г. Челябинск |
|
08 августа 2018 г. |
Дело N А76-39845/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 августа 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Бабиной О.Е. и Карпусенко С.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Спириной О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Магнитогорский металлургический комбинат" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 25 мая 2018 г. по делу N А76-39845/2017 (судья Шведко Н.В.).
В судебном заседании приняли участие представители: открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Романов А.А. (доверенность от 27.11.2017 N 74 АА 3761797).
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к публичному акционерному обществу "Магнитогорский металлургический комбинат" (далее - ответчик, ПАО "ММК") о взыскании платы за нахождение вагонов на путях общего пользования в размере 105 967 руб. 67 коп., платы за пользование вагонами в размере 4 239 руб. 74 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 22 161 руб. 38 коп. за период с 23.09.2017 по 15.03.2018 с последующим начислением процентов на сумму задолженности с 16.03.2018 производя расчет исходя из ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующие периоды по день фактического исполнения денежного обязательства.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 25.05.2018 (резолютивная часть объявлена 18.05.2018) исковые требования удовлетворены. Не согласившись с принятым решением суда, ПАО "ММК" обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Как указывает ответчик, акты общей формы на начало и окончание простоя вагонов на путях общего пользования подписаны ПАО "ММК" с возражениями. Ответчик не согласен с выводом суда о том, что простой вагонов на путях общего пользования произошел по вине ПАО "ММК". Истцом не оспорены акты общей формы о простое локомотивов ПАО "ММК" на станции Магнитогорск-Грузовой; документов, подтверждающих иные причины задержки локомотивов ПАО "ММК" в материалы дела не представлено. Суд необоснованно не применил к правоотношениям сторон положения статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖДТ РФ, Закон N 18-ФЗ). Таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что вагоны простаивали по причинам, зависящим от ответчика, а причины простоя по вине истца не оспорены.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил. С учетом мнения представителя истца, в соответствии со статьями 123, 156, 159 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика.
Представитель истца в судебном заседании возразил против доводов и требования апелляционной жалобы, просил оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным; в порядке статьи 81 АПК РФ представил письменные пояснения по делу. Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 АПК РФ.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в соответствии со статьями 268, 269 АПК РФ, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя истца, не находит оснований для отмены либо изменения судебного акта. Как следует из материалов дела, между ОАО "РЖД" и ПАО "ММК" заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования при станциях Магнитогорск-Грузовой и Куйбас ЮУЖД N 5/12 от 01.02.2013, сроком действия с 01.07.2013 по 31.03.2018, именуемый в дальнейшем договор, где ОАО "РЖД" является "перевозчиком", ПАО "ММК" "владельцем". В соответствии с пунктом 5 подпункта 5.1 договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, заключенного между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ПАО "ММК" (владелец) при станции Магнитогорск-Грузовой и Куйбас от 01.02.2013 N 5/12 сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика: по станции Магнитогорск-Грузовой - на выставочные пути: пути парков "А" и "С" станции Магнитогорск-Грузовой, дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца. Вагоны, принятые владельцем на выставочных путях станции Магнитогорск-Грузовой, должны быть убраны его локомотивом не позднее, чем через 30 минут после приема. Согласно пункту 3.2.9 Единого технологического процесса работы железнодорожного пути необщего пользования ПАО "ММК" и станцией примыкания Магнитогорск-Грузовой и Куйбас ЮУЖД старший поездной диспетчер УЖДТ ПАО "ММК" обязан обеспечить прием на железнодорожный путь необщего пользования ПАО "ММК" передаточного состава в течение 30 минут с момента зачисления его на ответственный простой. В случае неприема передаточного состава на ПАО "ММК" оператор станции Магнитогорск-Грузовой составляет акт общей формы для взыскания платы за занятие пути станции Магнитогорск-Грузовой, который подписывает приемосдатчик станции.
Согласно редакции дополнительного соглашения от 10.10.2015 N 4 к договору с протоколом разногласий от 08.02.2016 в соответствии с пунктом 20 подпунктом "г" договора владелец уплачивает перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава независимо от его принадлежности в соответствии со статьей 39 УЖДТ РФ в течение всего времени ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров, нахождения вагонов под таможенными операциями, а том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, либо задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), приведших к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления, по причинам, зависящим от владельца и независящим от перевозчика, по ставкам Тарифного руководства с учетом коэффициента индексации. Размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением) определяются в тарифном руководстве. Для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных настоящей статьей, оформляется акт общей формы (часть 19 статьи 39 УЖТ РФ). Согласно пункту 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с включением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или Правилами перевозок грузов. Порядок составления актов определяется правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом. Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 утверждены Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом. Согласно пункту 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 N 45, факт задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, удостоверяется актом общей формы. В обоснование исковых требований ОАО "РЖД" указало, что в период с 02.09.2017 по 21.09.2017 на станции Магнитогорск-Грузовой ЮУЖД по причине занятости выставочных путей необщего пользования ПАО "ММК" начислена плата за нахождение вагонов на путях общего пользования в размере 105 967 руб. 67 коп. (с учетом НДС) на основании статьи 39 УЖТ РФ, согласно представленному расчету, с учетом частичной оплаты ответчиком в суде.
Вина ответчика в занятости выставочных путей необщего пользования на станции назначения подтверждается актами общей формы, составленными на весь период задержки вагонов.
За сверхнормативное время нахождения вагонов на путях общего пользования после истечения 30 минут, установленных пунктом 5.1 договора, до момента фактической уборки вагонов локомотивом ответчика ОАО "РЖД" начислена плата за нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику на путях общего пользования в размере 105 967 руб. 67 коп., которая обоснованно взыскана с ПАО "ММК".
Кроме того, истцом заявлено требование о взыскании платы за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику в сумме 4 239 руб. 74 коп. (с учетом НДС).
В соответствии со статьей 39 УЖТ за время нахождения принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Размер платы за пользование вагонами, контейнерами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В обоснование исковых требований истец указал, что согласно актам общей формы, в спорный период, на путях общего пользования в ожидании приема, кроме прочих вагонов, простаивали вагоны, принадлежащие перевозчику по причинам, зависящим от ПАО "ММК".
В соответствии с пунктом 20 подпункта "в" договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, заключенного между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ПАО "ММК" (владелец) при станции Магнитогорск- Грузовой и Куйбас от 01.02.2013 N 5/12 владелец уплачивает перевозчику плату за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику, установленную Тарифным руководством N 2, за время нахождения их на железнодорожном пути необщего пользования, а также за время задержки, ожидания подачи или приема вагонов, как на станции назначения, так и в пути следования по причинам, зависящим от владельца и не зависящим от перевозчика.
На основании вышеизложенного ПАО "ММК" правомерно начислена плата за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику в размере 4 239 руб. 74 коп. (с учетом НДС).
Также истцом заявлено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 23.09.2017 по 15.03.2018 в размере 22 161 руб. 38 коп. Согласно пункту 1 статьи 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга.
Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Расчет истца судом проверен и признан арифметически верным, контррасчет ответчиком не представлен.
Таким образом, в связи с нарушением ответчиком сроков внесения платы за нахождение вагонов на путях общего пользования и платы за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику, исковые требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Согласно абзацу 1 пункта 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" сумма процентов, подлежащих взысканию по правилам статьи 395 ГК РФ, определяется на день вынесения решения судом исходя из периодов, имевших место до указанного дня. Одновременно с установлением суммы процентов, подлежащих взысканию, суд при наличии требования истца в резолютивной части решения указывает на взыскание процентов до момента фактического исполнения обязательства (пункт 3 статьи 395 ГК РФ).
В связи с изложенным требование истца о начислении процентов за пользование чужими денежными средствами с 16.03.2018 исходя из ключевой ставки Банка России, действовавшей в соответствующие периоды просрочки, на сумму задолженности по день фактического исполнения обязательства также правомерно удовлетворено судом первой инстанции. С учетом изложенного, решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Доводы жалобы судом апелляционной инстанции отклонены в полном объеме, так как не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права, не опровергают выводов суда первой инстанции, направлены лишь на переоценку указанных выводов, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено. С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу ПАО "ММК" - без удовлетворения. На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы ответчика по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы относятся на его счет.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 25 мая 2018 г. по делу N А76-39845/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Магнитогорский металлургический комбинат" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.В. Баканов |
Судьи |
О.Е. Бабина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-39845/2017
Истец: ОАО "РЖД", ОАО "РЖД" в лице филиала ЮУЖД
Ответчик: ПАО "МАГНИТОГОРСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОМБИНАТ"