город Воронеж |
|
10 мая 2017 г. |
Дело N А36-13467/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 5 мая 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 мая 2017 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Семенюта Е.А.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
при участии:
от Общества с ограниченной ответственностью "Александра": Зарочинцева А.Г., генерального директора; Котукова С.В., по доверенности от 26.12.2016;
от Управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области: Курганниковой Н.Ю., по доверенности от 12.12.2016;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Александра" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 06.03.2017 по делу N А36-13467/2016 (судья Дружинин А.В.) по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Александра" к Управлению потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области об изменении постановления заместителя начальника управления-начальника отдела административной практики и контроля Букреева Ю.С. по делу об административном правонарушении N 1546/2016 от 20.12.2016,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Александра" (далее - заявитель, Общество, ООО "Александра", ИНН 4816010258) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением об изменении постановления заместителя начальника Управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области - начальника отдела административной практики и контроля Букреева Ю.С. о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 1546/2016 от 20.12.2016 - замене административного наказания в виде штрафа в размере 50000 руб., на предупреждение.
Решением суда от 06.03.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Общество с ограниченной ответственностью "Александра" обратилось Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что имеются обстоятельства, обязывающие административный орган применить положения ст.ст. 3.4 и 4.1.1. КоАП РФ.
Как видно из материалов дела, 18.04.2016 ООО "Александра" было допущено нарушение, выразившееся во включении искажённых данных в декларацию об объёме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, по форме приложения N 12 к Правилам представления деклараций об объёме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утверждённых постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 N 815 за 1 квартал 2016 года..
По данному факту должностным лицом управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области консультантом отдела лицензирования и декларирования розничной продажи алкогольной продукции Платоновой Е.В. был составлен протокол от 13.12.2016 N 1546/2016 о совершении ООО "Александра" административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.13 КоАП РФ.
На основании протокола N 1546/2016 об административном правонарушении от 13.12.2016 и материалов дела об административном правонарушении заместителем начальника Управления потребительского рынка и цеповой политики Липецкой области - начальником отдела административной практики и контроля, Букреевым Юрием Сергеевичем было вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 1546/2016 от 20.12.2016 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.13 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Считая вынесенное постановление незаконным в части назначения наказания, ООО "Александра" обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в действиях Общества имеется состав вменяемого административного правонарушения.
Апелляционная коллегия полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу ст. 15.13 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 21.12.2013 N 365-ФЗ, действует с 03.01.2014) искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей - влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Из совокупного анализа положений статьи 2, пункта 1 статьи 14, пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) следует, что законодательно определена обязанность организации, осуществляющей производство и (или) оборот алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции, представлять в уполномоченный орган декларации по утвержденной форме в электронном виде или на бумажном носителе.
При этом, запрещается искажение декларации об объеме производства, оборота и (или) использовании этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей.
Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, представляют в электронной форме копии деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
В пункте 13.1 ст. 2 Закона N 171-ФЗ указано, что пиво - это алкогольная продукция с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, которая произведена из пивоваренного солода, хмеля и (или) полученных в результате переработки хмеля продуктов (хмелепродуктов), воды с использованием пивных дрожжей, без добавления этилового спирта, ароматических и вкусовых добавок.
Напитки, изготавливаемые на основе пива (пивные напитки), - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, не более 7 процентов объема готовой продукции, которая произведена из пива (не менее 40 процентов объема готовой продукции) и (или) приготовленного из пивоваренного солода пивного сусла (не менее 40 процентов массы сырья), воды с добавлением или без добавления зернопродуктов, сахаросодержащих продуктов, хмеля и (или) хмелепродуктов, плодового и иного растительного сырья, продуктов их переработки, ароматических и вкусовых добавок, без добавления этилового спирта (п. 13.2 ст. 2 Закона N 171-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 утверждены Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 12 Правил организации, осуществляющие производство этилового спирта и алкогольной продукции с использованием этилового спирта, производство пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, представляют декларации об использовании производственных мощностей по форме согласно приложению N 10.
Декларации представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Декларации представляются по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой выдан любым удостоверяющим центром, аккредитованным в порядке, установленном Федеральным законом "Об электронной подписи".
Декларации по формам, предусмотренным приложениями N 1 - 10 к настоящим Правилам, представляются в целом по организации, включая ее обособленные подразделения, в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка (пункты 15 - 17 Правил предоставления деклараций).
Как установлено материалами административного дела и не оспаривается заявителем, Обществом в декларации не отражена закупка алкогольной продукции у ООО "Альфа-Трейд" по товарно-транспортной накладной от 08.01.2016 N ЕФ000000027 общим объёмом 18 дал.
Таким образом, состав вмененного правонарушения усматривается, доказан материалами административного дела.
Обстоятельств, исключающих вину Общества, не установлено.
Процедура привлечения к административной ответственности не нарушена.
Срок давности привлечения к административной ответственности соблюден (статья 4.5 КоАП РФ).
Основания для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ отсутствуют.
Исключительных обстоятельств, позволяющих сделать вывод о малозначительности правонарушения и достаточности устного замечания, с учетом длительности нарушения срока, судом не установлено.
В данном случае невозможность применения статьи 2.9 КоАП РФ исходит из норм действующего законодательства и постановлений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, соответствует установленным обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии со статьей 3.4 КоАП РФ предупреждение - это мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Таким образом, из приведенных выше положений следует, что в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Материалы дела свидетельствуют, что ООО "Александра" не привлекалось ранее к административной ответственности за аналогичное правонарушение.
Доказательства причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также угрозы причинения такого вреда, в материалах дела не имеется, ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции административным органом представлено не было.
Согласно сведениям Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ФНС России ООО "Александра" является субъектом малого и среднего предпринимательства, категория "микропредприятие" (л.д.3).
Доказательств наличия обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4, пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ материалы дела не содержат.
Доводы административного органа о том, что данное правонарушение представляет угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей не конкретны, доказательств, подтверждающих такую угрозу материалы дела не содержат.
Таким образом, суд апелляционной инстанции, с учетом обстоятельств дела, характера совершенного административного правонарушения и степени его опасности, приходит к выводу о наличии оснований для изменения административного наказания, назначенного ООО "Александра" за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.15.13 КоАП РФ, с административного штрафа в размере 50 000 руб. на предупреждение.
При названных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, как принятое с нарушением норм материального права (п.4 ч.1 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, и руководствуясь п.2 ст.269, ст.270 ст.271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 06.03.2017 по делу N А36-13467/2016 отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Заменить назначенное постановлением заместителя начальника управления - начальником отдела административной практики и контроля Букреевым Ю.С. по делу об административном правонарушении N 1546/2016 от 20.12.2016 в отношении ООО "Александра" наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей, на предупреждение.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в порядке ч.4 ст.288 АПК РФ, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-13467/2016
Истец: ООО "Александра"
Ответчик: Управление потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области
Третье лицо: Управление потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области