город Ростов-на-Дону |
|
17 мая 2017 г. |
дело N А32-2284/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 мая 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.
судей Т.Г. Гуденица, О.Ю. Ефимовой
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Щербинина Вадима Валентиновича
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.02.2017 по делу N А32-2284/2017
по заявлению индивидуального предпринимателя Щербинина Вадима Валентиновича
к заинтересованному лицу - Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному федеральному округу
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
принятое в составе судьи С.Н. Дуб,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Щербинин Вадим Валентинович (далее - предприниматель Щербинин В.В.) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному федеральному округу (далее - МРУ Росфинмониторинга по ЮФО) о признании незаконным и отмене постановления от 20.12.2016 N 23-16/139 о привлечении предпринимателя Щербинина В.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 250 000 рублей.
Решением от 20.02.2017 суд отменил постановление о привлечении к административной ответственности в части штрафа в сумме 50 000 рублей, определив административное наказание в сумме 200 000 рублей. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Решение мотивировано доказанностью наличия в действиях предпринимателя состава административного правонарушения и отсутствием обстоятельств, отягчающих ответственность предпринимателя.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель Щербинин В.В. обжаловал его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе предприниматель просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что он не осуществляет деятельность по оказанию посреднических услуг при заключении договоров купли-продажи недвижимости; при заключении договора от 03.03.2016 выступал как физическое лицо и получил вознаграждение за оказание правовых услуг. Кроме того, в жалобе указано на малозначительность правонарушения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
От МРУ Росфинмониторинга по ЮФО в суд поступил отзыв на жалобу, в котором указано на законность решения суда, а также ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя управления.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, 06.12.2016 уполномоченным должностным лицом МРУ Росфинмониторинга по ЮФО в отношении предпринимателя Щербинина В.В. составлен протокол об административном правонарушении от 06.12.2016 N 23-16/139 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ.
В протоколе указано, что предпринимателем Щербининым В.В. организована деятельность агентства "Южный город" по подбору любой недвижимости на территории г. Ейска и Ейского района. Каталог недвижимости, предлагаемой к продаже/покупке и контактные данные представлены в сети интернет на сайте агентства недвижимости www.uggorod.ru. Деятельность предпринимателя Щербинина В.В. по оказанию услуг, способствующих поиску объекта, удовлетворяющего требованиям заказчика, в целях его дальнейшего приобретения в собственность заказчика, подтверждается материалами проверки - договорами, актами, выпиской о движении по счету N 408028105000220000021, открытому в ПАО "Первомайский".
Таким образом, Щербинин В.В. относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанным принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В нарушение требований Федерального закона от 07.08.201 N 115-ФЗ предприниматель Щербинин В.В. не состоит на учете в МРУ Росфинмониторинга по ЮФО, не разработал правила внутреннего контроля, не назначил специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля. Щербининым В.В. не осуществляется идентификация клиентов, не ведется анкетирование.
В ходе проведения проверочных мероприятий установлена информация об участии Щербинина Вадима Валентиновича в операции, подлежащей обязательному контролю. Юго-Западным банком Сбербанка России представлено 14.03.2016 сообщение N 2354415 о совершении операции в рамках договора купли-продажи квартиры от 03.03.2016 на сумму 3 170 000,00 руб., где представителем плательщика по операции с денежными средствами выступает Щербинин В.В.
Информация по указанной операции Щербининым В.В. не выявлена, документально не зафиксирована и не представлена в уполномоченный орган, что свидетельствует о нарушении законодательства в части осуществления внутреннего контроля, повлекшее непредставление информации об операциях, подлежащих обязательному контролю.
Таким образом, установлено неисполнением предпринимателем Щербининым В.В. законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Протокол составлен в отсутствие предпринимателя Щербинина В.В., извещенного надлежащим образом о времени и месте составления протокола путем вручения 03.12.2016 телеграммы-извещения лично предпринимателю (л.д. 57-58 том 1).
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении заместителем руководителя МРУ Росфинмониторинга по ЮФО вынесено постановление от 20.12.2016 N 23-16/139 о привлечении предпринимателя Щербинина В.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 250 000 рублей.
Постановление вынесено в отсутствие предпринимателя, заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 97 том 1).
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, предприниматель оспорил его в судебном порядке.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 211 АПК РФ установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 15.27 КоАП РФ действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи, -
влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.
В силу примечания N 1 к статье 15.27 КоАП РФ за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма регулируются Федеральным законом N 115-ФЗ от 07.08.2001 "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Согласно статье 5 Федерального закона N 115-ФЗ в целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 115-ФЗ внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма; организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Правительством Российской Федерации.
Правила внутреннего контроля являются документом, который регламентирует организационные основы работы, направленной на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в организации; устанавливает обязанности и порядок действий должностных лиц и работников в целях осуществления внутреннего контроля; определяет сроки выполнения обязанностей в целях осуществления внутреннего контроля, а также лиц, ответственных за их реализацию.
В соответствии с Приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 N 203 "Об утверждении Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма" руководитель организации утверждает перечень работников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - обучение).
Предпринимателем перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение, не разработан.
В соответствии с пунктом 6 Приказа Росфинмониторинга от 03.08.2010 N 203, обучение надлежит проводить в следующих формах: вводный инструктаж; дополнительный инструктаж; целевой инструктаж (получение работниками организаций базовых знаний, необходимых для соблюдения ими законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также формирования и совершенствования системы внутреннего контроля организаций, программ её осуществления и иных организационно-распорядительных документов, принятых в этих целях); повышение уровня знаний в сфере противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее -повышение уровня знаний).
В нарушение вышеуказанных требований законодательства правила внутреннего контроля обществом не разработаны, специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля не назначено, что свидетельствует о нарушении законодательства в части организации внутреннего контроля.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы предпринимателя о том, что он не осуществляет деятельность по оказанию посреднических услуг при заключении договоров купли-продажи недвижимости.
Предприниматель указывает, что согласно сведениям ЕГРИП он осуществляет в качестве основного вида деятельность он осуществляет деятельность информационных агентств, одним из дополнительных видов экономической деятельности является деятельность в области права.
Вместе с тем, в ходе осуществления проверочных мероприятий уполномоченным органом выявлено фактическое осуществление предпринимателем посреднических услуг при заключении сделок купли-продажи недвижимости.
В силу статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Оказание предпринимателем посреднических услуг при заключении сделок купли-продажи недвижимости подтверждено актом проверки, приобщенными к материалам проверки договорами, актами, сведениями, размещенными на сайте принадлежащего предпринимателю агентства, протоколом об административном правонарушении, которые составлены уполномоченным должностным лицом в установленном законом порядке и являются надлежащими доказательствами по делу.
В Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" (пункт 11) рассматривается перечень посреднических услуг (в том числе, риэлторских услуг) на рынке сделок с недвижимостью, а именно:
* подбор вариантов объектов недвижимости для их последующей купли-продажи, аренды гражданами для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью;
* помощь в заключении указанными гражданами сделок по купле-продаже и иных сделок в отношении объектов недвижимости;
- организация продажи объектов недвижимости по поручению данных граждан. Из вышеизложенного следует, что в целях исполнения норм Федерального закона N
115-ФЗ к организациям, оказывающим посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества следует относить как риэлторов, так и агентов по операциям с недвижимостью, осуществляющих подбор вариантов объектов недвижимости для их последующей купли-продажи, помощь в заключении гражданами сделок по купле-продаже объектов недвижимости, организации продажи объектов недвижимости по поручению данных лиц.
В этой связи, организации, осуществляющие деятельность в форме предоставления консультационных услуг при купле-продаже недвижимого имущества за вознаграждение или на договорной основе, относятся к субъектам, перечисленным в ст. 5 Федерального закона N 115 -ФЗ. Поскольку оказание услуг по поиску, подбору и бронированию объектов недвижимого имущества по заявленным характеристикам заказчика, т.е. информирование об имеющихся на рынке недвижимости предложениях, что фактически подразумевает выполнение роли посредника между продавцом и покупателем недвижимого имущества в целях последующего заключения договора купли-продажи.
Согласно приобщенным к материалам проверки договорам, предпринимателем Щербининым В.В. оказывались заказчикам информационные услуги в целях реализации объекта заказчика - квартиры, участки, строения, жилые/нежилые помещения и др. (л.д. 134-173 том 1).
В соответствии с п. 2.2.4 Договора б/н от 17.06.2016 (л.д. 59-160 том 1) одна из обязанностей Заказчика - Совместно с Исполнителем разработать условия отчуждения объекта недвижимости, форму и порядок расчетов. Порядок расчетов Заказчика с Исполнителем по договору предусмотрен п. 5.1, согласно которому часть вознаграждения выплачивается Исполнителю в момент заключения основного договора на приобретение (отчуждение) вышеуказанного объекта недвижимости.
Таким образом, как правильно указано судом первой инстанции, конечная цель, сторон договора - заключение договора купли-продажи недвижимого имущества, а Агентство "Южный город", в лице предпринимателя Щербинина Вадима Валентиновича, действующего на основании свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя серии 23 N 007967913, выданного МИФНС N 2 по Краснодарскому краю, не являясь непосредственной стороной договора на приобретение (отчуждение) недвижимого имущества, в отношениях с участниками сделки является именно посредником, на которого распространяются все права и обязанности, установленные ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ.
Осуществление риэлтерской деятельности подтверждается также размещенными в сети интернет рекламными сайтами деятельности Агентства "Южный город" по оперативному подбору любой недвижимости (л.д. 125-126 том 1).
В соответствии с п. 9 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом подлежат постановке на учет в уполномоченном органе в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 10 ст.7 Федерального закона N 115-ФЗ, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, приостанавливают такие операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на два рабочих дня с даты, когда распоряжения клиентов об их осуществлении должны быть выполнены, и не позднее рабочего дня, следующего за днем приостановления операции, представляют информацию о них в уполномоченный орган в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона N 115 -ФЗ порядке сведений об их участии в террористической деятельности, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организаций или лица.
Порядок определения и доведения до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, перечня таких организаций и лиц установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.15 N 804 "Об утверждении правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей".
Федеральной службой по финансовому мониторингу предоставляется доступ к "Перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности" при постановке организации на учет в Росфинмониторинге.
В соответствии с "правилами определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей" (далее - Правила) информация о включении в перечень или об исключении из перечня организаций и (или) физических лиц, а также о внесении корректировок в содержащиеся в перечне сведения об организациях и (или) о физических лицах вместе с актуальной информацией об организациях и о физических лицах, включенных в перечень, в течение одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения размещается на официальном сайте.
Доведение информации, предусмотренной п. 20 вышеупомянутых Правил, до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей осуществляется путем обеспечения доступа этих организаций и индивидуальных предпринимателей к такой информации через их личные кабинеты на официальном сайте.
Согласно подп. 7 п. 1 ст. 7 Закона, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании п. 3 Положения "О представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям" (далее - Положение), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.03.2014 N 209, организации и индивидуальные предприниматели представляют в Федеральную службу по финансовому мониторингу следующую информацию:
а) о подлежащих обязательному контролю операциях с денежными средствами или иным имуществом, предусмотренную абзацами вторым-восьмым подп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ;
б) об операциях с денежными средствами или иным имуществом, в отношении которых при реализации правил внутреннего контроля возникают подозрения об их осуществлении в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
в) о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо организации или физическому лицу, в отношении которых межведомственным координационным органом принято решение, предусмотренное ч. 1 ст. 7.4 Федерального закона N 115-ФЗ;
г) о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (в ред.
Постановления Правительства РФ от 10.04.2015 N 342);
д) о фактах препятствия со стороны государства (территории), в котором (на которой) расположены филиалы и представительства, а также дочерние организации организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, реализации такими филиалами, представительствами и дочерними организациями положений Федерального закона;
е) о приостановленных в соответствии с п. 10 ст. 7 Федерального закона N 115 -ФЗ операциях с денежными средствами или иным имуществом.
В соответствии с п. 4 Положения, информация представляется в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями и индивидуальными предпринимателями в следующие сроки:
а) информация, указанная в подпункте "а" пункта 3 настоящего Положения, - в течение 3 рабочих дней, следующих за днем совершения соответствующей операции;
б) информация, указанная в подп. "б" п. 3 настоящего Положения, - в течение 3 рабочих дней, следующих за днем выявления операции, в отношении которой при реализации правил внутреннего контроля возникают подозрения о ее осуществлении в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
в) информация, указанная в подпунктах "в" и "е" п. 3 настоящего Положения, незамедлительно;
г) информация, указанная в подп. "г" п. 3 настоящего Положения. - в течение 5 рабочих дней, следующих за днем окончания соответствующей проверки;
д) информация, указанная в подп. "д" п. 3 настоящего Положения, - в течение 5 рабочих дней, следующих за днем выявления соответствующих фактов.
Согласно п. 7 Положения, информация, указанная в п. 3 данного Положения, представляется в Федеральную службу по финансовому мониторингу в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, в том числе через интернет-портал Службы, либо на машинном носителе.
Согласно п. 7.1 -7.6 Инструкции, информация о результатах проверки наличия среди своих клиентов, в том числе в филиалах организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (далее - проверка), направляется организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальным предпринимателем в Росфинмониторинг не позднее 5 рабочих дней, следующих за днем окончания соответствующей проверки.
Вышеуказанная информация представляется в Росфинмониторинг в соответствии со структурой ФЭС 3-ФМ.
Проверка осуществляется на основании Перечня, а также решения межведомственного координационного органа о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в Перечень.
Первичной проверке подлежат все клиенты организации, индивидуального предпринимателя, в отношении которых не истек срок хранения информации, установленный Федеральным законом N 115-ФЗ, с момента государственной регистрации организации, индивидуального предпринимателя, либо с момента начала осуществления ими соответствующей деятельности, либо внесения в учредительные документы организации соответствующего вида деятельности, либо с момента вступления в силу соответствующего положения Федерального закона N 115-ФЗ.
Проверке подлежат организации и физические лица, с которыми заключались как разовые сделки, так и устанавливались деловые отношения, предполагающие осуществление более чем одной операции (сделки).
Информация о результатах всех проверок, проведенных организацией в период с 30 июня 2013 года до дня вступления в силу Приказа, а индивидуальным предпринимателем в период с 31 июля 2013 года до дня вступления в силу Приказа, представляется в порядке, определенном настоящей Инструкцией. Передача такой информации осуществляется в срок, самостоятельно определяемый организацией или индивидуальным предпринимателем, но не превышающей срок, в который организацией и индивидуальным предпринимателем должна быть передана информация о результатах первой проведенной проверки после вступления в силу Приказа.
В соответствии с п. 1.1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ от 07.08.2001, сделка с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое недвижимое имущество, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 миллиона рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 миллионам рублей, или превышает ее.
В ходе проверки установлена информация об участии Щербинина Вадима Валентиновича в операции, подлежащей обязательному контролю. Юго-Западным банком Сбербанка России представлено 14.03.2016 сообщение N 2354415 о совершении операции в рамках договора купли-продажи квартиры от 03.03.2016 на сумму 3 170 000,00 руб., где представителем плательщика по операции с денежными средствами выступает Щербинин В.В.
Информация по указанной операции Щербининым В.В. не выявлена, документально не зафиксирована и не представлена в уполномоченный орган, что свидетельствует о нарушении законодательства в части осуществления внутреннего контроля, повлекшее непредставление информации об операциях, подлежащих обязательному контролю.
В апелляционной жалобе предприниматель указывает, что при заключении договора от 03.03.2016 выступал как физическое лицо и получил вознаграждение за оказание правовых услуг.
В силу статьи 182 Гражданского кодекса РФ представителями не являются лица, действующие хотя и в чужих интересах, но от собственного имени, лица, лишь передающие выраженную в надлежащей форме волю другого лица.
Щербинин В.В. подтверждает, что действовал на основании доверенности за вознаграждение в целях заключения гр. Чемодановым А.А. договора купли-продажи недвижимости.
Таким образом, Щербинин В.В. обязан был предоставить информацию об указанной сделке купли-продажи недвижимости стоимостью более 3 млн. рублей в уполномоченный орган.
При таких обстоятельствах, материалами дела подтверждается виновное совершение предпринимателем Щербининым В.В. административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ.
Предпринимателем не представлено доказательств принятия всех возможных и необходимых мер для соблюдения законодательства в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы жалобы о малозначительности допущенного правонарушения.
В силу статьи 1 Закона N 115-ФЗ настоящий Федеральный закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении предпринимателя к исполнению своих публично-правовых обязанностей с учетом важности охраняемых отношений - безопасность граждан, общества и государства.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что предприниматель не признает вину в совершении вменяемого правонарушения.
Таким образом, у МРУ Росфинмониторинга по ЮФО имелись правовые основания для привлечения предпринимателя Щербинина В.В. к административной ответственности.
В части снижения размера назначенного предпринимателю административного наказания решение суда не оспорено участвующими в деле лицами.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Основания для переоценки выводов суда первой инстанции судом апелляционной инстанции не установлены.
Решение суда от 20.02.2017 является законным и обоснованным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.02.2017 по делу N А32-2284/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-2284/2017
Истец: ИП Щербин Вадим Валентинович, ИП Щербинин В.В., Щербинин В В
Ответчик: Межрегиональное управление Росфинмониторинга по ЮФО