Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 октября 2017 г. N Ф08-7106/17 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
20 июня 2017 г. |
дело N А01-2554/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июня 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.,
судей Сурмаляна Г.А., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Харатян А.А.,
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен,
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен,
от третьего лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея,
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея
от 31.03.2017 по делу N А01-2554/2016,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Майкоп",
к Управлению государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея,
при участии третьего лица Горковенко В.А.
о признании недействительным предписания,
принятое судьей Шагуч Б.А.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Газпром межрегионгаз Майкоп" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением к Управлению государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея (далее - управление) о признании незаконным предписания от 03.11.2016 N 20-9.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Горковенко В.А.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 31.03.2017 требования общества удовлетворены, предписание признано недействительным. Решение мотивировано тем, что действия общества по применению нормативов потребления в период истечения срока поверки прибора учета гр. Горковенко В.А. с 01.07.2016 по 24.08.2016 являются законными, нарушение порядке расчета объема потребленного газа со стороны общества не допущено.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем, что в период истечения срока межповерочного интервала приборов учета, общество должно производить расчеты исходя из среднемесячного потребления газа, определенного по прибору учета газа за период с 01.07.2015 по 01.07.2016.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо представила отзыв, согласно которому просит решение отменить по основаниям, изложенным в жалобе управления.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, о месте, дате и времени его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем, на основании части 3 статьи 156 АПК РФ судебное заседание проводится без их участия.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании обращения гр. Горковенко В.А., проживающей по адресу: Кошехабльский район, п. Дружба, ул. Шоссейная, 23, кв. 5, Управлением в соответствии с Распоряжением Заместителя начальника Управления N 265 от 17.10.2016 в период с 01.11.2016 по 03.11.2016 проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "Газпром межрегионгаз Майкоп".
В ходе проверки согласно акту проверки от 03.11.2016 N 265 было установлено следующее. Отношения по предоставлению коммунальной услуги по газоснабжению урегулированы Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 г. N 549 (далее - Правила N 549), а также Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354)..
В информационной базе данных общества содержатся сведения о том, что домовладение, расположенное по адресу: Кошехабльский район, п. Дружба, ул. Шоссейная, 23, кв. 5, оборудовано прибором учета газа типа СГМН -1 G6, межповерочный интервал которого составляет 8 лет. Так как он прошел первичную поверку 01.07.2008, то срок проведения его очередной поверки наступил 01.07.2016.
15.08.2016 в общество поступило заявление Горковенко В.А. с просьбой произвести выбраковку установленного у нее прибора учета газа в связи с истечением срока его поверки. На основании указанного заявления 18.08.2016 по указанному адресу был направлен контролер, которым был составлен акт выбраковки от 18.08.2016.
Согласно свидетельству о поверке N Т-134-888, выданному ФБУ "Адыгейский ЦСМ", 18.08.2016 Горковенко В.А. была пройдена очередная поверка прибора учета газа.
22.08.2016 Горковенко В.А. подано заявление в общество об опломбировке установленного в ее домовладении прибора учета газа, на основании которого 24.08.2016 её прибор учета газа был опломбирован и возобновлены расчеты по его показаниям.
Таким образом, интервал с 01.07.2016 по 24.08.2016 является периодом отсутствия поверки прибора учета в связи с истечением срока его межповерочного интервала.
Обществом начисление в спорный период производилось не из среднемесячного потребления газа (как определено пп. "а" п. 59 Правил N 354), определенного по прибору учета газа за период с 01.07.2015 по 01.07.2016, а исходя из установленных приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея от 13.08.2012 N 164-п среднегодовых нормативов потребления газа, используемого для отопления жилых помещений от газовых приборов, не оборудованных приборами учета газа (в кубических метрах на 1 метрах на 1 общей площади), а также нормативов потребления газа, используемого для приготовления пищи и нагрева воды с использованием газовых приборов (в кубических метрах на 1 человека в месяц), что является нарушением порядка расчета платы за коммунальную услугу.
На основании вышеуказанного, по результатам проверки обществу Управлением было выдано предписание от 03.11.2016 N 20-9, которым предписано в срок до 05.12.2016 произвести перерасчет произведенных начислений исходя из среднемесячного потребления газа, определенного по прибору учета газа за период с 01.07.2015 по 01.07.2016.
Полагая указанное предписание недействительным, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием)государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 548 ГК РФ, к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Из пункта 1 статьи 540 ГК РФ следует, что в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
В соответствии со ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Плата за коммунальные услуги включает в себя помимо прочих коммунальных услуг плату за газ (п. 4 ст. 154 ЖК РФ).
Плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем (определенного по показаниям индивидуального прибора учета за период не менее 6 месяцев) в случае истечения срока эксплуатации индивидуального прибора учета, определяемого периодом времени до очередной поверки, начиная с даты, когда наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения (подпункт "а" пункта 59 Правил N 354).
В соответствии с п. 25 Правил N 549 определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при соблюдении следующих условий:
а) используются приборы учета газа, внесенные в государственный реестр средств измерений;
б) установленные пломбы (пломба) не нарушены;
в) срок проведения очередной поверки не наступил;
г) прибор учета газа находится в исправном состоянии.
В подпункте "в" пункта 25 Правил N 549 установлено, что определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при условии не наступления срока проведения очередной поверки, определяемого с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 30 Правил N 549 объем потребленного газа за период со дня демонтажа прибора учета газа для направления его на поверку или в ремонт и до дня, следующего за днем установки пломбы на месте, где прибор учета газа после проведения поверки или ремонта присоединяется к газопроводу, но не более 3 месяцев подряд, определяется исходя из объема среднемесячного потребления газа потребителем, определенного по прибору учета газа за период не менее одного года, а если период работы прибора учета газа составил меньше одного года - за фактический период работы прибора учета газа. По истечении указанного 3-месячного периода объем потребленного газа за каждый последующий месяц вплоть до дня, следующего за днем установки пломбы на месте, где прибор учета газа после проведения поверки или ремонта присоединяется к газопроводу, определяется в соответствии с нормативами потребления газа.
Таким образом, потребитель должен направить в установленном порядке прибор учета на поверку до истечения межповерочного интервала, чего в данном случае сделано не было.
Статьей 210 ГК РФ установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частью 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 ЖК РФ).
Пунктом 41 Правил поставки газа N 549 предусмотрено, что размер платы за потребленный газ рассчитывается как произведение объема потребленного газа, определенного по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - в порядке, установленном п. п. 32 - 38 8 настоящих Правил, и розничных цен на газ, установленных для населения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту "в" пункта 21 названных Правил абонент обязан обеспечивать в установленные сроки представление прибора учета газа для проведения поверки. В соответствии с пунктами 24, 25 Правил поставки газа N 549 при наличии приборов учета газа определение объема поставляемого газа осуществляется по показаниям прибора (узла) учета газа.
Определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при соблюдении следующих условий: а) используются приборы учета газа, типы которых внесены в государственный реестр средств измерений; б) пломба (пломбы), установленная на приборе учета газа заводом-изготовителем или организацией, проводившей последнюю поверку, и пломба, установленная поставщиком газа на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, не нарушены; в) срок проведения очередной поверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, не наступил; г) прибор учета газа находится в исправном состоянии.
Пунктом 23 Правил поставки газа N 549 предусмотрено право поставщика газа определять объем потребленного газа по нормативам потребления в определенных случаях.
Однако указанное право не исключает наличие обязанности у покупателя и поставщика газа не применять при расчетах за поставленный газ прибор учета в период истечения межповерочного интервала.
Указанное правило обосновано тем, что по истечении установленного изготовителем срока поверки индивидуального прибора учета его показания об объеме потребляемых коммунальных услуг не могут считаться поверными, что фактически позволяет констатировать отсутствие прибора учета, поэтому расчет платы в таких случаях рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, что соответствует положениям части 1 статьи 157 ЖК РФ.
Действующее законодательство, которое регулирует порядок поставки газа для нужд граждан, возлагает обязанность именно на потребителя следить за состоянием приборов учета, а значит, и за сроком их поверки, и предусматривает последствия пропуска срока такой поверки.
Моментом, с которого прекращается определение объема поставляемого газа по показаниям прибора (узла) учета газа является дата истечения срока его очередной поверки (межповерочного интервала) (ст. 191 ГК РФ).
В информационной базе данных обществ содержатся сведения о том, что в домовладении, расположенном по адресу: п. Дружба, ул. Шоссейная 23, кв.5 установлен прибор учета газа типа СГМН - 1 G6, межповерочный интервал которого составляет 8 лет. Т.к. прибор учета газа прошел первичную поверку 01.07.2008, то срок проведения очередной поверки наступил 01.07.2016.
Таким образом, с момента истечения срока поверки прибора учета, определение объема потребленного газа по его показаниям не осуществляется.
Аналогичное положение содержится и в пп. "д" п. 81.12. Правил N 354 где определено, что прибор учета газа считается вышедшим из строя (неисправным), в случае истечения межповерочного интервала поверки прибора учета.
На основании вышеизложенного, с 01.07.2016 расчеты за потребленный газ, стали производиться в соответствии с нормативами потребления газа, установленными Приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея от 30.08.2012 N 164-п "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по газоснабжению населения Республики Адыгея при отсутствии приборов учета газа".
24.08.2016 поверенный прибор учета газа был опломбирован и принят к учету поставщиком газа, после чего расчеты за потребленный газ стали производить в соответствии с его показаниями.
Таким образом, период неприменения неповеренного прибора учета: с 01.07.16 по 24.08.16 сторонами не оспариваются.
В тоже время, содержащийся в акте проверки вывод о том, что обществом после истечения срока поверки прибора учета обязано было руководствоваться п.59 Правил N 354, и производить начисление не из установленных нормативов потребления газа, а из расчета среднемесячного потребления газа -неверен.
Данный вывод суд первой инстанции признал основанным на неверном толковании норм материального права и противоречащим действующему законодательству, в связи со следующим.
Подпунктом "б" п.2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" установлено, что Правила, утвержденные настоящим постановлением:
б) не применяются к отношениям, которые возникают при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан и регулирование которых осуществляется в соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549.
Основание и порядок применения среднемесячного начисления регулируются постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549. Указанное постановление устанавливает два основания применения среднемесячного начисления: несообщение абонентом показаний прибора учета (п.31) и демонтаж прибора учета для поверки (п.30). Таким образом, вопрос применения среднемесячного начисления Постановлением от 21 июля 2008 N 549 урегулирован и, следовательно, не могут применяться положения Постановления от 6 мая 2011 г. N 354 на которые ссылается Инспекция.
Минрегион России в своем разъяснении от 28.05.12 N 12793-АП/14 (Приложение N 3) указало, что п. 30 Правил поставки газа N 549 является специальным по отношению к пп. "а" п.59 Правил N 354 и в силу это подлежат применения его нормы. В п. 30 Правил N 549 относительно применения среднемесячного начисления при истечении срока поверки прибора учета сказано, что среднемесячное начисление применяется только на период демонтажа прибора учета для проведения его поверки и только в случае, если к моменту демонтажа показания прибора принимались к учету. Если же к моменту демонтажа показания прибора не принимались, а начисление происходило по нормативам потребления (например, из-за истечения срока поверки),то среднемесячное начисление не применяется.
В данном случае, срок поверки прибора учета истек 01.07.16, а заявление на выбраковку от нее поступило только 15.08.2016 (Приложение 4). Демонтаж прибора учета возможен только после соответствующего обращен абонента и проверки (п. 29 Правил поставки газа N 549). Таким образом, только после 15.08.16г. возможна была поверка прибора учета, несмотря на то, что он фактически не демонтировался. Учитывая вышеизложенное применение среднемесячного начисления в данной ситуации не допускается, так как к моменту возможного демонтажа - 15.08.16 - прибор учета уже не применялся, а применялись нормативы потребления.
Таким образом, действия заявителя по применению нормативов потребления в период истечения срока поверки прибора учета гр. Горковенко В.А. с 01.07.2016 по 24.08.2016 законны, и нарушение порядке расчета объема потребленного газа со стороны общества не допущено.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает. Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, фактически повторяют приведенные при рассмотрении в суде первой инстанции и не свидетельствуют о незаконности решения суда, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся лишь к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 31.03.2017 по делу N А01-2554/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через Арбитражный суд Республики Адыгея.
Председательствующий судья |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
Г.А. Сурмалян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-2554/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 октября 2017 г. N Ф08-7106/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Газпром межрегионгаз Майкоп"
Ответчик: Управление государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея
Третье лицо: Горковенко В. А., Горковенко В.А.