г. Саратов |
|
13 июня 2017 г. |
Дело N А12-72381/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июня 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Жевак И.И.,
судей Борисовой Т.С., Дубровиной О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зиновьевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу комитета по управлению имуществом Администрации городского округа - город Камышин на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29 марта 2017 года по делу N А12-72381/2016 (судья Пронина И.И.)
по иску публичного акционерного общества "Волгоградоблэлектро" (400075, г. Волгоград, ул. им. Шопена, 13, ИНН 3443029580, ОГРН 1023402971272) в лице филиала Камышинские межрайонные электрические сети
к комитету по управлению имуществом Администрации городского округа - город Камышин (403882, Волгоградская область, г. Камышин, ул. Октябрьская, д. 60, ИНН 3436103218, ОГРН 1023404968619)
об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора аренды земельного участка,
при участии в судебном заседании: от истца - представитель Вовченко Алексей Петрович, действующий на основании доверенности от 07 декабря 2016 года N 369, от ответчика - представитель Давудов Турал Ильхам оглы, действующий на основании доверенности от 11 января 2017 года,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Волгоградоблэлектро" в лице филиала Камышинские межрайонные электрические сети (далее по тексту - истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области к Комитету по управлению имуществом Администрации городского округа- г.Камышин (далее по тексту - ответчик) с исковым заявлением об урегулировании разногласий, возникших при заключении аренды земельного участка N 10956 от 30.06.2016 и изложить в следующей редакции:
"пункт 2.1. "Арендная плата за землю, определенная в соответствии с прилагаемым расчетом устанавливается в сумме: 1913,37 руб. в год (приложение N 1)";
Приложение N 1 "Расчет арендной платы" "Арендодатель на основании постановления Администрации Волгоградской области от 22.08.2011 г. N 469-п "Об утверждении Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области" произвел расчет арендной платы за земельный участок площадью 338кв.м., с кадастровым номером 34:36:000000:3770.
Арендная плата в расчете на год:
А = 127557,82 х 0,015 =1913,37 руб. в год, где
А - величина арендной платы, рассчитываемая за 12 месяцев; КСЗУ - 127557,82 - кадастровая стоимость земельного участка (руб.)".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 29 марта 2017 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, комитет по управлению имуществом Администрации городского округа - город Камышин обратился с жалобой в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29 марта 2017 года и принять по делу новый судебный акт.
Представитель комитета по управлению имуществом Администрации городского округа - город Камышин в судебном заседании поддержал довод апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ПАО "Волгоградоблэлектро" в судебном заседании возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу, - без удовлетворения.
Дело рассматривается в апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Заслушав представителей сторон, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела в открытом судебном заседании, апелляционный суд приходит к выводу, что обжалуемое решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, истец является собственником сооружения электросетевого комплекса 10/0,4 кВ от РП-4, оказывает услуги по передаче электроэнергии и (или) тепловой энергии, в подтверждение представлены кадастровый паспорт, технический план сооружения, выписка из реестра.
Так, при заключении между Комитетом (арендодатель) и ПАО "Волгоградоблэлектро" в лице филиала Камышинские межрайонные электрические сети (арендатор) договора аренды земельного участка N 10956 от 30.06.2016, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает на условиях аренды из земель населенных пунктов земельный участок площадью 338 кв. м., с разрешенным видом использования земельного участка для эксплуатации объекта "электросетевого комплекса 10/0,4 кВ от РП-2, РП-4" возникли разногласия.
Комитет предложил истцу подписать договор, в котором указано: "Расчет арендной платы за земельный участок площадью 338 кв.м., с кадастровым номером 34:36:000000:3770 произведен Арендодателем на основании постановления Администрации Волгоградской области от 22.08.2011 г. N 469-п "Об утверждении Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области".
В соответствии с вышеуказанным постановлением арендная плата в расчете на год:
А= 127557,82 х 0,015 х 12,24 х 1,0=23419,62 руб. в год, где
А - величина арендной платы, рассчитываемая за 12 месяцев;
КСЗУ - 18869,50 - кадастровая стоимость земельного участка (руб.);
Кви - 0,015 - коэффициент вида функционального использования - земли, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, - объектов космической деятельности, обороны, безопасности;
Кдп - 12,24 - коэффициент дифференциации для размещения иных объектов;
Ккан - 1,0 - коэффициент категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов.
Истец подписал указанный договор с протоколом разногласий, и предложил свою редакцию договора, однако Комитет настаивает на своей редакции договора.
Поскольку стороны не достигли согласия по спорным пунктам, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации и юридические лица свободны в заключении договора.
В соответствии со вторым абзацем части второй статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации при отклонении протокола разногласий сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда. Такой стороной, как видно из первого абзаца пункта 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, является сторона, получившая протокол разногласий от стороны, для которой заключение договора обязательно.
Согласно статье 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае передачи разногласий, возникших при заключении договора, на усмотрение суда на основании статьи 445 названного Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Из материалов дела следует, что стороны не пришли к соглашению по пункту 2.1 договора и приложению N 1 к договору аренды, касающиеся расчёта арендной платы.
Согласно пункту 1 статьи 442 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В пункте 7 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным, в том числе и виде арендной платы.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (пункт 1 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды и устанавливаются в том числе в виде определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно.
Пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Истец размер арендной платы определяет как 1,5% кадастровой стоимости арендуемого земельного участка, руководствуясь при этом п. 1 Приказа Минэкономразвития РФ от 22.09.2011 г. N 507 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей)" (далее - Приказ Минэкономразвития РФ N 507).
Согласно п. 4 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 49 ЗК РФ, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Подпунктом 2 статьи 49 ЗК РФ предусмотрены земельные участки, связанные со строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов, в том числе объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты систем электрогазоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения.
Согласно пункту 5 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 (далее - Правила), арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Минэкономразвития России, в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения, в частности, линий электропередачи, линий связи, в том числе линейно-кабельных сооружений, трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, гидроэлектростанций, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.
Приказом Минэкономразвития России N 507 ставка арендной платы установлена в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, которые находятся в собственности Российской Федерации и предоставлены для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей) либо заняты такими объектами. При этом в соответствии с пунктом 2 данного Приказа ставка в размере 1,5 процента не должна превышать предельной ставки арендной платы соответствующих земельных участков.
Как усматривается из материалов дела, ПАО "Волгоградоблэлектро" в лице филиала Камышинские межрайонные электрические сети является арендатором земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена. Земельный участок предоставлен обществу для эксплуатации объекта "электросетевого комплекса 10/0,4 кВ от РП-2, РП-4".
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции правомерно указал, что годовой размер арендной платы устанавливается в пределах 1,5% кадастровой стоимости арендуемого земельного участка, что составляет 1 913 рублей 37 копеек в год.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену оспариваемого решения.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, доводы жалобы выражают несогласие с ними и в целом направлены на переоценку доказательств при отсутствии к тому правовых оснований, в связи с чем, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Оценив в совокупности материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что выводы, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, являются обоснованными, постановленными при правильном применении норм материального и процессуального права, полной и всесторонней оценке имеющихся в деле доказательств, вследствие чего, апелляционная жалоба не подлежат удовлетворению, решение суда - отмене.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29 марта 2017 года по делу N А12-72381/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.И. Жевак |
Судьи |
Т.С. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-72381/2016
Истец: ПАО "Волгоградоблэлектро" в лице филиала Камышинские межрайонные электрические сети
Ответчик: Комитет по управлению имуществом Администрации городского округа города Камышина