город Ростов-на-Дону |
|
05 мая 2017 г. |
дело N А32-36956/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 мая 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей О.Ю. Ефимовой, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "НЭСК-электросети"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.02.2017 по делу N А32-36956/2016,
принятое судьей Лесных А.В.
по заявлению акционерного общества "НЭСК-электросети"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
о признании недействительными решения, предписания,
при участии третьего лица: общество с ограниченной ответственностью "Южная строительно-энергетическая компания",
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "НЭСК-электросети" (далее - АО "НЭСК-электросети") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - Краснодарское УФАС) о признании недействительным решения от 08.08.2016 по делу N 147/2016 и предписания от 08.08.2016 N 15-147/2016.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено ООО "Южная строительно-энергетическая компания".
Решением суда от 13.02.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что оспариваемые акты антимонопольного органа соответствуют закону и не нарушают права общества.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "НЭСК-электросети" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что им не допущено злоупотребления доминирующим положением, поскольку нарушение срока технологического присоединения возникло по вине заказчика.
В судебное заседание не явились представители участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
От ООО "Южная строительно-энергетическая компания" в суд поступил отзыв на жалобу, в котором указано на законность и обоснованность решения суда, и ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
От АО "НЭСК-электросети" в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
От Краснодарского УФАС в суд поступило ходатайство об участии в судебном заседании посредством видеоконференц-связи в связи с невозможностью обеспечения явки представителя в судебное заседание.
В соответствии со ст. 153.1 АПК РФ суд протокольным определением отказал в удовлетворении ходатайства Краснодарского УФАС об участии посредством видеоконференц-связи (далее - ВКС) в судебном заседании Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда по рассмотрению апелляционной жалобы на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.02.2017 по делу N А32-36956/2016. Суд отказывает в удовлетворении ходатайства ввиду отсутствия технической возможности проведения 27.04.2017 судебного заседании посредством ВКС. Суд не обязывал Краснодарское УФАС обеспечить явку в судебное заседание. Какие-либо дополнительные пояснения либо указание на возможность представления дополнительных доказательств с учетом требований ст. 268 АПК РФ управлением не представлено.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, по обращениям ООО "Южная строительно-энергетическая компания" на действия (бездействие) АО "НЭСК-электросети" (далее - Сетевая организация), выразившиеся в неисполнении Сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению в рамках взятых на себя обязательств по договору на технологическое присоединение к электрической сети от 10.07.2015 N -2-38-15-2471, Краснодарским УФАС возбуждено дело N 147/2015.
По итогам рассмотрения дела N 147/2015 Краснодарским УФАС вынесено решение от 08.08.2016 по делу N147/2016, которым в действиях АО "НЭСК-электросети" установлен факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в ущемлении интересов ООО "Южная строительно-энергетическая компания" путем неисполнения Сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению в рамках, взятых на себя обязательств согласно договору на технологическое присоединение к электрической сети от 10.07.2015 N 2-38-15-2471 в срок, предусмотренный пунктом 16 Правил технологических присоединения N 861 и пункта 5 договора об осуществлении технологического присоединения к электрической сети.
На основании решения Краснодарским УФАС обществу "НЭСК-электросети" выдано предписание от 08.08.2016 N 15-147/2016 об устранении нарушения антимонопольного законодательства путем совершения следующих действий: в срок до 14.11.2016 АО "НЭСК-электросети" необходимо выполнить технические условия от 10.07.2015 N 2-38-15-2471 в части обязательств, возложенных на АО "НЭСК-электросети", включая осуществление фактического присоединения Объекта ООО "Южная строительно-энергетическая компания".
Считая незаконными решение и предписание антимонопольной службы, ОА "НЭСК-электросети" оспорило их в судебном порядке.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198-201 АПК РФ для признания незаконным ненормативного акта органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта закону и нарушение им прав и законных интересов заявителя по делу.
Наличие данных условий недействительности решения и предписания антимонопольного органа не подтверждено материалами дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
ОАО "НЭСК-электросети" включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду услуг - услуги по передаче электрической энергии.
ОАО "НЭСК-электросети" занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, в пределах эксплуатируемых и присоединенных сетей, расположенных в МО г. Краснодар, с долей 100%.
Правилами технологического присоединения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, определен порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии электрическим сетям, регламентирована процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее -технологическое присоединение), определены существенные условия договора об - осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее -договор), установлены требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Согласно пункту 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или и на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Пунктом 18 Правил технологического присоединения установлена следующая процедура технологического присоединения:
а) подготовка, выдача сетевой организацией технических условий;
б) разработка сетевой организацией проектной документации, согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями:
в) разработка заявителем проектной документации в границах его земельного участка обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;
г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;
д) проверка выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил, а также допуск к эксплуатации установленного в процессе технологического присоединения прибора учета электрической энергии, включающий составление акта допуска прибора учета к эксплуатации в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии;
е) осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств должностным лицом федерального государственного энергетического надзора при участии сетевой организации и собственника таких устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с настоящими Правилами согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления (за исключением заявителей, указанных в пункте 12 настоящих Правил, в случае осуществления технологического присоединения их энергопринимающих устройств к электрическим сетям классом напряжения до 10 кВ включительно и заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил), с выдачей заявителю акта осмотра (обследования) электроустановки по форме согласно приложению N 9 (далее - акт осмотра обследования) электроустановки);
ж) осуществление сетевой организацией технологического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено").
В соответствии с п.п. "б" п. 16 Правил технологического присоединения, срок выполнения мероприятий, для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 Правил, составляет шесть месяцев с момента подписания договора - для заявителей, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности) и которые использоваться для бытовых и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, электроснабжение которых предусматривается источник), в случае технологического присоединения к сетям классом напряжения до 20 кВт включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя но не более 300 м. в городах и поселках городского типа и не более 500 м. в сельской местности.
Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации в которую была подана заявка, и объектов заявителя принимающих устройств) без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено").
Согласно п. 19 Правил технологического присоединения N 861 по окончании мероприятий по технологическому присоединению стороны составляют акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон, акт об осуществлении технологического присоединения.
Между АО "НЭСК-электросети" и ООО "Южная строительно-энергетическая компания" заключен договор об осуществлении технологического присоединения от 10.072015 N 2-38-15-2471.
Предметом Договора является обязанность Сетевой организации осуществить технологическое присоединение ЭПУ, расположенных на земельном участке для строительства рынка по продаже домашних животных, (г. Краснодар. Почтовое отделение, N 87 кадастровый номер 23643:0000000:1696 (далее - Объект).
Согласно Техническим условиям, максимальная (разрешенная) нагрузка объекта Заявителя составляет 15 кВт; III категория надежности, уровень напряжения в точке присоединения 0,4 кВ.
Таким образом, ООО "Южная строительно-энергетическая компания" относится категории Заявителей указанных в п. 12(1) Правил N 861.
В соответствии с п. 5 Договора на технологическое присоединение, срок выполнения мероприятий составляет шесть месяцев со дня заключения договора.
Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению является одним из существенных условий договора на технологическое присоединение (п. 16 Правил N 861).
Общество, заключив с потребителем публичный договор, возложило на себя обязательство по исполнению условий данного договора в предусмотренные правилами N 861 сроки.
В установленные законодательством и п. 5 Договора сроки Сетевая тонизация не исполнила обязательства по технологическому присоединению к метрическим сетям энергопринимающих устройств ООО "Южная строительно - энергетическая компания".
ТУ включают в себя описание мероприятий, выполняемых Сетевой организацией (пункт 10), а также мероприятий, выполняемых Заявителем (пункт 11).
Заявителем выполнены условия договора, в том числе осуществлена оплата за технологическое присоединение согласно условиям п. 10 Договора (квитанция об оплате от 05.11.2014).
18.04.2016 АО "НЭСК-электросети" произведен осмотр электроустановки, о чем свидетельствует акт о выполнении заявителем технических условий, осмотра электроустановки, осмотра приборов учета и расчетной схемы учета электрической энергии (мощности) N 8693, в котором указано, что электроустановка соответствует требованиям ТУ и правилам организации узлов учета.
В ходе рассмотрения дела N 147/2016, Краснодарским УФАС установлено, что у АО "НЕСК-электросети" отсутствовали объективные препятствия своевременному исполнению принятых на себя обязательств по исполнению мероприятии, предусмотренных разделом 10 ТУ N 2-38-15-2471, в соответствии с условиями заключенного договора и Правилами технологического присоединения N861.
Технологическое присоединение также не было осуществлено на момент принятия решения антимонопольным органом, что послужило основанием для выдачи обществу предписания от 08.08.2016 N 15-147/2016.
Таким образом, оспариваемые решение и предписание Краснодарского УФАС приняты в соответствии с законом и не нарушают прав и законных интересов общества, направлены на восстановление нарушенных прав ООО "Южная СЭК".
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы общества о том, что антимонопольным органом не доказано злоупотребление обществом доминирующим положением.
Обществом в материалы дела не представлено доказательств принятия всех возможных и необходимых мер для надлежащего исполнения обязательств по технологическому присоединению, в том числе принятия мер к своим контрагентам и иным третьим лицам, посредством которых сетевая организация исполняет свои обязательства по технологическому присоединению энергопринимающих устройств.
Как указано ранее, ОАО "НЭСК-электросети" занимает доминирующее положение на рынке соответствующих услуг, что ограничивает возможности обратившегося к нему лица по осуществлению технологического присоединения объектов.
В связи с этим, Закон о защите конкуренции устанавливает прямой запрет не только на фактическое ущемление интересов других лиц, но и совершение действий, способных повлечь неблагоприятные последствия для других лиц, зависимых от действий монополистов.
Для квалификации действий лица, занимающего доминирующее положение, в качестве нарушающих часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции достаточно наличия угрозы наступления неблагоприятных последствий.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм антимонопольного законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд исследует доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении требований общества, поскольку установленные ст. 201 АПК РФ основания для признания незаконными решения и предписания Краснодарского УФАС отсутствуют.
Таким образом, решение суда от 13.02.2017 является законным и обоснованным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13 февраля 2017 года по делу А32-36956/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-36956/2016
Истец: АО "НЭСК-электросети", ООО "Южная строительно-энергетическая компания"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по КК, Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
Третье лицо: ООО "Южная строительно-энергетическая компания"