28 июля 2017 г. |
Дело N А43-34833/2016 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Бухтояровой Л.В.,
судей Мальковой Д.Г., Большаковой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зиновьевой И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета имущественных отношений г. Арзамаса Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.03.2017 по делу N А43-34833/2016, принятое судьей Окороковым Д.Д., по иску Комитета имущественных отношений г. Арзамаса Нижегородской области (ИНН 5243000019, ОГРН 1045206597754) к обществу с ограниченной ответственностью "Арзамасский водоканал" (ОГРН 1105243000268, ИНН 5243027892) об обязании принять к эксплуатации объекты водоснабжения и водоотведения,
при участии:
от Комитета имущественных отношений г. Арзамаса Нижегородской области - Горшкова И.А. по доверенности от 09.01.2017 сроком действия по 31.12.2017;
от общества с ограниченной ответственностью "Арзамасский водоканал" - Гущиной Е.А. по доверенности от 04.07.2017 сроком действия до 31.12.2017;
установил:
Комитет имущественных отношений г. Арзамаса Нижегородской области (далее - Комитет, истец) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Арзамасский водоканал" (далее - ООО "Арзамасский водоканал", ответчик) об обязании принять к эксплуатации путем подписания передаточных актов следующие объекты водоснабжения и водоотведения: водопроводную сеть по адресу: г. Арзамас, ул. Заклубная, д.6а; комплексную трансформаторную подстанцию по адресу: г. Арзамас, ул. Солнечная, в районе жилого дома N 86; водопроводную сеть по адресу:
г. Арзамас, ул. Береговая от дома N 31 до дома N 40 (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 29.03.2017 Арбитражный суд Нижегородской области в удовлетворении иска отказал.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Комитет обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Оспаривая решение суда, заявитель не согласен с выводом суда, что передаче бесхозяйственный сетей на обслуживание предшествует инвентаризация, позволяющая определить местоположение, технические характеристики сетей и отражающая состояние объектов, поскольку данные сведения содержатся в схеме водоснабжения и водоотведения городского округа города Арзамаса Нижегородской области.
Ссылаясь на судебную практику, указал на обязанность гарантирующей организации принять выявленные бесхозяйственные сети независимо от их постановки на учет, проведении иных действий, в том числе и инвентаризации в целях исключения ситуаций, при которых объекты централизованного водоснабжения никем не обслуживаются, что может привести к ухудшению качества или невозможности оказания услуг поставляемого ресурса.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Арзамасский водоканал" указал на законность и обоснованность принятого по делу решения.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель ответчика просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены данного судебного акта.
Судом установлено, согласно Постановлению администрации г. Арзамаса Нижегородской области от 19 июля 2013 года N 1408 ООО "РЕМОНДИС Арзамас Сервис" является гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории городского округа город Арзамас. Впоследствии ООО "РЕМОНДИС Арзамас Сервис" переименовано в ООО "Арзамасский водоканал".
Как указано истцом в обоснование заявленных требований в границах городского округа город Арзамас выявлены объекты водоснабжения и водоотведения: 1) водопроводная сеть по адресу: г. Арзамас, ул. Заклубная, д.6а; 2) Комплексная трансформаторная подстанция по адресу: г. Арзамас, ул. Солнечная, в районе жилого дома N 86; 3) водопроводная сеть по адресу: г. Арзамас, ул. Береговая от дома N31 до дома N40.
Письмами от 16.11.2016 N 02-14-2359, от 05.10.2016 N 02-14-2003, от 02.08.2016 N02-14-1566, направленными в адрес ответчика, Комитет предложил принять спорные сети в эксплуатацию.
Истец, полагая, что с момента выявления бесхозяйных сетей у администрации появляется обязанность по оформлению указанных сетей в собственность, у гарантирующей организации - обязанность обеспечивать водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатацию таких объектов, и ответчик уклоняется от принятия объектов водоснабжения и подписания передаточного акта, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Проанализировав материалы дела и доводы сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта.
Правовые основы жизненного цикла бесхозяйных объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения определены положениями частей 5 - 7 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Согласно части 5 статьи 8 Закона N 416-ФЗ в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии со статьей 12 Закона N 416-ФЗ органы местного самоуправления городских округов для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности. Организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Совокупное толкование приведенных норм права позволяет прийти к выводу о том, что обязанность учета и оформления затрат на содержание бесхозяйных объектов централизованного водоснабжения и водоотведения возложена на орган местного самоуправления.
При этом выявление бесхозяйных сетей водоснабжения и водоотведения влечет за собой возникновение у органа местного самоуправления обязанности по определению гарантирующей организации, водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными сетями и которая будет осуществлять содержание и обслуживание данных сетей, поскольку именно такая организация обязаны обеспечивать надежное и бесперебойное водоснабжение потребителей и водоотведение вне зависимости от факта наличия в централизованной системе водоснабжения и водоотведения бесхозяйных сетей.
Пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (пункт 2 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 42 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" до 01.07.2013 года органы местного самоуправления поселения, городского округа осуществляют инвентаризацию водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), утверждают схему водоснабжения и водоотведения, определяют гарантирующую организацию, устанавливают зоны ее деятельности.
Таким образом, определению гарантирующей организации и передачи по передаточному акту бесхозяйных сетей в силу части 2 статьи 42 Закона N 416-ФЗ, предшествует инвентаризация водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), утверждение схемы водоснабжения и водоотведения; гарантирующий поставщик определяется на основании результатов инвентаризации с учетом сложившихся фактических отношений.
Суд первой инстанции, оценив материалы дела в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив положения части 2 статьи 42 Закона N 416-ФЗ, сделал правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения требований, поскольку материалами дела не подтверждена зона деятельности гарантирующей организации в части спорных сетей, так как орган местного самоуправления не провел инвентаризацию спорных водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод).
Актуализированная схема водоснабжения и водоотведения города Арзамаса Нижегородской области, утвержденная постановлением администрации города Арзамаса Нижегородской области от 07.11.2016 N 1353 не содержат сведений о выявленных спорных бесхозяйственных сетях.
Более того, нельзя признать обоснованными доводы заявителя о наличии бесхозяйной водопроводной сети по адресу г. Арзамас, ул. Береговая от дома N 31 до дома N 40, поскольку право муниципальной собственности на данную сеть зарегистрировано 10.03.2017, согласно выписки из единого государственного реестра недвижимости. В связи с этим, правоотношения сторон по поводу данной сети должны быть основаны на договоре аренды имущества, либо на условиях концессионного соглашения.
Комплектная трансформаторная подстанция по адресу г.Арзамас, ул. Солнечная в районе жилого дома N 86 является частью объекта "канализационная насосная станция с установкой комплектной трансформаторной подстанции", ч то следует из разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 01.12.2014 N RU 52 301000-33 и сообщения о принятии на учет бесхозяйственного объекта недвижимого имущества от 24.12.2015 (л.д. 22, 32).
По пояснениям сторон, данным в суде апелляционной инстанции, канализационная насосная станция по адресу г.Арзамас, ул. Солнечная в районе жилого дома N 86 принята в эксплуатацию и на содержание ответчиком.
Поскольку комплектная трансформаторная подстанция является неотъемлемой частью объекта "канализационная насосная станция с установкой комплектной трансформаторной подстанции", в эксплуатацию и на содержание ответчиком считается переданным весь объект в целом, в связи с этим доводы истца в данной части необоснованны.
В свою очередь, доказательств существования как самостоятельного объекта комплексной трансформаторной подстанции истцом не представлено.
Водопроводная сеть по адресу г.Арзамас, ул. Заклубная, д.6а в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации не входит в централизованную систему холодного водоснабжения и водоотведения, поэтому не может быть принята в эксплуатацию ответчика. Доказательств обратного истцом также не представлено.
Судом в полной мере проверены аргументы истца и им дана надлежащая оценка.
Оснований для иной оценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.03.2017 по делу N А43-34833/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета имущественных отношений г. Арзамаса Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.В. Бухтоярова |
Судьи |
О.А. Большакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-34833/2016
Истец: Комитет имущественных отношений г. Арзамаса
Ответчик: ООО "РЕМОНДИС АРЗАМАС СЕРВИС"