город Ростов-на-Дону |
|
08 июня 2017 г. |
дело N А32-35924/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июня 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей О.Ю. Ефимовой, Р.Р. Илюшина
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.03.2017 по делу N А32-35924/2016, принятое судьей Григорьевой Ю.С.
по заявлению Администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района
к Филиалу Федерального государственного бюджетного учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Краснодарскому краю) о признании незаконным решения от 05.09.2016 N 2343/5/16-311825 о приостановлении государственного кадастрового учета и об обязании устранить допущенное нарушение - осуществить государственный учет изменения сооружения - автодорога с кадастровым номером 23:25:0000000:1216, расположенного по адресу: Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, г. Приморско-Ахтарск, ул. Морская в соответствии с техническим планом.
Решением от 28.03.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация обжаловала его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе администрация просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что администрация не имеет другой возможности поставить на государственный кадастровый учет изменения в отношении сооружения (автодорога). В целях обеспечения кадастрового учета объектов недвижимости, на которые по каким- либо причинам отсутствует разрешительная и техническая документация, технический план может быть подготовлен на основании декларации об объекте, составленной и заверенной в установленном порядке.
В судебное заседание не явились представители участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, в силу прямого указания Закона Краснодарского края от 13 ноября 2006 N 1113-КЗ "О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Приморско-Ахтарский район, между вновь образованными городским, сельскими поселениями и муниципальным образованием Приморско-Ахтарский район, в состав которого они входят" автодорога, расположенная по адресу: Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, г. Приморско-Ахтарск, ул. Морская передана Приморско-Ахтарскому городскому поселению Приморско-Ахтарского района.
Администрация обратилась в территориальный отдел филиала ФГБУ ФКП по Краснодарскому краю с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета сооружения - автодорога с кадастровым номером 23:25:0000000:1216, расположенного по адресу: Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, г. Приморско-Ахтарск, ул. Морская.
На основании представленных документов: заявления о постановке на государственный кадастровый учёт объекта недвижимости от 26.08.2016, технического плана сооружения в электронном виде, акта приема-передачи имущества в собственность заявителя от 08.12.2006, уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета 05.09.2016 было принято решение о приостановлении кадастрового учета объекта по основаниям, установленным пунктом 5 части 2 статьи 26 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 N 221-ФЗ, поскольку заявителем представлены документы, по форме и содержанию не соответствующие требованиям ч. 8 ст. 41 названного закона, кроме того имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221 "О государственном кадастре недвижимости".
Считая незаконным решение о приостановлении кадастрового учета, администрация Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198-201 АПК РФ для признания незаконным ненормативного акта, действий органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта, действий закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемых решений кадастровой палаты) государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.
Согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с частью 5 статьи 1 Закона N 221-ФЗ осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (объектов недвижимости).
В силу ст.16 Закона о кадастре кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. 7, 10-21 ч.2 ст.7 названного Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям приведенного Закона. Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении (п. 5 ч. 2 ст. 26, п. 6 ч. 2 ст. 27 Закона о кадастре).
Пунктом 1 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения являются линейными объектами.
В соответствии с ч. 5 ст. 1 Закона о кадастре кадастровый учет осуществляется, в том числе, в отношении сооружений.
В силу положений п. 23 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом (ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае: строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства; строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других); строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования; изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом; капитального ремонта объектов капитального строительства; строительства, реконструкции буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр; в иных случаях, если в соответствии с Градостроительным кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Эксплуатация построенного, реконструированного сооружения допускается после получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, за исключением случаев, если для строительства, реконструкции объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство (ч. 2 и 3 ст.55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, если объекты, в установленном порядке построены и введены в эксплуатацию как объекты недвижимости - сооружения, в отношении таких объектов может быть осуществлен государственный кадастровый учет.
Для признания недвижимым имущества, как объекта гражданских прав, необходимо подтверждение того, что такой объект был создан именно как недвижимость в установленном законом и иными правовыми актами порядке с получением необходимой разрешительной документации и с соблюдением градостроительных норм и правил.
Исходя из комплексного анализа норм действующего законодательства, установление характеристик объекта, позволяющих отнести объект к объекту недвижимости, может быть осуществлено исходя из имеющихся документов (в том числе разрешения на строительство, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию), фактической связи с землей и руководствуясь положениями федеральных законов постановка на кадастровый учет возможна лишь в отношении объектов, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав.
Объекты, не имеющие самостоятельного хозяйственного назначения и выполняющие лишь обслуживающую функцию по отношению к соответствующему земельному участку и находящимся на нем сооружениям, не могут быть признаны недвижимостью независимо от их физических характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь этих сооружений с таким земельным участком.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что спорное сооружение - автодорога представляет собой грунтовое замощение земельного участка, обеспечивает ровную и твердую поверхность, единственным назначением которого является обеспечение движения транспортных средств.
Состав необходимых для кадастрового учета документов определен в ст. 22 Закона о кадастре, согласно которой документом, необходимым для постановки на государственный кадастровый учет сооружения, является его технический план.
В соответствии с ч. 8 ст. 41 Закона о кадастре сведения об объекте недвижимости в техническом плане указываются на основании разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, проектной документации объекта недвижимости или изготовленного технического паспорта по состоянию до 1 января 2013 года.
Технический план в отношении спорного сооружения подготовлен на основании декларации об объекте недвижимости, подготовленной правообладателем, разрешительная и проектная документация, а также технический паспорт на данную автодорогу отсутствуют, как и год завершения строительства, и год ввода в эксплуатацию.
Таким образом, представленные заявителем документы в отношении спорной автодороги не содержат идентифицирующих признаков объекта недвижимости, а документы технического учета содержат лишь общее описание спорного объекта, но не свидетельствуют об отнесении автодороги к недвижимому имуществу.
При таких обстоятельствах, суд установил, что кадастровая палата обоснованно приостановила осуществление государственного кадастрового учета.
Согласно письму Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 19.09.2014 N 10-3130-КЛ "О подготовке технических планов", если для строительства объекта недвижимости в соответствии с законодательством в области градостроительной деятельности требуется разработка проектной документации, получение соответствующего разрешения на строительство и последующий ввод в эксплуатацию объекта недвижимости, то технический план такого объекта недвижимости должен быть подготовлен кадастровым инженером на основании таких документов, а не на основании декларации об объекте недвижимости.
В соответствии с письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 июня 2014 года N Д23и-2270 в случае, когда иные предусмотренные частью 8 статьи 41 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" документы отсутствуют в силу их утраты или уничтожения, то технический план здания (сооружения) представляется возможным подготовить на основании декларации об объекте недвижимости.
Вместе с тем, регистратор обоснованно указал заявителю, что в случае, если разработка проектной документации или выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию предусмотрена законодательством, то технический план должен быть подготовлен на основании таких документов, а не на основании декларации об объекте недвижимости.
Кроме того, как указано ранее, спорное сооружение не обладает признаками недвижимого имущества.
Администрация не представила в учреждение проектную документацию, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или изготовленный до 01.01.2013 года технический паспорт грунтовой автодороги, правоустанавливающие (правоудостоверяющие) документы. Названный объект не мог быть признан ранее учтенным объектом недвижимости и не подлежал кадастровому учету. У органа кадастрового учета отсутствовали законные основания для внесения сведений о грунтовой автодороге в государственный кадастр недвижимости как о ранее учтенном объекте недвижимости.
Судом первой инстанции также правильно указано, что к моменту рассмотрения спора по существу срок приостановления процедуры кадастрового учета истек, заявитель требования не уточнил, не мотивировал каким образом возможно осуществление защиты его нарушенного права избранным способом, а также не обосновал правовую возможность применения испрашиваемой им правовосстановительной меры, которая не соответствует заявленному требованию.
В апелляционной жалобе администрация указывает, что оспариваемое решение кадастровой палаты исключает для администрации городского поселения возможность кадастрового учета автодороги, который необходим для ее надлежащего содержания и обслуживания.
В силу положений Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" администрация поселения несет публично-правовые обязанности, связанные с планированием и распределением бюджетных средств, в том числе, по поддержанию в надлежащем техническом состоянии автодорог на территории муниципального образования, по их регулярному ремонту и техническому обслуживанию, по учету в документации по территориальному планированию муниципального образования.
Суд апелляционной инстанции полагает, что хотя дорога не обладает признаками недвижимого имущества, с учетом особенностей организации (изготовления) и эксплуатации грунтовых дорог, покрытие из щебня и других твердых материалов, в процессе эксплуатации приобретает связь с землей и самостоятельные полезные свойства, обеспечивая возможность безаварийного и соответствующего требованиям безопасности проезда по соответствующей территории.
При этом администрацией не представлено доказательств отсутствия возможности учета дороги в качестве сооружения (линейного объекта) в целях ее надлежащей эксплуатации и обслуживания.
Таким образом, материалами дела не подтверждено несоответствие оспариваемого отказа требованиям законодательства и нарушение им прав и законных интересов заявителя по делу, что является обязательным условием для удовлетворения требований, предъявленных в порядке главы 24 АПК РФ.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Решение суда от 28.03.2017 является законным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28 марта 2017 года по делу А32-35924/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-35924/2016
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ПРИМОРСКО АХТАРСКОГО ГОР ПОСЕЛЕНИЯ, Администрация Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района
Ответчик: ФГБУ Филиал "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по КК, Филиал Федерального государственного бюджетного учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
Третье лицо: ФГБУ ФИЛ РОСРЕЕСТРА ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ