г. Хабаровск |
|
21 июля 2017 г. |
А04-2352/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июля 2017 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иноземцева И.В.
судей Гричановской Е.В., Тихоненко А.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коковенко Д.С.
при участии в заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "Восток": не явились;
от Администрации Завитинского района Амурской области: не явились;
от Министерства финансов Амурской области: не явились;
от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области: не явились;
от Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области: не явились
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Амурской области
на решение от 19.05.2017
по делу N А04-2352/2017
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Наринской С.А.
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Восток"
к Министерству финансов Амурской области
о взыскании 735 909,84 руб.
третьи лица Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Восток" (ОГРН 1072813000413, ИНН 2813006820; место нахождения: 676870, Амурская область, Завитинский район, г. Завитинск, ул. Кооперативная, д. 29, оф. 5; далее - ООО "Восток", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Администрация Завитинского района Амурской области (ОГРН 1022801063383, ИНН 2814000532; место нахождения: 676870, Амурская область, Завитинский район, г. Завитинск, ул. Куйбышева, д. 44; далее - администрация района) о взыскании выпадающих доходов 735 909,84 руб. за период октябрь, ноябрь, декабрь 2016 года, связанные с предоставлением населению коммунальных услуг по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек.
Определением от 30.03.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Амурская область в лице Министерства финансов Амурской области (ОГРН 1072801008928, ИНН 2801123618; место нахождения: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Ленина, 135; далее - Минфин Амурской области), Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области (далее - Управление регулирования цен и тарифов), Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области (далее - Министерство ЖКХ).
До рассмотрения спора по существу по ходатайству истца суд привлек к участию в деле соответчика Амурскую область в лице Минфина Амурской области, далее заменил ненадлежащего ответчика Администрацию района на Амурскую область в лице Минфина Амурской области.
Решением Арбитражного суда Амурской области от 19.05.2017 с Амурской области в лице Минфина Амурской области за счет средств казны Амурской области в пользу ООО "Восток" взысканы выпадающие доходы 735 909, 84 руб., судебные расходы по оплате госпошлины по иску 17 718 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Минфин Амурской области обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение от 19.05.2017 и принять новый судебный акт об отказе в иске. В обоснование доводов жалобы указывает на неправильное применение норм материального права, не соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2017 апелляционная жалоба принята к производству, дело к судебному разбирательству назначено на 20.07.2017 на 10 часов 30 минут, информация об этом размещена публично на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Истец ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствии и отзыв, в котором выразил согласие с принятым судебным актом.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ рассмотрение апелляционной жалобы осуществляется в отсутствие истца, ответчика и третьих лиц.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, приказом Управления регулирования цен и тарифов от 09.12.2016 N 159-пр/т истцу как теплоснабжающей организацией, в том числе для населения микрорайона "Южный" установлен экономически обоснованный тариф для производства и передачи тепловой энергии на нужды населения г. Завитинск на 2 полугодие 2016 года в размере 1 833,71 руб./Гкал.
Приказом Управления от 09.12.2016 N 161-пр/т установлены льготные тарифы для оказания коммунальных услуг по подаче тепловой энергии для потребителей г. Завитинск на 2 полугодие 2016 года - в размере 1 661,24 руб./Гкал.
Согласно представленных договора теплоснабжения N 1 от 10.08.2016 предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах коммунальной услуги, отчетов о суточных параметрах теплоснабжения за октябрь-декабрь 2016 года, реестров лицевых счетов потребителей коммунальных услуг, письма Администрации района от 17.05.2017 N 1742 истцом в период октября - ноябрь 2016 года поставлена тепловая энергия в размере 3 100,46 Гкал, в декабре 2016 года поставлено 1 568,37 Гкал.
Во исполнение Закона Амурской области от 24.12.2012 N 131-03 "О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность), теплоноситель теплоснабжающим организациям для населения Амурской области" и Порядка предоставления субсидий по компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих в результате установления льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель для населения Завитинского района, утвержденного постановлением главы Завитинского района от 23.12.2015 N 463, после утверждения и опубликования тарифа на тепловую энергию истец 28.12.2016 обратился в Администрацию района с заявлениями на получение субсидии на компенсацию выпадающих доходов, возникших в результате установления льготных тарифов на тепловую энергию (мощность) за период с октября по декабрь 2016 года.
Администрация уведомлением от 24.01.2017 N 242 сообщила, что приказ Управления регулирования цен и тарифов об утверждении льготного тарифа на 2 полугодие 2016 года в отношении общества опубликован 16.12.2016 и на момент поступления заявлений (октябрь, ноябрь, декабрь) нераспределенный остаток средств лимита, определенного для предприятий Завитинского района составил 693 323, 27 руб. и в связи с тем, что по предшествующему теплоснабжающему предприятию, которое отапливало жилой фонд микрорайона "Южный" льготного тарифа предусмотрено не было, администрация района не предусмотрела денежные средства для выплат субсидии обществу за октябрь, ноябрь, декабрь 2016 года.
По расчету размер недополученных доходов общества в период с 01.10.2016 по 31.12.2016 составил 805 233, 11 руб., администрация района перечислила истцу 69 323,27 руб. с учетом остатка лимита субвенций областного бюджета.
Ссылаясь на не возмещение выпадающих доходов, общество обратилось в Арбитражный суд Амурской области с рассматриваемым иском.
Изучив материалы дела,
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе и возражений на нее, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регламентируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении, Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ).
Согласно Закону о теплоснабжении деятельность по производству и передаче тепловой энергии является регулируемым видом деятельности в части вопроса о цене услуг по производству и передаче тепловой энергии.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон об основах регулирования тарифов, Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ) общими принципами регулирования тарифов и надбавок являются: достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса; установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ; полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ (подпункты 1, 2, 5).
Из пункта 4 части 4 статьи 4 вышеуказанного Закона следует, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок, для соответствующего субъекта Российской Федерации, в случае его установления, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.
Органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта Российской Федерации отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, расположенных на территории муниципального образования (часть 7 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ).
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов).
Введение предельных уровней тарифов, то есть предельного размера цены на соответствующую продукцию, направлено на противодействие монополизации и недобросовестной конкуренции, выступает государственной гарантией доступности теплоэнергетических ресурсов для потребителей, прежде всего для населения, препятствует экономически не обоснованному росту тарифов на тепловую энергию, предполагает возможность установления льготных тарифов (части 13 - 15 статьи 10 Закон о теплоснабжении) и тем самым призвано не допустить резкого ухудшения социального положения граждан.
Вместе с тем, применение указанных мер в рамках тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для потребителей и экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты теплоснабжающей организации на производство тепловой энергии, и, соответственно, предопределяет необходимость возмещения в таких случаях теплоснабжающей организации понесенных ею экономических потерь.
Согласно разъяснений, изложенным в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" (далее - постановление Пленума ВАС РФ от 06.12.2013 N 87) возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей. Вместе с тем необходимо учитывать, что если такие потери не были полностью или в части компенсированы, в том числе по причине того, что названная компенсация не предусмотрена или предусмотрена в недостаточном размере, для их взыскания в пользу ресурсоснабжающей организации за счет бюджета соответствующего публично-правового образования оспаривание акта об установлении тарифа не требуется (пункт 1).
Как установлено судом, на территории Амурской области порядок компенсации теплоснабжающим организациям выпадающих доходов, возникших в результате реализации тепловой энергии (мощности) теплоносителя по льготным тарифам, урегулирован Законом Амурской области от 24.12.2012 N 131-ОЗ "О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность), теплоноситель теплоснабжающим организациям для населения Амурской области" (далее - Закон Амурской области от 24.12.2012 N 131-ОЗ).
Положениями статьей 3, 4 указанного закона предусмотрено, что основанием для предоставления населению области льгот на тепловую энергию (мощность), теплоноситель является принятие уполномоченным исполнительным органом государственной власти области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) решения об установлении льготного тарифа для населения области; выпадающие доходы теплоснабжающих организаций определяются как разница между экономически обоснованным тарифом на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, установленным теплоснабжающей организации для населения области, и льготным тарифом для населения области, умноженная на объем фактически оказанных населению услуг по теплоснабжению жилищного фонда по льготному тарифу.
На основании пункта 2 статьи 5 Закона Амурской области от 24.12.2012 N 131-ОЗ государственными полномочиями по компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций с 01.01.2013 на неограниченный срок наделены органы местного самоуправления, которые в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 6 этого же Закона обязаны обеспечивать целевое и эффективное использование финансовых средств и материальных ресурсов, предоставленных на осуществление государственных полномочий по компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций
В соответствии со статьей 9 указанного закона финансовое обеспечение государственных полномочий по компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций осуществляется в форме субвенций из областного бюджета, предоставляемых местным бюджетам. Порядок расходования субвенций устанавливается Правительством области. Средства на реализацию государственных полномочий по компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Согласно Закону Амурской области от 14.12.2015 N 619-ОЗ "Об областном бюджете на 2016 год" (приложение N 17) бюджету муниципального образования Завитинский район распределена субвенция на финансовое обеспечение государственных полномочий по компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих в результате установления льготных тарифов для населения Амурской области в сумме 6762,0 тыс. руб.
Как установлено из представленных в дело отчета на 01.01.2017 расходования субвенций из областного бюджета на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, уведомления по расчетам между бюджетами, отчета на 01.01.2017 о направлении средств на компенсацию, Завитиским районом из областного бюджета получено субвенций 6 720 280, 37 руб., кассовые расходы составили 6 720 280, 37 руб., остаток не использованных средств 0 руб., средства распределены по предприятиям ООО "ТПК "Дальстройсервис" 1 791 733, 46 руб., ОА "Амурское, ОА "Главное управление ЖКХ" 3 696 619, 36 руб., Забайкальская дирекция по тепловодоснабжению филиала ОАО "РЖД" 7 686, 30 руб., ООО "Тепловик" 1 154 917, 98 руб., ООО "Восток" 69 323, 27 руб., всего 6 720 280, 37 руб.
Истец как это видно из соглашения N 1 от 26.12.2016, заключенного с администрацией района об использовании субсидий на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, переписки сторон и пояснений администрации района получил из нераспределенного остатка лимитов оставшиеся 69 323, 27 руб., в связи с опубликованием тарифа для общества 16.12.2016 ранее денежные средства на субсидии обществу за октябрь, ноябрь, декабрь предусмотрены не были.
Понесенные истцом расходы квалифицируются в соответствии со статьями 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве убытков, причиненных юридическому лицу, и обоснованно признаны подлежащими взысканию.
Надлежащим ответчиком по рассматриваемому делу является то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее решение, а именно субъект Российской Федерации - Амурская область в лице Минфина Амурской области.
На основании доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как не основанные на фактических обстоятельствах и имеющимся в деле доказательств.
Понесенные истцом судебные расходы возмещены за счет проигравшей стороны в силу статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 19.05.2017 по делу N А04-2352/2017 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.В. Иноземцев |
Судьи |
Е.В. Гричановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-2352/2017
Истец: ООО "Восток"
Ответчик: Администрация Завитинского района
Третье лицо: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, Министерство ЖКХ Амурской области, Управление государственного р егулирования цен и тарифов Амурской области, Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области, Министерство финансов Амурской области