город Ростов-на-Дону |
|
23 мая 2017 г. |
дело N А32-37556/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 мая 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей О.Ю. Ефимовой, Р.Р. Илюшина,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента строительства Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.03.2017 по делу N А32-37556/2016, принятое судьей Хмелевцевой А.С.
по заявлению Департамента строительства Краснодарского края
к Департаменту финансово-бюджетного надзора Краснодарского края
о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
Департамент строительства Краснодарского края (далее - департамент строительства, заявитель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту финансово-бюджетного надзора Краснодарского края (далее - департамент финансово-бюджетного надзора) о признании незаконным и отмене постановления от 06.10.2016 N 16-021/Ю/8 о привлечении Департамент строительства Краснодарского края к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.14 КоАП РФ в виде штрафа в размере двадцати пяти процентов от суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению (76686 рублей) - 15337 рублей.
Решением суда от 09.03.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что материалами дела подтверждено совершение правонарушения департаментом строительства.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент строительства обжаловал его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что административным органом необоснованно назначено наказание в максимальном размере санкции, предусмотренной статьей 15.14 КоАП РФ.
В судебное заседание не явились представители участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
От Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края в суд поступил отзыв на жалобу, в котором указано на законность и обоснованность решения суда, и ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
От Департамента строительства Краснодарского края в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.10.2015 N 993 "О совершенствовании деятельности исполнительных органов государственной власти Краснодарского края" министерство строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края переименовано в департамент строительства Краснодарского края.
Положение о департаменте строительства Краснодарского края утверждено постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10.12.2015 N 1170, вступившим в законную силу (за исключением отдельных положений) с 01.01.2016.
До 01.01.2016, включая дату совершения правонарушения - 28.09.2015, 29.09.2015 министерство строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края (далее - министерство) осуществляло свою деятельность на основании Положения, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 29.06.2012 N 791.
В соответствии с положением министерство строительства являлось уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим в пределах установленной компетенции региональную политику в области строительства и дорожного хозяйства, организацию и проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также формирование региональной политики в области архитектуры и градостроительства.
Министерство являлось органом исполнительной власти Краснодарского края и согласно статье 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) являлось участником бюджетного процесса.
Проверкой, проведенной департаментом финансово-бюджетного надзора, установлено, что в нарушение требований действующего законодательства выплата премии министру Жукову В.А. за выполнение особо важных и сложных заданий на общую сумму 76 686 рублей осуществлялась без соответствующего распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края.
В связи с выявленным правонарушением уполномоченным должностным лицом Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края в отношении Департамента строительства Краснодарского края составлен протокол об административном правонарушении от 09.08.2016 N 16-021/ЮЛ/08 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 КоАП РФ.
Протокол составлен с участием представителя департамента строительства.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении заместителем руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края вынесено постановление от 06.10.2016 N 16-021/Ю/08 о привлечении Департамента строительства Краснодарского края к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.14 КоАП РФ в виде штрафа в размере двадцати пяти процентов от суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению (76686 рублей) - 15337 рублей.
Департамент строительства извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела путем вручения 27.09.2016 копии определения от 20.09.2016 уполномоченному сотруднику департамента (л.д. 64-67 том 1).
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, департамент строительства оспорил его в судебном порядке.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
В соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств признается нецелевым использованием бюджетных средств.
Приказом министерства от 20.07.2012 N 4 "Об оплате труда в министерстве строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края" утверждены выплаты министру и государственным гражданским служащим, порядок выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы в министерстве, порядок выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий в министерстве, положение о порядке выплаты единовременной выплаты в министерстве при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи.
Пунктом 3 статьи 21 Закона Краснодарского края от 06.11.2009 N 1855-КЗ "О статусе лиц, замещающих государственные должности Краснодарского края в исполнительных органах государственной власти Краснодарского края" определено, что порядок выплаты премий за выполнение особо важных и сложных заданий определяется правовым актом главы администрации (губернатора) Краснодарского края с учетом обеспечения задач и функций соответствующих исполнительных органов государственной власти Краснодарского края.
Распоряжением главы администрации Краснодарского края от 13.11.2007 N 967-р утверждено "Положение о порядке выплаты лицам, замещающим государственные должности Краснодарского края в администрации Краснодарского края и органах исполнительной власти Краснодарского края, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи".
Пунктом 6 Положения определено, что решение о премирование лиц, замещающих государственные должности Краснодарского края в исполнительных органах власти Краснодарского края, оформляется распоряжением главы администрации Краснодарского края и правовым актом соответствующего органа исполнительной власти Краснодарского края в пределах фонда оплаты труда, исходя из установленного в исполнительном органе власти Краснодарского края расчетного периода для начисления премии.
Решение о выплате премии в отношении должностных лиц, указанных в настоящем пункте, принимается с учетом мнения заместителя главы администрации Краснодарского края, курирующего соответствующее направление деятельности. Проект указанного распоряжения готовится кадровыми службами соответствующих органов исполнительной власти.
Статьей 2 Закона Краснодарского края от 12.03.2007 N 1201-КЗ "О государственных должностях Краснодарского края" установлено, что к государственным должностям Краснодарского края относится, в том числе руководитель органа исполнительной власти Краснодарского края (министр Краснодарского края, руководитель: департамента, управления, инспекции, представительства Краснодарского края и представительства администрации Краснодарского края).
Материалами дела об административном правонарушении, в том числе протоколом об административном правонарушении, подтверждается, что в нарушение приведенных положений законодательств выплата премии министру Жукову В.А. за выполнение особо важных и сложных заданий на общую сумму 76686 рублей осуществлялась без соответствующего распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края.
Согласно приказу министерства от 15.12.2014 N 246 "О премировании работников министерства строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края", подписанному министром Жуковым В.А., по итогам работы за 2014 год, а также с учетом экономии средств по фонду оплаты труда, работникам министерства начислена премия, в том числе министру Жукову В.А. в сумме 76 686 рублей.
В соответствии с зарплатным списком на перечисление средств на счета карт ОАО "Крайинвестбанк" по зарплатной ведомости от 25.12.2014 N 5 на общую сумму 8478447,36 рублей, министру Жукову В.А. выплачено 109 659,11 рублей, в том числе премия - 76 686 рублей.
Средства перечислены платежным поручением от 25.12.2014 N 1788 на общую сумму 5 745 802,31 рублей, от 25.12.2014 N 1789 на сумму на общую 2 586 120,26 рублей.
Таким образом, премия министру Жукову В.А. в размере 76686 рублей выплачена департаментом неправомерно, без соответствующего распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края, в связи с чем Департаментом строительства допущено нецелевое использование средств краевого бюджета на сумму 76686 рублей.
Департаментом строительства в материалы дела не представлено доказательств принятия всех возможных и необходимых мер по недопущению совершения правонарушения.
Объективных доказательств отсутствия состава административного правонарушения, нарушения порядка привлечения к административной ответственности в материалы дела не представлено.
В апелляционной жалобе заявителем указано, что административным органом необоснованно назначено наказание в максимальном размере санкции, предусмотренной статьей 15.14 КоАП РФ.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что при рассмотрении дела об административном правонарушении Департаментом финансово-бюджетного надзора не были приняты доводы Департамента строительства о принятии мер по устранению вредных последствий.
В качестве меры устранения Департамент строительства указывает намерение возместить в бюджет суммы израсходованных не в соответствии с целевым назначением бюджетных средств.
Департаментом финансово-бюджетного надзора было учтено, что действия по возмещению ущерба бюджету совершены в сентябре 2016 года, то есть после проведения проверочных мероприятий и составления протокола об административном правонарушении.
Административным органом также не было установлено иных обстоятельств, смягчающих ответственность департамента строительства.
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, учитывая обстоятельства совершения правонарушения, департамент финансово-бюджетного надзора пришел к выводу, что цель административного наказания может быть достигнута путем назначения наказания в виде штрафа, превышающего минимальный предел, предусмотренный статьей 15.14 КоАП РФ.
Департаментом финансово-бюджетного надзора также не было установлено оснований для признания допущенного правонарушения малозначительным.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается как в наступлении материальных последствий правонарушения в виде дефицита бюджета, так и в пренебрежительном отношении департамента строительства к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Доказательства исключительности обстоятельств совершения правонарушения в материалы дела не представлено.
Суд апелляционной инстанции полагает, что признание допущенного нарушения малозначительным и освобождение от административной ответственности, в данном случае, не отвечает цели предупреждения совершения новых правонарушений.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Департаментом финансово-бюджетного надзора Краснодарского края принято законное и обоснованное постановление от 06.10.2016 N 16-021/Ю/08 о привлечении Департамент строительства Краснодарского края к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.14 КоАП РФ.
Административное наказание отвечает целям административной ответственности и требованиям ст.ст. 4.1-4.3 КоАП РФ.
Административным органом не допущено нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, влекущих незаконность постановления о привлечении к административной ответственности.
Нарушение срока направления копии постановления о привлечении к административной ответственности не влечет незаконность постановления, и не препятствовало его оспариванию.
Постановление вынесено в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд исследует доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении требований департамента строительства, поскольку установленные ст. 211 АПК РФ основания для признания незаконным постановления департамента финансово-бюджетного надзора отсутствуют.
Решение суда от 09.03.2017 об отказе в удовлетворении заявления является законным и обоснованным. Основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09 марта 2017 года по делу А32-37556/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-37556/2016
Истец: Департамент строительства Краснодарского края
Ответчик: Департамент финансово-бюджетного надзора Краснодарского края