г. Москва |
|
25 июля 2017 г. |
Дело N А40-256800/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июля 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цымбаренко И.Б.,
судей: |
Каменецкого Д.В., Бекетовой И.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Жубоевым Д.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.04.2017 по делу N А40-256800/16
по заявлению Управления делами Президента Российской Федерации
к Управлению Росреестра по Москве
о признании незаконным отказа в государственной регистрации.,
при участии:
от заявителя: |
Демина С.А. по дов. N УДИ-1369 от 12.04.2017; |
от ответчика: |
Мацота Н.Э. по дов. N 33592/2016 от 29.12.2016; |
УСТАНОВИЛ:
Управление делами Президента Российской Федерации (далее также, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с требованиями к Управление Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее также орган, решение которого обжалуется) о признании незаконным решения от 24.08.2016 N 77/011/022/2016-300 об отказе в государственной регистрации прекращения аренды на недвижимое имущество, расположенное по адресу: г. Москва, пер. Архангельский, вл. 4, стр. 1, 2, 3; обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве произвести государственную регистрацию прекращения ограничения (обременения) права в виде аренды на объект недвижимого имущества - земельный участок площадью 2 423 кв. м, кадастровый номер 77:01:0001032:73, расположенный по адресу: г. Москва, пер. Архангельский, вл. 4, строения 1, 2, 3.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05.04.2017, принятым по настоящему делу, требования заявителя удовлетворены.
При этом судом признано незаконным решение Управление Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Москве от 24.08.2016 N 77/011/022/2016-300 об отказе в государственной регистрации прекращения аренды на недвижимое имущество, расположенное по адресу: г. Москва, пер. Архангельский, вл. 4, стр. 1, 2, 3.
Кроме того своим решением суд обязал Управление Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Москве устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Управление делами Президента Российской Федерации произведя государственную регистрацию прекращения ограничения (обременения) права в виде аренды на объект недвижимого имущества - земельный участок площадью 2 423 кв. м, кадастровый номер 77:01:0001032:73, расположенный по адресу: г. Москва, пер. Архангельский, вл. 4, строения 1, 2, 3, о чем в соответствии с частью 6 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сообщить суду.
Свое решение суд обосновывал тем, что оспариваемый ненормативный правовой акт противоречит нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Как усматривается из материалов дела, 26.07.2011 между ФГУП "Предприятие по поставкам продукции Управления делами Президента Российской Федерации" и ООО "АЛИАС" по результатам проведенного открытого аукциона заключен договор аренды нежилого помещения от 26.07.2011 N Д 508-Х/11 на срок до 31.07.2026.
Нежилое помещение (здание) расположено на земельном участке площадью 2.423 кв.м, кадастровый номер 77:01:0001032:73, по адресу: г. Москва, пер. Архангельский, вл. 4, стр. 1,2, 3, из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования: организация гаража-стоянки автомобилей Управления делами Президента Российской Федерации (далее - Земельный участок).
Земельный участок является федеральной собственностью (государственная регистрация права в ЕГРП от 07.12.2006 N 77-77-14/016/2006-88), а также внесен в государственный кадастр недвижимости 01.01.2007 (выписка из государственного кадастра недвижимости от 29.04.2015 N 77/501/15-507500).
17.07.2012 между Управлением делами Президента Российской Федерации (арендодатель) и ООО "АЛИАС" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности (далее - Договор аренды) N А/12- 148д на срок действия договора аренды нежилого помещения от 26.07.2011 N Д 508-Х/11.
На основании пункта 2.3 действие Договора аренды прекращается со следующего дня соответствующего месяца и числа последнего года срока, если иное не вытекает из правоотношений сторон согласно законодательству.
Арендатор обязан письменно сообщить арендодателю не позднее, чем за 3 (три) месяца о предстоящем освобождении земельного участка как в связи с окончанием срока действия договора, так и при досрочном его освобождении (пункт 4.4.6 Договора аренды).
27.11.2014 ООО "АЛИАС" телеграммой уведомило Управление делами Президента Российской Федерации о досрочном расторжении Договора аренды земельного участка с 01.12.2014.
30.12.2014 Управление делами Президента Российской Федерации выразило готовность осуществить в установленном порядке приемку земельного участка (исх. от 30.12.2014 N УДИ-4290).
16.02.2015 ООО "АЛИАС" повторно подтвердило свое согласие, и готовность расторгнуть Договор аренды с 28.02.2015 в связи с расторжением договора аренды нежилого помещения, от 26.07.2011 N Д 508-Х/11, а также представило платежные поручения от 23.09.2014 N 97, от 30.12.2014 N 143, подтверждающие факт исполнения обязательств по внесению арендной платы по февраль 2015 года включительно (уведомление от 16.02.2015 N 18/02).
28.02.2015 по соглашению сторон расторгнут договор аренды нежилого помещения от 26.07.2011 N Д 508-Х/11 (Соглашение о расторжении от 28.02.2015).
05.04.2015 Управлением делами Президента Российской Федерации издан приказ N 127 о расторжении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001032:73.
09.12.2015 Управление делами Президента Российской Федерации направило для подписания ООО "АЛИАС" соглашение о расторжении с 28.02.2015 договора аренды и акт приема-передачи земельного участка (исх. от 09.12.2015 N УДИ-2-7372). Однако, от подписания указанных документов ООО "АЛИАС" уклонилось.
Таким образом, срок действия Договора аренды окончился 28.02.2015, арендные отношения между Управлением делами Президента Российской Федерации и ООО "АЛИАС" прекращены в порядке, установленном пунктами 2.1., 2.3., 4.4.6 Договора 4 аренды. ООО "АЛИАС" задолженности по арендной плате не имеет, Земельным участком после 01.03.2015 не пользуется.
04.04.2016 Управление делами Президента Российской Федерации обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения аренды на Земельный участок.
При этом для проведения государственной регистрации Управлением делами Президента Российской Федерации в регистрирующий орган представлены следующие документы: Заявление от 27.07.2016 N 77/011/030/2016-2515; Копия приказа от 07.04.2015 N 127; Акт визуального осмотра земельного участка от 22.07.2016; Письмо от 16.02.2015 N18/02; Письмо от 09.2.2015 N 2-7372; Письмо от 27.07.2016.
Ввиду непредставления документов, подтверждающих передачу (возврат) имущества Управление Росреестра по Москве приостановило до 17.05.2016 государственную регистрацию прекращения аренды на Земельный участок (сообщение от 18.04.2016 N 77/011/022/2016-300), а затем отказало в регистрации прекращения аренды на Земельный участок (сообщение от 24.08.2016 N77/011/022/2016-300).
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ, с учетом исследованных доказательств по делу, установленных обстоятельств, а также доводов апелляционной жалобы не находит оснований для отмены или изменения судебного акта, основываясь на следующем.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт (решение или действие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и, нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений Главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, руководящих разъяснений, содержащихся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 8 от 01 июля 1996 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ", основанием для удовлетворения требований заявителя является наличие одновременно двух установленных в ходе судебного разбирательства и подтвержденных надлежащими доказательствами обстоятельств: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта требованиям закона, а также нарушение материальных прав заявителя принятием данного документа.
Рассматривая спор, арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии совокупности необходимых для удовлетворения заявления условий, АПК РФ, поскольку у регистрирующего органа не было предусмотренных статьей 20 Закона N 122-ФЗ оснований для отказа в государственной регистрации прекращения права аренды на земельный участок.
Суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (статья 131 ГК РФ).
В обоснование оспариваемого отказа регистрирующий орган указал, что заявителю отказано в проведении государственной регистрации права собственности на спорное нежилое помещение на основании абзацев 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации). По мнению государственного регистратора, для погашения прекращения аренды необходимо представить документы, подтверждающие передачу (возврат) имущества арендодателю.
Пунктом 1 статьи 17 Закона о регистрации предусмотрены основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
К таким основаниям, в том числе, относятся договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
При этом в силу п.2 данной статьи не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям ст.18 настоящего Федерального закона и, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.22 Инструкции о порядке государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 06.08.2004 N 135, действовавшим на момент принятия оспариваемого решения (далее - Инструкция) государственная регистрация прекращения и расторжения договора аренды осуществляется посредством погашения регистрационных записей в подразделах III-4 и III-1 Единого государственного реестра прав в порядке, установленном разделом VI Правил ведения ЕГРП.
Согласно пункту 23 Инструкции, внесение в Единый государственный реестр прав записей о регистрации прекращения и расторжения договора аренды осуществляется на основании одного заявления, которое может быть подано одной из сторон договора.
Между тем, помимо указанного заявления в регистрационный орган должны быть представлены документы, необходимые и достаточные для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав (статьи 17, 18 Закона N 122-ФЗ).
Из смысла и содержания упомянутых нормативных правовых актов следует, что любая из сторон договора вправе обратиться с заявлением о прекращении аренды, представив при этом документы, подтверждающие фактическое прекращение арендных отношений.
Согласно положений ст.622 Гражданского кодекса Российской Федерации, таким документом может являться акт передачи арендованного имущества арендодателю или уведомление, направленное одной стороне другой, о прекращении арендных отношений в связи с истечением срока аренды, о прекращении договора, заключенного на неопределенный срок, или соглашение о прекращении договора аренды в связи с истечением срока его действия.
Таким образом, любой документ в котором ясно и недвусмысленно выражено волеизъявление на прекращение арендных отношений (уведомление) является безусловным основанием для прекращения арендных отношений между сторонами.
Ввиду изложенного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что отсутствие акта приема-передачи, подтверждающего возврат арендатором объекта аренды, не препятствует государственной регистрации прекращения обременения на недвижимое имущество, при наличии иного документа, подтверждающего фактическое прекращение арендных отношений.
Согласно ч.5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В настоящем случае ответчик не доказал законность принятого им отказа, поскольку у регистрирующего органа не было предусмотренных статьей 20 Закона N 122-ФЗ оснований для отказа в государственной регистрации прекращения права аренды на земельный участок.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии совокупности условий для удовлетворения заявленных Департаментом требований, поскольку у регистрирующего органа не было предусмотренных статьей 20 Закона N 122-ФЗ оснований для отказа в государственной регистрации прекращения права аренды на земельный участок.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ответчика не усматривается, поскольку приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда и не могут повлечь его безусловную отмену.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 05.04.2017 по делу N А40-256800/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.Б. Цымбаренко |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-256800/2016
Истец: Управление делами Президента Российской Федерации, Управление делами президента РФ
Ответчик: Управление Росреестра по Москве, Управление Федеральной Службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве