город Ростов-на-Дону |
|
18 мая 2017 г. |
дело N А53-2897/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 мая 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Смотровой Н.Н., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шемшиленко А.А.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: представитель по доверенности от 10.01.2017 Оносов Е.И.;
от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 27.12.2016 Кабаргина С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЯДРО" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.03.2017 по делу N А53-2897/2017 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЯДРО",
заинтересованное лицо: Региональная служба по тарифам Ростовской области,
принятое в составе судьи Ерёмина Ф.Ф.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ядро" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Региональной службе по тарифам Ростовской области (далее - служба, заинтересованное лицо) о назначении административного наказания N 137 от 26.12.2016 по части 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о признании недействительным представления N 137 от 26.12.2016.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 23.03.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивировано наличием в действиях общества состава правонарушения, соблюдением порядка привлечения к административной ответственности, отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным. Суд также пришел к выводу о законности выданного представления.
Общество с ограниченной ответственностью "Ядро" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на малозначительность совершенного правонарушения.
В отзыве на апелляционную жалобу Региональная служба по тарифам Ростовской области (далее - РСТ) просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель заявителя в судебном заседании пояснил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, требования апелляционной жалобы удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении требований апелляционной жалобы отказать.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, при осуществлении РСТ государственного контроля (надзора) посредством внеплановой, документарной проверки, на основании распоряжения заместителя руководителя РСТ от 07.09.2016 N 65, с целью рассмотрения коллективного обращения граждан по вопросам неправомерного применения ООО "Ядро" тарифов на холодную воду, на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения, а также нарушения Стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения, установлено следующее.
ООО "Ядро" обязано раскрывать информацию, предусмотренную Стандартами, в установленные для раскрытия информации сроки.
В нарушение пункта 33 Стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения ООО "Ядро" не раскрыта информация, предусмотренная пунктами 25 и 26 Стандартов, подлежащая раскрытию в течение 10 календарных дней со дня подачи регулируемой организацией заявления об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения.
Выявленные нарушения зафиксированы в Акте проверки от 04.10.2016 N 65.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ООО "Ядро" протокола об административном правонарушении от 28.11.2016 N 137 по части 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Протокол от 28.11.2016 составлен главным специалистом отдела контрольной работы службы Церковниковым К.К., в отсутствие представителя общества, извещенного надлежащим образом.
26.12.2016 заместителем руководителя РСТ Воронцовой Е.В. вынесено постановление N 137 в отсутствие представителя общества, также извещенного надлежащим образом, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 100000 рублей.
26.12.2016 заместителем руководителя РСТ по итогам рассмотрения административного дела вынесено представление N 137 о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Не согласившись с указанным постановлением и представлением, ООО "Ядро" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с соответствующим заявлением.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а равно нарушение установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса и форм ее предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.15 названного Кодекса влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объектом правонарушения является установленный порядок раскрытия субъектами естественных монополий и организациями коммунального комплекса сведений (информации) о своей деятельности с целью защиты интересов потребителей.
Объективная сторона состоит как в действии, так и бездействии. Так, противоправные действия могут включать: непредоставление сведений о своей деятельности; предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности; неопубликование сведений о своей деятельности; опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности; нарушение установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности и форм ее предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации.
Субъектами правонарушения являются должностные и юридические лица.
В соответствии с положениями пункта 9 части 1 статьи 4 и статьи 34 Федерального закона от 07.12.2012 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2013 N 6 утверждены Стандарты раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Стандарты).
Стандартами установлен состав, порядок, сроки и периодичность предоставления информации, подлежащей раскрытию юридическими лицами, осуществляющими холодное водоснабжение, водоотведение и (или) горячее водоснабжение с использованием закрытых систем горячего водоснабжения (далее - регулируемые организации).
В соответствии с пунктом 3 Стандартов регулируемыми организациями информация раскрывается путем: а) обязательного опубликования на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (на официальном сайте органа местного самоуправления поселения или городского округа в случае передачи законом субъекта Российской Федерации полномочий по утверждению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения органам местного самоуправления) или на сайте в сети "Интернет", предназначенном для размещения информации по вопросам регулирования тарифов, определяемом Правительством Российской Федерации;
б) опубликования на официальном сайте в сети "Интернет" органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов и в печатных изданиях, в которых публикуются акты органов местного самоуправления, в случае и объемах, которые предусмотрены пунктом 9 Стандартов;
в) опубликования по решению регулируемой организации на ее официальном сайте в сети "Интернет";
г) предоставления информации на безвозмездной основе на основании письменных запросов потребителей товаров и услуг регулируемых организаций (далее - потребители) в порядке, установленном Стандартами.
В соответствии с пунктом 14 Стандартов в сфере холодного водоснабжения раскрытию подлежит информация:
а) о регулируемой организации (общая информация) (пункт 17 Стандартов);
б) о тарифах на регулируемые товары (услуги) (пункты 15, 16 Стандартов);
в) об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемой деятельности) (пункт 18 Стандартов);
г) об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров и услуг регулируемой организации и их соответствии установленным требованиям (пункт 19 Стандартов); д) об инвестиционных программах регулируемой организации и отчетах об их реализации (пункт 20 Стандартов);
е) о наличии (отсутствии) технической возможности подключения к централизованной системе холодного водоснабжения, водоотведения, а также о регистрации и ходе реализации заявок о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения (пункты 21, 22 Стандартов);
ж) об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров (оказание регулируемых услуг), и (или) об условиях договоров о подключении к системе централизованного водоснабжения (пункт 23 Стандартов);
з) о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением к централизованной системе холодного водоснабжения (пункт 24 Стандартов);
и) о способах приобретения, стоимости и объемах товаров, необходимых для производства регулируемых товаров и (или) оказания регулируемых услуг регулируемой организацией (пункт 25 Стандартов);
к) о предложении регулируемой организации об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения (пункт 26 Стандартов).
В соответствии с пунктом 27 Стандартов информация, указанная в пунктах 15, 23 и 24 Стандартов, раскрывается регулируемой организацией не позднее 30 календарных дней со дня принятия решения об установлении тарифа на очередной период регулирования.
В соответствии с пунктом 28 Стандартов информация, указанная в пунктах 18-20 Стандартов, раскрывается регулируемой организацией не позднее 30 календарных дней со дня направления годового бухгалтерского баланса в налоговые органы, за исключением информации, указанной в подпункте "з" пункта 20 Стандартов.
В соответствии с пунктом 30 Стандартов регулируемая организация, не осуществляющая сдачу годового бухгалтерского баланса в налоговые органы, информацию, указанную в пунктах 18-20 Стандартов, за исключением информации, указанной в подпункте "з" пункта 20 Стандартов, раскрывает не позднее 30 календарных дней со дня истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для сдачи годового бухгалтерского баланса в налоговые органы.
Кроме того, в соответствии с пунктом 10 Стандартов регулируемые организации в течение 10 дней со дня размещения информации на своем сайте в сети "Интернет" сообщают в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов о раскрытии соответствующей информации с указанием адреса страницы сайта в сети "Интернет", на которой размещена эта информация.
Регулируемые организации в течение 10 дней со дня опубликования информации в официальных печатных изданиях в случае, предусмотренном пунктом 9 Стандартов, сообщают в орган регулирования субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов о раскрытии соответствующей информации с указанием наименования, номера и даты официального печатного издания, в котором опубликована эта информация.
Согласно пунктам 1.1.4 и 2.1.8 Положения о РСТ, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 13.01.2012 N 20, РСТ является уполномоченным органом исполнительной власти Ростовской области, осуществляющим региональный государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов) согласно компетенции РСТ в порядке, установленном Правительством Ростовской области, в том числе в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Постановлением Правительства Ростовской области от 14.03.2013 N 144 "Об утверждении Порядков осуществления регионального государственного контроля (надзора) за регулируемыми государством ценами (тарифами) на территории Ростовской области" утвержден Порядок осуществления регионального государственного контроля (надзора), в том числе в области регулирования тарифов в сферах водоснабжения и водоотведения на территории Ростовской области (далее - Порядок).
Согласно подпункту 3.1 указанного Порядка предметом регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения является, в том числе соблюдение организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, требований к соблюдению стандартов раскрытия информации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543 "О государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), а также изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено Положение о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов) (далее - Положение).
Согласно пункту 9 Положения государственный контроль (надзор) в части соблюдения стандартов раскрытия информации юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями осуществляется по вопросам:
а) факта раскрытия информации;
б) источника опубликования информации, избранного подконтрольным субъектом;
в) сроков и периодичности раскрытия информации;
г) полноты раскрытия информации;
д) порядка уведомления органа государственного контроля (надзора) об источниках опубликования информации (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации);
е) форм предоставления информации и соблюдения правил заполнения этих форм;
ж) достоверности раскрытой информации;
з) порядка раскрытия информации по письменным запросам потребителей товаров и услуг юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе регистрации письменных запросов, своевременности и полноты их рассмотрения, а также уведомления о результатах их рассмотрения.
Основанием для привлечения ООО "Ядро" к административной ответственности послужили следующие обстоятельства.
ООО "Ядро" является юридическим лицом, осуществляющим холодное водоснабжение на территории Октябрьского района Ростовской области.
ООО "Ядро" подано 15.02.2016 (вх. РСТ от 15.02.2016 N 40/596) в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения на 2016-2018 годы.
Постановлением РСТ от 26.05.2016 N 18/2 "Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения ООО "Ядро", (ИНН 6125031421), Октябрьский район", установлены тарифы на услуги холодного водоснабжения (питьевая вода) для ООО "Ядро" на 2016-2019 годы.
На основании изложенного, ООО "Ядро" обязано раскрывать информацию, предусмотренную Стандартами, в установленные для раскрытия информации сроки.
В нарушение пункта 33 Стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения ООО "Ядро" не раскрыта информация, предусмотренная пунктами 25 и 26 Стандартов, подлежащая раскрытию в течение 10 календарных дней со дня подачи регулируемой организацией заявления об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, объективно свидетельствующих о том, что общество, в силу возникновения обстоятельств непреодолимой силы не могло своевременно исполнить возложенные на него обязанности по своевременному раскрытию информации, заявителем в материалы дела не предоставлено. Общество является субъектом предпринимательской деятельности и свою деятельность должно осуществлять со всей заботливостью и осмотрительностью. Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что ООО "Ядро" не приняло все зависящие от него меры по соблюдению соответствующих требований законодательства.
Факт совершения предприятием правонарушения подтверждается материалами дела, что свидетельствует о наличии в действиях ООО "Ядро" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении службой не допущено и обществом не оспаривается, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не выявлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения на момент вынесения оспариваемого постановления, не истек.
Административный штраф назначен в пределах санкции вмененной статьи.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом конкретных обстоятельств правонарушения, пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Правовых оснований для переоценки данных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
Доводы жалобы о малозначительности совершенного правонарушения направлены на переоценку законных выводов суда первой инстанции, основанных на конкретных обстоятельствах дела.
Административное правонарушение, совершенное обществом, посягает на установленный и охраняемый государством порядок правоотношений в области государственного регулирования тарифов на коммунальные услуги.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своей публично-правовой обязанности по своевременному и в полном объеме раскрытию информации в соответствии со стандартами.
Отсутствие последствий допущенного нарушения само по себе основанием для вывода о малозначительности правонарушения не является. Незначительность периода нарушения срока раскрытия информации также не свидетельствует о малозначительности допущенного правонарушения.
Кроме того, общество не обосновало исключительность случая совершенного им правонарушения.
Рассмотрев требование заявителя о признании недействительным представления N 137 от 26.12.2016, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении требований заявителя в данной части, по следующим основаниям.
Статьей 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено право административного органа, рассматривающего дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, на внесение в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представления о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Организации и должностные лица в соответствии с частью 2 статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, вынесшему представление.
В пункте 20.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", предусмотренные статьей 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, если они внесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, обжалуются вместе с таким постановлением по правилам, определенным параграфом 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспариваемое представление вынесено отделом в порядке части 1 статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Таким образом, вопрос о правомерности вынесения представления связан с вопросом о законности привлечения предприятия к административной ответственности, установлением причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению.
Поскольку событие вмененного обществу правонарушения и вина самого общества в совершении допущенного им правонарушения является доказанной, то административный орган в пределах своих полномочий правомерно выдал обществу представление N 137 от 26.12.2016 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
При этом заявитель не представил доказательства того, что оспариваемое представление N 137 от 26.12.2016 не соответствуют закону и нарушает его права в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, основания для удовлетворения заявленных обществом требований не имеется.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.03.2017 по делу N А53-2897/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, через Арбитражный суд Ростовской области.
Председательствующий |
Г.А. Сурмалян |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-2897/2017
Истец: ООО "ЯДРО"
Ответчик: Региональная служба по тарифам, Региональная служба по тарифам Ростовской области