Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 28 сентября 2017 г. N Ф05-11006/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
08 июня 2017 г. |
Дело N А40-14481/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июня 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.
судей: |
Лепихина Д.Е., Марковой Т.Т., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Рясиной П.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "РТ-Энерготрейдинг"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.04.2017 г. по делу N А40-14481/17,
принятое судьей В.Д. Поздняковым,
по заявлению ООО "РТ-Энерготрейдинг"
к УФАС по Самарской области
об оспаривании постановления,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "РТ-Энерготрейдинг" (далее также - ООО "РТ-ЭТ", Общество, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по Самарской области (далее - Самарское УФАС России, Управление, Административный орган) об оспаривании постановления от 15.12.2016 г. N 389адм-16/5 по делу N 614-12521-16/5 согласно которому Заявитель привлечен к административной ответственности по статье 9.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 350 000 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07.04.2017 г. постановление Самарского УФАС России от 15.12.2016 г. N 389адм-16/5 по делу N 614-12521-16/5 о привлечении ООО "РТ-Энерготрейдинг" к административной ответственности по статье 9.15 КоАП РФ изменено в части назначения наказания, размер штрафа снижен до 200 000 руб., в остальной части оспариваемое постановление оставлено без изменения.
ООО "РТ-ЭТ" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Общества при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельства дела.
Самарское УФАС России в представленном суду отзыве на апелляционную жалобу с доводами апелляционной жалобы не согласилось, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось, представителей в судебное заседание не направили, Заявитель ходатайств суду не представил, от Самарского УФАС России поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии его представителей.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Судом первой инстанции установлено, что ООО "РТ-ЭТ" является энергосбытовой организацией и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 24 от 21.01.2004 г. "Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии" обязано раскрывать информацию, предусмотренную пунктами 9, 20, 23 указанных Стандартов раскрытия информации.
В Самарское УФАС России поступило заявление Ильина В.Н. (вх. N 635 от 12.08.2016 г.) на действия (бездействие) ООО "РТ-Энерготрейдинг", выразившиеся в отсутствие информации, которая должна быть размещена в соответствии со Стандартами раскрытия информации на Интернет-сайте компании ООО "РТ - Энерготрейдинг".
12.09.2016 г. в целях проверки доводов, изложенных в заявлении (вх. N 635 от 12.08.2016 г.) сотрудниками Самарского УФАС России произведен осмотр Интернет-сайта по адресу: http://rt-et.ru/ и установлено, что ООО "РТ-ЭТ" нарушены установленные Стандартами раскрытия информации порядок и сроки опубликования информации.
Самарским УФАС России в адрес ООО "РТ-ЭТ" были направлены запросы (исх. N 8247/5 от 12.09.2016 г., 9012/5 от 05.10.2016 г.) о предоставлении сведений о раскрытии информации.
Рассмотрев представленные ООО "РТ-ЭТ" документы (материалы) письмами (вх. N 7183-3 от 04.10.2016 г.) и (вх. N 8390-3 от 15.11.2016 г.), (вх. N 575-з от 26.01.2017 г.) Самарским УФАС России установлено, что ООО "РТ-ЭТ" в нарушение требований пунктов 9, 20 Стандартов в 2015, 2016 гг. не была полностью раскрыта информация на официальном интернет-сайте, а именно:
- информация, предусмотренная подпунктом "а" пункта 9 Стандартов раскрытия информации, за 2012, г. (при попытке открыть вкладки "Бухгалтерский баланс на 31 декабря 2015 года", "Аудиторское заключение", возникает ошибка с формулировкой, "Сервер не найден, Firefox не может найти сервер site.rt-et.ru.". Данная ошибка не является локальной, о чем свидетельствует заявление Ильина В.Н. (вх. N 635 от 12.08.2016 г.) - подлежит опубликованию ежемесячно, до 10 числа;
- информация, предусмотренная пп. "а" п. 20 Стандартов раскрытия информации (ООО "РТ-Энерготрейдинг" не представило официальное печатное издание, в котором опубликована информация по пп. "а" п. 20 Стандартов раскрытия информации. В письменных пояснениях (вх. N 7970-3 от 27.10.2016 г.) ООО "РТ-Энерготрейдинг" указало только ссылку на сайт) - подлежит опубликованию ежемесячно, до 10 числа;
- информация, указанная в абзаце 5 пп. "в" п. 20 Стандартов раскрытия информации (отсутствует информация об изменениях условий договора купли - продажи, в связи с тем, что ООО "РТ-Энерготрейдинг" с 01.04.2016 г. лишено права участия в торговле электрической энергией и мощностью на оптовом рынке с использованием группы точек потребления PAVTOVAZ (ОАО "Автоваз"), в соответствии с письмом ОАО "АТС" (исх. N 01-02/16-5331 от 04.03.2016 г.) - подлежит опубликованию ежемесячно, до 10 числа;
- информация, указанная в пп. "г" п. 20 Стандартов раскрытия информации (не размещена информация об объеме фактического полезного отпуска электроэнергии и мощности по Самарской области за август 2016 г. (информация подлежит опубликованию в электронных средствах массовой информации ежемесячно, до 10 числа. На момент осмотра сайта информация отсутствовала)) - подлежит опубликованию ежемесячно, до 10 числа.
Правила раскрытия информации, указанные в пункте 9, 20 Стандартов имеют императивный характер.
ООО "РТ-ЭТ", являясь субъектом розничного рынка электрической энергии, обязано соблюдать требования, установленные Постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 г. N 24.
На основании выявленных нарушений начальником отдела контроля законодательства в сфере естественных монополий и электроэнергетики УФАС по Самарской области Воложаниновой Ю.В. в отношении ООО "РТ-ЭТ" был составлен протокол N 614-12521-16/5 от 31.10.2016 г. об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.15 КоАП РФ. Данный протокол составлен в присутствии представителя Общества Лыковой С.А. по доверенности от 01.01.2016 г. N 5 при наличии сведений об извещении надлежащим образом законного представителя общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, что подтверждается письмом (исх. N 9012/5 от 05.10.2016 г.).
Руководителем Самарского УФАС России рассмотрены материалы дела об административном правонарушении и вынесено оспариваемое постановление от 15.12.2016 г. N 614-12521-16/5 об административном правонарушении, предусмотренном статьи 9.15 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 350 000 руб. Данное постановление вынесено в присутствии представителя ООО "РТ-ЭТ" Лыковой С.А. по доверенности N 5 от 01.01.2016 г. при наличии сведений об извещении надлежащим образом законного представителя общества о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, о чем свидетельствуют направленное в их адрес определения об отложении (исх. N 10980/5 от 01.12.2016 г.), а также почтовое уведомление.
Рассмотрев дело, суд первой инстанции пришел к обоснованным и правомерным выводам.
Статьей 9.15 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 г. N 24 утверждены Стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии (далее - Стандарты раскрытия информации).
Согласно подпункту "и" пункта 6.1.3. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом ФАС России от 23.07.2015 г. N 649/15, территориальный орган Федеральной антимонопольной службы в рамках своих полномочий осуществляет контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами розничного рынка электроэнергии, осуществляющими свою деятельность на территории региона. Пунктом 3(1) Стандартов раскрытия информации предусмотрено, что субъекты рынков электрической энергии направляют сведения о месте опубликования информации, подлежащей раскрытию в соответствии с настоящим документом, в органы государственной власти, осуществляющие государственный контроль (надзор) в части соблюдения стандартов раскрытия соответствующей информации, в срок, не превышающий 10 дней со дня ее опубликования. Субъекты рынков электрической энергии, осуществляющие деятельность в сферах деятельности субъектов естественных монополий, направляют указанную информацию также в Федеральную антимонопольную службу.
Согласно пункту 9 Стандартов раскрытия информации субъекты рынков электрической энергии раскрывают следующую информацию: а) годовая финансовая (бухгалтерская) отчетность, а также аудиторское заключение (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществлялась аудиторская проверка); Информация, указанная в подпункте "а" пункта 9 настоящего документа, подлежит опубликованию в электронных средствах массовой информации, на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, и (или) в официальном печатном издании ежегодно, не позднее 1 июня.
В соответствии с пунктом 20 Стандартов раскрытия информации, энергоснабжающие, энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики помимо информации, предусмотренной пунктом 9 настоящего документа, раскрывают: а) цену на электрическую энергию, дифференцированную в зависимости от условий, определенных законодательством Российской Федерации. При этом отдельно раскрывается цена закупки электрической энергии, стоимость услуг по ее передаче, а также стоимость иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью поставки электрической энергии потребителю; в) информацию о деятельности энергоснабжающей, энергосбытовой организации и гарантирующего поставщика, в том числе: информацию о гарантирующем поставщике, включая зону его обслуживания, место нахождения, почтовый адрес, телефоны, факс, адрес электронной почты; перечень лицензий на осуществление соответствующего вида деятельности; информацию о банковских реквизитах; информацию об изменении основных условий договора купли-продажи электрической энергии и условий обслуживания населения. г) информацию об объеме фактического полезного отпуска электроэнергии и мощности по тарифным группам в разрезе территориальных сетевых организаций по уровням напряжения.
Согласно статье 21 Стандартов раскрытия информации, информация, указанная в подпунктах "а" - "в" пункта 20 настоящего документа, за исключением абзаца пятого подпункта "в", подлежит опубликованию в официальном печатном издании не реже одного раза в год. Информация, указанная в абзаце пятом подпункта "в" пункта 20 указанного документа, раскрывается не позднее одного месяца до вступления изменений в силу. Информация, указанная в подпунктах "г" - "д" пункта 20 настоящего документа, подлежит опубликованию в электронных средствах массовой информации ежемесячно, до 10 числа.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ООО "РТ-Энерготрейдинг" совершено административное правонарушение в части нарушения установленных подпунктами "а, в, г" пункта 20 Стандартами раскрытия информации порядка, способов и сроков опубликования информации в электронных средствах массовой информации для потребителей Самарской области.
При этом с учетом наличия обстоятельств установления нарушений неопубликования информации, предусмотренной подпунктом "а" пункта 9 Стандартов раскрытия информации, а именно вкладки "Бухгалтерский баланс на 31 декабря 2015 года", "Аудиторское заключение", суд первой инстанции с учетом пояснений Заявителя правильно счел, что наличие события правонарушения в указанной части административным органом не доказано.
Вместе с тем, с учетом наличия иных установленных нарушений, суд первой инстанции, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ в совокупности все имеющиеся в деле доказательства, пришел к правильному выводу о доказанности административным органом события и состава административного правонарушения, предусмотренных статьей 9.15 КоАП РФ, а также вины ООО "РТ-ЭТ" в его совершении.
Суд первой инстанции правильно указал, что при определении размера наказания, предусмотренного санкцией статьей 9.15 КоАП РФ, административный орган в оспариваемом постановлении не привел мотивы, по которым, по его мнению, Обществу не может быть назначено более мягкое наказание.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Суд первой инстанции учел обстоятельства и характер совершенного правонарушения, а также цели административного наказания, что наказание не является только карающей мерой (статья 3.1 КоАП РФ) и снизил размер назначенного штрафа до 200 000 рублей, в пределах санкции статьи 9.15 КоАП РФ. Указанный вид административного наказания соответствует конституционно закрепленному принципу справедливости наказания и обеспечивает реализацию превентивной цели наказания, заключающейся в предупреждении совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами и не ухудшает положения общества.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено полномочным лицом уполномоченного органа, что не оспаривается Заявителем, положения статей 4.5, 28.2, 25.1. 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом, нарушений процедуры привлечения Заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления согласно пункту 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. N 10 не имеется.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что оспариваемое Заявителем постановление Самарского УФАС России от 15.12.2016 г. за исключением определенного размера штрафа является законным и обоснованным; при этом судом правомерно и обоснованно размер административного штрафа, наложенного на Общество снижен до 200 000 руб.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.04.2017 по делу N А40-14481/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-14481/2017
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 28 сентября 2017 г. N Ф05-11006/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "РТ-ЭТ"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, УФАС по Самарской области