г. Москва |
|
06 июля 2017 г. |
Дело N А40-212450/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июля 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Румянцева П.В.
судей: |
Лепихина Д.Е., Марковой Т.Т., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Рясиной П.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.04.2017 по делу N А40-212450/16,
принятое судьей В.Г. Дружининой,
по заявлению Федерального агентства воздушного транспорта
к Управлению Росреестра по Москве
третьи лица: 1. ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москве; 2. ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)"
об оспаривании решения,
при участии:
от заявителя: |
Кириллов О.С. по дов. от 29.12.2016; |
от заинтересованного лица: |
Скиперский А.С. по дов. от 30.12.2016; |
от третьих лиц: |
1. не явился, извещен, 2. Юдина А.Н. по дов. от 27.01.2017; |
УСТАНОВИЛ:
Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском к Управлению Росреестра по Москве с требованием о признании недействительным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 18.07.2016 N 77/012/008/2016-1060 об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объекты по адресу: г. Москва, техническая зона аэропорта "Внуково", д. 1 стр. 42 и обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на объект недвижимости завершенного строительства с кадастровым номером: 77:07:0016005:2436 общей площадью 2095, кв. м., расположенного по адресу: г. Москва, техническая зона аэропорта "Внуково", д. 1, стр.42.
Решением от 17.04.2017 Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым судом решением, заинтересованное лицо обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представители заявителя и ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москве в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация, Заявитель) обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (Росреестр, Заинтересованное лицо) с заявлением (вх. N 77/012/008/2016-1060 от 03.06.2016) о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на вновь созданный объект недвижимости - нежилое здание, расположенное по адресу: г. Москва, техническая зона аэропорта "Внуково", д. 1, стр. 42, площадью 2095, с кадастровым номером: 77:07:0016005:2436.
По результатам рассмотрения представленных документов, Росреестр вынесен отказ от 18.07.2016 N N77/012/008/2016-1060 в государственной регистрации права собственности на объекты по адресу: г. Москва, техническая зона аэропорта "Внуково", д. 1 стр. 42, при этом в качестве оснований для отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации указано следующее:
1. В представленном Заявителем в материалы регистрационного дела договоре строительного подряда от 17.09.2012 N 59/12 и протоколе заседания Единой комиссии N0373100090912000026/2 от 28.08.2012 не определен предмет договора и не определен предмет конкурса, цена договора подряда является завышенной.
2. Договор строительного подряда от 17.09.2012 N 59/12 не является государственным контрактом и заключен в нарушение норм Гражданского кодекса РФ и Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005 "О размещении заказов на поставки товаров, выполненных работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", предусматривающими необходимость заключения государственного контракта.
3. Разрешение на строительство от 19.09.2014 N RU77117000-191/4 не содержит индивидуально-определенных параметров объекта (площади) стартовой аварийно- спасательной станции, в то время как в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию от 03.12.2015 N RU777117000-191/4 площадь нежилого здания по проекту составляет 2095 кв.м., что препятствует проведению правовой экспертизы в части соблюдения условий договора строительного подряда от 17.09.2012 N 59/12, который также не содержит индивидуально-определенных параметров объекта (площади) стартовой аварийно-спасательной станции.
Не согласившись с оспариваемым отказом, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Порядок проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним предусмотрен Федеральным законом от 21.07.1997 г. N 122- ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" ("Закон о государственной регистрации прав").
Согласно ст. 2 указанного Закона под государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним понимается юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст. 16 Закона к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Пунктом 3 ст. 17 Закона о государственной регистрации определено, что основания для государственной регистрации прав собственности на объекты недвижимого имущества указаны в статьях 25, 25.2, 25.3, 25.4 и 30.1 Федерального закона.
Основания для отказа в государственной регистрации прав предусмотрены ст. 20 Закона о государственной регистрации, в соответствии с положениями абз. 10 и. 1 которой в государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе, в случаях, если заявителем не представлены документы, необходимые в соответствии с указанным Законом для государственной регистрации прав.
В соответствии с п. 1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В соответствии с п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения.
В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии со ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В соответствии с п.1 ст. 25 Закона о регистрации, право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
Как верно установлено судом первой инстанции, для государственной регистрации права собственности Российской Федерации были представлены следующие документы, подтверждающие факт создания Объекта недвижимости (оригинал и копия): договор строительного подряда от 17.09.2012 N 59/12; Разрешение на строительство от 19.09.2014 N RU77117000-191/4; Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 03.12.2015 NRU 77117000-191/4; Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией от 15.07.2015 N б/н; Книга 2.1.1.1."Стартовая аварийно-спасательная станция и трансформаторная подстанция ТП-61"; Протокол N 0373100090912000026/2 от 28.08.2012 года рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе на право заключения договора строительного подряда на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Реконструкция и развитие аэропорта Внуково. Аэродром, средства посадки, радионавигации и управления воздушным движением". Земельный участок с кадастровым номером 77:07:0016005:27, на котором расположен Объект, находится в собственности Российской Федерации.
Объект недвижимого имущества (стартовая аварийно-спасательная станция) был построен в соответствии с Договором строительного подряда от 17.09.2012 N 59/12.
Основанием для заключения Договора явилось Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 N 1202 "Об утверждении Правил осуществления бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности РФ в форме капитальных вложений в основные средства федеральных государственных унитарных предприятий" (Правила).
Бюджетные средства, необходимые для строительства Объекта недвижимости, были доведены Федеральным агентством воздушного транспорта (Росавиацией) - Федеральному государственному унитарному предприятию "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" (Предприятие) на основании Договора на осуществление бюджетных инвестиций от 05.03.2011 N Д-29-14.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ под бюджетными инвестициями понимаются бюджетные средства, направляемые на создание государственного (муниципального) имущества. Следовательно, в силу данной нормы, в случае если строительство осуществлялось за счет федеральных бюджетных средств, то на объект недвижимости возникает право собственности Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования.
Также, Правилами установлено, что предприятия, с расчетных счетов которых осуществляется оплата денежных обязательств по договорам подряда, организуют размещение заказов на выполнение работ в порядке, установленном для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, и заключают соответствующие договоры подряда.
Во исполнение вышеприведенных норм, с учетом требований Федерального закона N 94-ФЗ, Предприятием в целях заключения Договора был проведен открытый конкурс на право заключения договора подряда на выполнение строительно- монтажных работ по объекту: "Реконструкция и развитие аэропорта Внуково. Аэродром, средства посадки, радионавигации управления воздушным движением".
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что механизм бюджетного финансирования и порядок заключения соответствующего Договора регулировался вышеприведенными нормами.
Согласно Протоколу от 28.08.2012 N 0373100090912000026/2 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе на право заключения договора строительного подряда на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Реконструкция и развитие аэропорта Внуково. Аэродром, средства посадки, радионавигации и управления воздушным движением" (Приложение N 2 к Договору подряда), предметом конкурса является право заключения договора строительного подряда на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Реконструкция и развитие аэропорта Внуково. Аэродром, средства посадки, радионавигации и управления воздушным движением" в соответствии с технической частью Конкурсной документации. Таким образом, предмет Конкурса является определенным.
Кроме того, во исполнение положений ч. 1 и ч. 3 ст. 23 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", действовавший на момент заключения Договора, конкурсная документация в установленном порядке была размещена на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в единой информационной системе в сфере закупок. Каких-либо нарушений при проведении вышеуказанного конкурса контролирующими органами не выявлено.
Пунктом 1 ст. 740 ГК РФ предусмотрено, что по Договору подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
В соответствии с пунктом 2.1. Договора Заказчик - застройщик (третье лицо, ФГУП "Администрация гражданских аэропортов "аэродромов") поручает, а Подрядчик (ООО "Трансстроймеханизация") обязуется в соответствии с проектной документацией выполнить работы в части разработки рабочей документации, строительные, монтажные работы, и другие связанные с объектом работы, обеспечивающие полноценную работу устраиваемых объектов и их ввод в эксплуатацию, перечень, объем и сроки которых определяются в Приложении N 1 к Договору, и передать их Заказчику-застройщику. В Приложении N 1 к Договору приведены данные по распределению объемов и стоимости работ по объекту: "Реконструкция и развитие аэропорта Внуково. Аэродром, средства посадки, радионавигации и управления воздушным движением", что позволяет считать предмет договора согласованным. Кроме того, между Предприятием и ООО "Трансстроймеханизация" не возникало разногласий по предмету Договора, а также объему и стоимости выполняемых работ.
Объект недвижимости: "Стартовая аварийно - спасательная станция (САСС)" указан в разделе 3 Приложения N 1 "Объекты подсобного и обслуживающего назначения" (3.1, 3.1.1.). Строительный объем определен - 13 075 куб. м.
На основании проектной документации, разработанной ФГУП ГПИ и НИИ ГА "Аэропроект" (положительное заключение ФАУ "Госэкспертиза России" от 15.03.2012 N 234-12/ГГЭ-2086/04), было выдано разрешение на строительство N RU 77117000- 191/4 от 17 сентября 2014 года.
В проектной документации были определены технико-экономические показатели Объекта недвижимости: площадь застройки - 1 520,0 кв. м; общая площадь - 2095,0 кв. м; строительный объем - 13075,0 куб. м. (книга 2.1.1.1."Стартовая аварийно- спасательная станция и трансформаторная подстанция ТП-61" проектной документации).
Согласно Акту приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией от 1 июля 2015 года (форма КС-14) был принят объект - здание стартовой аварийно -спасательной станции (САСС) площадью 2095,0 кв.м.
Также было получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 03.12.2015 N RU 77117000-191/4, согласно которому объект капитального строительства - здание стартовой аварийно - спасательной станции (САСС) площадью 2095,0 кв.м. введен в эксплуатацию.
Кроме того, приказом Министерства экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития России) от 29 ноября 2010 г. N 583 утверждены Требования к подготовке технического плана помещения (далее - Требования), изложенные в приложении N 2 к Приказу. Согласно абзацу четвертому пункта 13 Требований, в случае подготовки технического плана на основе проектной документации здания (сооружения) в состав Приложения включаются копии тех листов проектной документации здания (сооружения), которые содержат включенные в состав технического плана сведения. Во исполнение вышеприведенной нормы. Технический план здания от 16 ноября 2015 года, являющийся неотъемлемой частью ввода объекта в эксплуатацию от 03.12.2015 N RU 77117000-191/4,содержит листы проектной документации, содержащие индивидуально-определенные параметры Объекта недвижимости. Расхождений в технических показателях здания, приведенных в Техническом плане, и вышеперечисленных документах не имеется.
Учитывая изложенное судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что индивидуально-определенные параметры Объекта недвижимости (в том числе и площадь объекта), а также, что работы по строительству Объекта недвижимости входили в предмет Договора.
Согласно статье 2 Закона о регистрации, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Проводимая правовая экспертиза документов - это изучение представленных для государственной регистрации документов в целях установления юридического факта, являющегося бесспорным основанием для возникновения, наличия, перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество, поскольку правовые последствия влечет только правомерное действие. Представленные документы изучаются как на предмет подлинности и достоверности, так и на соответствие их формы и содержания требованиям законодательства, действовавшего на момент их издания и в месте издания.
При осуществлении государственной регистрации прав государственным регистратором проводится правовая экспертиза документов и проверка законности сделки, установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав (п. 1 ст. 13 Закона о государственной регистрации прав).
Как верно указал суд первой инстанции, представленный Заявителем в регистрирующий орган договор строительного подряда, заключенный по результатам торгов, по сути является оспоримой сделкой, соответственно может быть оспорен исключительно в судебном порядке (ст. 166, 449 ГК РФ) антимонопольными органами либо прокуратурой в целях защиты публичных интересов, либо иными заинтересованными лицами.
Полномочия антимонопольного органа по оспариванию проведенных торгов возникают из ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предусматривающей право антимонопольного органа подать исковое заявление при нарушении антимонопольных требований к торгам, запросу котировок цен на товары, а также из ч. 22 ст. 34, ст. 47, п. 3 ч. 22 ст. 99 Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (ранее Федеральный закон N94-ФЗ).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, пришел к правильному выводу, что поскольку Заявителем были представлены все предусмотренные законодательством документы, необходимые для внесения объекта в государственный кадастр недвижимости, а также в связи с отсутствием у Ответчика оснований для отказа во внесении сведений, решение Ответчика об отказе является неправомерным и подлежащим отмене.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы заинтересованного лица при рассмотрении дела судом первой инстанции, который дал им правомерную оценку, и с которой суд апелляционной инстанции соглашается.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.04.2017 по делу N А40-212450/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
П.В. Румянцев |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-212450/2016
Истец: Росавиация, Федеральное агенство воздушного транспорта
Ответчик: Управление Росреестра по Москве, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управления государственным имуществом в г. Москве (ТУ Росимущества в городе Москве), ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэрдромов)"