г. Москва |
|
15 июня 2017 г. |
Дело N А41-55242/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июня 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Иевлева П.А., Марченковой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Старчиковым А.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "Стаффтранс" - Афанаскиной С.Н. (представителя по доверенности от 08.12.2016),
от Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области - Роговой Д.С. (представителя по доверенности), Сушко О.В. (представителя по доверенности от 02.06.2017),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стаффтранс" на решение Арбитражного суда Московской области от 03.02.2017 по делу N А41-55242/16, принятое судьей Гвоздевым Ю.Г,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Стаффтранс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Министерству транспорта Московской области о признании недействительным досрочного внесудебного расторжения в одностороннем порядке Министерством транспорта Московской области договоров на выполнение коммерческих пассажирских перевозок по маршруту (маршрутам) регулярных сообщений от 11.08.2014 N МТ-ДВП/14-271, от 11.08.2014 N МТ-ДВП/14-272, от 11.08.2014 N МТ-ДВП-269.
Решением Арбитражного суда Московской области от 03.02.2017 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение судом обстоятельств по делу, неправильное применение им норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Определением от 08.06.2017 Десятый арбитражный апелляционный суд произвел замену Министерства транспорта Московской области на Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области в порядке процессуального правопреемства (далее - министерство).
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители министерства в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Общество осуществляет деятельность по перевозке пассажиров и багажа на основании лицензии от 19.01.2013 N АСС-50-616334.
Между Министерством транспорта Московской области и обществом заключены договоры от 11.08.2014 N МТ-ДВП/14-217, МТ-ДВП/14-272, МТ-ДВП/14-269 на выполнение перевозок пассажиров и багажа по маршруту (маршрутам) регулярных перевозок автомобильным и городским наземным электрическим транспортом по нерегулируемым тарифам.
Предметами договоров является организация уполномоченным органом транспортного обслуживания населения, а перевозчик выполняет перевозки пассажиров и багажа по нерегулируемым тарифам по маршруту (маршрутам) регулярных перевозок автомобильным транспортом:
- N 411 "ст.Томилино-Москва (Карачаровская эстакада);
- N 561 "Токарево - платформа Томилино - Москва (м/р Жулебино)";
- N 561 "Токарево - платформа Томилино - Москва (м/р Жулебино)";.
Общество 04.05.2016 получило письмо Министерства транспорта Московской области от 19.02.2016 N 21 исх-1204 о расторжении договоров на выполнение перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок автомобильным и городским наземным электрическим транспортом по нерегулируемым тарифам от 11.08.2014 N МТ-ДВП/14-217, МТ-ДВП/14-272, МТ-ДВП/14-269.
Основаниями, послужившими для расторжения договоров, явились следующие обстоятельства: Министерством транспорта Московской области проведена проверка соблюдения обществом условий заключенных договоров (от 11.08.2014 N МТ-ДВП/14-271, МТ-ДВП/14-272, МТ-ДВП/14-269). По результатам проведенной проверки составлен акт, в котором зафиксированы выявленные нарушения, и выданы предписания об их устранении (от 06.10.2015 N 59, от 26.10.2015 N 79). По истечении срока выданных предписаний нарушения обществом не устранены, на основании чего, а также в соответствии с условиями договора, министерство направило обществу уведомление о расторжении договоров в одностороннем порядке.
Не согласившись с министерством, общество 22.08.2016 в порядке главы 24 АПК РФ (руководствуясь статьями 197-198, 201 АПК РФ, как указано в заявлении; л.д.14) оспорило действия министерства по расторжению договоров в судебном порядке.
Отказывая обществу в удовлетворении заявления, суд первой инстанции признал пропущенным срок, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ, на обращение в арбитражный суд.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Пропуск данного срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворенных заявления об оспаривании действий министерства.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.11.2004 N 367-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту.
Несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Частями 1, 2 статьи 117 АПК РФ процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено Кодексом. Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные статьями 259, 276, 292 и 312 АПК РФ предельные допустимые сроки для восстановления.
При этом нормы АПК РФ не содержат перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить срок, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому право установления наличия этих причин и их оценки принадлежит суду.
Арбитражный суд, установив пропуск срока на подачу заявления об оспаривании ненормативного акта, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, отказывает в удовлетворении заявленных требований по данному основанию, не рассматривая вопроса о соответствии ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту.
Как верно установлено судом и указано самим обществом, уведомление министерства получено обществом 04.05.2016.
Заявление обществом подано в Арбитражный суда Московской области посредством электронного сервиса "Мой арбитр" 22.08.2016.
Таким образом, обществом пропущен срок, предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ, на обращение в арбитражный суд с настоящим заявлением.
На вопрос апелляционного суда о том, обращалось ли общество в суд первой инстанции с ходатайством о восстановлении пропущенного срока, представитель общества ответил отрицательно.
На вопрос апелляционного суда, будут ли в связи с этим у общества какие-либо ходатайства, представитель общества в судебном заседании также ответил отрицательно.
Основания для восстановления пропущенного срока по своей инициативе - в отсутствие ходатайства общества о восстановлении такого срока - у апелляционного суда, как и у суда первой инстанции, отсутствуют.
Ссылка общества на отдельные судебные акты Десятого арбитражного апелляционного суда по другим делам не могут быть приняты, поскольку они приняты по результатам рассмотрения заявлений в исковом производстве, а не в порядке главы 24 АПК РФ, и при иных обстоятельствах. В отличие от этих дел общество в рассматриваемом случае не только осуществляло задержку рейсов по перевозкам пассажиров, но и не осуществляло выпуск транспортных средств по ряду рейсов, на что жаловались граждане и зафиксировано министерством в упомянутых актах, в связи с чем обществу выдавались предписания об устранении нарушений, которые общество не выполнило, допуская очередные нарушения.
Из доводов общества, материалов дела оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 03.02.2017 по делу N А41-55242/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-55242/2016
Истец: ООО "СТАФФТРАНС"
Ответчик: 5047042291 МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Министерство транспорта Московской области