Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 26 октября 2017 г. N Ф06-26145/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
22 июня 2017 г. |
Дело N А49-7646/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 июня 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пышкиной Н.Ю.,
судей Балакиревой Е.М., Николаевой С.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Поповой Т.В.,
при участии в судебном заседании:
от ответчика - представитель Погодин В.А. по доверенности N 05/08/16 от 05.08.2016,
в отсутствие иных лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 08 - 15 июня 2017 года в зале N 6 апелляционную жалобу акционерного общества "БенеКар" на решение Арбитражного суда Пензенской области от 7 марта 2017 года по делу NА49-7646/2016 (судья Новикова С.А.),
по иску государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Пензенская областная станция скорой медицинской помощи" (ОГРН 1065835029094, ИНН 5836013450),
к акционерному обществу "БенеКар" (ОГРН 1097746384955, ИНН 7719726764),
третьи лица: государственное бюджетное учреждение Пензенской области "Центр по транспортному обслуживанию государственных учреждений здравоохранения Пензенской области" (ОГРН 1075837001877, ИНН 5837032092), общество с ограниченной ответственностью "Промышленные технологии", общество с ограниченной ответственностью "Авто Сити" (ОГРН 1095024006417, ИНН 5024107584), Министерство здравоохранения Пензенской области,
о понуждении исполнить обязательства по государственному контракту,
и по встречному иску акционерного общества "БенеКар",
к государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Пензенская областная станция скорой медицинской помощи",
о признании недействительной спецификации к государственному контракту,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение Пензенской области "Центр по транспортному обслуживанию государственных учреждений здравоохранения Пензенской области" обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с иском к АО "БенеКар" (с учетом уточнения иска в порядке ст. 49 АПК РФ) об обязании установить кондиционеры медицинского салона на 47 транспортных средств соответствующего класса со следующими характеристиками: автокондиционер- моноблок, крышный, 10 кВт, боковое распределение воздуха, модель: Элинж М10, применяемость: кондиционер для микроавтобусов, предназначен для поддержания комфортного климата в салоне автомобиля в летний период времени при окружающей температуре воздуха +30°С, конструкция: моноблок, конденсатор и испаритель расположены в одном блоке, привод компрессора автокондиционера: от двигателя автомобиля, компрессор: Sanden 7Н15. выход воздуха: 2 боковых выхода, вольтаж: 12/24V, хладопроизводительность: 10 кВт., воздушный поток: 1500 мЗ/ч., габаритные размеры: 1400x225x1160 мм., вес конденсорного блока: 41 кг., комплектация: моноблок, компрессор, комплект кронштейна компрессора, ремень привода компрессора, шланги-фреонопроводы MANULI (Италия) с фитингами под обжим быстромонтируемыми клипсами, трубка слива конденсата, элементы крепления, паспорт на кондиционер, а также предоставить паспорт, сертификат соответствия и регистрационное удостоверение на медицинское оборудование согласно актам приема-передачи транспортных средств, во исполнение своих обязательств по государственному контракту N 01552000002214002399-0231396-03 от 07.02.2015, согласно поименованным в иске таблицам.
Определением от 19 сентября 2016 года арбитражным судом в соответствии со ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена истца - Государственное бюджетное учреждение Пензенской области "Центр по транспортному обслуживанию государственных учреждений здравоохранения Пензенской области" на его правопреемника - Государственное бюджетное учреждение Пензенской области здравоохранения "Пензенская областная станция скорой медицинской помощи", в связи с подписанием дополнительного соглашения от 13.09.2016 к государственному контракту N 0155200002214002399-0231396-03 от 07.02.2015.
Определением от 19.12.2016 Арбитражным судом Пензенской области принято к производству встречное исковое заявление акционерного общества "БенеКар" к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Пензенская областная станция скорой медицинской помощи" о признании недействительными Спецификации к государственному контракту N 0155200002214002399-0231396-03 от 07.02.2015. Требования заявлены на основании ст. ст. 166, 167, 178 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 33, 34, 50 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 07.03.2017 первоначальные исковые требования Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Пензенская областная станция скорой медицинской помощи" удовлетворены.
Суд обязал акционерное общество "БенеКар" доукомплектовать кондиционерами медицинского салона 47 транспортных средств, переданных в аренду Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Пензенская областная станция скорой медицинской помощи" по государственному контракту N 0155200002214002399-0231396-03 от 07.02.2015 соответствующими требованиям государственного контракта.
Также суд обязал акционерное общество "БенеКар" передать Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Пензенская областная станция скорой медицинской помощи" паспорт, сертификат соответствия и регистрационное удостоверение на медицинское оборудование на автомобилях CITROEN Jumper Fourgon" переданных в аренду по государственному контракту N 0155200002214002399-0231396-03 от 07.02.2015.
Встречные исковые требования акционерного общества "БенеКар" оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении первоначального иска и удовлетворении встречных исковых требований. В обоснование жалобы, заявитель ссылается на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представитель ответчика до и после перерыва поддержал апелляционную жалобу по изложенным в жалобе доводам, просил суд апелляционную жалобу удовлетворить.
Другие лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав участника процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, АО "БенеКар" по договорам от 01.08.2014 приобрело у ООО "Авто Сити" новые транспортные средства марки Citroen Jumper (т.2 л.д. 129- 160, т.3 л.д. 1-3).
Между АО "БенеКар" (Арендодатель) и ГБУ Пензенской области "Центр по транспортному обслуживанию государственных учреждений здравоохранения Пензенской области" (Арендатор) заключен государственный контракт N 0155200002214002399-0231396-03 от 07.02.2015 на аренду 49 автомобилей скорой медицинской помощи без экипажа с последующим выкупом, по условиям которого, Арендодатель обязан предоставить Арендатору за арендную плату в аренду (во временное владение и пользование) 49 автомобилей скорой медицинской помощи без экипажа (далее - транспортные средства) с последующим выкупом (п.1.1. контракта, т.1 л.д. 9-12).
Государственный контракт заключен сторонами в соответствии с протоколом итогов электронного аукциона N 0155200002214002399-1 от 16.01.2015.
Срок аренды 64 месяца с даты заключения контракта согласно графику исполнения контракта (приложение N 3 к контракту). Контракт вступает в силу с даты его подписания и действует до полного исполнения обязательств (п.9.1. контракта).
В соответствии с п.1.2.контракта требования, предъявляемые к транспортным средствам, указаны в Техническом задании (Приложение N 1). Арендодатель гарантирует соответствие арендуемых транспортных средств требованиям Технического задания на протяжении всего срока оказания услуг.
Количество и описание транспортных средств, предоставляемых в аренду, указаны в Перечне арендуемых транспортных средств (Приложение N 2, п.1.3 контракта).
Приложениями N 1 и N 2 к государственному контракту согласован перечень арендуемых автомобилей скорой медицинской помощи, в соответствии с которыми в зависимости от класса СМП ("А", "В", "С") транспортные средства должны быть оснащены специальным оборудованием и подписанной сторонами спецификацией.
В отношении каждого класса СМП сторонами подписаны к контракту спецификации N 1 для класса "А", N 2 - класс "В", класс "С" - N 3.
Каждая из спецификаций предусматривает перечень оборудования, входящего в комплектацию оборудования: 42 позиции для класса "А", 49 - для класса "В", 40 - для класса "С".
Каждой спецификацией в составе комплектации медицинского салона класса "В" и "С" в разделе "Система отопления и вентиляция" предусмотрено наличие в комплекте автомобиля автономного воздушного отопителя медицинского салона и кондиционера медицинского салона.
Пунктом 2.1.1 контракта предусмотрена обязанность арендодателя в течение 3-х рабочих дней с даты заключения контракта по акту приема-передачи передать транспортные средства полностью укомплектованными (оборудование, запасные части), в состоянии, пригодном для использования их по назначению, со всей относящейся к ним документацией.
10 февраля 2015 г. по актам приема-передачи АО "БенеКар" передало, а ГБУ Пензенской области "Центр по транспортному обслуживанию государственных учреждений здравоохранения Пензенской области" приняло транспортные средства - автомобили скорой медицинской помощи марки Citroen Jumper класса А в количестве 2 единиц, класса В в количестве 42 единиц и класса С в количестве 5 единиц (т.1 л.д. 21-152, т.1 л.д. 1-15).
Вместе с тем, при приеме-передаче транспортных средств было установлено, что на транспортных средствах класса В и С отсутствует кондиционер медицинского салона, а также отсутствуют документы на медицинское оборудование, установленное на автомобили скорой медицинской помощи марки Citroen Jumper предоставленные по контракту N 0155200002214002399-0231396-03 от 07.01.2015. При этом в пятнадцати актах приема-передачи сделана отметка о наличии кондиционеров медицинского салона, а в 32 актах - об их отсутствии.
Письмами N 09/02-29 и N 09/02/27 от 09.02.2015 АО "БенеКар" сообщило ГБУ Пензенской области "Центр по транспортному обслуживанию государственных учреждений здравоохранения Пензенской области" о том, что автономные отопители и кондиционеры на автомобили скорой медицинской помощи марки Citroen Jumper, предоставленные по контракту N 0155200002214002399-0231396-03 от 07.01.2015 будут установлены в срок до 01.12.2015, а недостающие документы будут предоставлены производителями медицинского оборудования в срок до 25.04.2015 (т.2 л.д. 16,17).
Вместе с тем, в указанные сроки АО "БенеКар" не произвело установку кондиционеров медицинского салона и не предоставило всю недостающую документацию на медицинское оборудование, в связи с чем, ГБУ Пензенской области "Центр по транспортному обслуживанию государственных учреждений здравоохранения Пензенской области" направило в его адрес претензию N 318 от 16.05.2016 с требованием об исполнении указанных обязательств в срок до 16.06.2016 (т.1 л.д. 18-20).
Оставление претензии без удовлетворения послужило истцу основанием для обращения в арбитражный суд с заявленным иском.
Анализируя условия государственного контракта N 0155200002214002399-0231396-03 от 07.02.2015, суд пришел к выводу, что сторонами заключен договор аренды с правом выкупа, который также относится к смешанному договору, содержащему в себе элементы договоров аренды и купли-продажи одновременно.
К отдельным видам договора аренды и договорам аренды отдельных видов имущества, в том числе и к финансовой аренде, применяются положения, предусмотренные параграфом 1 (общие положения об аренде) главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не установлено правилами Гражданского кодекса Российской Федерации об этих договорах (ст. 625 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу общего правила ст. 665 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору финансовой аренды обязанности лизингодателя сводятся к приобретению в собственность у третьей стороны (продавца) имущества и предоставлению данного имущества лизингополучателю во временное владение и пользование.
Согласно ч. 4 ст. 665 Гражданского кодекса Российской Федерации особенности договора финансовой аренды (договора лизинга), заключаемого государственным или муниципальным учреждением, устанавливаются Федеральным законом от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)".
Согласно ст. 611 Гражданского кодекса Российской Федерации арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества. Имущество сдается в аренду вместе со всеми его принадлежностями и относящимися к нему документами (техническим паспортом, сертификатом качества и т.п.), если иное не предусмотрено договором. Если такие принадлежности и документы переданы не были, однако без них арендатор не может пользоваться имуществом в соответствии с его назначением либо в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении договора, он может потребовать предоставления ему арендодателем таких принадлежностей и документов или расторжения договора, а также возмещения убытков.
В соответствии со ст. 456 Гражданского кодекса Российской Федерации продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи. Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.
В силу ст.ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от обязательств не допустим.
В соответствии с п.2.1.1. спорного госконтракта арендодатель взял на себя обязательство передать арендатору в течение 3 рабочих дней с даты заключения контракта по акту приема-передачи транспортные средства полностью укомплектованными (оборудование, запасные части), в состоянии, пригодном для использования по назначению, со всей относящейся к ним документацией.
Необходимость установки кондиционеров медицинского салона на автомобили "Скорой медицинской помощи" класса В модели 22435В на базе Citroen Jumper Fourgon 35 и модели 22435C на базе Citroen Jumper Fourgon 35 L3Н2 предусмотрена спецификациями N 2 и N 3 к заключенному государственному контракту N 0155200002214002399-0231396-03 от 07.02.2015.
Согласно Техническому заданию, являющемуся Приложением N 1 к заключенному государственному контракту N 0155200002214002399-0231396-03 от 07.02.2015 (т.1 л.д. 12 на обороте), предоставляемые в аренду транспортные средства должны соответствовать, в том числе отраслевому стандарту "Салоны автомобилей скорой медицинской помощи. Общие технические требования" (ОСТ 91500.07.0001-2002), утвержденному приказом Министерства здравоохранения РФ от 14.10.2002 года N 313 "Об утверждении отраслевого стандарта "Салоны автомобилей скорой медицинской помощи. Общие технические требования"; ГОСТ Р 50574-2002 - Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы; должны быть оснащены в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01.12.2005 года N752 "Об оснащении санитарного автотранспорта" и приказом Министерства здравоохранения РФ от 20.06.2013 года N388н "Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи". Медицинская техника и средства измерения, входящие в оснащение автомобилей скорой медицинской помощи, должны пройти в установленном законом порядке поверку, калибровку и метрологический контроль состояния и быть готовыми к эксплуатации.
В соответствии с разделом IV. Общие технические требования к салонам автомобилей скорой медицинской помощи отраслевого стандарта "Салоны автомобилей скорой медицинской помощи. Общие технические требования" (ОСТ 91500.07.0001-2002), утвержденному приказом Министерства здравоохранения РФ от 14.10.2002 года N 313 "Об утверждении отраслевого стандарта "Салоны автомобилей скорой медицинской помощи. Общие технические требования", общие технические требования распространяются на салоны всех типов автомобилей скорой медицинской помощи, под которыми понимают автотранспортные средства, специально оборудованные и оснащенные медицинскими изделиями, предназначенные для перевозки больных и пострадавших в сопровождении медицинского персонала, оказания скорой медицинской помощи на догоспитальном этапе в салоне автомобиля скорой медицинской помощи и на месте происшествия.
По назначению с учетом конструктивного исполнения салона и его оснащения автомобили скорой медицинской помощи разделяются по типам: тип А - автомобиль скорой медицинской помощи, предназначенный для перевозки больных (пострадавших), не нуждающихся в экстренной медицинской помощи; тип В - автомобиль скорой медицинской помощи, предназначенный для перевозки больных и пострадавших, мониторинга и оказания экстренной медицинской помощи; тип С - автомобиль скорой медицинской помощи, предназначенный для реанимации, интенсивной терапии, мониторинга и перевозки больных и пострадавших.
Дополнительные требования к конкретным типам автомобилей скорой медицинской помощи указаны в пунктах разделов.
В п. 4.3. раздела IV указаны требования к системам отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха в салоне.
Ответчик не заявлял ходатайства о назначении судебной экспертизы на соответствие комплектации и технического оснащения спорных транспортных средств требованиям ОСТа.
Поскольку Техническое задание является Приложением N 1, также как и Спецификации к заключенному сторонами государственному контракту N 0155200002214002399-0231396-03 от 07.02.2015 и являются неотъемлемой частью контракта, арбитражный суд пришел к выводу о том, что государственный контракт содержит условия о необходимости комплектации автомобилей класса "В" и "С" скорой медицинской помощи кондиционерами медицинского салона.
Подписав Спецификации N 2 и N 3 к государственному контракту, стороны лишь раскрыли положения отраслевого стандарта "Салоны автомобилей скорой медицинской помощи. Общие технические требования" (ОСТ 91500.07.0001-2002), утвержденного приказом Министерства здравоохранения РФ от 14.10.2002 года N 313 "Об утверждении отраслевого стандарта "Салоны автомобилей скорой медицинской помощи. Общие технические требования"; ГОСТа Р 50574-2002 - Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы; приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01.12.2005 года N752 "Об оснащении санитарного автотранспорта" и приказом Министерства здравоохранения РФ от 20.06.2013 года N388н "Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи". При этом изменений условий госконтракта не произошло.
Ответчик, проявляя надлежащую осмотрительность и разумность мог своевременно ознакомиться с документацией аукциона, выяснить вопрос о комплектации, технических характеристиках и оснащении транспортных средств.
Исследовав совокупность всех доказательств по делу, арбитражный суд установил факт несоответствия предмету госконтракта переданных в аренду ответчиком по первоначальному иску транспортных средств, то есть ненадлежащего исполнения АО "БенеКар" условий государственного контракта, заключенного с истцом по первоначальному иску в части укомплектования автомобилей скорой медицинской помощи класса "В" и "С" кондиционерами медицинского салона.
Требование о присуждении к исполнению обязанности в натуре является одним из способов защиты гражданских прав, прямо указанных в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено, что при предъявлении кредитором иска об исполнении должником обязательства в натуре суд, исходя из конкретных обстоятельств дела, определяет, является ли такое исполнение объективно возможным. Разрешая вопрос о допустимости понуждения должника исполнить обязанность в натуре, суд учитывает не только положения Гражданского кодекса Российской Федерации, иного закона или договора, но и существо соответствующего обязательства. Не может быть отказано в удовлетворении иска об исполнении обязательства в натуре в случае, когда надлежащая защита нарушенного гражданского права истца возможна только путем понуждения ответчика к исполнению в натуре и не будет обеспечена взысканием с ответчика убытков за неисполнение обязательства, например обязанностей по представлению информации, которая имеется только у ответчика, либо по изготовлению документации, которую правомочен составить только ответчик.
Принимая во внимание письменные пояснения ООО "Промтех" относительно имеющейся технической возможности установки кондиционера в медицинский салон спорных автомобилей, понуждение ответчика исполнить свои обязательства по государственному контракту, в частности установить в автомобили скорой медицинской помощи кондиционеры медицинского салона и передать необходимую техническую документацию, является единственным способом защиты нарушенных прав истца по первоначальному иску.
Учитывая, что обязательства по предоставлению в аренду автомобилей скорой медицинской помощи класса "В" и "С" укомплектованными кондиционерами медицинского салона и по передаче технической документации на медицинское оборудование салонов автомобилей предусмотрены условиями государственного контракта N 0155200002214002399-0231396-03 от 07.02.2015, суд первой инстанции применяя к спорным правоотношениям нормы ст.ст. 307, 309, 310, 606, 611 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к выводу об удовлетворении первоначального иска. При этом судом отмечено, что принуждение ответчика к установке кондиционеров определенной марки и класса, недопустимо, поскольку условиями госконтракта указанное не предусмотрено. В спецификациях указано, что транспортное средство должно быть укомплектовано кондиционером медицинского салона.
Отказывая в удовлетворении встречного иска, суд исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 ГК РФ, сделка является недействительной по основаниям, установленным настоящим Кодексом в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.
За исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки п.1 ст. 168 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 178 ГК РФ сделка, совершенная под влиянием заблуждения, может быть признана судом недействительной по иску стороны, действовавшей под влиянием заблуждения, если заблуждение было настолько существенным, что эта сторона разумно и объективно оценивая ситуацию, не совершила бы сделку, если бы знала о действительном положении дел.
Оспариваемая сделка заключена по результатам аукциона.
Из представленных в материалы дела письменных доказательств следует, что информация о проведении электронного аукциона была размещена на Официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru.
К документации об электронном аукционе был приложен проект контракта, который в том числе, содержал Приложение N 1 "Техническое задание".
Судом установлено, что государственный контракт N 0155200002214002399-0231396-03 от 07.02.2015, включая Приложение N 1 "Техническое задание", заключен сторонами в редакции, размещенной в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем.
Согласно положениям статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В силу положений статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Государственный контракт N 0155200002214002399-0231396-03 от 07.02.2015 сторонами подписан с Приложениями N 1 "Техническое задание", N 2 "Перечень арендуемых автомобилей скорой медицинской помощи", N 3 "График исполнения контракта", Спецификациями.
В Приложении N 1 указаны требования к спорным транспортным средствам. Предмет контракта более полно раскрыт в спецификации, являющейся неотъемлемой его частью.
Ответчик еще на стадии ознакомления с условиями аукциона и заключения контракта должен был принять меры к изучению технического задания, спецификаций на предмет комплектации и оснащения автомобилей. Отсутствие со стороны истца разумной предусмотрительности, выразившейся в ненадлежащей проверке аукционной документации и требований к передаваемому имуществу, не может служить основанием для удовлетворения встречного иска по заявленным ответчиком основаниям.
Из материалов дела следует, что АО "БенеКар" в установленном законом порядке подало заявку на участие в электронном аукционе, дало свое согласие на предоставление в аренду спорных транспортных средств, соответствующих требованиям об аукционе, т.е. на условиях предусмотренных документацией об аукционе. Предмет госконтракта был формализован в спецификациях, являющихся его неотъемлемой частью. Каких-либо разногласий относительно предложенных заказчиком условий заключаемого госконтракта со стороны арендодателя получено не было, контракт и спецификации подписаны без возражений и разногласий.
Согласно п. 5 ст. 166 ГК РФ и разъяснениям, приведенным в п. 70 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", сделанное в любой форме заявление о недействительности (ничтожности, оспоримости) сделки и о применении последствий недействительности сделки (требование, предъявленное в суд, возражение ответчика против иска и т.п.) не имеет правового значения, если ссылающееся на недействительность лицо действует недобросовестно, в частности если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки.
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о том, что при заключении государственного контракта N 0155200002214002399-0231396-03 от 07.02.2015 условие о соответствии предоставляемых в аренду транспортных средств техническому заданию к контракту и спецификации к контракту определены сторонами по своему свободному усмотрению, а при подписании контракта и принятии на себя взаимных обязательств у сторон не возникало споров относительно установки кондиционеров медицинского салона, на что указано в Спецификациях N 2 и N 3 "Скорой медицинской помощи" класса В модели 22435В на базе Citroen Jumper Fourgon 35 и модели 22435C на базе Citroen Jumper Fourgon 35 L3Н2", а также в письме АО "Бенекар" N 09/02-29 от 09.02.2015 об установке кондиционеров до 01.12.2015.
Согласно Спецификации N 2 и N 3 в комплектацию автомобилей скорой медицинской помощи входит кондиционер медицинского салона, на что указано в разделе "Система отопления и вентиляция". Данные спецификации подписаны со стороны АО "Бенекар" без возражений.
Таким образом, оценив обстоятельства дела и представленные доказательства, арбитражный суд признал государственный контракт N 0155200002214002399-0231396-03 от 07.02.2015 на аренду 49 автомобилей скорой медицинской помощи без экипажа с последующим выкупом заключенным, и не нашел правовых оснований для признания его недействительным в части подписания Спецификаций N N 1,2,3 к нему, в силу ст.ст. 166, 167, 178 Гражданского кодекса РФ.
В связи с чем, встречные исковые требования АО "БенеКар" оставлены без удовлетворения.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы изучены судом апелляционной инстанции и признаны несостоятельными, поскольку данные доводы не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое заявителем решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 7 марта 2017 года по делу N А49-7646/2016, - оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "БенеКар", - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Н.Ю. Пышкина |
Судьи |
С.Ю. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-7646/2016
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 26 октября 2017 г. N Ф06-26145/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ГБУЗ "Пензенская областная станция скорой медицинской помощи", Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская станция скорой медицинской помощи", Государственное бюджетное учреждение Пензенской области "Центр по транспортному обслуживанию государственных учреждений здравоохранения Пензенской области"
Ответчик: АО "Бенекар"
Третье лицо: ГБУ Пензенской области "Центр по транспортному обслуживанию государственных учреждений здравоохранения Пензенской области", Государственное бюджетное учреждение Пензенской области "Центр по транспортному обслуживанию государственных учреждений здравоохранения Пензенской области", Министерство здравоохранения Пензенской области, ООО "Авто Сити", ООО "АвтоСити", ООО "Промышленные технологии"
Хронология рассмотрения дела:
26.10.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-26145/17
11.09.2017 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-25597/17
22.06.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5581/17
07.03.2017 Решение Арбитражного суда Пензенской области N А49-7646/16
22.11.2016 Определение Арбитражного суда Пензенской области N А49-7646/16