г. Самара |
|
28 июля 2017 г. |
А55-24351/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 июля 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Юдкина А.А., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
при участии:
от ООО "УК "Сесла" - представителя Никитиной О.Н. (доверенность от 29.05.2017),
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Самарской области - представителя Борисовой Л.И. (доверенность от 08.10.2015 N 82),
от Министерства имущественных отношений Самарской области - представитель не явился, извещен,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - представителя Нескоромновой О.Н. (доверенность от 30.12.2016 N 12-6072),
от третьих лиц - представители не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Сесла"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 13 апреля 2017 года по делу N А55-24351/2016 (судья Лихачев А.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Сесла", Самарская область, г. Самара,
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Самарской области, Самарская область, г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, Самарская область, г. Самара,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Самарская область, г. Самара,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства строительства Самарской области, Администрации городского округа Самара, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, Главного управления МЧС России по Самарской области,
о признании недействительной заявки, незаконными действий и обязании,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Управляющая компания "Сесла" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд с заявлением к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Самарской области, Министерству имущественных отношений самарской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, в котором просит:
- признать недействительной заявку Министерства имущественных отношений Самарской области от 25.08.2004 г. N 12-17/990 о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка общей площадью 2 863 кв. м, категории земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: под столовую N5, расположенного по адресу: Самарская область, г.Самара, проспект Кирова;
- признать незаконными действия Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 63:01:0739002:9, общей площадью 2 863 кв. м, категории земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: под столовую N 5, расположенного по адресу: Самарская область, г.Самара, проспект Кирова;
- обязать Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 63:01:0739002:9, общей площадью 2 863 кв. м, категории земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: под столовую N 5, расположенного по адресу: Самарская область, г.Самара, проспект Кирова.
К участию в деле в качестве третьих лиц судом первой инстанции привлечены Министерства строительства Самарской области, Администрации городского округа Самара, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, Главного управления МЧС России по Самарской области (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 13 апреля 2017 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 13 апреля 2017 года по делу N А55-24351/2016 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме, указывая на отсутствие пропуска срока на обращение в суд с рассматриваемыми требованиями, а также на наличие оснований для признания оспариваемых заявки Министерства и действий Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 63:01:0739002:9, незаконными.
В материалы дела поступили возражения Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Самарской области на апелляционную жалобу заявителя, в котором заинтересованное лицо просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 13 апреля 2017 года по делу N А55-24351/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения как необоснованную.
Кроме того, после отложения судебного разбирательства определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2017, в суд 25.07.2017 поступило дополнение к апелляционной жалобе ООО "Управляющая Компания "Сесла", в котором обществом даны дополнительные пояснения по доводам апелляционной жалобы, а также к дополнению приложены межевой план от 10.12.2014, выписка из ЕГРН отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у ООО "УК "Сесла" объекты недвижимого имущества от 03.07.2017, а также кадастровые паспорта и свидетельства о государственной регистрации права на спорные земельные участки.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.
Представители заинтересованных лиц в судебном заседании апелляционного суда возражали против удовлетворения апелляционной жалобы общества по основаниям, изложенном в возражениях на жалобу, просили суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 13 апреля 2017 года по делу N А55-24351/2016 оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом, в государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН) содержатся сведения об учтенном земельном участке с кадастровым номером 63:01:0739002:755, с уточненной площадью 35 325 кв.м., с разрешенным использованием - под фактически занимаемый земельный участок заводом, категорией земель - земли населенных пунктов, расположенном по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, проспект Кирова.
Согласно сведениям ГКН собственником указанного земельного участка является ООО "Управляющая компания "Сесла" (peг. запись от 06.08.2015 N 63-63/001-63/001/701/2015-1893/1).
Земельный участок с кадастровым номером 63:01:0739002:755 образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером 63:01:0739002:14 и поставлен на государственный кадастровый учет 30.12.2014 на основании заявления представителя ООО "Управляющая компания "Сесла" о постановке на государственный кадастровый учет от 10.12.2014 N 63-0-1-22/3201/2014-15041 и представленных к нему документов, в том числе межевого плана.
Также в ГКН содержатся сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером 63:01:0739002:9, с декларированной площадью 2 863 кв.м., с разрешенным использованием - под столовую N 5, категорией земель - земли населенных пунктов, расположенном по адресу: Самарская обл., г. Самара просп. Кирова. Сведения о правах и обременениях в ГКН отсутствуют.
Как указывает заявитель 12.09.2016 при получении кадастровой выписки на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0739002:9 ему стало известно о наложении границ данного земельного участка на земельные участки с кадастровыми номерами 63:01:0739002:755 и 63:01:0739002:757.
Земельный участок с кадастровым номером 63:01:0739002:9 поставлен на государственный кадастровый учет 13.09.2004 на основании заявки Министерства имущественных отношений Самарской области о постановке на государственный кадастровый учет от 25.08.2004 N 01-4/7-04-6642.
ООО "Управляющая компания "Сесла" полагает, что заявка Министерства имущественных отношений Самарской области от 25.08.2004 г. N 12-17/990 о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка общей площадью 2 863 кв. м. с кадастровым номером 63:01:0739002:9 является незаконной.
Согласно статье 19 Федерального закона N 28-ФЗ от 02.01.2000 "О государственном земельном кадастре", действовавшего на момент постановки указанного земельного участка на кадастровый учет, для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона N 28-ФЗ от 02.01.2000 "О государственном земельном кадастре" в случае, если в представленных в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, документах отсутствуют сведения, необходимые для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, или если такие сведения противоречивы, проведение государственного кадастрового учета земельных участков приостанавливается и заявители немедленно в письменной форме извещаются о приостановлении проведения такого учета с обоснованием данных решений, за исключением указанного в пункте 6.1 статьи 19 настоящего Федерального закона случая.
В проведении государственного кадастрового учета земельных участков должно быть отказано в случае, если:
- с заявкой о проведении государственного кадастрового учета земельных участков обратилось ненадлежащее лицо;
- документы, представленные в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, по форме или содержанию не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации;
- при межевании земельных участков, в отношении которых должен проводиться государственный кадастровый учет земельных участков, нарушены права смежных землепользователей;
- площадь земельного участка, в отношении которого должен проводиться государственный кадастровый учет земельных участков, меньше минимального размера, установленного в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления для земель различного целевого назначения и разрешенного использования;
- содержащаяся в документах о межевании уточненная площадь земельного участка превышает указанную в правоустанавливающем документе на такой земельный участок площадь более чем на минимальный размер, установленный в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления для земель различного целевого назначения и разрешенного использования.
Таким образом, постановка земельного участка на кадастровый учет носила заявительный характер, при этом решение о постановке или об отказе в постановке на кадастровый учет объекта недвижимости принимал орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного земельного кадастра.
Учитывая изложенное, заявка министерства от 25.08.2004 N 12-17/990 о постановке на государственный кадастровый учет указанного земельного участка не носит властно-распорядительного характера, а является лишь документом необходимым для начала процедуры постановки на кадастровый учет объекта недвижимости, и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно сведениям реестра федерального имущества, по адресу: г. Самара, проспект Кирова, д. 10 расположен находящийся в федеральной собственности объект гражданской обороны - защитное сооружение гражданской обороны (литер Ю) мобилизационное имущество.
Согласно сведениям ЕГРН, адрес земельного участка с кадастровым номером 63:01:0739002:14, г. Самара, проспект Кирова, д. 10.
На основании п. 1 Постановления Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на Федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в разделе III Приложения N 1 к данному Постановлению, относятся исключительно к федеральной собственности, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий.
В соответствии с пунктом 2 раздела III Приложения N 1 к таким объектам государственной собственности относятся защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период.
На основании п. 3 Приказа МЧС РФ от 6 августа 2004 г. N 372 "Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации" утвержден перечень территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации. В данном перечне согласно Приложению N 2 данного приказа за N 65 числится Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области (место нахождения - г. Самара).
Согласно письму МЧС России от 10.09.2013 N 2-4-87-28-14 "Организационно-методические указания по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2014 - 2016 годы", в целях совершенствования подготовки органов управления, сил гражданской обороны (далее - ГО) и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций основной задачей кроме прочих является обеспечение сохранности имеющегося фонда средств коллективной защиты населения и недопущение преждевременного и неправомерного снятия с учета защитных сооружений ГО (далее - ЗС ГО).
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 12.02.1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство РФ.
Согласно п. 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 г. N 1309, к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для проведения мероприятий по гражданской обороне.
Следовательно, ЗС ГО, не отвечающие критериям объектов оборонного производства, на основании п. 3 вышеупомянутого Постановления продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта Федерации, муниципального образования в установленном порядке.
Как следует из письма Главного управления МЧС России по Самарской области N 2336-3-3-6 от 16.03.2017 по адресу: г. Самара, проспект Кирова, д. 10 расположено защитное сооружение гражданской обороны - отдельно стоящее убежище (т. 4 л.д. 121).
Кроме того, суд установил, что заявителем пропущен процессуальный срок на обращение в арбитражный суд.
Судом установлено, что 11.01.2016 в орган кадастрового учета обратился представитель ООО "Управляющая компания "Сесла" по доверенности Никифорова А.Н. с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет N 63-0-1-22/3201/2016-16 (т. 4 л.д. 120).
Осуществление государственного кадастрового учета по заявлению от 14.01.2016 N 63-00-119/16-2610 было приостановлено, в том числе, по причине того, что при внесении в ГКН сведений о характерных точках границ учитываемого земельного участка выявлено пересечение его границ с границами земельного участка с кадастровым номером 63:01:0739002:9 (т. 2 л.д. 55).
Таким образом, о наличии пересечения земельных участков с кадастровыми номерами 63:01:0739002:755 и 63:01:0739002:9 заявителю стало известно еще в январе 2016 года.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Вместе с тем, ООО "Управляющая компания "Сесла", в нарушение ч. 4 ст. 198 АПК РФ, обратилось в суд с указанным заявлением лишь 29.09.2016, т.е. по истечению срока предусмотренного законодательством срока на обжалование.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2006 N 16228/05, а также в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.09.2008 года N 11990/08 указано, что пропуск срока, предусмотренного ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления об оспаривании ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия).
Таким образом, с учетом установленного факта пропуска срока на подачу заявления, предусмотренного ст.198 АПК РФ, требования заявителя правомерно оставлены судом первой инстанции без удовлетворения.
Доводы апелляционной жалобы ООО "Управляющая компания "Сесла" не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта, предусмотренных ст.270 АПК РФ. Довод Общества об отсутствии пропуска срока на обжалование, не основан на обстоятельствах настоящего дела, свидетельствующих об обратном.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, не установлено.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 13 апреля 2017 года по делу N А55-24351/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-24351/2016
Истец: ООО "Управляющая компания "Сесла"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, ФГБУ Филиал "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области
Третье лицо: Администрация городского округа Самара, ГУ МЧС России по Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области, Министерство строительства самарской области, Территориальное управление Росимущества в Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
28.07.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6685/17