г. Воронеж |
|
27 июня 2017 г. |
Дело N А14-17214/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2017 года.
Постановление в полном объёме изготовлено 27 июня 2017 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Письменного С.И., |
судей |
Алферовой Е.Е., |
|
Яковлева А.С., |
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Щелгуновой Д.О.,
при участии:
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги": Бокарев А.В., представитель по доверенности N НЮ-9/106/Д от 27.07.2016;
от открытого акционерного общества "Лебединский горно-обогатительный комбинат": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в деле;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Лебединский горно-обогатительный комбинат" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.04.2017 по делу N А14-17214/2015 (судья Гладнева Е.П.) по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) к акционерному обществу "Лебединский горно-обогатительный комбинат" (ОГРН 1023102257914, ИНН 3127000014) о взыскании 33 232 463 руб. 32 коп.,
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к открытому акционерному обществу "Лебединский горно-обогатительный комбинат" (далее - ответчик, ОАО "Лебединский ГОК") о взыскании 33 232 463,32 руб. платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 12.04.2017 по делу N А14-17214/2015 исковые требования были удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "Лебединский ГОК" обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда первой инстанции, просит решение отменить и отказать в удовлетворении требований в заявленном размере. В обоснование несогласия с обжалуемым судебным актом заявитель указывает на неполное исследование судом первой инстанции обстоятельств, подлежащих выяснению, а именно, не согласование размера платы.
Законность и обоснованность судебного акта, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии с положениями статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции заявитель апелляционной жалобы явку полномочного представителя не обеспечил, доказательства его надлежащего извещения имеются в материалах дела. Учитывая наличие в материалах дела доказательств извещения указанного лица о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в его отсутствие в порядке статей 123, 156, 266 АПК РФ.
Представитель истца в отзыве и в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя истца, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 13.10.2014 между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ОАО "Лебединский ГОК" (владелец) заключен договор N 3/22/141452, в соответствии с условиями которого осуществляется эксплуатация принадлежащего владельцу железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Стойленская Юго-Восточной железной дороги через стрелку N 2 в четной горловине парка "Б", локомотивом владельца (пункт 1 договора).
Договор подписан с протоколом разногласий.
По условиям параграфа 7 договора N 3/22/141452 сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на приёмо-отправочные пути парка "Б" станции Стойленская. Дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца с расстановкой вагонов по местам погрузки, выгрузки. По согласованию между перевозчиком и владельцем допускается подача и уборка вагонов локомотивом перевозчика на/с пути станции Лебединский ГОК владельца.
В соответствии с параграфом 8 договора N 3/22/141452 количество вагонов в каждой группе, одновременно сдаваемой владельцу, устанавливается не более 65 вагонов, по весу не более 2200 тонн.
С железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются перевозчику группами в размере поданной партии. По согласованию между владельцем и перевозчиком в лице начальника станции Стойленская допускается возврат партии вагонов менее поданного количества вагонов. Возвращаемые с железнодорожного пути необщего пользования вагоны доставляются локомотивом владельца на приёмо-отправочные (выставочные) пути парка "Б" станции Стойленская (параграф 9 договора).
Согласно параграфу 12 договора на железнодорожном пути необщего пользования устанавливаются следующие технологические сроки оборота вагонов: общий срок - 9,0 часов.
В период с 06 по 27 мая 2015 года на станции Стойленская Юго-Восточной железной дороги, произошла задержка подачи вагонов, не принадлежащих перевозчику, на пути необщего пользования.
По факту нахождения вагонов на инфраструктуре перевозчика ОАО "РЖД" составлены акты общей формы, которые подписаны истцом в одностороннем порядке.
На основании ведомостей подачи и уборки вагонов истец начислил плату за нахождение вагонов на путях общего пользования в общей сумме 33 232 463,32 руб.
Ссылаясь на то, что простой вагонов на путях общего пользования произошёл по вине ответчика, при этом последний необоснованно уклоняется от оплаты за пользование инфраструктурой, ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
К отношениям, вытекающим из настоящего спора, подлежат применению положения Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав).
Устав регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожного транспорта необщего пользования (статья 1 Устава).
Статья 39 Устава (в редакции Федерального закона от 31.12.2014 N 503-ФЗ, действующая с 01.04.2015) устанавливает, что за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени:
ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров;
нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций (часть одиннадцатая).
Если в указанных в части одиннадцатой настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику (часть двенадцатая).
Согласно части 17 статьи 39 Устава размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учётом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
ОАО "РЖД" является субъектом естественной монополии, и в соответствии со статьями 4 и 8 ФЗ "О железнодорожном транспорте в РФ", статьёй 6 ФЗ "О естественных монополиях" в его отношении уполномоченным федеральным органом исполнительной власти осуществляется ценовое регулирование его деятельности, посредством установления цен (тарифов), а также правил их применения.
Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.08.2002, регистрационный N 3678, утверждены Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта.
Плата "за время ожидания подачи или приёма вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами", поименованная в Тарифном руководстве как плата за пользование вагонами, контейнерами, по своей природе является платой за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава независимо от его принадлежности (плата за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта).
При этом, как следует из письма Федеральной службы по тарифам от 30.03.2011 N СН-2489/10 "Об установлении размера платы за предоставление инфраструктуры при нахождении на ней подвижного состава", в расчётную базу ставок платы за пользование вагонами общего парка при их простое на путях общего пользования включены затраты единого хозяйствующего субъекта (ОАО "РЖД") на содержание и эксплуатацию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а в соответствии с пунктом 12 Тарифного руководства N 2 в отношении вагонов, не принадлежащих перевозчику, такая плата берется в доле (50%) от платы за вагоны общего парка (в части затрат по содержанию и эксплуатации инфраструктуры).
Данная позиция отражена в решении Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2010 по делу N ГКПИ10-1331, а также в определении Верховного Суда Российской Федерации N КАС11-47 от 24.02.2011 по указанному делу, где было указано, что "в данном пункте заложена плата за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта".
Согласно пункту 12 Тарифного руководства в редакции приказа Федеральной службы по тарифам от 10.06.2009 N 119-1/4 за время ожидания подачи или приёма вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами в размере 50 процентов от плат, приведённых в таблицах N 9 и N 10 (для суточного контейнерооборота организации до 50 контейнеров) Тарифного руководства.
Следовательно, до 07.06.2015 плата начислялась по ставкам пункта 12 и таблицы N 9 Тарифного руководства N 2.
Приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 (вступившим в силу с 07.06.2015) была утверждена плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил её применения (Тарифное руководство), а также внесены изменения и дополнения в Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утверждённые постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 35/12.
Пунктом 2 Приказа ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 внесены изменения и дополнения в Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утверждённые постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12.
С учётом вышеизложенного, с 01.04.2015 согласование цены данной платы не требует соглашения сторон, как того требовалось до внесения изменений в статью 39 Устава.
Апелляционная коллегия считает обоснованным отклонение судом первой инстанции довода ответчика о том, что между сторонами не достигнуто соглашение о взимании платы за нахождение вагонов, не принадлежащих ОАО "РЖД" на путях общего пользования, как не имеющее правового значения.
Факты задержки вагонов зафиксированы памятками приёмосдатчика и актами общей формы с указанием причины и времени начала и окончания задержки вагонов в пути, их номеров.
Расчёт платы за пользование вагонами ответчиком не оспорен, контррасчёт не представлен.
На основании изложенного требования истца подлежали удовлетворению в полном объёме.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о неполном исследовании судом первой инстанции обстоятельств, подлежащих выяснению, а именно, отсутствие правовых оснований для начисления платы за пользование вагонами, неприменении к спорным правоотношениям положений Тарифного руководства N 2, подлежат отклонению в связи с вышеизложенным, поскольку все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения спора обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
При указанных обстоятельствах, решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.04.2017 по делу N А14-17214/2015 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
Согласно положениям статьи 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы относится на заявителя. Факт уплаты государственной пошлины подтверждается платёжным поручением N 58 от 04.05.2017 на сумму 3000 руб.
Руководствуясь статьями 110, 266 - 271 АПК РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.04.2017 по делу N А14-17214/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Лебединский горно-обогатительный комбинат" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.И. Письменный |
Судьи |
Е.Е. Алферова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-17214/2015
Истец: ОАО "РЖД"
Ответчик: ОАО "Лебединский ГОК"