Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 15 ноября 2017 г. N Ф06-26119/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
28 июля 2017 г. |
А55-3886/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 июля 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Юдкина А.А., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Копирус" - представителя Бордон А.И. (доверенность от 15.12.2016),
от Администрации городского округа Тольятти - представителя Мязиной Ю.Г. (доверенность от 14.04.2017 N 3093/1),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Копирус"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 19 мая 2017 года по делу N А55-3886/2017 (судья Филатов М.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Копирус", Самарская область, г. Тольятти,
к Администрации городского округа Тольятти, Самарская область, г. Тольятти,
об оспаривании,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Копирус" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления N 24.11.2016 г. N 3720-п-1 Мэрии городского округа Тольятти Самарской области в части указания размера субсидии в размере 145 350 руб. пп. 13 Приложения в виде "Перечня получателей субсидий вновь созданным субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения затрат на приобретение основных средств", о признании недействительным решения комиссии Мэрии по рассмотрению заявок для участия в обороте на предоставленные субсидий вновь созданным субъектам малого и среднего предпринимательства, оформленное протоколом N 6 от 14.12.2016, в части отказа в представлении субсидии ООО "Копирус" и обязании Мэрии увеличить размер субсидии до 500 000 руб. с одновременным исполнением бремени заключения договора во исполнение решения о выделении субсидии в указанном размере.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19 мая 2017 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 19 мая 2017 года по делу N А55-3886/2017 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Податель жалобы приводит доводы об отсутствии оснований для снижения Администрацией размера субсидии, подлежащей выплате заявителю.
В материалы дела поступил отзыв Администрации г.о. Тольятти на апелляционную жалобу общества, в котором Администрация просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 19 мая 2017 года по делу N А55-3886/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.
В судебном заседании апелляционного суда представитель общества апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.
Представитель Администрации в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы общества по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просил суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 19 мая 2017 года по делу N А55-3886/2017 оставить без изменения.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, 29 августа 2016 года в соответствии с пунктом 4.1 Порядка ООО "КОПИРУС" предоставило документы на участие в отборе по предоставлению субсидий вновь созданным субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП) в целях возмещения затрат на приобретение основных средств (далее - Отбор).
15 сентября 2016 года комиссия по рассмотрению документов для участия в отборе на предоставление субсидий СМСП (далее - Комиссия) рассмотрела представленную документацию и вынесла решение о включении ООО "КОПИРУС" в список победителей Отбора (Протокол N 2) (л.д. 49-55). Информация о победителях Отбора размещена на официальном портале мэрии городского округа Тольятти: www.tgl.ru 21.09.2016.
08 ноября 2016 года комиссия рассмотрела представленный дополнительный пакет документов и вынесла решение о включении в перечень получателей субсидии ООО "КОПИРУС" в сумме 145 350,00 рублей (Протокол N 3) (л.д. 56-58).
В соответствии с положениями Порядка директор ООО "КОПИРУС" обязан был обратиться в департамент экономического развития мэрии городского округа Тольятти в период с 25.11.2016 по 05.12.2016 для заключения договора субсидии. Однако директор ООО "КОПИРУС" в указанный срок для заключения договора субсидии не обратился.
Заинтересованное лицо не обязывалось подготовить договор субсидии позже срока, установленного пунктом 6.11 Порядка.
В соответствии с подпунктом 6.12.1 Порядка основанием для отказа в предоставлении субсидии получателям субсидии является - руководитель СМСП не подписал договор в срок, указанный в пункте 6.11 Порядка.
05 декабря 2016 года ООО "КОПИРУС" обратилось с заявлением, в котором указано, что оно отказывается от получения субсидии по причине уменьшения размера субсидии (л.д. 62).
10 декабря 2016 года заявитель обратился в мэрию городского округа Тольятти с претензией (л.д. 66), в которой просил внести изменения в постановление мэрии городского округа Тольятти от 24.11.2016 N 3720-п/1 (л.д. 15-16) в части указания в строке 15 столбце 6 Приложения суммы в размере 500 000 рублей.
14 декабря 2016 года комиссия вынесла решение об отказе в предоставлении субсидии ООО "КОПИРУС" по основаниям, указанным в подпункте 6.12.1 Порядка (Протокол N 6), а именно руководитель СМСП не подписал договор в срок, указанный в пункте 6.11 Порядка (л.д. 59-60).
Постановлением мэрии городского округа Тольятти от 19.12.2016 N 4345-п/1 "О внесении изменений в постановление мэрии городского округа Тольятти от 24.11.2016 г. N 3720-п/1 "Об утверждении перечня получателей субсидии вновь созданным субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения затрат на приобретение основных средств" - ООО "КОПИРУС" исключен из перечня получателей субсидии (л.д. 72-73).
Как указывает общество в обоснование своей позиции, из письма заявителя от 05.12.2016 следует, что заявитель не согласен получить субсидию в меньшем размере и требует предоставления субсидии в ранее одобренном Мэрией размере.
Подписание договора при наличии спора о сумме субсидии не представлялось заявителю возможным, так как действующая предпосылка в виде обжалуемого постановления не соответствует целям одобренной Мэрией заявки, а по вступлении в силу законного решения по данному делу обжалуемое постановления получит новую дату изменения и заявитель обеспечит явку на подписание договора в требуемые 10 дней.
Заявитель не согласен с уменьшением размера субсидии на 354 650 руб. (500 000-145 350) и считает действия и решения Мэрии по уменьшению размера субсидий существенно нарушающими экономические интересы заявителя в связи с тратами заявителя, произведенными исключительно с учетом перспективы своевременного получения субсидии в полном объеме.
Указанные обстоятельства послужили для заявителя основанием обратиться в суд с рассматриваемыми требованиями.
При принятии судебного акта, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", статей 199 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительным ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства устанавливаются муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации муниципальных программ. В целях реализации муниципальной программы городского округа Тольятти "Развитие малого и среднего предпринимательства городского округа Тольятти на 2014-2017 годы", утвержденной постановлением мэрии городского округа Тольятти от 11.10.2013 N 3150-п/1, разработан Порядок предоставления субсидий вновь созданным субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения затрат на приобретение основных средств (далее - Порядок), утвержденный постановлением мэрии городского округа Тольятти от 28.07.2016 N 2403-п/1.
В соответствии с пунктом 6.1 Порядка победители Отбора в срок, не позднее 30 календарных дней со дня размещения списка победителей в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном портале мэрии городского округа Тольятти дополнительно предоставляют в департамент экономического развития мэрии городского округа Тольятти документы, подтверждающие фактически понесенные затраты СМСП, а именно:
- копии договоров на приобретение основных средств со всеми приложениями, указанными в данных договорах;
- копии накладных и счет-фактур либо копии универсальных передаточных документов по договорам на приобретение основных средств;
- выписки по лицевому счету и платежные поручения с отметкой банка, подтверждающих оплату основных средств;
- копии инвентарной книги учета объектов основных средств;
- цветные фотографии приобретенных основных средств на бумажном носителе.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 18 октября 2016 года ООО "КОПИРУС" предоставило документы, предусмотренные пунктом 6.1 Порядка, в том числе договор поставки от 26.09.2016 (л.д. 43-47) на приобретение следующих основных средств: рабочее место заправщика картриджей, компрессор воздушный безмасляный, принтер штрих кода, устройство для запайки и обрезки пакетов, компьютер стационарный, ноутбук, оперативный сервисный пылесос, станция очистки картриджей.
Вместе с тем, ООО "КОПИРУС" не предоставило документы, подтверждающие фактическое приобретение основных средств, указанных в расчете суммы субсидии, а именно: универсальной очистной станции для лазерных картриджей, пистолета аэродинамического с пневмомагистралью (2 ед.), рабочего места сборщика-разборщика картриджей, керамического фильтра осушителя воздуха с манометром для станции очистки картриджей, дозатора для тонера (2 ед.), сервисного пылесоса для тонера, парогенератора, принтера цветного лазерного.
Таким образом, ООО "КОПИРУС" не осуществило расходы по приобретению указанных основных средств в собственность в соответствии с представленным Расчетом суммы субсидии, в связи с чем комиссия вынесла решение об отказе ООО "КОПИРУС" в возмещении данной части затрат (Протокол N 3).
При этом суд отмечает, что в протоколе N 2 от 15.09.2016 (л.д. 49-55) отсутствует информация по размеру субсидии.
Размер субсидии определяется только после фактического приобретения СМСП основных средств, заявленных в расчете суммы субсидии, и предоставления в департамент экономического развития мэрии городского округа Тольятти подтверждающих документов, указанных в пунктах 6.1.1-6.1.6 Порядка. В Приложении N 2 к Протоколу N 2 от 15.09.2016 имеется следующая информация: порядковый номер, N заявки, наименование юридического лица, ФИО индивидуального предпринимателя, дата поступления заявки, время поступления заявки, баллы за оценку документации.
В связи с изложенным судом первой инстанции был отклонен довод заявителя о том, что Порядок не предусматривает процедуру уменьшения размера субсидий после утверждения заявки соискателя по причине отсутствия полной идентичности приобретаемых объектов с их наименованием в одобренном Мэрией бизнес-плане при том, что приобретаемые объекты полностью соответствуют цели заявки и Порядку.
Согласно пункта 2.1 Порядка субсидии предоставляются вновь созданным субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения затрат на приобретение основных средств, используемых для предпринимательской деятельности.
При этом, в соответствии с пунктом 3.3 Порядка затратами, учитываемыми для предоставления субсидии, являются затраты на приобретение основных средств, относящихся к подразделу "Машины и оборудование" Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94, утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.1994 N 359, и относящихся ко второй и выше амортизационным группам Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы", за исключением классов ОКОФ: 14 2927000; 14 3230000; 14 3322000. Затраты по приобретению основных средств, относящиеся к иным подразделам ОКОФ возмещению не подлежат.
Как установлено судом в ходе рассмотрения дела, данное условие внесено в Порядок на основании пункта 5.1.1 Приказа Минэкономразвития России от 25.03.2015 N 167 "Об утверждении условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Вышеуказанная классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утверждена в соответствии со статьей 258 Налогового кодекса РФ. При этом пункт 3 статьи 258 Налогового кодекса РФ трактует, что амортизационные группы формируются из амортизируемого имущества.
Согласно положениям статьей 256 и 257 Налогового кодекса РФ с 1 января 2016 года амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с договором поставки от 26.09.2016 стоимость каждого основного средства: рабочее место заправщика картриджей, компрессор воздушный безмасляный, принтер штрих кода, устройство для запайки и обрезки пакетов, ноутбук, оперативный сервисный пылесос составила менее 100 000 рублей, что не соответствует пункту 3.3 Порядка.
Обратного суду не представлено.
При этом судом первой инстанции было учтено, что Налоговый кодекс РФ обязателен к применению на всей территории Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и физические лица обязаны соблюдать и применять Налоговый кодекс РФ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" основным принципом поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства.
Как установлено судом в ходе рассмотрения дела, согласно договору поставки от 26.09.2016 затраты на приобретение компьютера стационарного и станции очистки картриджей составили 103 432 рублей и 224 000 рублей соответственно.
Вместе с тем, в расчете суммы субсидии ООО "КОПИРУС" заявило на компьютер стационарный сумму субсидии в размере 51 000 рублей, на станцию очистки картриджей сумму субсидии 94 350 рублей, общая сумма субсидии составила 145 350 рублей.
08 ноября 2016 года комиссия рассмотрела представленный дополнительный пакет документов и вынесла решение о включении в перечень получателей субсидии ООО "КОПИРУС" в сумме 145 350,00 рублей (Протокол N 3).
Таким образом, суд считает, что заинтересованное лицо не выносило решение об уменьшении суммы субсидии, а определило данный размер субсидии.
Доводы заявителя об обратном правомерно отклонены судом первой инстанции, как не подтверждающиеся материалами дела.
Анализ изложенных норм действующего законодательства позволяет сделать вывод, что размер субсидии рассчитывается исходя из фактических затрат, которые подтверждаются документами, указанными в пунктах 6.1.1-6.1.6 Порядка. При этом, в соответствии с пунктом 6.1.1 Порядка, предметом по договору (договорам) на приобретение основных средств являются основные средства, заявленные в расчете суммы субсидии и соответствующие пункту 3.3 Порядка.
На основании указанных обстоятельств, суд пришел к обоснованному выводу о том, что решение Комиссии, изложенное в Протоколе N 3 от 08.11.2016 г. соответствует нормам Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Порядка и Налогового кодекса РФ и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Кроме того, судом отмечено следующее.
Постановлением мэрии городского округа Тольятти от 24.11.2016 N 3720-п/1 утвержден перечень получателей субсидии вновь созданным субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения затрат на приобретение основных средств. Указанное постановление было опубликовано 25.11.2016 в газете "Городские ведомости".
В соответствии с пунктом 6.11 Порядка в течение 10-ти календарных дней со дня официального опубликования постановления мэрии городского округа Тольятти об утверждении перечня получателей субсидии Департамент осуществляет заключение договоров о предоставлении субсидии. Договор заключается лично руководителем юридического лица с предъявлением паспорта.
Информационное сообщение о сроках заключения договоров субсидии руководителями СМСП, являющихся получателями субсидии, было размещено на официальном портале мэрии городского округа Тольятти: www.tgl.ru 25.11.2016.
Обратного суду не доказано.
Ввиду указанных обстоятельств, как уже указывалось судом выше, директор ООО "КОПИРУС" обязан был обратиться в департамент экономического развития мэрии городского округа Тольятти в период с 25.11.2016 г. по 05.12.2016 г. для заключения договора субсидии. Однако директор ООО "КОПИРУС" в указанный срок для заключения договора субсидии не обратился.
Заинтересованное лицо не обязалось подготовить договор субсидии позже срока, установленного пунктом 6.11 Порядка.
В соответствии с подпунктом 6.12.1 Порядка основанием для отказа в предоставлении Субсидии получателям субсидии является - руководитель СМСП не подписал Договор в срок, указанный в пункте 6.11 Порядка.
05 декабря 2016 года ООО "КОПИРУС" обратилось с заявлением, в котором указано, что оно отказывается от получения субсидии по причине уменьшения размера субсидии.
Конкурсный Отбор проведен в соответствии с Порядком и постановлением мэрии городского округа Тольятти от 04.07.2014 N 2175-п/1 "О комиссии по рассмотрению документов для участия в отборе на предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства". Пересмотр решений комиссии и постановлений мэрии городского округа Тольятти данными нормативными правовыми актами не предусмотрен.
Кроме того, пересмотр решений комиссии приведет к нарушению принципа обеспечения равного доступа СМСП к получению поддержки (пункт 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации").
Ввиду того, что в постановление мэрии городского округа Тольятти от 24.11.2016 N 3720-п/1 "Об утверждении перечня получателей субсидии вновь созданным субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения затрат на приобретение основных средств" внесены изменения и ООО "КОПИРУС" исключен из перечня получателей субсидии, оснований для заключения договора субсидии с ООО "КОПИРУС" отсутствуют.
10 декабря 2016 года заявитель обратился в мэрию городского округа Тольятти с претензией, в которой просил внести изменения в постановление мэрии городского округа Тольятти от 24.11.2016 N 3720-п/1 в части указания в строке 15 столбце 6 Приложения суммы в размере 500 000 рублей.
Однако, пунктом 6.12 Порядка предусмотрено только два основания для внесения изменений в постановление мэрии городского округа Тольятти об утверждении перечня получателей субсидии, а именно:
- руководитель СМСП не подписал договор в срок, указанный в пункте 6.11 Порядка;
- отказ СМСП от получения Субсидии.
Иных оснований для внесения изменений в постановление мэрии городского округа Тольятти об утверждении перечня получателей Порядком не предусмотрено.
Также, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" основным принципом поддержки СМСП является равный доступ СМСП, соответствующих условиям, установленным муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации муниципальных программ, к участию в указанных программах.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает правомерным отказ арбитражного суда первой инстанции в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Доводы апелляционной жалобы о неправомерном снижении Администрацией размера субсидии, подлежащей выплате заявителю, не основаны на нормах права и обстоятельствах настоящего дела, свидетельствующих о неподтверждении Обществом факта несения затрат и фактического приобретения основных средств в соответствии с представленным Расчетом суммы субсидии. Решение комиссии от 08.11.2016, изложенное в протоколе, о включении в перечень получателей субсидии ООО "Копирус" в сумме 145350 рублей соответствует нормам закона N 209-ФЗ, Порядка предоставления субсидий.
Судебный акт по делу принят при полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств и материалов дела и правильном применении норм материального и процессуального права.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины в порядке ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в полном объеме относятся на истца.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 19 мая 2017 года по делу N А55-3886/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-3886/2017
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 15 ноября 2017 г. N Ф06-26119/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Копирус"
Ответчик: Администрация г.о. Тольятти