская обл., с. Шатовка, д. 3)
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 11.04.2017
по делу N А43-3005/2017,
принятое судьей Чепурных М.Г.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Шатовка"
о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл от 08.11.2016 N 1469-С,
без участия лиц,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Шатовка" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл (далее - Управление) от 08.11.2016 N 1469-С.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечено федеральное государственное бюджетное учреждение центра агрохимической службы "Нижегородский" (далее - Учреждение).
Решением от 11.04.2017 Арбитражный суд Нижегородской области отказал заявителю в удовлетворении требования.
Общество не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением норм материального права и принять по делу новый судебный акт.
Лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, Управление заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие, в котором просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 11.04.2017 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, в соответствии с планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2016 год и на основании приказа от 07.10.2016 N 1469-ООД Управлением в период с 18.10.2016 по 08.11.2016 проведена плановая выездная проверка в отношении Общества, в результате которой Управление пришло к выводу о нарушении Обществом требований статьи 25 Федерального закона от 17.12.1997 N 149-ФЗ "О семеноводстве", выразившемся в использовании для посева семян сельскохозяйственных растений: однолетние травы на площади 296 га в количестве 5,9 т, горчица на площади 87 га в количестве 1,7 тн, многолетние травы (козлятник восточный) на площади 180 га в количестве 3,44 тн без документов, подтверждающих, что они прошли проверку на сортовые качества.
08.11.2016 Управление выдало Обществу предписание N 1469-С об устранении выявленных нарушений, которым возложило на него обязанность до 01.11.2017 исключить из использования семена сельскохозяйственных растений, не прошедших проверку на сортовые качества, а также привести порядок использования семян сельскохозяйственных растений в соответствии с нормативными документами в области семеноводства, утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Общество не согласилось с данным предписанием Управления и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий в пределах своей компетенции, в том числе за соблюдением требований к качеству и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна при осуществлении их закупок для государственных нужд, ввозе (вывозе) на территорию Таможенного союза, а также при поставке (закладке) зерна и крупы в государственный резерв, их хранении в составе государственного резерва и транспортировке.
В силу пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Правовая основа деятельности по производству, заготовке, обработке, хранению, реализации, транспортировке и использованию семян сельскохозяйственных и лесных растений, а также организации и проведения сортового контроля и семенного контроля установлена Федеральным законом от 17.12.1997 N 149-ФЗ "О семеноводстве" (далее - Федеральный закон N 149-ФЗ).
В соответствии со статьей 25 Федерального закона N 149-ФЗ семена, предназначенные для посева (посадки), подлежат проверке на сортовые и посевные качества.
Для определения сортовых и посевных качеств семян применяются единые методы, терминология и нормативные документы в области семеноводства, а также единые образцы технических средств.
Посевные качества семян определяются на основе требований нормативных документов в области семеноводства, утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 26 Федерального закона N 149-ФЗ определение сортовых качеств семян сельскохозяйственных растений проводится посредством проведения апробации посевов, грунтового контроля и лабораторного сортового контроля.
Обязательной апробации подлежат посевы сельскохозяйственных растений, семена которых предназначены для реализации.
Порядок проведения апробации посевов сельскохозяйственных растений, грунтового контроля и лабораторного сортового контроля, а также регистрации посевов сельскохозяйственных растений определяется специально уполномоченным федеральным органом управления сельским хозяйством.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.1998 N 1200 утверждено Положение о сортовом и семенном контроле сельскохозяйственных растений в Российской Федерации, устанавливающее порядок организации и проведения сортового и семенного контроля в отношении посевов и семян сельскохозяйственных растений.
В соответствии с пунктами 12, 13 указанного Положения сортовой контроль посевов и семян сельскохозяйственных растений проводится посредством апробации, грунтового и лабораторного сортового контроля. Апробация сортовых посевов сельскохозяйственных растений проводится по заявкам производителей семян государственными семенными инспекциями с привлечением при необходимости оригинаторов сортов, научно-исследовательских организаций, научных организаций и физических лиц, занимающихся научными исследованиями в области семеноводства, а также научных организаций системы высшего профессионального образования.
Проанализировав приведенные нормы, суд пришел к выводу о том, что семена, предназначенные для посева, то есть перед осуществлением такового, подлежат обязательной проверке на сортовые качества. Данная проверка проводится посредством проведения в том числе апробации сортовых посевов по заявкам производителей семян государственными семенными инспекциям, а также посредством грунтового контроля и лабораторного сортового контроля.
На этом основании суд правомерно отклонил довод заявителя об отсутствии законодательно установленной обязанности подтверждать сортовые качества семян перед их посевом, как основанный на неверном толковании норм Федерального закона N 149-ФЗ.
Таким образом, использование Обществом для посева семян сельскохозяйственных растений без документов, подтверждающих проведение проверки на сортовые качества, установлен судом, подтверждается материалами дела (актом проверки от 08.11.2016 N 1469) и не опровергнут заявителем.
В этой связи у Управления имелись правовые основания для выдачи оспариваемого предписания.
Доводы заявителя о неисполнимости предписания ввиду неуказания конкретных действий, которые необходимо совершить заявителю в целях устранения выявленных нарушений, судом обоснованно отклонены, поскольку оспариваемое предписание направлено на устранение допущенных Обществом нарушений требований законодательства в сфере семеноводства, содержит описание выявленного нарушения, ссылку на Федеральный закон N 149-ФЗ, нарушение которого вменено Обществу. При этом использованная Управлением в пункте 2 оспариваемого предписания формулировка "Привести порядок использования семян сельскохозяйственных растений в соответствие с нормативными документами в области семеноводства, утверждаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации" соответствует положениям статьи 25 Федерального закона N 149-ФЗ.
Следовательно, как верно указал суд, оспариваемое предписание является реально исполнимым способами, не противоречащими положениям действующего законодательства, предоставляет непосредственно нарушителю право выбора способа устранения допущенного нарушения в соответствии с установленными Федеральным законом N 149-ФЗ требованиями.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к аналогичному выводу о том, что оспариваемое предписание вынесено уполномоченным органом, соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку не возлагает на него незаконную обязанность исходя из содержательно-правового смысла статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное Обществом не доказано.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Основания для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Нижегородской области отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Общества по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 11.04.2017 по делу N А43-3005/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Шатовка" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Е.А. Кирилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-3005/2017
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 сентября 2017 г. N Ф01-4267/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ШАТОВКА"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ
Третье лицо: ФГБУ ЦЕНТР АГРОХИМИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ "НИЖЕГОРОДСКИЙ"