Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 10 октября 2017 г. N Ф09-5900/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
13 июня 2017 г. |
Дело N А07-4070/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июня 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышевой И.А.,
судей Бояршиновой Е.В., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ефимовой Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транс-лайн" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.02.2017 по делу N А07-4070/2016 (судья Сакаева Л.А.).
В судебном заседании принял участие представитель заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Транс-лайн" - Варицкий В.Н. (паспорт, доверенность от 18.02.2017).
Общество с ограниченной ответственностью "Транс-лайн" (далее - заявитель, общество, ООО "Транс-лайн") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением, в котором просило признать недействительным решение о не включении в муниципальный реестр маршрутов регулярных перевозок городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан 13 (тринадцати) маршрутов регулярных перевозок, сведения о которых были представлены ООО "Транс-лайн" в Администрацию городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, Администрация) в соответствии с требованиями Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и обязать Администрацию городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан внести в муниципальный реестр городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан 13 (тринадцать) маршрутов регулярных перевозок, сведения о которых были представлены ООО "Транс-лайн" в Администрацию городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан в порядке, установленном статьей 39 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.02.2017 в удовлетворении заявленных требований ООО "Транс-лайн" отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Транс-лайн" (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обжаловало его в апелляционном порядке.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ООО "Транс-лайн" указывает, что суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что отсутствие предусмотренных муниципальным нормативным правовым актом договоров, заключенных заявителем с заинтересованным лицом, является безусловным основанием для принятия решения об отказе во включении в муниципальный реестр маршрутов регулярных перевозок, направленных заявителем сведений. При этом Арбитражным судом Республики Башкортостан, по мнению апеллянта, не были исследованы установленные частями 1 и 2 статьи 39 от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и взаимосвязанные, обязательные для исполнения перевозчиками и уполномоченными органами предписания, направленные на реализацию Федерального закона N 220-ФЗ.
Податель апелляционной жалобы считает, что в данном случае представленные заявителем сведения о маршрутах регулярных перевозок не были включены Администрацией в муниципальный реестр маршрутов регулярных перевозок из-за отсутствия лишь одного из предусмотренных частью 1 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ 5 (пяти) оснований, что не может соответствовать закону.
По мнению апеллянта, у заинтересованного лица не имелось законных полномочий на принятие оспариваемого решения об отказе во включении сведений о маршрутах регулярных перевозок в соответствующий реестр, исходя из одного основания, установленного муниципальным нормативным правовым актом.
Заявитель полагает, что суд первой инстанции при рассмотрении данного дела не полностью выяснил все обстоятельства, имеющие значение для дела, ошибочно посчитал установленными обстоятельства, не соответствующие действительности и не обоснованные соответствующими доказательствами, а также неправильно применил нормы материального и процессуального права.
В порядке части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на основании определения заместителя председателя суда Румянцева А.А. от 06.06.2017, в составе суда после отложения произведена замена судьи Ивановой Н.А. на судью Бояршинову Е.В., после чего рассмотрение апелляционной жалобы начато с самого начала.
До судебного заседания от Администрации поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором заинтересованное лицо не согласилось с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, считает, что судом первой инстанции верно установлены все обстоятельства по делу и применены нормы материального права, в связи с чем просит решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы. Просил решение арбитражного суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Администрация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещена надлежащим образом, в том числе публично, путём размещения указанной информации на официальном Интернет-сайте, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечила, заявила ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие её представителей, которое удовлетворено апелляционным судом.
В соответствии со статьями 123, 156, 159, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей Администрации.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, заслушав пояснения представителя заявителя, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Судом первой инстанции установлено, что заявитель письмом от 10.08.2015 N 15/08 представил в Администрацию городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан сведения о 13 маршрутах регулярных перевозок, по которым ООО "Транс-Лайн" осуществляло перевозки на территории г. Стерлитамак Республики Башкортостан (т.1 л.д.80-93).
Постановлением N 3 от 11.01.2016 Администрация городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан утвердила прилагаемый реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан (т.1 л.д.28).
11.01.2016 на официальном сайте Администрации был размещен реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан, в котором отсутствуют представленные ООО "Транс-лайн" сведения о 13 (тринадцати) маршрутах регулярных перевозок (т.1 л.д.43-73).
Письмом от 14.01.2016 N 15/28, направленным в Администрацию городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан, ООО "Транс-лайн" просило сообщить данные о включенных в реестр маршрутах регулярных перевозок.
Письмом от 01.02.2016 N 16-660 Администрация городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан сообщила, что в муниципальный реестр городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан были включены маршруты регулярных перевозок тех перевозчиков, которые осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с Администрацией городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан договорами. ООО "Транс-лайн" не имеет заключенных с Администрацией городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан договоров, что явилось основанием для принятия решения органом местного самоуправления городского округа г. Стерлитамак о не включении в муниципальный реестр сведений о маршрутах регулярных перевозок, представленных ООО "Транс-лайн" (т.1 л.д.27).
ООО "Транс-Лайн", полагая, что решение о не включении в муниципальный реестр маршрутов регулярных перевозок городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан 13 (тринадцати) маршрутов регулярных перевозок, сведения о которых были представлены ООО "Транс-лайн" в Администрацию, не соответствует требованиям Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", обратилось в арбитражным суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что у Администрации не возникла обязанность по включению сведений заявителя в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан и размещении в сети "Интернет" представленных ООО "Транс-лайн" сведений о тринадцати маршрутах перевозки.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В силу положений ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходима совокупность двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований.
Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее-Федеральный закон N 220-ФЗ), вступивший в законную силу с 14.07.2015, содержит переходные положения, в частности, ст. 39 (Обеспечение реализации положений настоящего Федерального закона), из которой следует, что в течение тридцати дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые после дня официального опубликования настоящего Федерального закона осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, направляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров соответствующих маршрутов регулярных перевозок, сведения о данных маршрутах регулярных перевозок, предусмотренные ч. 1 ст. 26 настоящего Федерального закона (ч. 1 ст. 39)
По истечении тридцати дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона и до истечения ста восьмидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров маршрутов регулярных перевозок:
1)организуют проверку указанных в ч. 1 настоящей статьи сведений, по результатам которой принимают решение о включении или об отказе во включении указанных сведений в соответствующие реестры;
2)размещают на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" указанные в ч. 1 ст. 26 настоящего Федерального закона сведения о маршрутах регулярных перевозок, которые установлены в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, действовавшими до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, и включены в соответствующие реестры (ч. 2 ст. 39).
Таким образом, в переходный период возможность включения уполномоченным органом без проведения конкурса в реестр маршрутов сведений о маршруте по заявлениям лиц, осуществлявших после опубликования Закона N 220-ФЗ перевозки по маршрутам регулярных перевозок, предусмотрена только в случае легальности осуществления указанными лицами такой деятельности (осуществления перевозки на основании заключенных с этими лицами договоров, выданных им разрешений, паспортов маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами).
Действовавшим на момент опубликования Федерального закона N 220 -ФЗ в городском округе городе Стерлитамак Республики Башкортостан решением Совета городского округа города Стерлитамак РБ N 2-3/Зз от 29.04.2008 "Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на регулярных муниципальных маршрутах на территории городского округа города Стерлитамак Республики Башкортостан", которое регулировало на территории города отношения в области пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования и утратило силу связи с принятием решения Совета городского округа города Стерлитамак Республики Башкортостан от 24.12.2015 N 3-4/40з "Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования и городским наземным электрическим транспортом на муниципальных маршрутах регулярных перевозок на территории городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан", были утверждены, в том числе:
- Положение об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на регулярных муниципальных маршрутах на территории городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан;
- Положение об организации остановок общественного транспорта на территории городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан;
- Регулярные муниципальные маршруты пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на территории городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан;
- Порядок открытия новых, изменения и прекращения деятельности существующих регулярных муниципальных маршрутов пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на территории городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан;
- Положение о проведении конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по регулярным муниципальным маршрутам на территории городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан.
Указанными нормативными правовыми актами было предусмотрено право на осуществление деятельности по оказанию услуг перевозки общественным транспортом на основании договора, заключенного по итогам проведения конкурса, осуществление перевозок по установленному маршруту и графику движения.
Лишь совокупность приведённых условий давала лицензиату право воспользоваться упрощённой процедурой включения маршрута в реестр, установленной ст. 39 Закона N 220-ФЗ.
Как установлено судом первой инстанции, в нарушение действующих правил установления и согласования муниципальных регулярных маршрутов, в отсутствие законных оснований обществом данные требования не соблюдены: договоры на перевозку по итогам конкурса не заключены, маршруты и графики движения по ним не утверждены, что исключает возможность применения к нему переходных положений, установленных Федеральным законом N 220-ФЗ.
Довод апелляционной жалобы о том, что для организации маршрутов регулярных перевозок для ООО "Транс-лайн" является достаточным наличие лицензии, полученной на основании Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", основан на ошибочном толковании приведённых выше норм права, в связи с чем он отклоняется судом апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции на законных основаниях отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на её подателя.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.02.2017 по делу N А07-4070/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транс-лайн" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.А. Малышева |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-4070/2016
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 10 октября 2017 г. N Ф09-5900/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Транс-лайн"
Ответчик: Администрация городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан