город Москва |
|
08 июня 2017 г. |
Дело N А40-214527/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июня 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Барановской Е.Н.
судей Лящевского И.С., Панкратовой Н.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ярахтиным А.Е. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Местной религиозной организации евангельских христиан "Университетское Библейское Содружество" на решение Арбитражного суда города Москвы от 31 марта 2017 года по делу N А40-214527/2015, принятое судьей Ю.Н. Кухаренко (шифр судьи 155-1574),
по иску Местной религиозной организации евангельских христиан "Университетское Библейское Содружество" (ОГРН 1037746007265, ИНН 7715387077)
к Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН 1037746007265, ИНН 7715387077)
о признании права применения ставки 0,01% от кадастровой стоимости земельного участка при расчете арендной платы
и по объединенному делу N А40-209093/2016 по иску Департамента городского имущества города Москвы к Местной религиозной организации евангельских христиан "Университетское Библейское Содружество"
о взыскании задолженности и неустойки по договору аренды
при участии в судебном заседании:
от Религиозной организации: Андреев К.М. по доверенности от 04.06.2017 г., Калинкин К.В. - директор (на основании выписки протокола учредительного собрания от 24.06.2003 г. N 1)
от Департамента: Бондаренко Г.Е. по доверенности от 30.12.2016 г., Николаева В.А. по доверенности от 30.12.2016 г.
УСТАНОВИЛ:
Местная религиозная организация евангельских христиан "Университетское Библейское Содружество" (далее - Религиозная организация) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с иском к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - Департамент) о признании за истцом права применения при расчете с 01.01.2015 года арендной платы по договору долгосрочной аренды земельного участка от 30.06.2005 г. N М-05-024904 ставки в размере 0,05% от кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:05:0004010:88, имеющего адресный ориентир: г. Москва, ул. Судостроительная, д. 34, корп. 2 (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Определением суда от 20 декабря 2016 года настоящее дело объединено в одно производство для совместного рассмотрения с делом N А40-209093/2016 по иску Департамента о взыскании с Религиозной организации суммы 585 344 руб. 77 коп., составляющей 448 715 руб. 35 коп. - задолженность по арендной плате по договору аренды земельного участка от 30.06.2005 г. N М-05-024904 за период с 1-го квартала 2015 г. по 3-й квартал 2015 г., 133 629 руб. 42 коп. - неустойка за несвоевременное внесение арендных платежей за период с 4-го квартала 2010 г. по 30.09.2015 г., делу присвоен номер N А40-214527/2015.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 31 марта 2017 года по делу N А40-214527/2015 в удовлетворении иска, заявленного Религиозной организацией, отказано, исковые требования Департамента удовлетворены.
Религиозная организация не согласилась с принятым судебным актом, обратилась в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, при принятии оспариваемого решения суд первой инстанции не учел, что с момента заключения договора целевое назначение земельного участка не изменилось и настаивает, что на земельном участке Арендатор осуществляет только религиозную, а не деловую деятельность.
Представитель Религиозной организации в судебном заседании апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Департамента доводы апелляционной жалобы отклонил, считает решение суда законным и обоснованным, в удовлетворении апелляционной жалобы просит отказать.
Проверив правильность применения норм материального и норм процессуального права, соответствие выводов Арбитражного суда города Москвы фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Материалами дела установлено, что 30.06.2005 года Департамент земельных ресурсов города Москвы (Арендодатель) и Религиозная организация (Арендатор) заключили договор аренды земельного участка N М-05-024904, в соответствии с условиями которого Арендатору в пользование сроком до 30 мая 2030 года за плату предоставлен земельный участок площадью 2 377 кв.м., имеющий адресные ориентиры: г. Москва, Судостроительная улица, вл. 34, корп. 2, для эксплуатации здания.
В соответствии с п.3.2 договора арендная плата должна быть внесена не позднее 5 числа первого месяца квартала. Размер арендой платы установлен в Приложении N 1 к договору и изменяется в случае централизованного изменения ставок арендной платы полномочным органом государственной власти Российской Федерации или города Москвы.
Пунктом 7.2 договора установлена ответственность Арендатора за нарушение сроков внесения арендной платы в виде начисления пени в размере 0,2 % за каждый день просрочки от размера платежа, подлежащего оплате за соответствующий расчетный период, по день уплаты включительно.
Религиозная организация настаивает, что земельный участок был предоставлен Арендатору исключительно для размещения здания религиозного назначения, что соответствует установленному для данного земельного участка виду разрешенного использования - религиозное использование (3.7) (земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (1.2.17)).
Установленное для данного земельного участка разрешенное использование соответствует разрешенному использованию, указанному в п.7.1 Приложения 1 к Постановлению Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП - земельные участки, предназначенные для размещения "Объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии", ставка арендной платы для такого рода земельных участков составляет 0,05% от кадастровой стоимости земельного участка.
Обращаясь в суд, Религиозная организация ссылается на то, что ставка арендной платы в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка, установленная п.7 Приложения 1 к Постановлению Правительства Москвы от 25.04.2006 г. N 273-ПП, для расчета арендной платы по договору долгосрочной аренды земельного участка N М-05-024904 от 30 июня 2005 года применена Департаментом не законно, так как данный пункт не распространяется на земельные участки, предоставленные под размещение объектов религии.
В свою очередь Департамент настаивает на взыскании с Арендатора задолженности по арендным платежам по договору аренды земельного участка за период с 1-го квартала 2015 г. по 3-й квартал 2015 г. в размере 448 715 руб. 35 коп. и пени за несвоевременное внесение арендных платежей за период с 4-го квартала 2010 г. по 30.09.2015 г. в размере 133 629 руб. 42 коп., исходя из того, что расчет арендной платы предусматривает установление максимальной ставки в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, и, учитывая, что на арендованном Религиозной организацией земельном участке установлено 2 вида разрешенного использования - деловое управление и религиозное использование, в связи с чем арендная плата должна быть рассчитана с применением ставки в размере 1,5% от кадастровой стоимости, признал исковые требования Религиозной организацией необоснованными и в иске последней отказал, а требования Департамента признал правомерными и, поскольку Арендатором не представлено доказательств внесения арендной платы в соответствующем размере, удовлетворил заявленный Департаментом иск.
По мнению судебной коллегии, данные выводы суда первой инстанции основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах, соответствуют нормам действующего законодательства и являются правомерными.
Так, согласно пункту 1 статьи 20 Закона города Москвы N 48 от 19 декабря 2007 года "О землепользовании в городе Москве" порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование таких земельных участков устанавливаются Правительством г. Москвы.
Постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 г. N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве" установлен порядок определения размера арендной платы за находящиеся в собственности города Москвы земли, согласно которому подлежат применению новые ставки арендной платы за землю в процентах от кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с целевым использованием земельного участка и наличием дополнительных условий его использования, установленных для решения социальных задач и задач развития города.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Разрешенное использование земельного участка должно соответствовать цели предоставления земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли населенных пунктов используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Вид разрешенного использования конкретных земельных участков устанавливается документами кадастрового учета и может быть изменен только в порядке, установленном земельным законодательством.
Органам местного самоуправления, а в границах города Москвы органам власти города Москвы, предоставлено право на осуществление в рамках их полномочий деятельности по развитию своих территорий, регулированию землепользования и застройки.
Согласно статье 4 Закона города Москвы от 19.12.2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве" в решениях Правительства Москвы (уполномоченных им органов) о предоставлении земельного участка в частную собственность, на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного срочного пользования, аренды, а также в заключаемых указанными органами исполнительной власти города Москвы договорах купли-продажи, аренды и иных договорах, предметом которых являются земельные участки, устанавливаются вид использования земельного участка из числа разрешенных градостроительным регламентом, соответствующий фактическому использованию на момент передачи земельного участка, а также требования к использованию земельного участка, обусловленные природоохранным законодательством Российской Федерации и законодательством города Москвы.
Данное положение также закреплено в пункте 5.1 Постановления Правительства Москвы от 28.04.2009 г. N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве", в соответствии с которым до принятия Правил использования и застройки в городе Москве при подготовке правовых актов об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровой карте территории фактическое использование земельного участка определяется на основании установленных при технической инвентаризации сведений о функциональном назначении зданий и сооружений, расположенных на таком земельном участке.
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 11.06.2015 г. N 7764 установлено разрешенное использование арендуемого земельного участка 77:05:0004010:88 - деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения 1.2.7)); религиозное использование (3.7) (земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии 1.2.17)).
Как следует из пояснений Департамента, указанное распоряжение издано на основании результатов проверки фактического использования спорного земельного участка.
Судебная коллегия отмечает, что указанное выше распоряжение Департамента было оспорено Религиозной организацией в установленном законом порядке и решением Пресненского районного суда города Москвы от 27.04.2016 г. в удовлетворении административного иска Местной религиозной организации евангельских христиан "Университетское Библейское Содружество" о признании указанного распоряжения не соответствующим закону отказано. Данное решение вступило в законную силу.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 г. N 273- ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве" размер арендной платы определяется в процентах от кадастровой стоимости земельных участков с использованием сведений Государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН). Ежегодная арендная плата за земельный участок с более чем одним видом разрешенного использования определяется в соответствии с пунктом 2.7 указанного постановления, на основании максимального значения кадастровой стоимости, для расчета арендной платы применяется максимальная ставка из соответствующих данному виду разрешенного использования земельного участка.
Таким образом, учитывая содержащиеся в ГКН сведения о видах разрешенного использования и кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что расчет арендной платы за использование спорного земельного участка предусматривает установление максимальной (из соответствующих вышеуказанным видам разрешенного использования) ставки в размере 1,5% от кадастровой стоимости.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что вид разрешенного использования выбирает сам правообладатель, не может быть принят судом во внимание.
В соответствии с частью 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Как указано в пункте 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ, правообладатели земельных участков не обладают абсолютной свободой в реализации своего права на использование участка, а лишь вправе выбирать любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий. То есть собственники земельных участков не вправе самостоятельно устанавливать разрешенное использование земельных участков, а вправе лишь выбирать отдельные виды использования из разрешенных в установленном порядке в рамках зонирования территории.
Кроме того, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса РФ, собственник земельного участка вправе использовать свой земельный участок не полностью по своему усмотрению, а в соответствии с разрешенным использованием.
В этой связи основной или вспомогательный вид разрешенного использования земельных участков изменяется и вносится в сведения государственного кадастра недвижимости на основании приказов органа архитектуры и градостроительства.
Согласно данным ГКН, земельный участок с кадастровым номером 77:05:0004010:88 постановлен на государственный кадастровой учет с разрешенным использованием: деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения 1.2.7)); религиозное использование (3.7) (земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии 1.2.17)).
Поскольку Арендодатель правомерно использовал при расчете арендной платы ставку 1,5% от кадастровой стоимости, исходя из того, что для земельного участка установлены 2 вида разрешенного использования, суд первой инстанции правомерно отказал в иске Религиозной организации и удовлетворил требования Департамента.
Учитывая изложенное, Девятый арбитражный апелляционный суд считает, что при принятии обжалуемого решения правильно применены нормы процессуального и материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем апелляционная жалоба Местной религиозной организации евангельских христиан "Университетское Библейское Содружество" является необоснованной и удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 31 марта 2017 года по делу N А40-214527/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Н. Барановская |
Судьи |
Н.И. Панкратова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-214527/2015
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 28 сентября 2016 г. N Ф05-13165/16 настоящее постановление отменено
Истец: Местная религиозная организация "Университетское Библейское Содружество", Местная религиозная организация евангельских христиан Университетское Библейское Содружество
Ответчик: ДГИ г. Москвы, Департамент городского имущества
Хронология рассмотрения дела:
08.06.2017 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-29223/16
31.03.2017 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-214527/15
28.09.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-13165/16
04.07.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-29223/16
20.04.2016 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-214527/15