город Омск |
|
19 мая 2017 г. |
Дело N А46-18024/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 мая 2017 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4421/2017) Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 13.03.2017 по делу N А46-18024/2016 (судья Захарцева С.Г.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сибирская Лесопромышленная Компания" (ИНН 5501062494, ОГРН 1025500525907)
к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе города Омска (ИНН 5503060781, ОГРН 1025500517866)
о признании решения от 29.11.2016 N 065S19160004368 недействительным
судебное заседание проведено без вызова лиц, участвующих в деле,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Сибирская Лесопромышленная Компания" (далее - ООО "Сибирская лесопромышленная компания", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе города Омска (далее - ГУ - УПФ РФ в САО, заинтересованное лицо, управление, пенсионный фонд) от 29.11.2016 N 065S19160004368 о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением от 13.03.2017 по делу N А46-18024/2016 Арбитражный суд Омской области удовлетворил требования в полном объеме. Суд признал недействительным решение ГУ - УПФ РФ в САО от 29.11.2016 N 065S19160004368 о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Кроме того, суд первой инстанции взыскал с заинтересованного лица в пользу ООО "Сибирская Лесопромышленная Компания" 3 000 рублей государственной пошлины.
Решение суда мотивировано тем, что заявителем отчет за июль 2016 года представлен в установленный срок и с достоверными сведениями; наличие ошибки в номере отчетного периода могло быть устранено пенсионным фондом путем обращения к принципам формальной логики.
В апелляционной жалобе управление просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку фактически сведения в отношении 133 застрахованных лиц были представлены 17.08.2016, то есть с нарушением установленного срока; камеральная проверка в отношении заявителя не проводилась.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Сибирская Лесопромышленная Компания" просит оставить решение суда без изменения, так как первоначальный отчет был представлен 05.08.2016, в установленный срок; на недопустимость формального подхода к наложению штрафа при наличии ошибок в формах отчетности без установления обстоятельств, исключающих вину лица в совершении правонарушения указано в позициях Конституционного Суда Российской Федерации.
Информация о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, размещена на сайте суда в сети Интернет.
В соответствии с положениями части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, в судебное заседание не вызывались.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства. Специалистами ГУ - УПФ РФ в САО была проведена проверка сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в отношении страхователя ООО "Сибирская лесопромышленная компания", в частности, предоставления ежемесячной отчетности "Сведения о застрахованных лицах" (тип формы "ДОП" - дополняющая форма, подаваемая в дополнение ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период) по форме СЗВ-М за июль 2016 года.
По результатам камеральной проверки установлено, что за отчетный период - июль 2016 года - сведения должны быть представлены не позднее 10.08.2016 года. Фактически сведения в отношении 133 застрахованных лиц с типом формы "ДОП" представлены 17.08.2016 года, что подтверждается извещением о доставке и реестром документов, и, не оспаривается заявителем.
Таким образом, заинтересованным лицом был сделан вывод о том, что, срок представления сведений нарушен заявителем на 7 календарных дней.
По результатам проверки составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 065S18160004608 от 21.10.2016, который направлен в адрес заявителя заказным письмом, что подтверждается реестром почтовых отправлений. Направленным актом заявитель уведомлен о том, что рассмотрение акта состоится 29.11.2016 в 10 час. 00 мин.
По результатам рассмотрения акта, управление, руководствуясь частью 4 статьи 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", привлекло заявителя к ответственности за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М в виде штрафа в размере 66 500 рублей (133 х 500 рублей) путем вынесения решения от 29.11.2016 N 065S19160004368.
Полагая, что заинтересованным лицом при вынесении данного решения не был учтен факт отсутствия в его действиях состава правонарушения, заявитель обратился в суд с требованиями о признании названного решения недействительным.
Решением Арбитражного суда Омской области от 13.03.2017 требования заявителя удовлетворены в полном объеме. Означенное решение обжалуется заинтересованным лицом в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, находит его законным, обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 6 N 27-ФЗ Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации" на территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета.
Сведения о застрахованных лицах согласно статье 8 данного закона представляются страхователями в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации обо всех лицах, работающих по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
В соответствии с пунктом 2.2. статьей 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", действовавшей в 2016 году, страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения, предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи, представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации. Копия сведений о каждом застрахованном лице передается указанному лицу страхователем в этот же срок (пункт 4 статьей 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования").
Контроль за достоверностью сведений о стаже и заработке, представляемых страхователями, согласно статье 16 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
В силу абзаца 4 статьи 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, анализ приведенных норм права позволяет сделать вывод, что страхователь может быть привлечен к ответственности в виде финансовой санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица либо за непредставление сведений в установленный законом срок, либо за представление неполных или недостоверных сведений.
При этом, под указанными сведениями могут быть рассмотрены лишь те сведения, которые названы непосредственно в пункте 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, то есть, страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Из материалов дела следует, что ООО "Сибирская Лесопромышленная Компания" был предоставлен ежемесячный отчет в Пенсионный фонд РФ по форме СЗВ-М в установленный законом срок - 05.08.2016 (л.д.31-35).
Факт принятия данной отчетности пенсионным фондом подтверждается протоколом контроля отчетности ПФР (л.д.30) и подателем апелляционной жалобы не оспаривается.
Таким образом, отчетность была сдана в установленный срок, в связи с чем, отсутствуют основания для применения финансовых санкций, предусмотренных абзацем 4 статьи 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Какой-либо информации о том, что в представленной отчетности были указаны неполные или недостоверные сведения, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика) материалы дела не содержат.
Действительно, материалами дела подтверждается и не оспаривается заявителем, что в указанной отчетности по форме СЗВ-М организацией была допущена ошибка в номере отчетного периода: вместо номера месяца "07" был указан номер "08".
Однако, суд апелляционной инстанции исходит из того, что, во-первых, 05.08.2016 отчетность за август 2016 (сведения о застрахованных в данном периоде лицах) в принципе не могла быть представлена.
Во-вторых, ошибка в указании периода представления сведений не является по смыслу приведенных выше норм права представлением недостоверных сведений, в силу чего, вообще не требовала исправления.
Тем не менее, организация самостоятельно обнаружила ошибку в номере отчетного периода. С целью устранения допущенной ошибки, ООО "Сибирская Лесопромышленная Компания" 17.08.2016 направило в ПФ РФ ежемесячный отчет за июль по форме СЗВ-М с типом формы "дополняющая", в которой отражены те же сведения о застрахованных лицах, но указан верный период представления сведений (л.д.26-29).
Отчет был принят пенсионным фондом согласно протоколу от 18.08.2016 (л.д.25).
В возражениях на акт проверки заявитель указывал на аналогичные обстоятельства. Тем не менее, отклоняя данные доводы, пенсионный фонд исходил из того, что оснований для подачи отчетности с типом формы "дополняющая" не имелось, поскольку данная форма подается только в том случае, если страхователь решил дополнить сведения о застрахованных лицах за данный отчетный период, которые ранее были приняты пенсионным фондом.
Соглашаясь с отсутствием оснований для подачи отчетности с типом формы "дополняющая", суд апелляционной инстанции еще раз обращает внимание на подачу отчетности 05.08.2016, то есть в установленный законом срок.
При этом, некорректное, то есть ранее фактического наступления отчетного периода (а не ошибочное), указание месяца могло быть исправлено как страхователем по своей инициативе, так и по требованию пенсионного фонда об устранении ошибки, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" если камеральной проверкой выявлены ошибки в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных плательщиком страховых взносов, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов, и полученным в ходе контроля, об этом сообщается плательщику страховых взносов с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
При этом, аналогичная обязанность по указанию страхователю на допущенные ошибки внесена законодателем с 01.01.2017 и в статью 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", что лишний раз свидетельствует об отсутствии со стороны закона формального подхода к вопросам финансовой ответственности за ошибки в сдаче той или иной отчетности.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит оставлению без изменения, а доводы апелляционной жалобы признаются полностью необоснованными.
По результатам рассмотрения дела в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины не распределяются, поскольку податель апелляционной жалобы был освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе города Омска оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 13.03.2017 по делу N А46-18024/2016 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.А. Шиндлер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-18024/2016
Истец: ООО "СИБИРСКАЯ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОВЕТСКОМ АДМИНИСТРАТИВНОМ ОКРУГЕ Г. ОМСКА