г. Санкт-Петербург |
|
28 июля 2017 г. |
Дело N А56-15150/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июля 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Толкунова В.М.
судей Зотеевой Л.В., Сомовой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бурак К.Д.,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от ответчика: Бургонская Е.Ю., по доверенности от 17.07.2017
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12368/2017) ООО "Мак Тауэр" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.04.2017 по делу N А56-15150/2017 (судья Анисимова О.В.), принятое
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному федеральному округу
к ООО "Мак Тауэр"
о привлечении к административной ответственности
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному федеральному округу (место нахождения: 190000, г. Санкт-Петербург, ул. Галерная, д. 27, далее - Управление, заявитель, Роскомнадзор) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Мак Тауэр" (место нахождения: 193320, г. Санкт-Петербург, пер. Челиева, д. 13, корп.3, лит. Т, пом. 22, ОГРН 1037843088172, ИНН 7825407921, далее - ООО "Мак Тауэр", Общество, ответчик) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 19.04.2017 Общество привлечено к административной ответственности согласно названной квалификации в виде предупреждения.
Не согласившись с принятым решением суда, ООО "Мак Тауэр" направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В обоснование доводов жалобы Общество указывает, что приказ ФГУП "РЧЦ ЦФО" от 29.12.2016 N 354 не опубликован, в связи с чем Общество лишено возможности информирования о порядке проведения мониторинга, порядке фиксации выявленных ФГУП "РЧЦ ЦФО" нарушений требований ограничения доступа к сайтам в сети Интернет. Кроме того, результаты проверки Актом Роскомнадзора не оформлены. Указанное, по мнению подателя жалобы, свидетельствует о некорректности проведения проверки в отношении Общества.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Управление извещено надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без участия представителей административного органа.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление просило оставить решение суда без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество имеет лицензию N 115119, выданную Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций на оказание телематических услуг связи.
В результате мониторинга выполнения оператором связи требований по ограничению доступа к ресурсам в сети Интернет, доступ к которым на территории Российской Федерации запрещен, проведенного филиалом ФГУП "Радиочастотный центр Центрального федерального округа" в Северо-Западном федеральном округе (далее - филиал ФГУП "РЧЦ ЦФО" в СЗФО) с использованием автоматизированной системы контроля за соблюдением операторами связи требований по ограничению доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - АС "Ревизор"), в результате проверки составлен акт мониторинга N 78/111 от 30.01.2017 и протокол мониторинга N78/112 от 30.01.2017.
В результате проверки установлено, что оператор связи ООО "Мак Тауэр" по месту своего нахождения не осуществил ограничение доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сети Интернет), распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, в результате чего нарушило:
-требования пунктов 1, 5 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее- Закон N 126-ФЗ);
- пп. "а" п. 26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 N 575;
- п. 4 раздела 16 Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания телематических услуг связи, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 N 87;
- п. 5 лицензионных условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией на оказание телематических услуг связи.
По факту правонарушения в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении от 16.02.2017 N АП-78/6/335 по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ протокол и иные материалы проверки направлены в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции посчитал доказанным событие административного правонарушения и вину Общества, правомерно исходя из следующего.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В целях оказания телематических услуг связи ООО "Мак Тауэр" в соответствии с условиями лицензии N 115119 и пункта 4 раздела 16 Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания телематических услуг связи, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 N 87, обеспечивает предоставление абоненту и (или) пользователю:
а) доступа к сети связи лицензиата;
б) доступа к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет;
в) приема и передачи телематических электронных сообщений;
г) передачи сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при введении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
Оказание телематических услуг связи регулируется Правилами оказания телематических услуг связи, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 N 575 (далее - Правила).
В соответствии с пп. "а" п. 26 Правил оператор связи обязан оказывать абоненту и (или) пользователю телематические услуги связи в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, Правилами, лицензией и договором.
Согласно пунктам 1, 5 статьи 46 Закона N 126-ФЗ оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к сети Интернет, обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством сети Интернет, в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон N 149-ФЗ), а также обеспечивать установку в своей сети связи предоставляемых в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, технических средств контроля за соблюдением оператором связи, установленных статьями 15.1-15.4 указанного Федерального закона требований.
На основании части 1 статьи 15.1 Закона N 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создан и ведется "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - Единый реестр).
Единый реестр ведется в соответствии с "Правилами создания, формирования и ведения Единого реестра", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 N 1101 (далее - Правила ведения Единого реестра).
Согласно п. 13 Правил ведения Единого реестра перечень доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в сети Интернет, доступ к которым обязан ограничить оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к сети Интернет, обновляется ежедневно в 9 часов 00 минут и 21 час 00 минут московского времени.
Согласно части 10 статьи 15.1 Закона N 149-ФЗ в течение суток с момента включения в реестр сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети Интернет, содержащий информацию, распространение которой в РФ запрещено, оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к сети Интернет, обязан ограничить доступ к такому сайту в сети Интернет.
На основании пункта 3 Порядка получения доступа к содержащейся в Едином реестре информации, утвержденного приказом Роскомнадзора от 21.02.2013 N 169, получение доступа к информации из Единого реестра осуществляется посредством обращения к веб-сервису, описание которого размещено на веб-сайте в сети Интернет: http://eais.rkn.gov.ru (http://vigruzki.rkn.gov.ru). Авторизация для использования указанного веб-сервиса осуществляется с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, выданной удостоверяющим центром, аккредитованным Министерством связи и массовых коммуникаций РФ.
Мониторинг проводился работниками филиала ФГУП "РЧЦ ЦФО" в СЗФО с использованием разработанной по заказу Роскомнадзора автоматизированной системы контроля за соблюдением операторами связи требований, установленных статьями 15.1-15.6 Закона N 149-ФЗ (АС "Ревизор"), посредством запуска плановых задач на аппаратно-программных модулях (агентах), установленных в сетях операторов связи на основании приказа Роскомнадзора N 103 от 17.07.2014 "Об утверждении порядка предоставления операторам связи технических средств контроля за соблюдением оператором связи требований, установленных статьями 15.1 - 15.4 N 149-ФЗ.
В рамках проведения мониторинга нарушения фиксируются в результатов получения прямого доступа при обращении к указанным интернет-ресурсам. Выявленные нарушения подтверждаются скриншотами страниц этих ресурсов. В материалах мониторинга отмечено время фиксации выявленных нарушений.
В ходе мониторинга, согласно данным протокола мониторинга установлено, что оператор связи ООО "Мак Тауэр" не осуществляет ограничение доступа по 1 адресу ресурсов в сети "Интернет", содержащему информацию, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, а именно: https://www.rbc.ua/rus/news/chubarov-ukraina-dolzhna-gotovitsyavoyne-1427 922079.html (дата внесения в реестр 04.02.2016).
Приступить к ограничению доступа к информации, размещенной на данном сайте в сети "Интернет", ООО "Мак Тауэр" обязано в течение суток с даты внесения сайта в "Единый реестр", согласно части 10 статьи 15.1 Закона N 149-ФЗ. Далее ООО "Мак Тауэр" обязано постоянно ограничивать доступ к информации, размещенной на данном сайте до даты исключения данного сайта из "Единого реестра".
В ходе мониторинга 30.01.2017 филиала ФГУП "РЧЦ ЦФО" в СЗФО запрещенная информация, размещенная на вышеуказанном сайте в сети "Интернет", была отображена. Акт мониторинга и протокол мониторинга от 30.01.2017 подписаны электронной подписью СЭД "ФГУП "РЧЦ ЦФО" заместителя директора филиала Проскурякова А.П.
Файл скриншота, подтверждающий отображение информации, размещенной по адресу: https://www.rbc.ua/rus/news/chubarov-ukraina-dolzhna-gotovitsya-voyne- 1427922079.html (размещенный в архиве по электронному адресу: https://www.rfcrevizor.ru/monitoring/CHECK_78_111_69979/scr-78-112.zip под номером s_264725_78_l 12_l_0.jpg, приобщены Управлением к материалам дела.
Указанные документы в силу требований КоАП РФ и АПК РФ являются надлежащими доказательствами совершения Обществом рассматриваемого правонарушения.
Аппаратно-программный комплекс "Ревизор" прошел необходимые этапы создания тестовой эксплуатации, экспертизы, по результатам которых был сертифицирован, о чем в дело представлен сертификат соответствия.
Достоверность представленного в дело скриншота страниц ресурсов ответчик не оспаривает, наличие доступа к ресурсам подтверждается на момент мониторинга.
Суд сделал правильный вывод, что Общество, получив лицензию на оказание телематических услуг связи, приняло на себя обязательства по соблюдению требований и условий такой деятельности. Несоблюдение Обществом лицензионных требований и условий свидетельствует о наличии вины в его действиях, поскольку доказательств принятия Обществом исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, которые позволили бы судить об отсутствии вины (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ), в материалах дела не содержится.
Учитывая конкретные обстоятельства дела, объект посягательства правонарушения, отсутствие исключительности, суд не усматривает оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения от административной ответственности по статье 2.9 КоАП РФ.
Назначенное судом наказание в виде предупреждения соответствует тяжести и характеру правонарушения, степени вины правонарушителя, принципам соразмерности и справедливости.
Нарушений порядка и срока давности привлечения к административной ответственности не установлено.
То, что для вменяемого Обществу правонарушения Законом N 18-ФЗ с 25.03.2017 в КоАП РФ введен самостоятельный состав (статья 13.34), не свидетельствует об отсутствии ответственности в спорный период (акт мониторинга от 30.01.2017) по общей норме об ответственности за ведение предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий лицензии. Доказательств улучшения положения Общества в связи с принятием специальной нормы Обществом не представлено. При этом норма статьи 13.34 КоАП РФ устанавливает более строгую ответственность
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является правильным и отмене либо изменению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.04.2017 по делу N А56-15150/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-15150/2017
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному федеральному округу
Ответчик: ООО "МАК ТАУЭР"
Хронология рассмотрения дела:
28.07.2017 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-12368/17