Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 ноября 2017 г. N Ф08-8558/17 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
28 июля 2017 г. |
дело N А32-1019/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июля 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сулименко О.А., судей Ефимовой О.Ю., Илюшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Карнауховой В.В.,
при участии:
от заявителя: Глебов Я.Л., паспорт; Долгов А.А. - представитель по доверенности от 14.11.2015;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.03.2017 по делу N А32-1019/2017, принятое судьей Боровиком А.М.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Глава КФХ Глебова Яна Леонидовича (ИНН 234400789374 ОГРНИП 304234427300031)
к заинтересованному лицу Департаменту имущественных отношений Краснодарского края
о признании незаконным отказа; об обязании
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель глава КФХ Глебов Ян Леонидович обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) со следующими требованиями:
признать незаконным отказ департамента, выраженный в письме от 02.11.2016 года N 52-31283/16- 32-20 об отказе в государственной услуге по предоставлению в собственность за плату индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Глебову Яну Леонидовичу земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 23:22:0801000:360 и 23:22:0801000:365;
установить факт, имеющий юридическое значение - аренды индивидуальным предпринимателем главой крестьянского (фермерского) хозяйства Глебовым Яном Леонидовичем земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 23:22:0801000:360 и 23:22:0801000:365, с 24 июля 1998 года, то есть более пятнадцати лет.
В порядке устранения допущенного нарушения просит обязать департамент имущественных отношений Краснодарского края направить индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Глебову Яну Леонидовичу в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда проект подписанного договора купли - продажи незастроенных земельных участков, находящихся в государственной собственности, земельного участка с кадастровым номером 23:22:0801000:360, площадью 72013 кв.м, земли сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, местонахождение: Новопокровский район, с/п Ильинское, в границах ПСК "Россия", секция 3, контур 9, и земельного участка с кадастровым номером 23:22:0801000:365, площадью 256036 кв.м, земли сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, местонахождение: Новопокровский район, с/п Ильинское, в границах ПСК "Россия", секция 3, контур 12, за 894 613,25 рублей, из расчета цены выкупа, равной 20 процентам кадастровой стоимости земельных участков, по состоянию на 02.11.2016 года, то есть на момент вынесения департаментом решения об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка сельскохозяйственного назначения, выраженного в письме от 02.11.2016 года за N 52-31283/16-32-20 (кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:22:0801000:360 - 981923,18 рублей, цена выкупа равна 196384,64 рубля (981923,18 рублей х 20%), кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:22:0801000:365 - 3491143,03 рублей, цена выкупа равна 698228,61 рубля (3491143,03 рублей х 20%)).
Заявленные требования мотивированы тем, что у департамента отсутствовали основания для отказа в выкупе земельного участка. Заявителем были представлены все необходимые для получения государственной услуги документы.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.03.2017 заявленные требования удовлетворены в части. Суд признал незаконным отказ департамента имущественных отношений Краснодарского края, выраженный в письме от 02.11.2016 N 52-31283/16-32-20 об отказе в государственной услуге по предоставлению в собственность за плату индивидуальному предпринимателю главе КФХ Глебову Яну Леонидовичу земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 23:22:0801000:360 и 23:22:0801000:365. В порядке устранения допущенного нарушения суд обязал департамент имущественных отношений Краснодарского края направить индивидуальному предпринимателю главе КФХ Глебову Я.Л. в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу подписанный проект договора купли-продажи земельных участков с кадастровым номером 23:22:0801000:360, площадью 72 013 кв.м земли сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства местонахождение: Новопокровский район, с/п Ильинское, в границах ПСК "Россия", секция 3, контур 9 и земельного участка с кадастровым номером 23:22:0801000:365, площадью 256 036 кв.м, земли сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства местонахождение: Новопокровский район, с/п Ильинское, в границах ПСК "Россия", секция 3, контур 12, из расчета выкупной цены - 20% от кадастровой стоимости, определенной по состоянию на 02.11.2016, в общем размере 894 613,25 рублей за оба участка.
В удовлетворении оставшейся части заявленных требований отказано.
Решение суда мотивировано тем, что заявитель использует земельные участки на основании договора аренды от 17.02.1994 N 370, заявитель добросовестно использует земельный участок согласно его целевому назначению. Вместе с тем, в удовлетворении заявления в части установления факта аренды суд отказал, факт наличия или отсутствия права не подлежит рассмотрению в порядке искового производства.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил решение отменить в части удовлетворения заявления, в указанной части отказать предпринимателю в удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы указывает на то, что в департамент не был представлен план земельного участка (неотъемлемая часть договора аренды N 370), тождественность испрашиваемых земельных участков переданным в аренду в 1994 году не подтверждается поступившими в департамент материалами. В рамках настоящего спора суд не должен был устанавливать выкупную стоимость земельного участка.
В отзыве на апелляционную жалобу предприниматель просит оставить решение суда первой инстанции без изменения. Указывает, что договор аренды является действующим, не расторгнут. Обременение арендой зарегистрировано.
В судебном заседании предприниматель дал суду пояснения об обстоятельствах и материалах дела, просил решение суда первой инстанции оставить в силе.
Департамент в судебное заседание явку представителя не обеспечил, извещен надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие Департамента имущественных отношений Краснодарского края.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав Глебова Я.Л., арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании п.1 постановления главы администрации Новопокровского района Краснодарского края от 14.02.1994 N 86 "О предоставлении земельного участка гр. Глебову Я.Л. для организации крестьянского хозяйства" Глебову Я.Л. (главе КФХ "Юля") в аренду на 5 лет из земель запаса предоставлен земельный участок площадью 20,8 га.
Во исполнение постановления между крестьянским хозяйством "Юля" и администрацией Новопокровского района Краснодарского края заключен договор аренды от 17 февраля 1994 года N 370.
25.01.1995 постановлением администрации Новопокровского района Краснодарского края N 31/2 крестьянскому хозяйству "Юля" также был предоставлен в аренду земельный участок площадью 19,5 га пашни из земель в границах а/о Россия, сроком на пять лет.
Постановлением администрации Новопокровского района Краснодарского края от 02.08.1995 года N 313/1 крестьянскому хозяйству "Юля" также был предоставлен в аренду земельный участок площадью 3,5 га пашни, сроком до 01.12.1999 года.
Согласно постановлению главы администрации Новопокровского района Краснодарского края от 24.07.1998 N 271/14 с крестьянским хозяйством "Юлия" был расторгнут договор аренды в части на земельный участок площадью 11,0 га в границах а/о Россия, в связи с систематическими подтоплениями.
Договор аренды от 17.02.1994 N 370 зарегистрирован в администрации Новопокровского района.
Таким образом, с июля 1995 года крестьянское хозяйство "Юля" (впоследующем статус был приведен в соответствие с нормами законодательства, в результате чего глава КФХ Глебов Ян Леонидович был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя), с учетом расторжения договора в части 11 га в 1998 году, арендует земельные участки общей площадью 32,8 га пашни.
Согласно постановлению главы муниципального образования Новопокровский район от 12.02.2009 срок договора аренды продлен на 10 лет.
Во исполнение постановления департаментом имущественных отношений Краснодарского края, а также администрацией муниципального образования Новопокровский район (арендодателем), и индивидуальном предпринимателем главой крестьянского (фермерского) хозяйства Глебовым Яном Леонидовичем (арендатором), было заключено дополнительное соглашение к договору аренды от 17 февраля 1994 года N 370, срок действия договора продлен до 12 февраля 2019 года, в аренду предоставлены земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:22:0801000:360 площадью 72 013 кв.м. и 23:22:0801000:365 площадью 256 036 кв.м.
Договор прошел государственную регистрацию от 17.11.2014 N 23-23-29/039/2014-250.
Обременение арендой внесено в Единый государственный реестр недвижимости.
21.09.2016 индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Глебов Я.Л. обратился в департамент в порядке, определенном приказом департамента от 03.06.2015 N 649 "Об утверждении административного регламента предоставления департаментом имущественных отношений Краснодарского края государственной услуги по предоставлению в собственность за плату земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края, находящихся в государственной собственности Краснодарского края", с заявлением о предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:22:0801000:360 площадью 72 013 кв.м. и 23:22:0801000:365 площадью 256 036 кв.м. в собственность за плату без проведения торгов на основании п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ ввиду нахождения земель сельскохозяйственного назначения в аренде более трех лет и в связи с их надлежащим использованием.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края письмом от 02.11.2016 N 52-31283/16-32-20 отказал в предоставлении государственной услуги по предоставлению в собственность земельного участка по причине того, что регистрация договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 12.02.2009 произведена 17.11.2014, обременение установлено на срок с 17.11.2014 по 12.02.2017, соответственно, заявление подано ранее предусмотренных сроков добросовестного использования - трех лет.
Полагая, что решение департамента об отказе в предоставлении земельных участков в собственность противоречит действующему законодательству и нарушает его права, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений частей 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Как верно указал суд первой инстанции, на основании пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 1 названного Закона им регулируются отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются гражданам и юридическим лицам на торгах (конкурсах, аукционах).
Вместе с тем, договор аренды от 17.02.1994 заключен до введения в действие указанных положений.
В силу пункта 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ (в редакции Закона N 336-ФЗ, действующей с 15.07.2016, действовавшей на дату обращения предпринимателя с заявлением в департамент), гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
В подпункте 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Закона N 336-ФЗ, действующей с 15.07.2016, действовавшей на дату обращения предпринимателя с заявлением в департамент) также закреплено, что продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Порядок приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Краснодарского края, регулируется Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" (далее - Закон N 532-КЗ).
Статья 21 названного Закона допускает приватизацию земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, переданных в аренду гражданину или юридическому лицу из фонда перераспределения земель по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Земельные участки в указанном случае, а также в случае, предусмотренном подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, приобретаются по цене, определенной в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края.
Таким образом, отношения, связанные с предоставлением земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, регулируются Земельным кодексом, Законом N 101-ФЗ и соответствующими законами субъектов Российской Федерации.
Предприниматель указывает, что у департамента отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании испрашиваемых земельных участков. Департамент также не указывает на факт ненадлежащего использования земель сельскохозяйственного назначения.
Довод департамента о том, что заявитель не подтвердил идентичность испрашиваемых земельных участков с переданными по договору аренды N 370, рассмотрен судом и правомерно отклонен.
Межмуниципальным отделом по Белоглинскому и Новопокровскому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (сообщение от 13.07.2016 года N 22-05/3306) была подтверждена идентичность земельных участков переданных крестьянскому хозяйству по постановлению главы администрации Новопокровского района Краснодарского края от 14.02.1994 N 86, по постановлению главы администрации Новопокровского района Краснодарского края от 25.01.1995 N 31/2, по постановлению главы администрации Новопокровского района Краснодарского края от 02.08.1995 N 313/1 в аренду до 01.12.1999, и изъятого земельного участка по постановлению главы администрации Новопокровского района Краснодарского края от 24.07.1998 N 271/14, земельным участкам с кадастровыми номерами 23:22:0801000:360 и 23:22:0801000:365, используемым индивидуальным предпринимателем главой крестьянского (фермерского) хозяйства Глебовым Я.Л.
В соответствии с ответом администрации муниципального образования Новопокровский район от 09.09.2016 N 8-24/2594 земельный участок площадью 32,8 га, используемый по договору о предоставлении земельного участка в аренду от 17 февраля 1994 года N 370 крестьянскому хозяйству "Юля" на основании постановления главы администрации Новопокровского района Краснодарского края от 14.02.1994 N 86, постановления главы администрации Новопокровского района Краснодарского края от 25.01.1995 N 31/2, постановления главы администрации Новопокровского района Краснодарского края от 02.08.1995 N 313/1, постановлению главы администрации Новопокровского района Краснодарского края от 24.07.1998 N 271/14 и дополнительному соглашению к договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения с переуступкой прав и обязанностей арендодателя от 12 февраля 2009 года идентичен земельным участкам с кадастровыми номерами 23:22:0801000:360 и 23:22:0801000:365.
Таким образом, заявитель использует земельные участки свыше трех лет, в связи с чем имеет право на выкуп земельных участков по льготной цене, установленной Законом N 532-КЗ
В апелляционной жалобе департамент также указывает на отсутствие у предпринимателя права требовать предоставления земельного участка в собственность без проведения торгов по заявленному основанию.
В пункте 1 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" разъяснено, что в случаях, предусмотренных законом (например, пунктами 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции", статьями 30 - 30.2 Земельного кодекса РФ, статьей 74 Лесного кодекса РФ), договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов.
В связи с этим, договор аренды названного имущества, заключенный на новый срок без проведения торгов, является ничтожным (статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации), равно как и соглашение о продлении такого договора.
Вместе с тем договор аренды государственного или муниципального имущества может быть возобновлен на неопределенный срок в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, если этот договор заключен до вступления в силу закона, требующего обязательного проведения торгов для заключения договора аренды (статья 422 ГК РФ).
Вместе с тем, из материалов дела видно, что пользование земельным участком осуществляется на основании договора аренды от 17.02.1994 N 370, соответственно даже с учетом ничтожности дополнительного соглашения к договору 2009 года, предприниматель осуществляет пользование земельным участком на основании возобновленного на неопределенный срок ранее заключенного соглашения.
Соответственно, на момент обращения с заявлением о выкупе земельного участка предприниматель обладал статусом арендатора.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу о наличии предусмотренных действующим законодательством условий для предоставления спорного земельного участка заявителю.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Действия суда по определению выкупной стоимости в рамках дела о признании незаконными действий департамента соответствуют правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 28.04.2017 N 306-ЭС16-19865.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу о наличии предусмотренных действующим законодательством условий для предоставления спорного земельного участка заявителю.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.03.2017 по делу N А32-1019/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-1019/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 ноября 2017 г. N Ф08-8558/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: индивидуальный предприниматель глава КФХ Глебов Ян Леонидович, ИП глава КФХ Глебова Я.Л.
Ответчик: Департамент имущ отношений КК, Департамент имущественных отношений Краснодарского края