г. Челябинск |
|
22 мая 2017 г. |
Дело N А47-6357/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 мая 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Карпусенко С.А.,
судей Бабиной О.Е., Баканова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Резаевой Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Оренбургской области" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 22.02.2017 по делу N А47-6357/2016.
Общество с ограниченной ответственностью "ОренбургВодоканал", г. Оренбург (ОГРН 1035605520334) (далее - истец, ООО "ОренбургВодоканал") обратилось в арбитражный суд первой инстанции с исковым заявлением к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Оренбургской области", г. Оренбург (ОГРН 1035605503064) (далее - ответчик, ФКУ "Военный комиссариат Оренбургской области", Военный комиссариат) о взыскании основного долга по государственным контрактам N 96Е на от 28.08.2015, N 91Е от 13.08.2015, N 54Е от 01.04.2016 в размере 731 326 руб. 40 коп.
Определением суда первой инстанции от 24.10.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "ПрофТехУслуги" и акционерное общество "Главное Управление жилищно-коммунального хозяйства" (далее - третьи лица, ООО "ПрофТехУслуги" и АО "Главное Управление жилищно-коммунального хозяйства").
Решением суда первой инстанции от 22.02.2017 (резолютивная часть от 14.02.2017) исковые требования ООО "ОренбургВодоканал" удовлетворены (т.4. л.д. 29-36).
В апелляционной жалобе ФКУ "Военный комиссариат Оренбургской области" просило решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт (т.4. л.д. 44-48).
В качестве обоснования доводов апелляционной жалобы ФКУ "Военный комиссариат Оренбургской области" ссылалось на то, что согласно протокола разногласий к соглашению о расторжении государственного контракта 96Е от 28.08.2015 Военным комиссариатом стоимость коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению на общую сумму 17 396 руб. 24 коп. оплачена, в силу чего обязательства по договору выполнены. Исковые требования в части взыскания долга в размере 569 354 руб. 63 коп. удовлетворению также не подлежат в связи с недоказанностью истцом факта пользования ответчиком водоснабжением. Ответчик считает, что не является обязанным субъектом по содержанию и контролю приборов учета, а также сетей водоснабжения и водоотведения. В обоснование изложенного, ответчик указывает, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.12.2015 N 2582-р, акционерное общество "Главное Управление жилищно-коммунального хозяйства" определено единственным исполнителем осуществляемых Министерством обороны Российской Федерации в 2015-2016 годах закупок работ и услуг, связанных с комплексным техническим обслуживанием, текущим ремонтом. Во исполнение указанного распоряжения в целях оказания услуг по техническому обслуживанию казарменно-жилищного фонда военных городков между Министерством обороны Российской Федерации и АО "Главное Управление жилищно-коммунального хозяйства" заключен государственный контракт N 4-КЖФ от 19.05.2015, во исполнение которого АО "Главное Управление жилищно-коммунального хозяйства" и ООО "ПрофТехУслуги" заключили договор N 9/КЖФ-2015 на оказание услуг по техническому обслуживанию казарменно-жилищного фонда военных городков Министерства обороны Российской Федерации и иных фондов, используемых в интересах Министерства обороны Российской Федерации от 30.10.2015. Также в адрес АО "Главное Управление жилищно-коммунального хозяйства" неоднократно направлялась информация о выходе приборов учета из строя. Таким образом, факт незаконного и виновного поведения военного комиссариата истцом не доказан.
Отзывы на апелляционную жалобу в материалы дела не представлены.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание не явились. В соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие участвующих в деле лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 28.08.2015 между ООО "Оренбург Водоканал" (исполнитель) и ФКУ "Военный комиссариат Оренбургской области" (заказчик) заключен государственный контракт N 96Е на оказание услуг холодного водоснабжения и водоотведения для нужд ФКУ "Военный комиссариат Оренбургской области" в 2015 году (том 1 л.д.13).
Граница раздела балансовой принадлежности по водопроводным и канализационным сетям заказчика и исполнителя определяется в акте о разграничении балансовой принадлежности, приведенном в приложении N 7 (пункт 2.3 контракта).
Граница раздела эксплуатационной ответственности по водопроводным и канализационным сетям заказчика и исполнителя определяется в акте о разграничении эксплуатационной ответственности, приведенном в приложении N 1.
Местами исполнения обязательств по контракту являются, в числе прочего, отдел военного комиссариата Оренбургской области по Северному округу города Оренбурга по адресу: г.Оренбург, ул. Конституции, д. 8 (пункт 2.4 контракта).
Согласно пункту 2.2 контракта, заказчик обязуется оплачивать холодную (питьевую) воду установленного качества в объеме, определенном контрактом.
Исполнитель обязуется осуществлять прием сточных вод заказчика от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а заказчик обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, соблюдать в соответствии с контрактом режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Заказчик обязан оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены контрактом.
В силу пункта 3.1 контрактов N 96Е от 28.08.2015 и N 91Е от 13.08.2015, датой начала подачи холодной воды и приема сточных вод является 01.01.2015.
Цена контракта составляет 17 421 руб., в том числе НДС по ставке - 18% 2 657 руб. 45 коп., из них: водоснабжение - 10 395 руб. 28 коп.; водоотведение - 7 025 руб. 80 коп. (пункт 4.1 контракта N 96Е от 28.02.2015).
Согласно пункту 6.1 контракта оплата осуществляется заказчиком по тарифам на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и (либо) водоотведение, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). При установлении исполнителем услуг двухставочных тарифов указывается размер подключенной нагрузки, в отношении которой применяется ставка тарифа за содержание централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения.
Оплата за оказанные услуги осуществляется заказчиком до 10-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем на основании предоставленных заказчику не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем, платежных документов (пункт 6.4 контракта в редакции протоколов разногласий).
В силу пункта 7.3.1 контракта заказчик обязан обеспечивать эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и (или) находящихся в границах его эксплуатационной ответственности, согласно требованиям нормативно-технических документов.
Пунктом 7.3.3 контракта установлено, что заказчик обязан обеспечивать учет полученной холодной воды и отводимых сточных вод в порядке, установленном разделом 8 контракта, и в соответствии с правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, если иное не предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 8.5 контракта количество поданной холодной воды и принятых исполнителем сточных вод определяется стороной, осуществляющей коммерческий учет сточных вод, в соответствии с данными учета фактического потребления холодной воды и учета сточных вод по показаниям приборов учета, за исключением случаев, когда в соответствии с правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, коммерческий учет осуществляется расчетным способом. Государственный контракт подписан с протоколами разногласий, в процессе урегулирования разногласий сторонами согласованы акты о разграничении эксплуатационной ответственности и акты о разграничении балансовой принадлежности ООО "Оренбург Водоканал".
Из материалов дела следует, что на объекте по ул.Конституция, д.8 установлен прибор учета СВК N 014904 (акт приемки в эксплуатацию прибора учета воды от 05.06.2009), срок очередной проверки май 2015 года (т. 1 л.д. 36).
Как указывает истец, поскольку ответчиком не представлены данные о проведении очередной поверке прибора учета СВК N 014904 на объекте по ул.Конституции, 8 истцом произведен расчет водопотребления по сечению трубы ДУ-15 (диаметр указан в акте ввода в эксплуатацию, т.1 л.д.36) за период с 01.08.2015 по 26.02.2016 (начиная с 60 дня истечения межповерочного срока), размере которого составил 161 971 руб. 77 коп.
Расчет произведен в соответствии с п.16 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод (далее - Правила N 776), утвержденных постановлением Правительства N 776 от 04.09.2013 с учетом пп. "б" п.16 данных Правил.
Также между сторонами 13.08.2015 заключен государственный контракт N 91Е на оказание услуг холодного водоснабжения и водоотведения для нужд ФКУ "Военный комиссариат Оренбургской области" в 2015 года (том 1 л.д.61).
01.04.2016 между сторонами заключен государственный контракт N 54Е на оказание услуг холодного водоснабжения и водоотведения для нужд ФКУ "Военный комиссариат Оренбургской области" в 2016 года (том 1 л.д.108), по условиям пункта 2.1 которых исполнитель, осуществляющий холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать заказчику через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду.
Граница раздела балансовой принадлежности по водопроводным и канализационным сетям заказчика и исполнителя определяется в акте о разграничении балансовой принадлежности, приведенном в приложении N 7 (пункт 2.3 контрактов).
Граница раздела эксплуатационной ответственности по водопроводным и канализационным сетям заказчика и исполнителя определяется в акте о разграничении эксплуатационной ответственности, приведенном в приложении N 1.
Местами исполнения обязательств по контрактам являются, в числе прочего, объект по адресу: г.Оренбург, ул. М.Жукова, д. 36а (пункт 2.4 контракта).
Согласно пункту 2.2 контракта, заказчик обязуется оплачивать холодную (питьевую) воду установленного качества в объеме, определенном контрактом. Исполнитель обязуется осуществлять прием сточных вод заказчика от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а заказчик обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, соблюдать в соответствии с контрактом режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Заказчик обязан оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены контрактом.
В силу пункта 3.1 контракта N 91Е от 13.08.2015, датой начала подачи холодной воды и приема сточных вод является 01.01.2015.
Согласно пункту 3.1 контракта N 54Е от 01.04.2016 датой начала подачи холодной воды и приема сточных вод является 01.01.2016.
Цена контракта составляет 1 009 039 руб. 00 коп., в том числе НДС по ставке - 18% 153 921 руб. 20 коп., из них: водоснабжение - 602 100 руб. 46 коп.; водоотведение - 406 938 руб. 54 коп. (пункт 4.1 контракта N 91Е от 13.08.2015).
Цена контракта составляет 194 626 руб. 28 коп., в том числе НДС по ставке - 18% 29 688 руб. 75 коп., из них: водоснабжение - 114 596 руб. 08 коп.; водоотведение - 80 030 руб. 20 коп. (пункт 4.1 контракта N 54Е от 01.04.2016).
Согласно пункту 6.1 государственных контрактов оплата осуществляется заказчиком по тарифам на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и (либо) водоотведение, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
При установлении исполнителем услуг двухставочных тарифов указывается размер подключенной нагрузки, в отношении которой применяется ставка тарифа за содержание централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения.
Оплата за оказанные услуги осуществляется заказчиком до 10-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем на основании предоставленных заказчику не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем, платежных документов (пункт 6.4 государственных контрактов в редакции протоколов разногласий).
В силу пункта 7.3.1 государственных контрактов заказчик обязан обеспечивать эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и (или) находящихся в границах его эксплуатационной ответственности, согласно требованиям нормативно-технических документов.
Пунктом 7.3.3 государственных контрактов установлено, что заказчик обязан обеспечивать учет полученной холодной воды и отводимых сточных вод в порядке, установленном разделом 8 контракта, и в соответствии с правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, если иное не предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 8.5 государственных контрактов количество поданной холодной воды и принятых исполнителем сточных вод определяется стороной, осуществляющей коммерческий учет сточных вод, в соответствии с данными учета фактического потребления холодной воды и учета сточных вод по показаниям приборов учета, за исключением случаев, когда в соответствии с правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, коммерческий учет осуществляется расчетным способом.
Государственные контракты подписаны с протоколами разногласий, в процессе урегулирования разногласий сторонами согласованы акты о разграничении эксплуатационной ответственности и акты о разграничении балансовой принадлежности ООО "Оренбург Водоканал".
На объекте по ул.Маршала Жукова, д.36а сотрудниками истца 27.01.2015 обнаружено, что имеется ввод горячего водоснабжения (ГВС) на котором не установлен прибор учета, в подтверждение чего составлены акт N 009119 от 27.01.2015, в котором отражена необходимость установки прибора учета на вводе ГВС и акт N 011570 от 12.01.2016 (т. 1 л.д. 28, 29).
В связи с отсутствием прибора учета на объекте по ул.Маршала Жукова, д.36а истец произвел расчет водоотведения расчетным способом (с учетом ДУ-32 как указано в актах, т.1 л.д.28, 29) и рассчитал сумму водоотведения равную сумме водоснабжения за период с 01.01.2015 (дата начала действия контракта) по 02.02.2016 в размере 569 354 руб. 63 коп.
Расчет произведен в соответствии с п.23 Правил N 776.
Согласно расчету истца, общая сумма задолженности составила 731 326 руб. 40 коп., ответчику выставлены на оплату счета-фактуры N 026541 от 26.02.2016 и N 026800 от 26.02.2016 (т.1 л.д.30, 37).
В целях урегулирования спора, истцом ответчику вручены письма N 02/1886 от 25.04.2016 и N 02/837 от 02.03.2016 (т.1 л.д.9, 11) с требованием в добровольном порядке произвести оплату задолженности.
Ссылаясь на то, что ответчиком оплата задолженности в добровольном порядке не оплачена, ООО "ОренбургВодоканал" обратилось с рассматриваемым исковым заявлением в суд. В качестве правового обоснования заявленных требований истец указал ст. 307, 309, 539, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя исковые требования ООО "ОренбургВодоканал", суд первой инстанции исходил из того, что факт водоотведения и принятия холодной воды ответчиком подтверждается материалами дела, представленные истцом расчеты являются верными, ответчиком доказательств оплаты задолженности не представлено.
Выводы суда первой инстанции являются верными, а доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению по следующим основаниям.
На основании положений ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (п. 1 ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (ст. 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии со ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Согласно пункту 1 статьи 543 Гражданского кодекса Российской Федерации абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией. Требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами (пункт 3 статьи 543 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами.
Отношения по водоснабжению и водоотведению регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ, Закон о водоснабжении и водоотведении), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644, Правила холодного водоснабжения и водоотведения), Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 (далее - Правила N 776, Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод).
Согласно пункту 35 Правил N 644 абонент обязан обеспечивать учет получаемой холодной воды; установить приборы учета холодной воды на границе эксплуатационной ответственности, балансовой принадлежности водопроводных и канализационных сетей абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства или в ином месте, определенном договором холодного водоснабжения, договором водоотведения или единым договором холодного водоснабжения и водоотведения, в сроки, установленные законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; незамедлительно сообщать организации водопроводно- канализационного хозяйства обо всех повреждениях или неисправностях на водопроводных и канализационных сетях, сооружениях и устройствах, приборов учета, о нарушении работы централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
В соответствии с частью 4 статьи 20 Закона N 416-ФЗ коммерческий учет осуществляется в узлах учета путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета воды, сточных вод или в случаях, предусмотренных названной статьей, расчетным способом.
Согласно части 10 статьи 20 Закона N 416-ФЗ осуществление коммерческого учета расчетным способом допускается в следующих случаях:
1) при отсутствии прибора учета, в том числе в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
2) в случае неисправности прибора учета;
3) при нарушении в течение более шести месяцев сроков представления показаний прибора учета, являющихся собственностью абонента, организации, которые эксплуатируют водопроводные, канализационные сети, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом такой организации о временном прекращении потребления воды.
Следовательно, объем использования водоснабжения и водоотведения определяется с помощью показаний приборов учета или расчетным способом при самовольном присоединении и пользовании системами, отсутствии исправных приборов учета.
В силу ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Из материалов дела следует, что факт заключения между ООО "Оренбург Водоканал" (исполнитель) и ФКУ "Военный комиссариат Оренбургской области" (заказчик) государственного контракта N 96Е от 28.08.2015, государственного контракта N 91Е от 13.08.2015, государственного контракта N 54Е от 01.04.2016 участвующими в деле лицами не оспаривается.
Также судом установлено, что в соответствии с условиями государственного контракта N 96Е от 28.08.2015 местом исполнения обязательств по контракту является, в том числе, отдел военного комиссариата Оренбургской области по Северному округу города Оренбурга по адресу: г.Оренбург, ул. Конституции, д. 8 (пункт 2.4 контракта).
Актом приемки в эксплуатацию прибора учета воды от 05.06.2009 подтверждается, что на объекте по ул.Конституция, д.8 установлен прибор учета СВК N 014904, срок очередной поверки май 2015 года (т. 1 л.д. 36).
Однако, доказательств проведении очередной поверке прибора учета СВК N 014904 на объекте по ул.Конституции, 8 ответчиком не представлено.
Законодательством не предусмотрено автоматическое продление срока поверки прибора учета без соблюдения специальных процедур, результатом которых является выдача аккредитованной организацией соответствующего свидетельства. Доказательства выдачи свидетельства по результатам поверки прибор учета СВК N 014904 отсутствуют.
Согласно п. 49 правил N 776 в случае истечения межповерочного интервала поверки приборов учета узел учета считается вышедшим из строя (неисправным)
При отсутствии прибора учета, в том числе в случае неисправности прибора учета коммерческий учет воды осуществляется расчетным способом (п. 14 Правил N 776).
В соответствии с подп. "б" п. 16 Правил N 776 применение метода учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду может быть применен в случае: через 60 дней со дня возникновения неисправности прибора учета (в том числе непроведения поверки после истечения межповерочного интервала) или демонтажа прибора учета до проведения допуска прибора учета к эксплуатации либо поверки без демонтажа прибора учета.
В связи с указанным, поскольку ответчиком не представлены данные о проведении очередной поверке прибора учета СВК N 014904 на объекте по ул.Конституции, 8, данное обстоятельство в соответствии с Правилами N 776 явилось законным основанием для применения истцом расчетного способа.
Истцом произведен расчет количества поданной воды за период с 01.08.2015 по 26.02.2016 в соответствии с п.16 Правил N 776 расчетным методом с применением способа расчета по пропускной способности присоединенных устройств и сооружений: по сечению трубы ДУ-15 (диаметр указан в акте ввода в эксплуатацию, т.1 л.д.36) за период с 01.08.2015 по 26.02.2016 (начиная с 60 дня истечения межповерочного срока).
Согласно расчетам истца, стоимость водопотребления в указанной точке составила 161 971 руб. 77 коп.
Расчет судом проверен и признан верным, соответствующим п.16 Правил N 776.
Согласно условиям государственного контракта N 91Е от 13.08.2015, государственного контракта N 54Е от 01.04.2016 местом исполнения обязательств по контрактам является, в том числе, объект по адресу: г.Оренбург, ул. М.Жукова, д. 36а (пункт 2.4 контракта).
27.01.2015 в ходе проверки на объекте по ул.М. Жукова, д.36а сотрудниками истца обнаружен ввод горячего водоснабжения (ГВС) на котором не установлен прибор учета.
В подтверждение указанных обстоятельств истцом представлены акты N 009119 от 27.01.2015 (т.1 л.д. 29), акт N 011570 от 12.01.2016 (т. 1 л.д. 28).
В силу п. 11 ст. 20 Закона N 416-ФЗ в случае отсутствия у абонента прибора учета сточных вод объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения, при этом учитывается объем поверхностных сточных вод в случае, если прием таких сточных вод в систему водоотведения предусмотрен договором водоотведения.
Согласно п. 23 Правил N 776 при отсутствии у абонента прибора учета или неисправности прибора учета (в том числе, при демонтаже прибора учета в связи с его поверкой, ремонтом или заменой), нарушении сроков представления показаний приборов учета, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом организации, осуществляющей водоотведение, о временном прекращении сброса сточных вод, объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников водоснабжения.
В связи с указанными положениями, установив отсутствие на объекте ответчика прибора учета водоотведения, истец правомерно определил объем отведенных ответчиком сточных вод равных объему водоотведения.
При этом, истцом учтено, что поскольку предыдущая проверка сетей была произведена 04.04.2012, а контракт заключен 01.01.2015, то расчет произведен с 01.01.2015.
Таким образом, согласно расчету размер платы за сброс сточных вод за период с 01.01.2015 по 26.02.2016 составил 569 354 руб. 63 коп.
Расчет судом проверен и признан верным, соответствующим п.11 ст.20 Закона о водоснабжении и водоотведении, п.23 Правил N 776.
Таким образом, общая сумма задолженности ответчика перед истцом составляет 731 326 руб. 40 коп. (161 971 руб. 77 коп.+ 569 354 руб. 63 коп.).
Ответчик контррасчет не представил, возможность применения какого-либо иного, предусмотренного Правилами N 776, расчетного способа не обосновал.
Доказательств оплаты данной задолженности ответчиком в деле также не имеется.
В силу статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
С учетом изложенного, исковые требования ООО "ОренбургВодоканал" о взыскании с ФКУ "Военный комиссариат Оренбургской области" основного долга по государственным контрактам N 96Е на от 28.08.2015, N 91Е от 13.08.2015, N 54Е от 01.04.2016 в размере 731 326 руб. 40 коп. признаны судом первой инстанции подлежащими удовлетворению правомерно.
Довод апелляционной жалобы об исполнении Военным комиссариатом обязательств по государственному контракту 96Е от 28.08.2015 в полном объеме судом отклоняется.
Так, в обоснование данного довода ответчик указал, что согласно протокола разногласий к соглашению о расторжении государственного контракта 96Е от 28.08.2015 Военным комиссариатом стоимость коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению на общую сумму 17 396 руб. 24 коп. оплачена в полном объеме.
Однако, указанный протокол разногласий к соглашению о расторжении государственного контракта 96Е от 28.08.2015 в материалы дела не представлен.
Кроме того, ответчик ссылается на оплату стоимости услуг по холодному водоснабжению и водоотведению, рассчитанной по условиям государственного контракта 96Е от 28.08.2015.
Между тем, в рамках настоящего дела истцом расчет количества поданной воды за период с 01.08.2015 по 26.02.2016 осуществлен в соответствии с п.16 Правил N 776 расчетным методом с применением способа расчета по пропускной способности присоединенных устройств и сооружений.
Также суд отмечает, что согласно положениям, предусмотренным частью 2 статьи 9, частями 3 и 4 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, вправе знать об аргументах друг друга и обязаны раскрыть доказательства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, заблаговременно, до начала судебного разбирательства, учитывая при этом, что они несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими соответствующих процессуальных действий.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в абзаце 6 пункта 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", согласно части 7 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.
В суде первой инстанции указанный ранее довод ответчик не заявлял, доказательств данному обстоятельству не представлял, что также учитывается судом апелляционной инстанции.
Таким образом, довод апеллянта об исполнении Военным комиссариатом обязательств по государственному контракту 96Е от 28.08.2015 судом отклоняется.
Также подлежит отклонению довод Военного комиссариата о том, что истец не является лицом, на которого возложены обязанности по содержанию и контролю приборов учета, а также сетей водоснабжения и водоотведения.
В обоснование данного довода ответчик сослался на то, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.12.2015 N 2582-р, АО "Главное Управление жилищно-коммунального хозяйства" определено единственным исполнителем осуществляемых Министерством обороны Российской Федерации в 2015-2016 годах закупок работ и услуг, связанных с комплексным техническим обслуживанием, текущим ремонтом. Во исполнение указанного распоряжения в целях оказания услуг по техническому обслуживанию казарменно-жилищного фонда военных городков между Министерством обороны Российской Федерации и АО "Главное Управление жилищно-коммунального хозяйства" заключен государственный контракт N 4-КЖФ от 19.05.2015, во исполнение которого АО "Главное Управление жилищно-коммунального хозяйства" и ООО "ПрофТехУслуги" заключили договор N 9/КЖФ-2015 на оказание услуг по техническому обслуживанию казарменно-жилищного фонда военных городков Министерства обороны Российской Федерации и иных фондов, используемых в интересах Министерства обороны Российской Федерации от 30.10.2015
Однако, суд апелляционной инстанции отмечает, что отношения сторон настоящего дела по поставке холодной питьевой воды из системы водоснабжения и отношения по водоотведению в отношении спорных объектов по ул. Конституции, д. 8 и ул. М.Жукова, д. 36а урегулированы государственными контрактами N 96Е от26.08.2015, N 91Е от 13.08.2015 и N 54Е от 01.04.2016, по которым ФКУ "Военный комиссариат Оренбургской области" выступило заказчиком, данные контракты заключены для нужд ФКУ "Военный комиссариат Оренбургской области".
Сторонами определено место исполнения обязательств по водоснабжению и водоотведению: ул. Конституции, д. 8 и ул. М.Жукова, д. 36 а.
По итогам урегулирования разногласий к указанным контрактам сторонами определены сведения об узлах учета и приборах учета воды, сточных вод и местах отбора проб воды, сточных вод (Приложение N 3 к контракту N 96 Е от 28.08.2015 - т. 1 л.д. 57), составлены акты о разграничении эксплуатационной ответственности и разграничении балансовой принадлежности (Приложения NN 1, 7 к контракту N 91Е от 13.08.2015 - т.1 л.д. 104, 105) и акты о разграничении эксплуатационной ответственности и разграничении балансовой принадлежности (Приложения NN 1, 7 к контракту N 54Е от 01.04.2015 - т.1 л.д. 139, 140).
Согласно ч. 5 ст. 20 Закона N 416-ФЗ приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом, организацией, эксплуатирующей водопроводные или канализационные сети, на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственности абонента, указанных организаций или в ином месте в соответствии с договорами, указанными в части 1 статьи 7, части 1 статьи 11, части 5 статьи 12 настоящего Федерального закона, договорами о подключении (технологическом присоединении).
В п.2 Правил N 644 определено, что граница балансовой принадлежности - это линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании. Граница эксплуатационной ответственности - это линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей, устанавливаемая в договоре холодного водоснабжения, договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке холодной воды, договоре по транспортировке сточных вод. Организация водопроводно- канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль за правильностью учета объемов поданной (полученной) холодной воды, объемов принятых (отведенных) сточных вод абонентом, транзитными организациями; осуществлять контроль за наличием фактов самовольного пользования и (или) самовольного подключения к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения и принимать меры по предотвращению таких фактов.
Согласно пункту 35 Правил N 644 абонент обязан обеспечивать учет получаемой холодной воды; установить приборы учета холодной воды на границе эксплуатационной ответственности, балансовой принадлежности водопроводных и канализационных сетей абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства или в ином месте, определенном договором холодного водоснабжения, договором водоотведения или единым договором холодного водоснабжения и водоотведения, в сроки, установленные законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; незамедлительно сообщать организации водопроводно- канализационного хозяйства обо всех повреждениях или неисправностях на водопроводных и канализационных сетях, сооружениях и устройствах, приборов учета, о нарушении работы централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Пунктами 7.3.1 государственных контрактов предусмотрено, что заказчик обязан обеспечивать эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и (или) находящихся в границах его эксплуатационной ответственности, согласно требованиям нормативно-технических документов.
С учетом изложенного, поскольку именно Военный комиссариат Оренбургской области является стороной спорных государственных контрактов, на которого возложены соответствующие обязанности по оплате водоотведения и принятой холодной воды, обеспечению сохранности приборов учета, эксплуатации водопроводных и канализационных сетей, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и (или) находящихся в границах его эксплуатационной ответственности, согласно требованиям нормативно-технических документов, именно он несет ответственность за состояние приборов учета и сетей водоснабжения и водоотведения, находящихся в границах эксплуатационной ответственности, а также обязан оплатить образовавшуюся задолженность.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы основанием для отмены обжалуемого судебного акта не являются и судом отклоняются.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, обращающиеся в арбитражный суд в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов, освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, взыскание государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в доход федерального бюджета в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с подателя апелляционной жалобы не производится.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 22.02.2017 по делу N А47-6357/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Оренбургской области" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.А. Карпусенко |
Судьи |
О.Е. Бабина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-6357/2016
Истец: ООО "Оренбург Водоканал"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ВОЕННЫЙ КОМИССАРИАТ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ"
Третье лицо: АО "Главное Управление ЖКХ ", АО "Главное управление ЖКХ", ООО "ПрофТехУслуги"
Хронология рассмотрения дела:
22.05.2017 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3940/17