28 июля 2017 г. |
Дело N А83-408/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 28 июля 2017 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карева А.Ю.,
судей Градовой О.Г.,
Омельченко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Голубенко В.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) на решение Арбитражного суда Республики Крым от 26 мая 2017 года по делу N А83-408/2017 (судья Осоченко И.К.), принятое по заявлению Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Гвардейская школа-гимназия N 3" Симферопольского района Республики Крым (ул. Володи Ефимова, 25, пгт. Гвардейское, Симферопольский район, Республика Крым, 297513) к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республики Крым (ул. Караимская, д. 52, г. Симферополь, Республика Крым, 295011;ул. Долгоруковская, 3, г. Симферополь, Республика Крым, 295000), Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) (ул. Речная, 10, г. Симферополь, Республика Крым, 295006; ул. Дмитрия Ульянова, 6, г. Симферополь, Республика Крым, 295000) об уменьшении размера штрафа,
установил:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Гвардейская школа-гимназия N 3" Симферопольского района Республики Крым (ул. Володи Ефимова, 25, пгт. Гвардейское, Симферопольский район, Республика Крым, 297513) (далее - Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республики Крым (ул. Караимская, д. 52, г. Симферополь, Республика Крым, 295011;ул. Долгоруковская, 3, г. Симферополь, Республика Крым, 295000), в котором, просило суд уменьшить размер штрафа, назначенного решением Управления Пенсионного фонда РФ в Симферопольском районе Республике Крым (межрайонное) от 09.09.2016, о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 170.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 26.04.2017, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республике Крым (межрайоное) было исключено из числа третьих лиц, и, было привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 26.05.2017, заявление Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Гвардейская школа-гимназия N 3" Симферопольского района Республики Крым, было удовлетворено; был снижен размер штрафа, назначенный Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Гвардейская школа-гимназия N3" Симферопольского района Республики Крым, решением от 09.09.2016 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 170, до 3 300,00 руб.
Не согласившись с указанным судебным актом, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное), обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 26.05.2017 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Учреждения в полном объеме. В обоснование доводов жалобы, апеллянт указывает на то, что решение суда первой инстанции было принято с нарушением норм материального и процессуального права. Также апеллянт указывает на то, что Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" не предусмотрено смягчение ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное), представило в дело ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддерживает в полном объеме.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Гвардейская школа-гимназия N 3" Симферопольского района Республики Крым, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте проведения судебного разбирательства было уведомлено надлежащим образом; однако отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республики Крым, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте проведения судебного разбирательства было уведомлено надлежащим образом.
Апелляционный суд, принимая во внимание надлежащее уведомление участников судебного процесса, необязательность явки их представителей в судебное заседание, достаточность доказательств для рассмотрения дела, счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие в судебном заседании представителей указанных лиц.
Законность и обоснованность решения от 26 мая 2017 года проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что 28.07.2016 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Гвардейская школа-гимназия N 3" Симферопольского района Республики Крым, в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе, была предоставлена отчетность по форме СЗВ-М за июнь 2016 года, в форме электронного документооборота по телекоммуникационным каналам связи на 66 застрахованных лиц.
03.08.2016 ведущим специалистом-экспертом отдела персонифицированного учета, Мосиенко А.В., Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное), была проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета. По результатам проведенной проверки, был составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации в системе обязательного пенсионного страхования, от 03.08.2016 N 173. Проведенной проверкой было установлено, что страхователем была предоставлена отчетность за июнь 2016 года - 28.07.20.16, по сроку предоставления - ежемесячно не позднее 10-го числа месяца следующего за отчетным периодом, месяцем.
В дальнейшем, 09.09.2016 заместитель начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное), Жиренкова Марина Геннадиевна, рассмотрев акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, от 03.08.2016 N 173, приняла решение N 170, о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, которым Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Гвардейская школа-гимназия N 3" Симферопольского района Республики Крым было привлечено к ответственности по ч. 4 ст. 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", за не предоставление страхователем в установленный срок либо не предоставление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 Федерального Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, и на Учреждение был наложен штраф в сумме 33 000,00 руб.
Не согласившись с размером штрафа, наложенным решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республике Крым (межрайонное) от 09.09.2016 N 170, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Гвардейская школа-гимназия N 3" Симферопольского района Республики Крым, обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с настоящим заявлением.
Изучив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции установил наличие в действиях Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Гвардейская школа-гимназия N 3" Симферопольского района Республики Крым, состава правонарушения, ответственность за которое, предусмотрена частью 3 статьи 17 Закона N27-ФЗ, при этом, учитывая смягчающие обстоятельства, снизил примененные Управлением финансовые санкции.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167), Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Гвардейская школа-гимназия N 3" Симферопольского района Республики Крым является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Согласно пункта 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ, страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона 27-ФЗ, страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона 27-ФЗ (в редакции, действовавшей, на момент выявления нарушений), за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Из материалов дела следует, что указанные сведения (в части сведений на 66 лиц) были представлены Учреждением в Управление 28.07.2016, то есть с нарушением установленного срока на 18 дней.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Гвардейская школа-гимназия N 3" Симферопольского района Республики Крым, состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
В то же время, суд апелляционной инстанции считает обоснованным вывод суда первой инстанции, о снижении примененных Управлением финансовых санкций, исходя из следующего.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П подпункт "а" пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Закона N 188-ФЗ, как исключившие возможность при применении ответственности, установленной Законом N 212-ФЗ, индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (части 2 и 3).
При этом Конституционный Суд Российской Федерации указал, что данный вывод, однако, не означает восстановление действия положений Закона N 212-ФЗ в том виде, в котором они применялись до утраты силы.
В силу принципов правовой определенности, справедливости, необходимости поддержания у граждан и их объединений доверия государству и охраняемому им правопорядку, вытекающих из статей 1 (часть 1), 15 (часть 1), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель обязан определить порядок снижения размера штрафа за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, с тем чтобы обеспечить как индивидуализацию ответственности, так и ее неотвратимость, в частности, в рамках своей дискреции установить органы, имеющие право снижать размер штрафа, условия снижения размера штрафа, правила учета отягчающих и смягчающих ответственность обстоятельств при определении окончательного размера наказания, а также минимальный размер штрафа, ниже которого при любых обстоятельствах наказание назначено быть не может. Такой подход позволил бы обеспечить адекватность применяемого государственного принуждения всем обстоятельствам, имеющим существенное значение для ее индивидуализации, и избежать злоупотреблений при принятии решений о размерах штрафной санкции в конкретных делах.
Конституционный Суд Российской Федерации указал, что впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Законом N 212-ФЗ за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законом интересам, а также характеру совершенного деяния.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П установлено, что принцип соразмерности и справедливости наказания предполагает установление дифференцированной ответственности в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения, размера причиненного ущерба.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2003 N 349-О разъяснено, что суд вправе избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния.
С учетом вышеизложенного, следует признать, что полномочия суда, на снижение штрафных санкций исходя из вышеуказанных принципов, вытекают из конституционных прерогатив правосудия.
По мнению судебной коллегии, применительно к конкретным обстоятельствам рассматриваемого дела, судом первой инстанции правильно приняты во внимание обстоятельства, смягчающие ответственность Учреждения, а именно: отсутствие задолженности по оплате страховых взносов в пенсионный фонд, к ответственности привлекается впервые, бюджетное учреждение.
Суд первой инстанции обоснованно снизил размер штрафа в 10 раз, до 3 300,00 руб.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, и не могут послужить основанием для отмены вынесенного судебного решения.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 26 мая 2017 года по делу N А83-408/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском району Республики Крым (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Ю. Карев |
Судьи |
В.А. Омельченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-408/2017
Истец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ <ГВАРДЕЙСКАЯ ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ N3> СИМФЕРОПОЛЬСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: Управление Пенсионного фонда Украины в Симферопольском районе АР Крым, ГУ - ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ, ГУ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИМФЕРОПОЛЬСКОМ РАЙОНЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ (МЕЖРАЙОННОЕ), Управление Пенсионного фонда Республики Крым в Симферопольском районе