Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 30 августа 2017 г. N Ф10-3331/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Тула |
|
12 мая 2017 г. |
Дело N А54-5334/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.05.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 12.05.2017.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Рыжовой Е.В., судей Еремичевой Н.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Назарян Г.А., в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Рязанской области от 15.02.2017 по делу N А54-5334/2016 (судья Шишков Ю.М.), установил следующее.
Государственное учреждение - Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (город Нижний Новгород, ОГРН 1025203031040, ИНН 5260019884) (далее - фонд, ГУ - НРО ФСС РФ) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "БРИЗ" (город Рязань, ОГРН 1115257003476, ИНН 5257122546) о взыскании излишне уплаченного ежемесячного пособия по уходу за ребенком в сумме 34 254 рублей 16 копеек (т. 1, л. д. 8 - 11).
Определением суда от 28.09.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственное учреждение - Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (город Рязань, ОГРН 1026201254980, ИНН 6228005751) (далее - ГУ - РРО ФСС РФ), Криворучко Анна Александровна (город Балахна Нижегородской области) (т. 1, л. д. 4 - 7).
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 15.02.2017 в удовлетворении заявления отказано (т. 1, л. д. 130 - 138).
Не согласившись с судебным актом, ГУ - НРО ФСС РФ обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт о взыскании с ООО "БРИЗ" излишне перечисленного ежемесячного пособия по уходу за ребенком в сумме 34 254 рублей 16 копеек (т. 2, л. д. 2 - 5).
Указало на то, что выплата пособия застрахованным лицам производится по месту нахождения страхователя; в случае смены местонахождения страхователь подлежит передаче в другой территориальный орган по новому месту нахождения страхователя, что влечет за собой прекращение выплаты пособия застрахованному лицу за счет средств территориального органа Фонда по предыдущему месту нахождения.
По мнению заявителя, поскольку ООО "БРИЗ" 23.06.2015 передан в Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - в субъект Российской Федерации, который не участвует в реализации пилотного проекта, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, начиная с 23.06.2015, должно выплачиваться Криворучко А.А. страхователем по месту ее работы.
Лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились.
ГУ - РРО ФСС РФ направило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя (т. 2, л. д. 31), которое удовлетворено судом апелляционной инстанции на основании статей 41, 123, 156, 159, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Рязанской области от 15.02.2017 проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Фонд социального страхования Российской Федерации в ряде субъектов Российской Федерации осуществляет реализацию пилотного проекта, предусматривающего особенности финансового обеспечения, назначения и выплаты территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Как следует из материалов дела, 23.10.2014 ООО "БРИЗ" обратилось в ГУ - НРО ФСС РФ с документами по описи N 9435, необходимыми для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком в пользу Криворучко А.А.. В представленных страхователем документах указан период отпуска Криворучко А.А. по уходу за ребенком с 11.10.2014 по 01.01.2016 (т. 1, л. д. 16 - 17).
На основании предоставленных документов, отделением Криворучко А.А. было назначено ежемесячное пособие по уходу за вторым ребенком, исходя из минимального размера пособия, размер которого составил 5 436 рублей 67 копеек.
В отделение из Единого центра регистрации - Межрайонной ИФНС России N 15 по Нижегородской области поступили сведения о передаче ООО "БРИЗ" в другой регистрирующий орган, а именно в Государственное учреждение - Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с 23.06.2015.
После смены учета в качестве страхователя, ГУ - НРО ФСС РФ было выплачено Криворучко А.А. пособие в размере 34 245 рублей 16 копеек (т. 1, л. д. 23 - 26).
Ссылаясь на то, что неправомерные действия страхователя по не уведомлению ГУ - НРО ФСС РФ о смене места учета послужили основанием для необоснованной выплаты Криворучко А.А. пособия именно за счет средств Нижегородского отделения, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением (т. 1, л. д. 8 - 11).
Суд первой инстанции, рассмотрев заявление, правомерно отказал в его удовлетворении, исходя из следующего.
Статьей 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) определено, что обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства: лица, работающие по трудовым договорам, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества; государственные гражданские служащие, муниципальные служащие; лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъекта Российской Федерации, а также муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе; члены производственного кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности; священнослужители; лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 2.1 Закона N 255-ФЗ страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе: организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
В силу части 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ назначение и выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком по общему правилу осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294 утверждено Положение об особенностях назначения и выплаты в 2012 - 2016 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта (далее - Положение), которое устанавливает особый порядок назначения и выплаты пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 19.12.2015 N 1389) установлено, что с 01.01.2012 по 31.12.2016 в реализации пилотного проекта участвует Нижегородская область.
В рамках реализации пилотного проекта выплата пособий застрахованным лицам осуществляется на основании документов и сведений, представляемых страхователями, напрямую из средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Положения при наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) обращается к страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) с заявлением о выплате соответствующего вида пособия и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Перечень документов, необходимых для назначения и выплаты пособий, определяется в соответствии с Федеральными законами "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
В порядке пункта 3 Положения страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) заявления и документов, указанных в пункте 2 Положения, представляет в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту регистрации, поступившие к нему заявления и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособия, а также опись представленных заявлений и документов, составленную по форме, утверждаемой Фондом социального страхования Российской Федерации.
Страхователи, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 25 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют в сроки, установленные пунктом 3 настоящего Положения, в территориальный орган Фонда по месту регистрации сведения, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, в электронной форме по форматам, установленным Фондом. Формы реестров сведений и порядок их заполнения утверждаются Фондом (пункт 4 Положения).
Согласно пункту 8 Положения после получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, либо реестра сведений территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 календарных дней со дня их получения принимает решение о назначении и выплате пособий напрямую застрахованным лицам.
В соответствии с пунктом 9 Положения выплата пособий застрахованному лицу осуществляется территориальным органом Фонда путем перечисления пособия на банковский счет, указанный в заявлении либо в реестре сведений, или через организацию федеральной почтовой связи, или иную организацию по заявлению застрахованного лица (его уполномоченного представителя) в течение 10 календарных дней со дня получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия.
В силу статьи 4 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится за счет средств Фонда социального страхования в виде пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" определено, что Фонд социального страхования является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации.
Денежные средства, находящиеся в оперативном управлении Фонда социального страхования, являются федеральной собственностью, не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.
Согласно статье 15.1 Закона N 255-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий, а в случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб.
В соответствии с пунктом 4 (2) Положения страхователь в 3-дневный срок направляет в территориальный орган Фонда уведомление о прекращении права застрахованного лица на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком в случае прекращения с ним трудовых отношений, начала (возобновления) его работы на условиях полного рабочего дня, смерти его ребенка и в иных случаях прекращения обстоятельств, наличие которых явилось основанием для назначения и выплаты соответствующего пособия.
В силу пункта 16 Положения (в редакции, действовавшей в спорный период) за непредставление документов, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на исчисление размера пособия, страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как правомерно указал арбитражный суд первой инстанции, исходя из положений статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ, пунктов 4(2) и 16 Положения, страхователи несут ответственность только в случае представления недостоверных сведений, влияющих на исчисление размера пособия, а также за не уведомление о прекращении права застрахованного лица на получение ежемесячного пособия.
Судом установлено, что обществом в адрес фонда была предоставлена необходимая информация в полном объеме, своевременно и без каких-либо нарушений действующих требований по предоставлению необходимых документов.
Доказательств неправомерных действий общества по предоставлению недостоверной информации или отказа в предоставлении необходимых документов фондом не представлено.
Как верно отметил суд первой инстанции, применительно к пункту 4(2) Положения у страхователя имеется обязанность по уведомлению отделения ФСС только о прекращении права застрахованного лица на получение ежемесячного пособия, при наличии которых соответствующему застрахованному лицу было назначено пособие.
Изменение страхователем места учета не относится к основаниям, свидетельствующим о прекращении права застрахованного лица на получение ежемесячного пособия.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции согласен с выводом суда первой инстанции о том, что правовые основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы изучены судом апелляционной инстанции, однако они подлежат отклонению, так как не опровергают выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении суда, а выражают лишь несогласие с ними, что не является основанием для отмены законного и обоснованного решения суда первой инстанции.
Обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исследованным судом первой инстанции, дана надлежащая правовая оценка по правилам, установленным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Нарушений норм процессуального и материального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с пунктом 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы не подлежит уплате в доход федерального бюджета заявителем - ГУ - НРО ФСС РФ.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 15.02.2017 по делу N А54-5334/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (город Нижний Новгород, ОГРН 1025203031040, ИНН 5260019884) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Рыжова |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-5334/2016
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 30 августа 2017 г. N Ф10-3331/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Государственное учреждение-Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Ответчик: ООО "Бриз"
Третье лицо: ГУ - Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, Криворучко Анна Александровна