г. Вологда |
|
27 июля 2017 г. |
Дело N А05-7717/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2017 года.
В полном объёме постановление изготовлено 27 июля 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Докшиной А.Ю. и Романовой А.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихомировым Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального производственного жилищного ремонтно-эксплуатационного предприятия Северодвинска на решение Арбитражного суда Архангельской области от 29 марта 2017 года по делу N А05-7717/2016 (судья Чурова А.А.),
установил:
муниципальное производственное жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие Северодвинска (ОГРН 1022900836650, ИНН 2902009446; место нахождения: 164512, Архангельская область, город Северодвинск, улица Серго Орджоникидзе, дом 2а; далее - предприятие, МПЖ РЭП Северодвинска) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Северодвинске Архангельской области (ОГРН 1022900838168, ИНН 2902042980; место нахождения: 164522, Архангельская область, город Северодвинск, улица Ломоносова, дом 105; далее - управление, УПФ, пенсионный фонд) о признании частично недействительным решения от 26.04.2016 N 039V12160000098 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 29 марта 2017 года по делу N А05-7717/2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
МПЖ РЭП Северодвинска с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы со ссылкой на положения пункта 7 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), действующего до 01.01.2017, считает, что не подлежит обложению страховыми взносами компенсация стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно в пределах территории Российской Федерации.
Управление отзыв на жалобу в суд не представило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной выездной проверки деятельности предприятия по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления страховых взносов) на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов, территориальный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов за период с 01.01.2013 по 31.12.2015 управлением составлен акт от 24.03.2016 N 039V02160000190, в котором среди прочего отражено, что предприятием в 2015 году занижена база для начисления страховых взносов на стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно на сумму 37 504 руб. 78 коп.
По результатам проверки пенсионным фондом принято решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 26.04.2016 N 039V12160000098, которым предприятие привлечено к ответственности по части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 2032 руб. 76 коп. за неполную уплату страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов.
Кроме того, предприятию доначислено 10 163 руб. 79 коп. страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование и начислено 295 руб. 04 коп. пеней за их несвоевременную уплату.
Не согласившись с вынесенным УПФ решением в части занижения базы для начисления страховых взносов на стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно от пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации, предприятие оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ненормативный акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 данного Кодекса обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами оспариваемых актов, решений, возлагается на соответствующие органы.
Статьей 33 Федерального закона от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" предусмотрена возможность компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно.
В силу статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах в 2015 году регулировались Законом N 212-ФЗ.
В силу положений статьи 5 Закона N 212-ФЗ предприятие является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, следовательно обязано правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, а также вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений и перечислений страховых взносов.
Частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ определено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений.
Согласно части 1 статьи 8 названного Закона база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 данного Федерального закона.
Пунктом 7 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ, действующей с 01.01.2015) установлено, что не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда работников к месту проведения отпуска и обратно и стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов, оплачиваемые плательщиком страховых взносов лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством Российской Федерации, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами. В случае проведения отпуска указанными работниками за пределами территории Российской Федерации не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда или перелета (включая стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов), рассчитанная от места отправления до пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации, в том числе международного аэропорта, в котором работники проходят пограничный контроль в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Под пунктом пропуска через государственную границу понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского (торгового, рыбного, специализированного), речного (озерного) порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от государственной границы участок местности, где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных. Пределы пунктов пропуска через государственную границу и перечень пунктов пропуска через государственную границу, специализированных по видам перемещаемых грузов, товаров и животных, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (статья 9 Федерального закона от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации").
Как верно отметил суд первой инстанции, из анализа приведенных норм Закона N 212-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2015) следует, что в случае проведения отпуска за пределами территории Российской Федерации работником, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и направляющимся к месту проведения отпуска воздушным транспортом, не облагается страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды только стоимость проезда такого работника от места жительства или работы до международного аэропорта, в котором он проходит пограничный контроль. Стоимость перелета из города, в международном аэропорту которого работник проходит пограничный контроль, до точки пересечения (перелета) воздушным судном государственной границы Российской Федерации и обратно подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
Аналогичные выводы содержатся и в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.02.2017 N А05-5453/2016.
В рассматриваемом случае работникам предприятия в 2015 году выплачивалась компенсация стоимости проезда к месту отдыха за пределами территории Российской Федерации согласно значению ортодромических расстояний до границы Российской Федерации.
Таким образом, поскольку работникам предприятия оплачена дорога от места отправления (международный аэропорт) пропорционально пути следования по территории Российской Федерации к общей стоимости авиаперевозки (ортодромия), с указанных выплат подлежат начислению страховые взносы.
При таких обстоятельствах оснований для признания решения пенсионного фонда о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах от 26.04.2016 N 039V12160000098 в части вывода о занижении страхователем базы для начисления страховых взносов на стоимость проезда работников к месту проведения отпуска и обратно за 2015 год на сумму 37 504 руб. 78 коп., у суда первой инстанции не имелось.
Доначисление страховых взносов, соответствующей суммы пеней и привлечение предприятия к ответственности по пункту 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ является обоснованным.
Выводы суда, изложенные в решении от 29.03.2017, соответствуют обстоятельствам дела. Решение принято с учетом доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства. Имеющие значение для дела обстоятельства выяснены полно и доказаны в судебном заседании.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие решение суда, которое является законным и обоснованным.
Основания для его отмены не усматривается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 29 марта 2017 года по делу N А05-7717/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального производственного жилищного ремонтно-эксплуатационного предприятия Северодвинска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-7717/2016
Истец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ЖИЛИЩНОЕ РЕМОНТНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ СЕВЕРОДВИНСКА
Ответчик: ГУ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. СЕВЕРОДВИНСКЕ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
27.07.2017 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4111/17